Таланту Альбрехта Дюрера!
Иные обучают с такой жестокостью, сами не зная толком ничего,
Что юноши скорее привыкают ненавидеть знание, нежели ценить его.
Дюреру же мы можем удивляться ещё и в другом отношении сами,
Ибо чего только не может он выразить в одном цвете, т. е. одними чёрными штрихами -
Тень, свет, блеск, выступы и углубления, выполненные словно филигранью,
Благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью.
Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие.
Чего только не изображает он! -
Даже то, что невозможно изобразить -
Огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, словно это сон,
Все ощущения, чувства, наконец, нежнейшие, как лепестки роз,
Всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос.
Всё это он с таким искусством передает точнейшими чёрными штрихами, как в сказке,
Что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски.
Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том,
В чём при поддержке цвета отличился Апеллес*? (Он для царя писал притом.)
Апеллес и сам писал кое-что об искусстве Персею, одному из лучших своих учеников,
И сообщил много ценного о тайнах рисования, что было извлечено им из учений математиков.
И среди этого было немало о простейших геометрических фигурах,
А также о начертании и пропорциях букв, подобных золотым пропорциям в живых натурах.
Имя Дюрера уже давно известно,
Из мастеров живописи он пользуется наивысшей славой!
Некоторые называют его Апеллесом своего времени,
Талантом, прославленным не только своей державой.
____
/Непереведённый на русский язык текст написан Эрастом Роттердамским до 1532 года./
____
* Апеллес, Апелл (др.-греч., лат. Apelles, примерно 370 - 306 гг. до н. э.) - древнегреческий живописец, друг Александра Великого.
_________
Эразм Роттердамский «О правильном произношении в греческом и латинском языках.»
Иные обучают этому с такой жестокостью, что юноши скорее привыкают ненавидеть знание, нежели ценить его…
Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления,
благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью.
Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Всё это он с таким искусством передает точнейшими штрихами, и притом только чёрными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски. Разве не более удивительно без сияния красок достигнуть величия в том, в чём при поддержке цвета отличился Апеллес?
Апеллеса, который и сам писал кое-что об искусстве своему ученику Персею и сообщил много ценного о тайнах рисования, что было извлечено им из учений математиков. И среди этого было немало о простейших геометрических фигурах, а также о начертании и пропорциях букв…
Имя Дюрера мне уже давно известно; из мастеров живописи он пользуется наивысшей славой. Некоторые называют его Апеллесом нашего времени.
_____
Этот отрывок из сочинения Эразма Роттердамского “Dialogus de recta Latini Graecique sermonis pronuntiatione" был перепечатан в латинском издании “Руководства к измерению", вышедшем в 1532 году в переводе Камерария (“А. Duerer Institutionum geometricarum libri quatour", Lutetiae, 1532, стр. Aiib).
(Фото - Святой Евстафий, Альбрехт Дюрер, 1501 год, гравюра)
Свидетельство о публикации №118052507643