Садек-абзи. Поэма
поэма
Бисмилла иррахман иррахим!
1
МОЛИТВА В ПУТИ
Скорее, душа моя, воду –
Воду живую найди,
И к родникам народным
С верой и знаньем иди!
Чтоб жить без нужды и страха,
Друзьями Аллаха стать,
С молитвой, с надеждой, с любовью –
Наставника будем искать!
Он явит своим примером -
Как к Богу прямо идти,
Заступник в молитве, поможет
Нам не свернуть с пути.
Скорее, душа моя, воду –
Воду живую найди.
И к родникам, к истокам –
В Овечий овраг иди!
Что за овраг Овечий,
Есть ли там Божья сласть,
Кто знает, укажет дорогу –
Как бы в обман не впасть?
2
НАЧАЛО МЕЩЕРЫ
Мещерский юрт – здесь пограничье Степи
Смыкается с великим русским Лесом.
Здесь тюркское приволье, разбежавшись
От гор Саянских, вздыбило коня –
И он, всхрипев и пену гордо сбросив –
Вдруг, вздрогнув, встал. И в небо устремил
Свой взор с огнём. И ржанье, как рыданье,
Вдруг разнеслось – в нём счастье было, сила.
Как яблоко, оно катилось в небо…
Конь затих.
Мажары здесь извека расселились. Кипчаки
К оседлости пытались тут привыкнуть, землю роя.
Ни огороды здесь, ни пашни не взошли –
Рождённый Степью ввек не позабудет
Всю бездну скачек, космос вольный,
И запах сладко-яростной полыни,
Который дух батыра в Рай пригонит
Себя, и всю семью, и стадо и коня.
В таком народе много силы бродит,
Такому нраву нужен конь и вольность,
И лишь Аллаха он признал правленье
Над гордостью и вольницей своей!
Всевышнему с любовью поклонился,
Воздав хваленье за судьбу свою -
Сначала в юртах преклоня колени,
Затем мечети строя по земле,
К мечетям добавляя – для ученья –
В ауле каждом детям медресе.
Так созидалась Родина и слава
Мишарской удивительной земли.
3
КУЙ СУЫ - ОВРАГ ОВЕЧИЙ
(на языке предков мишар мажаров – Кусю, Кёсю)
Аул мишарский Куй Суы –
«Овраг овечий» означает слово.
Здесь мир библейски прост: овраг – основа
Для поиска живительной воды.
А ты и сам ведь назван пастухом:
Коран велит нам быть в семье опорой
Для тех, кто нас слабее, плачет в горе –
Веди их к родникам, укрой их в хлад и в гром.
Но жизнь изменчива – и вот ты сам… овца!
Не смейся и не плачь, но так бывает чаще.
По миру бродишь ты, как в стаде настоящем,
И плохо, если нет духовного отца.
Живой наставник – лучший Божий дар.
Ему внимаешь, следуя с любовью,
Он пастырь твой, духовной спаян кровью,
Не разлучит с ним смерть, не страшен зла удар.
Но есть наставники, ушедшие давно
В миры иные, но к родным забота
Влечёт их чрез века нам передать свой опыт.
Такой наставник – Вечности окно.
Приди в Овраг и пешим и босым –
Пусть травы и цветы ступни наполнят
Природной музыкой, кураем древних молний.
Земле воздай почтенье, словно сын.
Затем взгляни на Небо – «Тенгри-хан»
В старинных текстах, как «Аллах» прославлен.
Так лик Единого был нашим предкам явлен
И Он пророков дал народам в каждый стан.
Печать пророков – послан Мухаммад,
Ему Джибрил Писанье дал запомнить,
И красотой Ислама мир наполнить,
Чтоб человек был Божьим Светом рад.
Вот сквозь века, сквозь множество сердец
Сияет Нур в подвижниках – как много
Их в странах разных! Но спроси любого:
Есть святость среди вас? Ответят: есть отец!
Отец духовный, проводник Святого
Народу каждому был послан – так любим
Аллахом каждый род, и призван стать святым.
