О собеседнике

                Быть может, для                того,чтобы эти строки дошли по адресу, требуются те же сотни лет, какие нужны планете, чтобы переслать свой свет на другую планету.
                Осип Мандельштам
 Сложно представить мореплавателя, бросившего в критическую минуту запечатанную бутылку со своим именем и описанием своей судьбы, но так или иначе такая бутылка с чужой тайной попадает нам в руки. В такую минуту пальцы дрожат перед осознанным разговором с человеком прошлого. И не хочет бурлить " океан угрюмый", волны перестают пенится, предоставляя возможность человеку самому познакомится с торжественным посланием. В пугающей тишине небосвода, замызганном отпечатками штампов и криками чаек, как-то взволванно бьется сердце адресата. Адресат  чувствует себя особенным, поскольку совсем скоро ему удастся стать свидетелем "скрещевания миров". Если из одной эпохи какая-либо вещь попадает в другой промежуток времени, то она автоматически становится артефактом.
 И вот печать вскрыта. Мы знаем имя автора, его судьбу. Страх постепенно превращается в знание. Начинается очень важный диалог между артефактами двух миров. В данном случае под словом "артефакт" я подразумеваю как адресата, так и автора. При этом следует отметить некую затянутость такого разговора. Конечно, разница во времени не может не сказываться на данном процесе, описанном современной группой "Znaki" в песне "Один человек":

Два человека пытаются как-то решить,
Задача живущих — встретится и поговорить.
Но разница между живущими в тысячу лет,
И вместе они, как бы есть, а как бы их нет.
Если первый напишет вопрос и отправит конверт.
Он вряд ли когда-то получит обратный ответ.
И вот двое уселись на один и тот же утёс,
Свесили ноги вниз и понеслось.

 Как бы не пытались "живущие встретится и поговорить", они не смогут преодолеть время. То время, мешающее ежесекундно получать ответы. Разница во времени не может сравниться с разницей часовых поясов между Французской Полинезией и Моской. Естественно, она увеличивается с каждым рассветом, поскольку дата запечатанной бутылки лишь отдаляется с течением времени.
 Однако люди пытаются высказаться, найти собеседников, выбирая их по определенным критериям, чтобы удовлетворить свои социальные потребности. Одни, с помощью творчества делают попытку связаться с человеком будущего, то есть, не определяя имя слушателя или читателя, посылают в другую эпоху свои послания. К примеру, Баратынский пишет в письмах к имератру Николаю Павловичу:
И, как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

 И раз за разом поэты, художнки, философы, историки стремятся запечатлеть свои мысли в послания, превращая их либо в гимны, либо в исповеди, и в этом приближаются к обычным людям, чуждым искусству. Попытка нарисовать картину, передать определенное настроение - вот одна из целей среднестатистического художника. И все. Люди. Живущие. На планете. Не могут существовать без дозы общения. Доза не употреблена- злость, негатив, грубость, отчуждение. Доза перевыполнена - болтливость, пустота, ленность. Полное отрицание признания себя таким наркоманом приводит к блаженному одиночеству, однако как бы не пытался человек употреблять капсулы как можно реже, его социальная потребность только увеличивается, поэтому он ищет ее в книгах, музыке, фильмах.
 Спустя несколько лет или дней, минут, секунд после принятого решения, от которого нередко зависит будущее цивилизации, а не только отдельно взятого человека, стоишь на берегу моря невыплаканных слез. Душит невысказанность, перемешанная с пустотой слов, а в руках распечатанная бутылка из прошлой эпохи, пущенная в море отважным мореплавателем. И пальцы понемногу перестают ощущать холод, знание, словно вода, переливаемая из одного сосуда в другой, принимает иную форму. Ты знаешь, что это посвящено тебе, хотя нигде не указывается твоего имени. Ты пытаешься осознать тайны прошлого, держа в руках скомканный, промокший, пропазший водорослями листок бумаги.
Осталось только одно - уметь разгадывать артефакты, найденные на границе двух реальностей.


Рецензии