пятое измерение
цвета и света
где воображаемое
важнее
реального
где материя
истончается до прозрачности
и открывает вход
в пятое измерение
Автор коллажа: Ирина Соколова (http://www.stihi.ru/avtor/irinet65)
Свидетельство о публикации №118052104628
История мозаики начинается с Древнего Востока – дворцы и храмы украшались мозаикой с геометрическими мотивами, выложенными из обожженных глиняных палочек или необработанной гальки, потом на смену пришло цветное стекло, цветовая гамма стеклянных камешков позволяла достигать небывалой раньше живописности и реалистичности изображения. От примитивных и контурных изображений отошла мозаика Древнего Рима. Мозаика становится излюбленным видом напольного декора интерьеров и внутренних двориков. Роскошными коврами из кусочков цветного мрамора декорировались помещения. Высочайшим расцветом мозаичного искусства стала эпоха Византийской империи и основным материалом стала смальта с достаточно сложной технологией (смальта – прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета).
Мозаика была распространена во всем мире. Мозаика на Руси всегда была признаком роскоши и царственной власти. Как известно из исторических летописей первые мозаики набирались византийскими мастерами, но спустя пятьдесят лет набор мозаик делали русские мастера. В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом.
Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ. Мозаика по- прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.
Мозаика, как искусство жить, вошло и в наше мировоззрение, в наше отношение к окружающему миру, и к самому себе. Мозаичное мировоззрение – цветные «камешки» (знания, явления, факты, события) укладываются в целостное мозаичное полотно. Все взаимно обусловлено и взаимозависимо. Без хаоса. Мировоззрение «калейдоскоп» – хаотично, ничто не связано ни с чем. «Камешки»-события этого калейдоскопа изменяются вокруг человека по мере того, как крутится жизнь и «подбрасывает» новые факты и сотрясает человека стечением обстоятельств.
И детскую игру «Мозаику» помню. И игрушку Калейдоскоп. Эту яркую и вроде бы простую, но завораживающую детскую игрушку придумал в 1816 году шотландский физик Сэр Давид Брюстер, которого с самого детства интересовался свойствами стекла и света. Изобретение Брюстера появилось в магазинах и «раскрасило» жизнь представители всех классов и сословий, радостно наблюдавших за причудливыми узорами, которые никогда не повторялись. Давать калейдоскоп в подарок стало доброй традицией.
Калейдоскоп не просто игрушка – это философия. Калейдоскоп сравнивают с мандалой. Есть даже легенда, что египтяне впервые создали во время своих медитаций нечто вроде калейдоскопа, использовав тщательно отполированные осколки известняка. Поэтому особенно преданные своей страсти коллекционеры и художники, любят наделять калейдоскопы какой-то магической силой воздействия на человека. Они говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце. Существуют целые направления медитации с калейдоскопом, люди медитируют, разглядывая узоры, есть даже специальное обозначение – медитоскоп, который перешёл в чакроскоп. Чакроскоп придумала и создала Мэрил Энн Батлер, художница, увлекающаяся теорией цвета и ее воздействия на организм человека. Традиционные цвета, используемые в калейдоскопах, отвечают за определенные участки в чакрах и теле человека. Мэрил Батлер добавила еще четыре цвета, которые традиционно отвечают за женское начало (серебряный), мужское начало (золотой), перерождение (фуксия) и любовь (розовый). Упражнения с чакроскопом, по мнению Батлер, позволяют человеку открыть свое «внутренне зрение». Калейдоскопы используют и в медицине. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс. Сейчас в Америке и Европе такой метод лечения уже не является экзотическим. Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию. Считается, что каждому цвету соответствует музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку.
Удивительно, калейдоскоп – отдельный, огромный мир, мир людей, ушедших за игрой цвета и форм. Существует несколько типов калейдоскопов. Классический калейдоскоп: система зеркал, в которой отражаются разноцветные кусочки стекла. Телейдоскоп – вместо пересыпающейся мишуры в телейдоскопе стоит обычная линза, а мозаика состоит из предметов окружающего мира. Гибрид калейдоскопа и телейдоскопа – картинка состоит и из стекла и из предметов окружающего мира. Параскоп, в котором можно наблюдать объемную картинку. И масляный калейдоскоп, где вместо кусочков стекла – трубка, заполненная маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами. Форм и видов калейдоскопов множество, некоторые из них – настоящие произведения искусства.
Очень поэтично назван калейдоскоп в «Толковом словаре» В.Даля: «Узорник – это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки» . Калейдоскоп – это источник вдохновения, это генератор положительного поля, способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие.