Чрез Абу Бакра Нур пришёл и тариката слово.
Его к мишарам нёс под сердцем с Бухары
Юнуса сын, Садек Абдулжалилов.
И с той поры аул, как куполом, покрыли:
Бахауддин – «чеканщик-накшбанди»,
И сам Садек – пастух, имам и алим.
За ними вслед – не вспомнить всех, не в счёт,
Скрывать их надо было в дни невзгод.
Но жив Овраг сейчас, и дух мишар не свален.
Родник овечий – таинство для тех,
Кто жаждет Божьему наследовать призыву,
Стать «другом Божьим», авлия красивым.
Мишарам данный, он открыт для всех!
4
ЗАСТУПНИЧЕСТВО САДЕКА-АБЗИ
В каком высокогорье Духа, шейх блаженный,
Суфийский вождь мишарского народа,
Творите Вы намазы и моленья?
Когда, куда Вас принял Всемогущий,
Откуда Вы творите нам добро?
Испросим мы в молении о чуде –
Но Вы, к Аллаху волю направляя,
Не станете потворствовать любому,
Желаний кто своих не знает цену:
На пользу ли они, или во вред?
Но слабый человек испрашивает Бога
Всего себе хорошего, не зная,
Что хорошо ему и что запретно,
И как пойдёт и сложится судьба…
Один Творец Сам знает почерк жизни,
Которая нас приведёт к воротам,
К истокам Райским, к водам без забвенья,
К веселию быть с Другом - авлия!
5
ЗИЯРАТ - НЕ МУЗЕЙ
Тут зиярат, а не музей. Нужна не просто память,
Не блеск реликвий, золото и сталь.
Молясь, почуешь
Блаженство близости с избранником Аллаха,
Его молчанье тихое…
А если стать смиренным,
Салам душой принять – муслимом настоящим
Здесь станешь ты.
Вот суть в чём зиярата.
6
УРОКИ СУФИЯ-НАКШБАНДИ АЛИШЕРА НАВОИ
УРОК ПЕРВЫЙ - ЭМБЛЕМА ТАРИКАТА НАКШБАНДИЯ (СЕРДЦЕ С ИМЕНЕМ АЛЛАХА)
Заводишь речь - скажи лишь половину:
Навьёшь словес - и жалкий будет вид!
Когда паук накрутит паутину,
Он в ней и сам как пойманный висит.
Алишер Навои (кыта в переводе Сергея Иванова)
Твой псевдоним «навои» - «мелодичный».
Всё же, как суфий, ты больше ценил тишину.
Многое надо народу сказать, но к себе – ироничным
Стоит остаться. А сердцу - открыть глубину.
Пусть в каждом вздохе - лишь тихого зикра сиянье,
Выше всех слов – нити тончайшей любви,
Кто же «чеканщиком» станет и «знаки» расставит со знаньем,
В сердце лишь «Имя Аллаха» вписав – только этим живи!
УРОК ВТОРОЙ
О Навои, перечеркни слова,
В которых нет дыханья Божества!
Алишер Навои (перевод Сергея Иванова)
Сколько слов написано – но сколько надо сжечь,
Чтобы разум, чистоту земли сберечь?
Но, однако - кто отдаст приказ?
Ошибались судьи – и не раз!
Размышляя так, в бездействии сидим:
Сорняки сжирают Родину… Горим.
7
КОГДА СТАДА БРЕДУТ...
«Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой
и когда выпускаете…»
Коран, сура «Ан-Нахль» («Пчёлы»), аят 6
Ты видел, как коровы поутру
Бредут навстречу Божьему лучу?
Ты знаешь, вечером, когда закат остынет,
Они наполнят мир теплом, а млеком – вымя.
Когда стада бредут – какая красота!
Понять язык её мешает немота.
Такое украшение природы
Понять и полюбить нужны не дни, не годы:
Проснись до зорьки, выгони коров
В росу и в солнце, на цветущий кров
В зелёный шум шмелей, травы, растений –
И всё поймёшь за миг, в одно мгновенье!
