Флоренция. Чайковский. Филармоника

 
/По мотивам строк Маргариты Мендель о концерте Filarmonica-квартета./

    Предвкушение концерта – волнующее ожидание музыкального волшебства!
Как изумительны  мгновения этого торжества!
Музыку ждёшь с замиранием сердца – время очаровывающих волнений,
Мгновения важных будущих открытий и незабываемых впечатлений!
   А когда на календаре май, а за окном аномально холодная (даже для Сибири) весна –
Со снежной вьюгой, сменяющейся то градом, то ледяным ливнем, который бьёт в окна, 
И от весны остаётся лишь на календаре видимость,
Чудес ждёшь особенно чутко, находя в них жизненную необходимость.
    И в эти мгновения спасением меломанов в зимне-весеннем Новосибирске
С большим успехом занимается «Filarmonica» – квартет,
Исполнящий шедевры, подобных которым в мире не создали,  нет!
   В Камерном зале  ждал многообещающий вечер, ещё не было такого -
Он полностью посвященный творчеству Чайковского:
Третий струнный ми-бемоль-минорный квартет
И «Воспоминание о Флоренции»,  ре-минорный секстет  -
С музыкой неба и  Солнца!
А концерты фирменного квартетного абонемента – всегда праздник для души и сердца. 
    Без преувеличения: первое отделение было абсолютно ошеломляющим
и, безоговорочно одержав полную победу над всеми мыслями, оно было изумляющим! -
Всецело захватило,
Не отпуская до последних аплодисментов!  – Именно так было! -
Грани двух миров – ирреального и земного,
Две маски – счастливой улыбки влюбленного в жизнь счастья реального, земного,
И - трагическая посмертная, страшная маска правды чего-то запредельного, неземного.
   Квартет - невероятной красоты
И необычайной силы воздействия – словно от чудной мечты.
Рефлексированный диалог, экзистенциальный альянс будущего и прошлого –
Альяс, созданный навсегда для утверждающего «Да!»:
Неотвратимость, рок, фатум, но в конце концов – надежда.
    Именно этот квартет для Чайковского стал последним,
Завершающим триумвират жанра, созданного им.
   Третья часть квартета – царство духов,
Завораживающая погребальная мистерия музыки и цвета,
Где редкие мажорные переливы в совершеннейшем мраке похожи на тонкие лучи света,
Изливающиеся из отражения зеркала, направленного в сторону небесной арки –
Настолько неожиданно ярки!
    Исполненный квартет - интерпретация, выписывающая каждый малейший нюанс,
каждую ноту с филигранной изящностью, как реверанс!
Это исполнение, конечно же, - выше всяких похвал, 
И здесь действительно больше нечего добавить им в ответ,
Ибо это нужно услышать, хотя бы раз в жизни каждому.  Браво, Filarmonica-квартет!
Спасибо за каждую такую ноту, за мастерство и любовь к музыке. Вы – Солнца свет!
     Продолжение программы ознаменовалось большим путешествием.
Путешествием во Флоренцию с необыкновенным в солнечную Италию музыкальным шествием. 
Сразу хочется отметить, что само произведение (а речь идет о секстете)
очень выигрышное для исполнения, очаровывающе звучащее,
а уж если исполнение (как это всегда бывает на абонементных концертах «Филармоники») –блестящее,
То непередаваемый восторг, и чувство радости от встреч с прекрасным
Вам гарантированы стопроцентно – исполнение будет изумительным, страстным!
    По первым нахлынувшим ощущениям секстет обладает почти оркестровым звучанием –  пленительным,
искрометным, сияющим, стремительным,
полным разноцветных вспышек и эмоциональных всплесков праздничной итальяской процессии,
невероятной энергетики и витальной экспрессии –
всё это порождало на протяжении второго отделения множество образов…
реющие звуки и ароматы, дыхание  деревенских вечеров
и многоголосные сценки итальянской жизни, похожие на шуточные куплеты,
мозаичные закаты и монастырские, почти фресочные, рассветы,
тайные свидания под мраморными сводами францисканской церкви Санта Кроче,
прогулки по оливковым садам в светлом эфире неба, что счастье прочит,
благоухание фиалок и пышных бутонов роз с изумительной мелодией в мажоре -
где-то далеко от красочных изгибов флорентийского кватроченто Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре…
любовь, увенчанная лаврами искусства и гениальная лёгкость в совершенстве формы, -
таким и не иным
был струнный секстет Петра Ильича Чайковского сегодня – пленительным и роскошным.
____
Струнный СЕКСТЕТ РЕ МИНОР - ВОСПОМИНАНИЕ О ФЛОРЕНЦИИ (1890/1891-92) OP. 70
http://classic-online.ru/ru/production/7797
www.youtube.com/watch?v=-pWVmV0zWic
www.youtube.com/watch?v=SWefTRcabJQ

