Разрушителям Соборной мечети в Москве

– Стихи о мечети и людях вокруг неё до и после сноса.

Эти стихотворения написаны накануне сноса Соборной мечети в Москве 11 сентября 2011 года – как попытка её защитить, а также сразу после сноса – как боль потери и стремление осознать причины злодеяния. Такие стихи – одновременно и злободневная хроника, и философская рефлексия.

Мониторинг ситуации вокруг Соборной мечети – смотрите на форуме МТСС.

РАЗРУШИТЕЛЯМ СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ В МОСКВЕ


Есть же взрослые люди, что разумом – слабые дети,
Постыдятся старушке – а она ведь… их мать.
За предательство предков пред Богом ответят:
Кто-то строил мечеть, кто-то жаждет… сломать.

Сколько лет изнывали татары: царю всё писали!
Жалость выжали, сдюжили, право своё отстояв.
И хоть скромно, но к небу подняли
Минарет, полумесяц, азан над Москвой расплескав.

И в столетье лихое мечеть среди тьмы устояла,
Здесь читали Коран, пред Аллахом лишь падая ниц.
Боль и счастье, молитвы и слёзы впитали
Эти ветхие стены – тут память бесценных страниц.

Что покажем мы детям, дотронутся ль внуки руками?
Кто расскажет про Ерзиных, вспомнят ли Алимов род?
Искушение древнее – властью, гордыней, деньгами –
Превратит ли в манкуртов татарско-московский народ?

За наследие дедов – не «муфтий», но каждый в ответе:
Пусть же станет мечом твоё слово, молитва – как ток.
Эй, манкурты в чалмах, руки прочь от мечети!
На намаз встанем вместе – велит нам Пророк.

МОСКВА ДО ИВАНА ГРОЗНОГО

Смотри-ка, в Ханский двор Московского Кремля
Въезжают всадники с далёкого кочевья,
Из Золотой Орды, где кончилась земля,
Из тех степей, где не растут деревья.

Там хлещет ветер солнечно и зло,
Там всё иное – небо, птицы, люди.
В туман славянский принесли тепло,
Избавив нас от хлада и остуды.

И так славянство в тюркское вросло:
Юсуповы, Рахманинов, Тургенев.
Ведь у России два, а не одно крыло –
Сильнее дважды русско-тюркский гений.

Любили тюбетейки москвичи
И чай с халвою сладко запивали
Под колокольный звон, азан, а куличи
Делили поровну – соседству цену знали.

Но злой шайтан пронёсся сквозь царя,
Пошёл Казань громить, всё на пути сметая.
Разрушивший Казань лишил тебя, Москва,
Всех многоцветий изразцовых Рая.

И стала жизнь скучнее, проще, злей,
«Татарин» стало словом из ругательств.
А было ж время – жизнь цвела полней,
Не требуя ни слов, ни доказательств!

В СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ - ШРАМЫ ПРЕДКОВ

                Два чувства дивно близки нам,
                В них обретает сердце пищу:
                Любовь к родному пепелищу,
                Любовь к отеческим гробам.

                Александр Пушкин

Изменный век проклятий родовых
Прошёл. Как след от пыток – в шрамах.
Остался свет гореть внутри последних храмов,
Что чудом выжили, чтоб зрели мы живых
Дедов и прадедов – в морщинах от молитв,
В потёртых кирпичах, зияющих как раны.
Приди сюда с детьми и Богу поклонись!
Поклон земной – он глубже многословья.
Лети в просторы тайн, и к Божьему застолью,
Плечом к плечу с отцом в намазе помолись:
И предки нас простят, и свяжут нашу жизнь
Искусно, как ковёр – как Райский сад узорный.


Я написал летом 2011 года поэму «Садек-абзи», близкими родственниками которого были Алимовы – первые имамы, муэдзин и благотворители Соборной мечети в Москве. Предлагаем вам 33 главу этой ещё неопубликованной поэмы:

РОД АЛИМОВЫХ - РОДНЯ САДЕКА-АБЗИ

Про род Алимовых случайно я узнал
В горах Атласа. Южное Марокко
Прекрасно ночью – звёзды так близки,
Как будто на руке горят алмазы.
И кажется – летишь ты не в горах,
Уже на небе средь планет – вот чудо!
Потом я посетил, уже в Москве,
Наследницу алимовского рода,
Дочь Абрахмана Суфия-апу –
И от неё почувствовал веленье
Продолжить поиск родовых корней
Алимовых. Какие это люди,
Судите сами – перечислю их,
Имамов и ишанов и шахида.