Увидишь, как коровы поутру
Бредут навстречу Божьему лучу,
Узнаешь вечером, когда закат остынет,
Как наполняют мир они - теплом, а млеком – вымя.
8
КТО ТАКОЙ АЛИМ?
А ты узнаешь алима в толпе?
Он ходит – как и все,
Он дышит – как и все.
Чем отличить нам алима и где?
Читает много он – но кто же не читает?
Однако, он всё мудро различает.
Представьте, он так быстро отличает
Добро и зло, как будто сам всё знает!
Но умный человек – не тот, кто сам всё знает,
Он различение от Бога получает,
Его слова нигде не искажает
И людям понимать Коран он помогает.
Но скажешь ты – в Коране нет всего:
Наук, искусств, ремёсел и того,
Чего не знали люди при Пророке!
Ты прав - всему есть час и сроки.
Творец нам разум для того и дал,
Чтоб каждый постепенно постигал
Науки и Коран – единым знаньем,
Умел владеть и чувством и сознаньем.
Теперь узнаешь алима в толпе?
Он ходит – как и все,
Он дышит – как и все.
Он скромен и его найти нам где?
Читает много он – но кто же не читает?
Однако, он всё мудро различает.
Представьте, он так быстро отличает
Добро и зло, как будто сам всё знает!
Но умный человек – не тот, кто сам всё знает,
Он различение от Бога получает,
Его слова нигде не искажает,
Нам жизнь понять Кораном помогает.
9
КТО МЁДОМ ЧЕЛОВЕКА ИСЦЕЛЯЕТ?
«И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питьё разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!»
Коран, сура «Ан-Нахль», аяты 67–68
Кто мёдом человека исцеляет?
Пчела - как фабрика, в ней всё внутри вскипает,
Потом душистым варом наполняет.
Лекарств так много – мёд всё заменяет!
Но как же трудно уберечь пчелу,
Построить улья, пережить зиму.
Наука целая – за сотами следить,
На пасеке, как в храме надо жить!
Пчелы строенье хрупко: так легко
Ей повредить. Брось камушек в окно –
И разлетится вдребезги стекло -
Так тельце нежное пчелы. Оно
Для нас – знамение, так говорит Коран.
Знаменье – знак, он для раздумий дан.
Когда оближешь пальчики от мёда –
Благодари, хвали Творца природы!
Внушил Господь такой закон всем пчёлам –
Они теперь врачи, целители всем хворым.
На пасеке ещё учиться можно много:
Как дружно жить семьёй, благословляя Бога!
10
ЧТЕНИЕ ЗИКРА
Кто глубоко копает – клады тот открывает.
Вот также и зикр читают – тысячи раз повторяют.
Священных имён немало – чётки возьми для начала.
Чтоб с главного разум не сбился – ритм с дыханием слился.
Следить за собой не надо – в зикре такая отрада!
Ничтожнее станешь, чем прах – к Себе вознесёт Аллах.
11
ЗИКР САДЕКА-АБЗИ
Ходит мишарин тихий по родному простору,
Кажется, что-то шепчет и чётки в его руках.
Нить того зикра не стёрлась, хоть время стирало горы.
Держись за неё с упорством – и станет имя «Аллах»
Дыханием чуткого сердца, кристаллом в нежных лучах.
«…Аллаху акбар… Бисмиллах…»
12
МИШАРСКАЯ СИЛА
«Может ли мишарин без коня?» -
Я спросил у древнего огня.
«Без коня мишарин не бывает, -
Так огонь мне древний отвечает, -
Наш Создатель повелел им в бой
На коне умчаться за стрелой -
Обогнать горящую стрелу,
Проложить над звёздами тропу,
Совершить сто тысяч дел добра,
Чтобы Родина прекрасною была!»
13
МИШАРСКИЙ КРАЙ БОГАТ
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Александр Пушкин
Кто знает, где, когда словам
Дано родиться точно и навеки,
И кто же их диктует человеку –
Смешно подумать, будто бы «он сам»!
