Таланту Альбрехта Дюрера!

  /После выставки «Эпоха Дюрера», Ново-Иерусалимский музейно-выставочный комплекс в Подмосковье, май-август 2018/

   Иные обучают  с такой жестокостью, сами не зная толком ничего,
Что юноши скорее привыкают ненавидеть знание, нежели ценить его. 
   Дюреру  же мы можем удивляться ещё и в другом отношении сами,
Ибо чего только не может он выразить в одном цвете, т. е. одними чёрными штрихами -
Тень, свет, блеск, выступы и углубления, выполненные словно филигранью,
Благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью.
Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие.
Чего только не изображает он! -
 Даже то, что невозможно изобразить -
Огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, словно это сон,
Все ощущения, чувства, наконец, нежнейшие, как лепестки роз,
Всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос.
   Всё это он с таким искусством передает точнейшими чёрными штрихами, как в сказке,
Что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски.
Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том,
В чём при поддержке цвета отличился Апеллес*? (Он для царя писал притом.)
   Апеллес и сам писал кое-что об искусстве Персею, одному из лучших своих учеников,
И сообщил много ценного о тайнах рисования, что было извлечено им из учений математиков.
И среди этого было немало о простейших геометрических фигурах,
А также о начертании и пропорциях букв, подобных золотым пропорциям в живых натурах.
    Имя Дюрера  уже давно известно,
Из мастеров живописи он пользуется наивысшей славой!
Некоторые называют его Апеллесом своего времени,
Талантом, прославленным не только своей державой.
____
/Непереведённый на русский язык текст написан Эрастом Роттердамским до 1532 года./
____
* Апеллес, Апелл (др.-греч., лат. Apelles, примерно 370 - 306 гг. до н. э.) - древнегреческий живописец, друг Александра Великого.



 
_________ 
Эразм Роттердамский «О правильном произношении в греческом и латинском языках.»
   Иные обучают этому с такой жестокостью, что юноши скорее привыкают ненавидеть знание, нежели ценить его… 
   Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами?    Тень, свет, блеск, выступы и углубления,
благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью.
Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие.    Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос.     Всё это он с таким искусством передает точнейшими штрихами, и притом только чёрными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски.    Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том, в чём при поддержке цвета отличился Апеллес?
   Апеллеса, который и сам писал кое-что об искусстве своему ученику Персею и сообщил много ценного  о тайнах рисования, что было извлечено им из учений математиков. И среди этого было немало о простейших геометрических фигурах, а также о начертании и пропорциях букв…
  Имя Дюрера мне уже давно известно; из мастеров живописи он пользуется наивысшей славой. Некоторые называют его Апеллесом нашего времени.
_____
Этот отрывок из сочинения Эразма Роттердамского “Dialogus de recta Latini Graecique sermonis pronuntiatione" был перепечатан в латинском издании “Руководства к измерению", вышедшем в 1532 году в переводе Камерария (“А. Duerer Institutionum geometricarum libri quatour", Lutetiae, 1532, стр. Aiib).



(Фото - Святой Евстафий, Альбрехт Дюрер, 1501 год, гравюра)


Рецензии