Абдулжалил Биккинин – корень их,
Он в Куй Суы взрастил ученья силу,
Построил медресе – вот кладезь тех наук,
Которые Аллаха славят, род скрепляют,
Цепочкой света зикр передают –
Народ мишарский в испытаньях крепнет,
Гоненья и служенья – всё в прирост.

Юнус и Алим – два надёжных сына,
Юнусов сын – Садек-ходжа, абзи.
А вот от Алима пошла та ветвь, что в город
Из Куй Суы – в столицы повела.

Так Бедретдин стал первым же имамом
Второй мечети, что открыл в Москве
Он вместе с Ерзиным, Агеевым, с общиной –
Стоит теперь Соборная мечеть,
Как памятник прошедшего столетья.
И даже рядом льющийся проспект
Был назван неслучайно «проспект Мира» –
«Салам алейкум – мир вам!» говорится,
Когда приветствует по вере брата брат.
И тот же Бедретдин вложил свой камень
В фундамент – дар эмира Бухары! –
В столичную мечеть Санкт-Петербурга.

А сын его, Сафа, наследовал отцу
И стал имамом в годы революций,
И сослан был в концлагерь Соловки,
И там вознёс его Аллах в шахиды!

Саляхетдин остался в Куй Суы,
Там вёл приход, Умяр же сын – учитель.
 
Вдова шахида Сафы – Мершида
Была хафизом и детей учила.
На женщинах таких стоит весь свет,
Они подобны дочери Пророка
И жёнам верным – матерям святых.

Абдурахмана путь сначала шёл в Китай
Со старшим братом Сафой – к сбору денег
Для будущей мечети, где служить
Сам начал с минарета – муэдзином.
Он первым всю Мещанскую будил,
Взывая спящих на рассвет к намазу.
Потом, когда Сафа шахидом пал,
Абдурахман возглавил ту общину –
И понеслись допросы ВЧК:
Зачем Китай и знает что про Мекку?
В Аравии учился он шесть лет,
Французские выписывал газеты,
Такой имам, что знанье единил
Корана и наук великосветских,
Опасен был для красного Кремля.
Ему сказали: как взойдёшь к минбару,
Скажи муслимам, что «Иман – обман,
И нет ни чёрта, ни богов на небе!»
Две ночи так продлилось, но рассвет
Он не увидел – разорвалось сердце.
И прах его несли открыто сквозь Москву
Муслимы в знак почтения к герою,
Который сам ни веры не предал,
И капли лжи сам не сказал ни слова!

Рассказ про род Алимовых – как песнь,
Что душу, разум и наш дух питает.
Скажи, Садек-абзи, всё ль знаем мы, что есть?
Мы память сохраним, вам в жизни подражая!

9/11 В МОСКВЕ - "СНОС-РЕКОНСТРУКЦИЯ" СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ

Стояла сотню лет татарская мечеть,
Молитвы, радость, слёзы собирала.
Она родною для муслимов стала
Всех наций, возрастов. Азан всех звал – лететь!

Лететь душой – с молитвой в Небеса,
Лететь с родными – памятью навеки.
Так в сильный океан сливаются все реки
И созидается – единая семья.
 
Но горе грянуло – откуда и не ждал
Ни самый малый и ни самый мудрый.
Под лепет чалмоносцев из манкуртов
Бульдозер за день камни разметал.

Они сначала лгали: «Не снесём!»,
Потом снос «реконструкцией» назвали,
Про трещину и дождь всем сказку рассказали –
Но документов нет… Потом их «соберём»…

Скажите честно: совести ведь нет
В погромщиках, кто не в Москве родился,
Кто ради денег в чапаны рядился,
Им всё равно: есть память или нет!

В насмешку как бы, радостный шайтан
Избрал и дату – злую, роковую:
Сжёг над Нью-Йорком рану огневую,
Но по Москве – удар подлее дан.

Теперь не сможем внуков мы вести
Тропой молитвы предков, в мир богатства.
Бульдозеры, бетон… победно святотатство!
А нам – позор. Сей грех до смерти нам нести.

Прощай, мечеть! Мы не смогли сберечь
Твой образ, что столетьем был спрессован.
Любить не кирпичи, а предков свет и слово,
Корана в душу льющуюся Речь…

ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ...