____
«ФЛОРЕНЦИЯ,  ЧАЙКОВСКИЙ,  ФИЛАРМОНИКА…» 
/О концерте квартета «Filarmonica», Новосибирск, народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель./
    Предвкушение концерта – это всегда волнующее ожидание музыкального волшебства, на которое долго собираешься и которое ждешь с замиранием сердца, это время важных открытий и незабываемых впечатлений. А когда на календаре 19 мая, а за окном аномально холодная (даже для Сибири) весна – со снежной вьюгой, сменяющейся то градом, то ледяным ливнем – чудес ждешь особенно чутко, находя в них жизненную необходимость. И спасением меломанов в вечно промерзшем городе Новосибирске с большим успехом занимается «Filarmonica» – квартет (Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель). Именно в этот день квартет «Филармоника» закрывал свой концертный сезон 2017–2018 в Камерном зале, и потому нас ждал многообещающий вечер, полностью посвященный творчеству Чайковского – третий ми-бемоль-минорный квартет памяти Фердинанда Лауба и ре-минорный секстет «Воспоминание о Флоренции». А концерты фирменного квартетного абонемента – всегда праздник для души и сердца. 
  Без преувеличения, чистосердечным признанием: первое отделение меня потрясло, оно было абсолютно ошеломляющим и, безоговорочно одержав полную победу над всеми мыслями, всецело захватило меня, не отпуская до последних аплодисментов. Грани двух миров – ирреального и земного, две маски – счастливой улыбки влюбленного в жизнь и – трагическая посмертная, страшная маска правды. Квартет невероятной красоты и необычайной силы воздействия. Рефлексированный диалог, экзистенциальный альянс будущего и прошлого: неотвратимость, рок, фатум, но в конце концов – надежда. А ведь этот квартет для Чайковского стал последним, завершающим триумвират жанра. Третья часть – царство духов, завораживающая погребальная мистерия, где редкие мажорные переливы в совершеннейшем мраке похожи на тонкие лучи света, изливающиеся из отражения зеркала, направленного в сторону небесной арки. Мы услышали интерпретацию, выписывающую каждый малейший нюанс, каждую ноту с филигранной выделкой. Это исполнение, конечно же, было выше всяких похвал, и здесь мне действительно больше нечего сказать, ибо это нужно услышать, хотя бы раз в жизни каждому (тот, кто имел счастье быть майским вечером в Камерном зале – меня поймет). Браво, «Filarmonica» – квартет! Спасибо за каждую такую ноту, за мастерство и любовь к музыке. 
  Продолжение программы ознаменовалось большим путешествием. Путешествием во Флоренцию. Сразу хочется отметить, что само произведение (а речь идет о секстете) очень выигрышное для исполнения, а уж если исполнение (как это всегда случается на абонементных концертах «Филармоники») блестящее, то непередаваемый восторг и чувство радости от встреч с прекрасным вам гарантированы стопроцентно. В реализации замысла артистам квартета помогли коллеги по Новосибирского академическому симфоническому оркестру, молодые музыканты – Думан Жамалкожа (альт) и Наталия Мамакова (виолончель). 
  По первым нахлынувшим ощущениям секстет обладает почти оркестровым звучанием – искрометным, сияющим, стремительным, полным эмоциональных всплесков и разноцветных вспышек, невероятной энергетики и витальной экспрессии – все это порождало на протяжении второго отделения множество образов… реющие звуки и ароматы, дыхание деревенских вечеров и многоголосные сценки итальянской жизни, мозаичные закаты и монастырские, почти фресочные, рассветы, тайные свидания под мраморными сводами францисканской церкви Санта Кроче, прогулки по оливковым садам в светлом эфире неба, благоухание фиалок и пышных бутонов роз где-то далеко от красочных изгибов флорентийского кватроченто Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре… любовь, увенчанная лаврами искусства и гениальная легкость в совершенстве формы – таким я услышала (и увидела!) струнный секстет Петра Ильича сегодня – пленительным и роскошным. И если кто-то из достопочтенной новосибирской публики по какой-то причине не смог побывать на замечательном концерте квартета «Филармоника», то его ждет весьма впечатляющий сюрприз – еще одно исполнение струнного секстета П.И. Чайковского в ближайший четверг, 24-го мая, в рамках цикла «общедоступных дневных концертов» филармонии. 

М. Мендель, студентка факультета журналистики.
20.05.2018


Рецензии