Мишарский край богат: тут в Болдино летел
Нижегородскими полями да лесами
Сам Пушкин… Серафим молитвы пел,
Садек-абзи учил детей стихами.
Мордва и Русь, Мещера и Чуваш –
Чересполосица, узор ковра богатый.
Здесь церковь и мечеть прописаны в пейзаж,
У каждого свой лик, и свой язык - все святы.
Живём вдоль Волги, в чаше из земли,
Везде над нами – купол неба ясный.
Святые предки нам открыть смогли,
Насколько Божий мир прекрасен!
14
ДОМ ПРОСТОЙ - ДОМ АВЛИЯ
Чудо просто – приехать из шума столицы,
В домик тихий войти и разуться в прихожей.
Да зорко вглядеться: ну разве же это похоже
На мавзолеи и храмы великих империй?
Нет, здесь просто, как в самой обычной квартире,
Что-то древнее есть – вещи из Хаджа, совсем их немного…
Но – ты же видишь! – сюда не напрасно приходят
Денег, славы искатели, бизнеса люди большие,
Кто-то малый, больной и убогий, а кто-то преступник…
Манит манка – и в «дом исполненья желаний»
Превратили в невежестве люди жилище, что суфий
Принял в дар от Владыки – молитвенной жизнью украсил.
«Аль-Фуркан» - есть понятие в светлом Послании свыше,
Означает оно «различение духов»: не всякому это под силу.
Для того и дана в тарикатах цепочка-«силсила»,
Чтобы дар передать чрез века – и пронзить поколенья.
Стой! Зачем ты к Садеку святому приходишь? Подумай,
Благ земных ты желаешь, не зная, что нужно, не нужно?
И в молитве заступника Божьего просишь –
Сам ты знаешь о чём? И какая от этого польза?
Знай - здесь место познанья Аллаха, смирения, мира,
Здесь Садек научил поколенья мишар совершенству.
Здесь же тайно присутствует дух Абу Бакра, Накшбанда –
Всей цепочки великих муслимов Хиджаза и Мекки,
Лучезарной Медины и… Бухары, где Садек научился «чеканке».
Создан в теле с мятущимся духом и страстью,
Как алмаз человек - но нуждается в Божьей огранке.
А иначе – подобно гниющему мясу, будь сожран землёю,
Прахом был, век прожил – так и прахом остался…
Позорно. Да, позорно прожить, не умножив себя,
Не приметив, что в сердцем твоём – словно капля,
Точка есть, имя – Алиф, то Божие Имя. Аллаху
Дорог ты – Он тебя к совершенству взывает, и «другом»
Назовёт, как Садека-абзи – «авлия».
15
КНИГА И ЗЕМЛЯ РОДА БИЗАКИ
Потомственный имам из рода Бизаки,
Служителей мишарского народа!
Вы мударрисов долг несли через невзгоды,
Чтоб зёрна веры в детях проросли.
Когда не дали строить вам мечеть,
Когда прогнали мудрецов к Китаю,
Гуляла по плечам царёва плеть –
Вы приняли удар, Коран читая.
Без этой Книги выпал бы народ,
Как множество племён – из Свитка жизни.
Но тот, кто учит суры в род и в род,
Достоин чести жить в своей Отчизне.
Земля и вера, верность и любовь,
Как два крыла у птицы поднебесной –
Прославлен род ваш, и не сгинет кровь,
И мы поём о вас Аллаху песни!
16
МУДАРРИС В МЕДРЕСЕ
Представить себе очень просто: если огонь погас
И в доме никто не учится – значит, народ угас.
Значит, ничто не радует и руки висят как плеть,
Божьему чуду жизни никто не умеет петь
Голосом, словом, поступками, живые цветы растить,
Близким и дальним людям улыбку и радость дарить!
Чтоб, не растрачены попусту, дни нашей жизни неслись,
Каждому нужен – и вовремя! - нужен святой мударрис!
