Гордо реет жид пархатый...

"Я сижу в темноте. И она не хуже
 В комнате, чем темнота снаружи"
(И.Бродский 1971 год)


Эти строки оставляют ощущение пугающей глубины и вместе с тем - чудовищной пустоты пространства души...

Его поэзия удивительно парадоксальна и непредсказуема в каждой мысли, в каждом её извиве и оттенке.
Читая его стихи, ты словно , по гениальному выражению Высоцкого: "чую с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю...", перепрыгиваешь с кочки на кочку в нескончаемом пространстве "гримпельской трясины" и никогда заранее не знаешь устоишь ли ты на этом скользком и опасном островке эфемерных вымыслов и очарования или безвозвратно сгинешь в пучине магнитно-поэтической ауры Бродского.

2015 год, большой книжный магазин на Невском, устроенный в виде анфилады комнат со стеллажами, каких-то боковых галерей, скромных закутков и вдруг, среди этого мышиного картонного царства, моему взору открылся остров...Бродского: овальный стол убранный тёмно-бардовым панбархатом, с массивным бронзовым шандалом - приютом плачущих воском свечей, с портретом Иосифа Александровича, запечатлевшим поэта в день насильственной высылки из СССР 4 июня 1972 года, в аэропорту "Пулково", сидящим верхом на сиротском фибровом чемодане и развалы, стопки, охапки его книг на русском, английском, японском, итальянском языках, включая не только стихи, но и эссе, рецензии и проч.
И здесь, на этом острове щемящей поэтической тоски, провидчества и обречённости, он был один, в своём привычном и извечном одиночестве - в этой комнате кроме меня, не было ни души...


Сегодня день рождения Иосифа Александровича Бродского - самобытнейшего поэта и очень негромкого человека.
Поэт-самоучка, поэт от Бога, поэт по своей художнической сути.
Далёкий от любой конъюнктуры, чуравшийся богемных тусовок, пустопорожней болтовни, хлебнувший в жизни и клеветы, и чудовищной несправедливости, и ссылки, и психушек и насильственной высылки из СССР и космического масштаба прижизненной славы и всеобщего признания.
Творчество Бродского увенчало собой лучшие достижения поэзии конца 20-го века, подняв искусство стихосложения на заметную высоту, впитав в себя дух и плоть выдающихся художников слова от Ахматовой, Мандельштамa, Верхарна и Рильке и до Томаса Элиота и Эзры Паунда.
Одинокий в своём величии, с некоторой долей поэтического чванства, ужасно застенчивый и пугливый, циничный, закомплексованный и скромный одновременно.

Всё, чего бы он ни касался или что касалось его , прямо или опосредованно, - переплавлялось в творчество высокой художественной пробы.

Ушёл из жизни, как и жил - тихо и в одночасье...

 ...так и прОжил, как мальчик
Из непрОжитых лет,
Венценьянский шарманщик
Гондольеровых бед

Переполненный дрожью,
Остужаючи свет,
Изошрамленный вожью,
Надрываясь в просвет

Между жизнью нелепой
И угрюмым вином,
То - танцуя Лиепой,
То - Харона паром...

Замыкаючи цепи,
Электрических снов,
Измождённых совдепий,
Заарканенных слов

Робинзоновых пятниц,
Не дождавшись в шабат,
Стихотворных развратниц,
Приглушая в набат!


"Словно девочки-сёстры
Из непрожитых лет,
Выбегая на остров,
Машут мальчику вслед…"

(И.Бродский)


Ни креста, ни погоста,
Ни прошедшего след,
Ни шинели по росту,
Ни кровавый послед

Ни хмельного затменья
От сияния глаз,
Ни предвзятого мненья,
Ни Хафиза – Шираз

Ни МецАду на приступ,
Бесноватостью губ,
Под поп-корны – Клин Иствуд,
Под коньяк – Сологуб

Под тальянку – Есенин,
Кокаиновый Блок,
То ли новые сени,
То ли счастья глоток

Эти девочки-сёстры,
Словно в росах фонтан
И грудастые ростры,
С хрипотцой Ив Монтан…

P.S  А на поэтическом сайте Стихи.ру - практически никто и вспомнил о нём, тишина.
     Всё тот же , в массе своей, набивший оскомину проходняк, пустопорожняя молотьба, заезженая конъюнктурная тематика: "взвейтесь-развейтесь" в духе незабвенного Сашки Рюхина, половостоны, проклятья в адрес пиндосов, пошлая, проходная, суетная и малограмотная стряпня, полная напыщенности, чванства и фальши.


Рецензии
"...с некоторой долей поэтическом чванства..." Видимо, "поэтического"?

Хорошо статья написана, за живое задевает. Вспоминается Игорь Царёв:

http://stihi.ru/2011/09/06/3077

Также вспоминаются некоторые фразы из интервью:

– Что касается поэта такого масштаба… Бродский сыграл, по-моему, двоякую роль. С одной стороны, Бродский создал новую генерацию поэтической речи. С другой стороны, масштаб его поэзии был таков, что под ним, как под могильной плитой, похоронены четыре-пять последующих поколений поэтов. И многие современные авторы вынуждены сталкиваться с тем, что по капле выдавливают из себя влияние Бродского.

Борис Пейгин (Томск) – о Бродском.

– Дело, думается, в его ярко выраженной манере, в организации текста. Насыщение оного метафорами, оригинальными и внешне эффектными смыслами – весьма привлекательно. Мысль, преодолевая массу коллизий, анжамбеманов, как будто совершает кругосветное путешествие или переходит с одного уровня на другой в чётко организованном геометрическом пространстве. Молодой, как правило, человек, находящийся в эстетическом поиске, подпадая под этот мотив, ощущает себя в тени Командора и говорит его голосом помимо своей воли. Это как вирусная инфекция, и ей, пожалуй, действительно стоит переболеть, чтобы получить впоследствии иммунитет. Говорю это, потому как в своё время тоже испытал его влияние.
Вообще, Бродский, особенно поздний, для меня поэт холоднокровный. Температура его поэтического гения не «как под мышкой, тридцать шесть», а гораздо ниже, это почти уже температура мрамора. Правда, и в ранних его стихах (к примеру, «Я обнял эти плечи и взглянул…»), которые чрезмерно обжигают, иной раз проступают контуры будущей отстранённости и взмывания туда, где «нет эха». Здесь уже «взгляд изнутри» готовится к перевоплощению во «взгляд снаружи». И с годами его «ястреб» смотрит на происходящее всё с большей и большей высоты. Кажется, что у Бродского – как у пресмыкающихся, температура тела которых зависит от окружающей среды. Но всё в точности до наоборот: окружающая среда зависит от его собственной температуры, и даже больше – прикасаясь к этой среде, он нагревает её настолько, насколько считает нужным.

Станислав Ливинский (Ставрополь) – о нём же

Алексей Назаров 9   01.11.2020 17:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.