Любопытно, я просмотрела разную информацию в Интернете. И вывод у всех такой: сейчас в обществе доминирует калейдоскопическое мировоззрение и это плохо. Люди не видят связей между тем, какую информацию они ежедневно потребляют и последствиями для себя, своих семей и общества в целом. Калейдоскоп в голове не только делает людей неспособными просчитывать последствия своих поступков и окружающих процессов, но ещё позволяет управлять, манипулировать людьми в своих корыстных целях, ведь достаточно внести в такое калейдоскопическое мировоззрение новый факт, как оно всё меняется, как в одноимённой детской игрушке при повороте трубы стекляшки создают новый неповторимый рисунок. Доминирование в обществе калейдоскопического мировоззрения, убивающего мечты и смысл жизни – основная причина распространения всех социальных недугов в обществе. Калейдоскопическое мировоззрение – это следствие окружающей нас культуры, которую мы впитываем с измальства. Она формирует наши мировоззренческие и самое главное нравственные установки. Речь не только о произведениях искусства, но о всей той информации, которую старшее поколение передаёт младшему – принципы морали в обществе, принципы экономики, модели поведения, образы с телеэкрана, фотографии в газетах и соцсетях, даже архитектурные решения – формируют определённый тип мировоззрения в людях.
Отличие калейдоскопа от мозаики в том, что удаление, добавление и просто перестановка составляющих элементов в калейдоскопе принципиально меняет всю картину, всё представление об окружающем мире. А в мозаике добавление, удаление, перестановка элементов принципиально всю картину не меняет, она остается узнаваемой и, по желанию, может быть восстановлена, уточнена, дополнена. Я не берусь судить, что лучше, мозаика или калейдоскоп. Мне нравится и то, и другое. Когда хочется поработать мозгами и руками, можно заняться кропотливой мозаикой… Когда хочется отдыха, хочется просто смотреть в калейдоскоп и восхищаться красотой и цветом узора окружающего мира… Главное, чтобы я понимала, что все узоры слагаются из одних и тех же маленьких элементов, «цветных камушков», но в разных средах они «играют» по-разному…
В наше время есть картины, которые смотрятся единым целым, а на самом деле состоят из мелких фотографических фрагментов. Картины – фотоколлажи уже нельзя назвать редкостью, они доступны как для самостоятельно изготовления, так и на заказ в профессиональных мастерских из набора фотографий заказчика. Когда я заинтересовалась темой про мозаику, читая Ваш стих, Михаил, то вышла на сайт обработки фото онлайн, http://www.imgonline.com.ua, где можно готовую картинку представить в новом виде: например, сделать фото-мозаику из множества картинок Интернета с выбранной тематикой или попробовать эффект калейдоскопа. Прикольно, обработала разные фото… Конечно, в калейдоскопе уже труднее увидеть собственный облик, но всё же, прекрасный узор – из собственных частей…
С уважением и интересом к теме,
Ирина
Ирина Петал 27.05.2018 18:48 Заявить о нарушении
Получается, что калейдоскоп - это интимный полет фантазии, которой нельзя ни с кем поделится, а мозаика - это то, что доступно и другим...
Мозаика - это застывший калейдоскоп, причем понимаемый, прочитываемый похожим образом, как минимум, несколькими людьми...)))
Михаил Тищенко 28.05.2018 23:12 Заявить о нарушении
Но в пластмассовый век ты можешь быть драгоценным камнем и не вписаться в общую картину из пластика. А в век дорогих камней можешь слышь простым булыжником и не вписаться в общую яркую картину своей эпохи... Возможно, Время не трогает цельные картины выложенных мозаик (элементы которой крепко приклеены к своему месту), а сметает отдельные обломки из разных материалов и несёт дальше и дальше в жизненный калейдоскоп, пока обломок не отшлифуется, как галька, волной времени и не найдёт достойное место в своей мозаике...
Ирина Петал 08.08.2018 08:42 Заявить о нарушении
Ирина Петал 08.08.2018 08:44 Заявить о нарушении
Михаил Тищенко 08.08.2018 09:46 Заявить о нарушении
Ирина Петал 08.08.2018 10:20 Заявить о нарушении
Ирина Петал 08.08.2018 10:22 Заявить о нарушении
Михаил Тищенко 08.08.2018 11:43 Заявить о нарушении
Ирина Петал 08.08.2018 11:47 Заявить о нарушении
Ирина Петал 08.08.2018 11:50 Заявить о нарушении
Михаил Тищенко 08.08.2018 12:53 Заявить о нарушении
И они мне очень напомнили образы с православных икон: глаза большие, длинный прямой нос, маленький рот. Застывшая в тишине гармония. Хочется отнести эти лица к разряду красивым.
Ира
Ирина Петал 11.09.2018 16:19 Заявить о нарушении
Михаил Тищенко 11.09.2018 16:25 Заявить о нарушении