17
ДАВАЙ ЧИТАТЬ КОРАН!
Чуть нараспев читают неспеша
Арабские загадочные звуки.
И кажется: нельзя совсем дышать,
Но – только слушать сердцем чутко.
А ты сумеешь так же, неспеша
Читать Коран своим любимым детям,
Чтоб не напал на них и не сгубил шайтан,
Чтоб жизнь у них была светлее всех на свете,
Чтоб никогда они не впали в глухоту,
И сердце людям было бы открыто,
Чтоб Сам Аллах любил от них мольбу
И не был ни за что на них сердитым?
Так сядь же рядом, будем неспеша
Читать и петь загадочные звуки.
Тогда захочется смелей дышать
И сердце станет светлым, добрым, чутким!
18
МЕДЖЛИС
Много людей собираются,
Вместе к Аллаху склоняются.
Как это всё называется?
Знаешь, там будет меджлис!
Самый начитанный молится,
Небо над нами раскроется,
Ангелы будто касаются
Тех, кто пришёл на меджлис!
Что ж ты о чём-то задумался,
Или о ком пригорюнился?
Если душой опечалился –
Нужно бежать на меджлис!
Сбрось с себя грузы сомнения,
Домыслы, угрызения –
Зикр повторяй в просветлении,
В райский взлетая междлис!
19
ИНСАН КАМИЛЬ - ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Инсан камиль – арабское созвучье,
Оно понятно древним мудрецам.
Но я ведь тоже быть хочу из лучших -
И разбираться в этом буду сам!
Я алимов спрошу, все книги перерою,
Ибн Араби поможет мне – читать!
Аллаха замысел в себе открою:
Трудиться, чтобы совершенным стать.
Иные есть пути, но все они - постыдны.
И всякий призван в мир для высшей Красоты.
Открой Её в невидимом и скрытном –
И душу очищай до Божьей чистоты!
20
ТАКБИР (АЛЛАХ АКБАР!)
Лучшая печка – с высокой трубой.
С тягой воздушной взлетает над крышей
В небо просторное дым голубой –
Так и душа, что молитвою дышит.
Сколько бы в жизни ни встретить невзгод,
Сколько бы трудностей, горя и страха –
Сильные духом пробьются вперёд,
Делом и словом прославив Аллаха.
Имя святое твердить – как дышать.
Выдох и вздох – как любви упоенье.
Будем руками благое свершать,
В сердце Такбир пусть звучит восхищеньем!
21
ХОЖДЕНИЕ В МЕККУ И В БУХАРУ
Сегодня так легко промчаться в самолёте
В любой далёкий край, хотя бы в Бухару.
Представьте же себе, как путник одинокий
Шёл из Мишар сквозь жар в пустынную страну!
Он дважды в Хадж ходил, свершая столп Ислама,
В оазисах Хиджаза воду пить.
Спроси его: зачем, к чему все испытанья,
Не проще ли спокойнее прожить?
Но там, в Аравии – есть «корни нашей Веры»,
А в Бухаре – «Ислама полный плод»,
Накшбанда зиярат, цепь медресе. Стать зрелым
Муслимом может тот, кто здесь себя найдёт.
Чтоб дух собрать, отправь нас, Боже, в Мекку,
Как в центр Земли, к Каабе всесвятой.
Затем «инсан камиль» - к свершенью человека
Дай напитаться нам блаженной Бухарой!
22
В БУХАРЕ ЗИЯРАТ НАКШБАНДИ
Знаешь волшебное место там - на краю Бухары?
Молнии духа сверкают, если молитвы чисты.
Здесь совершенству творений нет никаких границ,
Если в молчании с верой падаешь сердцем ниц.
Искренность поклоненья, что может быть нужней
В странствии духа земного в буре летящих дней?
Ум, будь всегда - у Бога, руки всегда – в труде,
Сердце - с женой любимой славь Аллаха везде!
Суть «накшбанди» в «чеканке» - в духе, в труде, в дуа –
Милостью Друга призван каждый - стать авлия.