Пройдёт лет десять, и никто не вспомнит
Татарскую соборную мечеть…
В бетонных залах будет много наций,
Склонясь в поклоне, Бога прославлять,
Читая, кто что помнит по-арабски,
А личное дуа – на языке отцов.

Средь них, быть может, каждый из двадцатых
С татарскими останется корнями,
Но языка уже он знать не будет,
И на корявом русском языке
К Аллаху обратится он с моленьем –
Аллах его, конечно же, поймёт,
Аллах его, конечно ж, приутешит,
Но будет всё же с горечью смотреть
На дерево увядшее Татарства:
«Зачем его Я создал и взрастил?
Зачем открыл величие Корана?
Народ не смог ни землю уберечь,
Ни преумножить языка родного,
И памятью своей не дорожил…»

…..

А перелом случился в день сентябрьский,
Когда мечеть соборную снесли
Бульдозеры, когда лгали имамы,
Что нет у ней ни ценности, ни сил –
 
Бетонной крышкой память придавили,
Свезли в помойку, душу растоптав.
«Какая там душа у кирпичей, у камня?!»
– Кричали вслед манкурты…
 
И смеялись,
Не ведая, что ладится душа
Из многоцветных нитей мирозданья,
Как будто бы прекраснейший ковёр.
 
И важно всё в божественном творенье –
И песня колыбельная пред сном,
Которую, как высшую молитву,
Творят над нами матери с любовью,
 
И свет берёз за окнами, и запах
Родного дома, и рука отца,
Что твёрдо нас по жизни направляет,
И чтить Отечество и дедов чтить велит.
«Любовь к Отечеству есть проявленье веры!»

………

Но если вдруг – «распалась связь времён»,
И к старине относятся как к хламу?..
Чего же ждать – душа тогда засохнет:
В бетонном городе безликие бегут,

Одетые в джинсовой униформе,
И нет у них ни счастия, ни слов –
Лишь суета, забота о прокорме…
Зачем им память, дом отцов, язык?

Зачем им храмы ветхие, мечети?
Их отучили плакать над стихом,
И петь они не могут – им сменили
Живую душу в электронный век,

Назвав культуру «развлеченьем», «шоу».
Не знаю я: иль плакать о больных,
«Забывших про своё родство иванов»,
Или смириться с вырожденьем их,

Кому Бог даровал – они ж всё растеряли?..
Пойдём в мечеть и там услышим вновь
Хадис о Родине, о «части нашей веры».

………

…Забудут через десять лет мечеть,
В которую московское Татарство
Вложило душу, разум и любовь –
С минбаров новых будут те же хутбы

Вещать многоязычные имамы,
Но кто словам лукавым верить будет?..
Пусть о тебе, снесённая мечеть,
Вовеки наши дети знают: эта память

Спасёт их от забвения святынь
И упасёт от ярости манкуртов!
 
Нет строенья.

Размётаны и стёрты кирпичи.
Но образ твой – в небесном сердце нашем,
В скрижалях памяти Невидимой Москвы,

Которая в высоты, словно Китеж,
Ракетой – как из плена – улетает…

 
НЕ ВЕЗЁТ…

«Каков поп, таков и приход» – русская поговорка

Не везёт России с духовенством:
Люди в храм бегут за совершенством –
Божье дело обрастает чванством,
Очерняя светлое пространство.

Ой, гляди: там водку освящают,
Чем бюджет церковный наполняют.
Вот бандит на церковь злато вносит –
Думает: «путёвку в ад» откосит.

А вчера сказал актёр в чалме,
Что мечеть улучшится к весне. Н
о под утро нет мечети – снос!
Веришь после «муфтию» всерьёз?

Он в Казани фестиваль кино
Открывал с актрисами-порно,
Президент казанских фестивалей,
Где Ислам «насилием» назвали.

Как же нам духовно возродиться?!
Как тут с горя до смерти не спиться…
Как мы ждали духа Перестройку –
А уткнулись, кажется, в помойку…

Говорили деды, что приход
Повторяет всё за тем, кто поп.
Но – скорее – всё наоборот:
В сердце зло свивает свой оплот,
 
В нашем сердце нету жажды счастья –
Оттого кругом растёт несчастье.
Духовенству подлости прощая,
Бога и себя не уважаем!


Опубликовано на сайте ИА IslamNews, 10 октября 2011 г.:


Рецензии