Самоцветы
И казалось, что пасмурный майский день теплеет на глазах.
Вели встречу писатели Борис Вайнер, рук. ЛИТО им.М.Зарецкого и Наиля Ахунова, рук. ЛИТО им.Гарифа Ахунова. Спасибо всем, кто был с нами!
О нас пишут -----------
Вчера в музее А.М. Горького презентовали "Жемчужный" альманах. Получился замечательный праздник, спасибо всем, кто разделил с нами радость! Площадка проведения была новая, но душевность и теплая атмосфера - неизменны, как всегда! Отдельная благодарность Борису Григорьевичу Вайнеру и Наиле Гарифзяновне Ахуновой, которые провели презентацию.
Альбина Нурисламова (Фб)
* * *
Марьям Ларина (Казань),
журналист, краевед
20-ое мая
... Уходя, схватила первую попавшуюся тетрадку, чуть-чуть начатую. Старая журналистская привычка: не ходить никуда без бумаги и ручки на случай «вдруг увижу ЧТО-ТО…»
И книги читаю так же – тетрадь рядом. На «чуть-чуть начатой» оказалась фраза из дневника Нагибина: «Срамен и мучителен я сам себе». Раз записано, значит – созвучно было. Бывают такие состояния. Почти о таком выложил вчера на своей стене Айрат Бик-Булатов. «Теперь микрокапсула с биоинформацией будет передана»… - не важно, кому и куда. Капсулу найдут, я уверена.
Я торопилась в музей Горького и Шаляпина на объявленное заседание ЛИТО под руководством Бориса Вайнера (Вау! Какие слова приходится выводить – «заседание», «руководство»). Оно проходило на этот раз как презентация «Казанского альманаха» (КА), потому что этот выпуск вместил подборку 25 авторов ЛИТО разных лет.
…На улице неожиданно оказалось холодно. Как? Вчера – жара, а сегодня – пронизывающий, злой ветер? Продрогла, но назад не вернулась. И не жалею!
Встретилась с интересными людьми, увидела тех, кто выступал (что-то знакомое в этих словах… Ааа! «… кто наступал на белые отряды»), кого предстояло почитать по возвращению домой.
…Людмила помахала мне рукой. Рядом с нею сидела Светлана Грунис. Вот кого я давно не видела и очень обрадовалась. Две книжечки Светы стоят у меня на полке. Не скрою, стихи показались вторичными (не обижайтесь, родная душа!) а вот хокку… Японцы - мастера этого жанра - не пожалели бы для такого автора чарку сакэ.
…Жена сшила себе роскошную юбку, а из оставшегося лоскута – мужу шляпу. Борис Вайнер и Наиля Ахунова, соединенные обручальными кольцами, а в этот день ещё и единым стилем одежды, вели эту встречу до такой степени добросовестно-ласково, словно боясь обидеть кого-то невниманием, что даже через их легкие недомогания (последний, уже слабенький весенний вирус выбрал поэтов, губа не дура) проступало главное кредо этой неутомимой четы: любовь к человеку.
Не случайно так много людей тянется к ним – за поддержкой, верой, надеждой. Наиля ещё и просветитель, двигатель верности именам ушедших. Творчество Вероники Тушновой и Гарифа Ахунова Казань не забывает благодаря ей.
Кому предоставили слово, кто выступил… пожалуй, я это опущу и сразу перейду к свежему выпуску КА, дабы не повторять имена дважды.
Анна Акчурина – художник, поэт, искусствовед, автор книги «Николай Фешин» и др.- украсила обложки и снаружи, и изнутри, придав им и философичность, и небесную легкость. (О ней самой и её стихи на стр 175-183).
Бренд КА – вот уже 5-ый выпуск начинать с рассказа о камне, поскольку выделено отдельной строкой: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ.
Были уже: Агат. Алмаз. Бирюза. Гранат. И вот теперь – Жемчуг.
Кто хоть когда-либо слышал захватывающие рассказы минерологов (а я однажды по радио поймала такой), тот знает, что о каждом из камней можно говорить, как о человеке с его судьбой.
…Случайно узнала, что автор именно такого рода пронзительных рассказов на страницах КА – Борис Вайнер. Я зачиталась историей жемчуга, «встроенного» в стихи известных поэтов, цитаты из которых привел автор.
Непонятно только, почему, из каких соображений КА не пишет имя пишущего дифирамбы камню? Кстати, это издание вообще не балует читателя знакомством со всеми авторами. Так, две публикации Ольги Ивановой, от которых трудно оторваться, кроме слова «писательница», ничем более не открывают её биографию. Даже на стр. 38, сообщая о том, какой громадный интерес вызвала Ольга Иванова в предыдущих номерах, редактор Ахат Мушинский так и не открыл читателю тайны, кто же она и откуда?