23
ШЕЙХ ГУДЖДУВАНИ - МУРШИД БАХАУДДИНА НАКШБАНДИ
Десятый шейх цепочки Накшбандия
Великим стал в учении у Хизра.
Тот с головой его топил, давя дыханье –
Так тайному и сильному дал власть
Господствовать над тленною душою.
Когда-то также мощный Джабраил
Мухаммада заставил всё запомнить,
Что в Свитке с неба послано – «Читай же!».
Одиннадцать оставил нам заветов
Шейх Гудждувани – школу Тариката.
И чрез века пронзил блаженным Светом
Бахауддина сердце – тот «чеканкой»
Так овладел, что ветвью Накшбандия
Взрастает в человечестве Святое,
И Путь открыт! Желающий блаженства
Стать может авлия - так милостив наш Друг.
24
ВЕТВЬ НАКШБАНДИЯ
Усохла Ветвь среди мишар – иль нет?
Как страшен сам вопрос - кто даст ответ?
Жива - там в Дагестане, среди гор,
Среди узбеков, турок, где Лахор…
И «чистым» назван даже целый стан –
Тебе такое имя дали, Пакистан!
Но есть ли Ветвь среди мишар – иль нет?
Как горек сам вопрос - кто даст ответ?
Скажи, прошу тебя, Садек-абзи, скажи:
Взойдут ли семена из высохшей межи?
25
АБЫЗ
Абыз – свет от слова «хафиз», тюркское преломленье.
Так величали стремящихся к познанию и к ученью.
В дни Грозного Иоанна почти всех мулл истребили
Ревнители самодержавья, грубой опричной силы.
Но спрятал народ под спудом, в аулах своих припрятал
Слово Корана, молитвы. В сердцах сила веры – не в камнях.
И каждый простак хотел бы, выучив, дать столь щедро
Людям святое Слово - чтоб в Рай привело соседа.
26
УГОРСКИЙ СЛЕД
В названиях мишарского пространства
Есть много звонкого – знать, это угров след.
Вот Сабачай и Пешт: тут венгров явно ханство,
Ушёл к Дунаю от Мишар сосед.
В столице Венгрии язык им ведь понятен
Без словарей, названия - сродни.
Смешенье языков, скажите мне, проклятье
Иль благость и богатство для родни?
Творец нам дал такое разноцветье
Рас, языков, повадок и ума –
Познать их – в радость мудрецам и детям!
На это жизнь огромная дана.
27
ВОЛГА, СУРА, ПЬЯНА (ПЕСНЯ МИШАР)
Волга, Сура, Пьяна – реки да луга.
Здесь родился дед мой, бабушка и я.
Здесь восходят к солнцу яркие цветы,
Здесь любовь мы встретим, смерти скажем «ты»!
Нам весёлый ветер принесёт в степях
Запахи полыни, предков плач и прах.
Нет конца у чуда – только пропевай.
Каждое дыханье славит Сурский край.
Волга, Сура, Пьяна – реки да луга.
Здесь отец родился, мать моя и я.
Здесь Садек молился - и Аллах был рад,
Здесь заложен свыше наш Мишарский сад!
28
ОВЕЧЬЯ ВОДА
И вновь я, как овца, открою губы к Небу,
И вновь я пропою – открою горло к Небу.
О где мой Пастырь, я Тебя теряю…
Дороги сам не вижу, путь не знаю…
Сожгло мне губы… и живот схватило,
Нет сил идти, шепчу уже вполсилы…
Овечьей дай воды – но где найти колодца?
Чу!
«В сердце у тебя есть и вода и солнце!»
29
СТАРИННЫЕ ВЕЩИ В ДОМЕ САДЕКА-АБЗИ
Не трогай вещей старинных в доме Садека-абзи:
Да, это так заманчиво – будто коснуться руки.
Но самой прекрасной материи ввек о душе не сказать,
Тайну общенья в молчании надо в святыне искать.
