Размышления о чтении, тексте и будущем

Что будет, если исчезнет культура чтения?

Большая часть населения этого не заметит. Дети и подростки перейдут на онлайновое игровое обучение с помощью компьютеров и гаджетов. Большинству детей это будет в радость, ведь это будет больше игра, чем учеба. Небольшая часть взрослого поколения ещё какое-то время будут читать разные электронные тексты, электронные СМИ, блоги и форумы, слушать аудиотексты и смотреть видео, но потом ограничится аудиовизуальными социальными сетями, их коммуникациями и контентом.

И уже через двадцать лет новое поколение гаджетов не способно будет работать с текстом, адекватно анализировать и транслировать самую простую информацию, коммуникативные связи будут не диалогичны, случайны и фрагментарны, наполнены эмоциями, будут носить реакционный характер. Затруднения будут при простых попытках соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную интерпретацию смысла. Будет преобладать догматичное и узкое мировоззрение, наивная вера, нетерпимость, жажда развлечений и зрелищ. Цифровая информация и технологии, виртуальный мир будут существовать под управлением и контролем властей.


Что мы теряем, есть ли смысл в культуре чтения?

Текст является квинтэссенцией знаковой культуры. В широком смысле, текстом является любое интерпретируемое нашей психикой информационное явление, запечатленное или переживаемое в любой форме.

Текст является не столько источником, сколько катализатором наших духовных процессов, своеобразным информационным провокатором, который инициирует интеллектуальную работу через такой диалог. Весьма важны качество и уровень этого взаимодействия, способность создавать целостный образ, адекватно определять коммуникативную систему знаков/сигналов, умение выстраивать систему приоритетов и отношений.

Обучение чтению начинается не с открытия первой страницы, но с рождения, т.к. текст являет собой не только читабельные буквы и слова, но всякие другие знаки, образы и символы, которыми человек обустраивает свою картину мира, обозначает ориентиры, создает систему координат и коммуникаций, основы для жизнедеятельности и самореализации.

Способность считывать/читать, переводить действительность в воспринимаемую и интерпретируемую систему, зависит не столько от самого текста, но от состояния, подготовки и развития нашей сущности (совокупности воли, организации психики, опыта, внимания). При этом образы и состояния, вызванные чтением активизируют и заряжают нашу сущность, помогают сопоставлять и идентифицировать сигналы, приобретать опыт, формировать ценностное суждение и смыслы, трансформировать потенциальное в переживаемое.

Вершиной развития текстовой культуры является поэзия, конструкция, которая содержит в себе слова (знаки, символы и код) и музыку (частоту, ритм, тон/тембр).

Бумажные тексты хорошо горят, но ещё легче правятся или удаляются кнопкой Delete электронные. И если сегодня кто-то определяет, что тебе читать, то завтра некто определит, кого и как тебе любить. Сегодня текст/книга перестали быть ценностью, а костры или сияние синих экранов не в силах развеять мрак, и остановить наступление тёмных времён.

© 2012-2018


Рецензии