О собеседнике
Осип Мандельштам
Сложно представить мореплавателя, бросившего в критическую минуту запечатанную бутылку со своим именем и описанием своей судьбы, но так или иначе такая бутылка с чужой тайной попадает нам в руки. В такую минуту пальцы дрожат перед осознанным разговором с человеком прошлого. И не хочет бурлить " океан угрюмый", волны перестают пенится, предоставляя возможность человеку самому познакомится с торжественным посланием. В пугающей тишине небосвода, замызганном отпечатками штампов и криками чаек, как-то взволванно бьется сердце адресата. Адресат чувствует себя особенным, поскольку совсем скоро ему удастся стать свидетелем "скрещевания миров". Если из одной эпохи какая-либо вещь попадает в другой промежуток времени, то она автоматически становится артефактом.
И вот печать вскрыта. Мы знаем имя автора, его судьбу. Страх постепенно превращается в знание. Начинается очень важный диалог между артефактами двух миров. В данном случае под словом "артефакт" я подразумеваю как адресата, так и автора. При этом следует отметить некую затянутость такого разговора. Конечно, разница во времени не может не сказываться на данном процесе, описанном современной группой "Znaki" в песне "Один человек":
Два человека пытаются как-то решить,
Задача живущих — встретится и поговорить.
Но разница между живущими в тысячу лет,
И вместе они, как бы есть, а как бы их нет.
Если первый напишет вопрос и отправит конверт.
Он вряд ли когда-то получит обратный ответ.
И вот двое уселись на один и тот же утёс,
Свесили ноги вниз и понеслось.
Как бы не пытались "живущие встретится и поговорить", они не смогут преодолеть время. То время, мешающее ежесекундно получать ответы. Разница во времени не может сравниться с разницей часовых поясов между Французской Полинезией и Моской. Естественно, она увеличивается с каждым рассветом, поскольку дата запечатанной бутылки лишь отдаляется с течением времени.
Однако люди пытаются высказаться, найти собеседников, выбирая их по определенным критериям, чтобы удовлетворить свои социальные потребности. Одни, с помощью творчества делают попытку связаться с человеком будущего, то есть, не определяя имя слушателя или читателя, посылают в другую эпоху свои послания. К примеру, Баратынский пишет в письмах к имератру Николаю Павловичу:
И, как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
И раз за разом поэты, художнки, философы, историки стремятся запечатлеть свои мысли в послания, превращая их либо в гимны, либо в исповеди, и в этом приближаются к обычным людям, чуждым искусству. Попытка нарисовать картину, передать определенное настроение - вот одна из целей среднестатистического художника. И все. Люди. Живущие. На планете. Не могут существовать без дозы общения. Доза не употреблена- злость, негатив, грубость, отчуждение. Доза перевыполнена - болтливость, пустота, ленность. Полное отрицание признания себя таким наркоманом приводит к блаженному одиночеству, однако как бы не пытался человек употреблять капсулы как можно реже, его социальная потребность только увеличивается, поэтому он ищет ее в книгах, музыке, фильмах.
Спустя несколько лет или дней, минут, секунд после принятого решения, от которого нередко зависит будущее цивилизации, а не только отдельно взятого человека, стоишь на берегу моря невыплаканных слез. Душит невысказанность, перемешанная с пустотой слов, а в руках распечатанная бутылка из прошлой эпохи, пущенная в море отважным мореплавателем. И пальцы понемногу перестают ощущать холод, знание, словно вода, переливаемая из одного сосуда в другой, принимает иную форму. Ты знаешь, что это посвящено тебе, хотя нигде не указывается твоего имени. Ты пытаешься осознать тайны прошлого, держа в руках скомканный, промокший, пропазший водорослями листок бумаги.
Осталось только одно - уметь разгадывать артефакты, найденные на границе двух реальностей.
Свидетельство о публикации №118051804930