30
ИХСАН
Придумали ж сказать, как будто на бегу:
«Читать пора намаз, но скоро к вам приду!»
«Читают» ведь… журнал, письмо, газету –
Но Богу - молятся, намаз - свершают.
Где там
К формальности такой нашли фальшивый слог,
Огонь богообщенья – задушить в песок?!
И вот – как много их, самодовольством сытых –
«Намаз читают» - не творя молитвы…
31
ХОДЖА НАСРЕДДИН
Когда молитву превращают в «чтенье»
И забывают искренность в моленье –
Аллах нам посылает шутника
И он срывает маски: кто ханжа,
А кто мечети превратил в лабазы,
Меджлисы – в собирание алмазов…
Когда б не дервиши, успели б мы заснуть
Ислама свежесть превратили б в муть.
32
МЕДРЕСЕ ДЕДА АБДУЛЖАЛИЛА
Великий дед Абдулжалил
Здесь создал медресе – гнездо,
Как много славных мудрецов –
Как будто бы птенцов-гонцов,
Вспорхнуло из него!
Каким он был, аул в те дни –
Стояло ль много изб?
Стать «академией мишар»,
Где учится и млад и стар,
Помог, быть может, Хызр?
Лучи невидимы, но тайна велика:
Далёк Дамаск, и Бухара, Азхар,
Но близко Свет нашёл, кого искал -
Абдулжалил был первый аксакал.
Зерно посеяно – познанье Божий дар.
33
РОД АЛИМОВЫХ - РОДНЯ САДЕКА-АБЗИ
Про род Алимовых случайно я узнал
В горах Атласа. Южное Марокко
Прекрасно ночью – звёзды так близки,
Как будто на руке горят алмазы.
И кажется – летишь ты не в горах,
Уже на небе средь планет – вот чудо!
Потом я посетил, уже в Москве,
Наследницу алимовского рода,
Дочь Абрахмана Суфия-апу –
И от неё почувствовал веленье
Продолжить поиск родовых корней
Алимовых. Какие это люди,
Судите сами – перечислю их,
Имамов и ишанов и шахида.
Абдулжалил Биккинин – корень их,
Он там в Кусю взрастил ученья силу,
Построил медресе – вот кладезь тех наук,
Которые Аллаха славят, род скрепляют,
Цепочкой света зикр передают –
Народ мишарский в испытаньях крепнет,
Гоненья и служенья – всё в прирост.
Юнус и Алим – два надёжных сына,
Юнусов сын – Садек-ходжа, абзи.
А вот от Алима пошла та ветвь, что в город
Их из Кусю – в столицы повела.
Так Бедретдин стал первым же имамом
Второй мечети, что открыл в Москве
Он вместе с Ерзиным, Агеевым, с общиной –
Стоит теперь Соборная мечеть,
Как памятник прошедшего столетья.
И даже рядом льющийся проспект
Был назван неслучайно «проспект Мира» -
«Салам алейкум – мир вам!» говорится,
Когда приветствует по вере брата брат.
И тот же Бедретдин вложил свой камень
В фундамент – дар эмира Бухары! –
В столичную мечеть Санкт-Петербурга.
А сын его, Сафа, наследовал отцу
И стал имамом во второй столице.
Саляхетдин остался там, в Кусю,
Там вёл приход, Умяр же сын – учитель.
Вдова имама Сафы – Мершида
Была хафизом и детей учила.
На женщинах таких стоит весь свет,
Они подобны дочери Пророка
И жёнам верным – матерям святых.
Абдурахмана путь повёл в Китай
Со старшим братом Сафой – к сбору знаний,
По древнему завету – хоть в Китай!
Для будущей мечети, где служить
Сам начал с минарета – муэдзином.
Он первым всю Мещанскую будил,
Взывая спящих на рассвет к намазу.
Потом, когда Сафу Аллах забрал,
Абдурахман возглавил ту общину –
И понеслись допросы ВЧК:
Зачем Китай и знает что про Мекку?