Зато сама Иванова открывает столько тайн из истории, что краснеешь от стыда за свою темноту. Например, я думала, что это только Иван Грозный насильно крестил татар, а, оказывается, Петр I в 1701 году издал Указ о крещении иноверцев. В Казани существовала специальная Контора, занимающаяся этим черным делом. И только в 1769 году (через 68 лет!) Указом Екатерины II была ликвидирована Контора насильственного крещения. Сколько ещё ошеломляющего поведала Ольга Иванова – не счесть. Надо найти её книги…
Перескочив многих, зачиталась я Раулем Мир-Хайдаровым (и опять, доложу я вам: ладно, это имя мне давно знакомо. А кто впервые встретил? Конечно, Яндекс вам в помощь, как говорится, но сервиз издания от этого страдает. Невольно сравниваю с «Аргамаком», где на последних страницах всегда подробная информация об авторах).
Что ещё? Очень много стихов. Самая большая подборка у Нэлли Спасовой-Земляниченко. В послесловии Ахат Мушинский «обогрел» поэтессу за весь «ледниковый период» её творческой биографии. Перефразирую Мир-Хайдарова: «Татиздат взят!» (у него "Худлит"). Скоро выйдет сборник Нэлли Александровны, и потому - радостно за неё.
Признаюсь, не всё пока что прочитано, знаю, что ещё немало откроется. Но в тот день это был настоящий праздник людей пишущих и людей читающих.
Спасибо, дорогие поэты, писатели, художники, музыканты, подарившие тепло сердца в холодный майский день.
22.05.18 (ВКонтакте)
"...на презентации ("КА")- прозвучало несколько хороших речей, были интересные люди. Из мыслей, которую хочется поддержать - озвученное Наилёй Ахуновой пожелание перенести памятник Горькому с начала улицы на своё прежнее место в Лядском саду. Я уж не знаю, туда не туда, но действительно, памятник сейчас - стоит при дороге, ни собраться там, ни почитать рассказов/стихов, машины его обдают газами выхлопными... правильная мысль.
Редко можно услышать поэта Нелли Земляниченко. После смерти Николая Беляева - казалось, что никого уже у нас нет из поэтов этого поколения. Конечно, за фигурами Рустема Кутуя, Марка Зарецкого, Виля Мустафина, Романа Солнцева, Геннадия Капранова, можно и не разглядеть скромную, но достойную персону поэтессы Земляниченко, тем не менее, и она занимает заслуженно своё место в ряду казанских поэтов-оттепельников. "Я всегда чувствовала себя бабочкой, и боялась, что меня раздавят", - призналась поэт.
Я порадовался, что услышал её.
Вот, ради этой мысли о памятнике, и напоминании о поэте - всё же написал этот пост. В целом, хорошо мероприятие прошло."
Айрат Бик-Булатов, журналист, писатель
(Из Интернета) 25.05.18
***
Внимание!Приглашаем авторов подборки ЛИТО, не получивших еще свой авторский экземпляр "КА", на следующее занятие ЛИТО им.М.Зарецкого (рук.Б.Вайнер) при музее М.Горького и Ф.Шаляпина - 3 мая (воскресенье). Начало в 14 часов.
***
Моя очередная книга - хайбунов и эссе - называется "Чёрная бабочка". Одно из них посвящено памяти нашего друга, казанского поэта Сергея Малышева, он в свое время был одним из руководителей ЛИТО при музее М.Горького. И тоже вошел в подборку "Казанского альманаха". А вот это его стихотворение, одно из самых любимых, могло бы быть автографом к моему сборнику. А книга посвящается памяти моих родителей...
Сергей МАЛЫШЕВ
(1950-2007)
***
И над асфальтом, и в пыльном леске придорожном,
не задевая за цепкие нити вьюнков,
миг настоящего тотчас становится прошлым,
перетекает песчинкой в глубины веков.
Чёрная бабочка крылья расправит беззвучно,
серый кузнечик начнет заунывный куплет, -
а через миг они в прошлом живут неразлучно
под небесами, которых сейчас уже нет.
Тает шоссе и теряет прилизанность линий,
в хлябь погружается, тонет в текучести дней...
Бабочку ловит рукой любознательный Плиний,
имя даёт скрипуну педантичный Линней.
Вот императору пунш подают от простуды,
вот мы в столовке студенческой взяли компот...
Не разглядеть очерёдность событий отсюда,
ёлка из детства не дальше вчерашних хлопот.
К веку прикрепим, текущую дату надпишем,
чтоб возвращать вместе с бабочкой издалека
душное лето, цветы золотистые пижмы,
жёсткую зелень лучистого березняка.
Снова кузнечик занудную песню затянет,
неповторимый среди позабытой родни...
Время придёт – и меня в настоящем не станет,
Знаешь, меня хоть однажды обратно верни.
Дымкой во взгляде, обмолвкой, игрой интонаций,
жестом случайным позволь появиться на свет
в мире текучих пропорций, объёмов, дистанций
под небесами, которых пока ещё нет.
Лестно подумать, что мне возвращенье возможно,
трудно принять, что уходят действительно все:
грустный кузнечик, друзья, и лесок придорожный,
бабочка, жизнь и автобус на сонном шоссе.
Свидетельство о публикации №118052204691