В Аравии учился он шесть лет,
Французские выписывал газеты,
Такой имам, что знанье единил
Корана и наук великосветских,
Опасен был для красного Кремля.
Ему сказали: как взойдёшь к минбару,
Скажи муслимам, что «Иман - обман,
И нет ни чёрта, ни богов на небе!»
Две ночи так продлилось, но рассвет
Он не увидел – разорвалось сердце.
И прах его несли открыто сквозь Москву
Муслимы в знак почтения к герою,
Который сам ни веры не предал,
И капли лжи сам не сказал ни слова!
Рассказ про род Алимовых – как песнь,
Что душу, разум и наш дух питает.
Скажи, Садек-абзи, всё ль знаем мы, что есть?
Мы память сохраним, вам в жизни подражая!
34
ПИАЛА ВОСПОМИНАНИЙ
Завари чайку зелёного из бухарской чайханы!
Вспомним молодость учёную, Мир-Арабовы сыны.
Под чинарой спит у ослика на его крутом боку
Бабочка – царица Савская – ну а я так не могу!
Мудрости безмерной алимов мы пришли сюда просить,
Но ушли пустыми с проседью – как ещё ума нажить?
Ох, бухарскими уроками наша жизнь теперь полна –
Научились со смирением мять мы нафсовы бока!
Сам шайтан потом выискивал к нам дорожку – но слабел,
Потому что чай наваристый в чашах наших зеленел,
Потому что знали дервиши, как обманщика спугнуть,
Шли накшбандии по улицам и испрашивали путь.
Тот, кто скажет, будто знания все теперь в его руках,
Очевидно – и смеялись мы – оставался в дураках!
Завари чайку зелёного из бухарской чайханы!
Вспомним молодость учёную, Мир-Арабовы сыны.
Под чинарой спит у ослика на его крутом боку
Бабочка – царица Савская – ну а я так не могу!
35
ИШАН, ВЕРНИСЬ!
Ишан – вожак, старейшина, целитель,
А на фарси в одном лице – «они».
Так прозывался и Садек-учитель,
Ученики в почтении росли.
Где наш ишан сегодня? Мы - сироты!
Неужто измельчал так человек,
Что цепь мишарскую наставников ни йоты
Нам не дано найти – скажи, абзи Садек!
Мы слышим плеск ручья - он говорит «останься!
Испей воды и обнови свой век».
Ты можешь к нам прийти, как Хызр и как «увайси».
Приди же к нам, Садек! Вернись же к нам, Садек!
Подмосковное село Сабурово, Рамадан 1432 года по Хиджре
(исправления 2017 года после конструктивной критики историка Дамира Хайретдинова, автора монографии «Наследники Мещерского юрта» об этногенезе нижегородских татар-мишарей)
КРАТКАЯ СПРАВКА:
САДЕК-АБЗИ АБДУЖАЛИЛОВ (1835 ? – 1886) – суфийский шейх тариката Накшбандия, улем, философ, мударрис, просветитель мишарского народа, а также татар всего Поволжья, почитаемый ещё при жизни и особенно после кончины авлия, святой заступник и покровитель мишарского народа.
Ове;чий Овра;г (ныне известна татарским названием Куй Суы, но первоначально имело мишарское, мажарское название Кусю, Кёсю) — деревня в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, по соседству с сёлами (аулами) Уразовка, Большое Рыбушкино и Малое Рыбушкино.
Знаменитые люди из Овечьего Оврага: Бедретдин Алимов — первый имам Московской Соборной Мечети, Сафа Алимов — второй имам Московской Соборной Мечети, Умяр Дахер — профессор алтаистики и тюркологии Хельсинкского государственного университета, Финляндия. В наши дни в аул устремляются многочисленные паломники, чтобы совершить зиярат в дом Садека-абзи (Изгеляр йорты/Абзилар йорты), а на кладбище - к его захоронению.
Опубликовано: журнал "Исламская культура", Москва, № 1 (11) 2017 г., стр. 68-89
Свидетельство о публикации №118052304129