И дольше века длится вахта. Очерк

В посёлке Самусь проживает и продолжает трудиться капитан с 57-летним трудовым стажем      Григорий Тимофеевич Немцев, для которого «ответственность», «совесть» не пустые слова.  В 2014 году он отметил своё 75-летие.
Биография у Григория Тимофеевича переплелась с историей страны: сначала  Советского Союза, позднее  – России. Родился старожил 22 июня, ровно за два года до вероломного нападения фашистов на Советский Союз. С семи лет улица, детдом. С профессией помогли определиться друзья отца, погибшего во время Великой Отечественной войны. Определили в Горьковское речное училище,  которое он окончил  в 1957 году. Будучи офицером  запаса,   шесть месяцев прослужил на Балтике. Возвратившись, по собственному желанию распределился в Сибирь.  Попав в Западносибирское пароходство в Новосибирске, он решил присоединиться к землякам, которые работали в Самуськах. Так и пошла жизнь сибирская. Первое судно, на котором выпускник проходил крещение в качестве третьего штурмана, был пароход «Магнитогорск».     Многому научился у своих капитанов.    Позже   использовал их методы в своей работе.   Соколов Анатолий Яковлевич, третий капитан Немцева -  чудный    человек. Ему сейчас  идёт  девяностый год. Живёт в Самуськах,  является единственным капитаном, который принял пароход      «Маршал Говоров» в Тюмени,  перегнал его  в Самусь  и проработал на нём 29 лет до списания  судна в утиль.  И после этого  сам ушёл не берег, где ещё ни один год трудился.  После четвёртого капитана  Немцев сам   принимал суда и работал  в этой  должности. Капитан допускает риск, а рисковать может далеко не каждый. Эта профессия  сложная, ответственная, зависит от очень многих природных факторов: силы и направление ветра, осадков, их количества, температуры воздуха. А за конечный успех навигации отвечает тот, кто в рубке на вахте стоит – капитан. Наверное, не случайно о капитанах сложено много песен, написано книг, рассказано легенд.   С  1980 по 2000 год Григорий Тимофеевич  -    капитан-наставник по всему Обскому бассейну. В группе у него было порядка тридцати судов.   На каждом из тридцати судов был капитан. А капитан-наставник сопровождал всю группу. И ему  необходимо как минимум один раз отстоять вахту    с капитанами, штурманами,  наблюдая за их работой, анализируя её и давая советы для дальнейшего успешного рейда. Ведь малые реки – это тропинки, по сравнению с главной рекой – трассой.  У капитана-наставника работа велась в основном с людьми, как у политрука на войне. 
 В зимнее время   в Самуськах  работала  школа командного состава, где в  подготовке кадров принимал участие и Григорий Тимофеевич.  В 1999 году в 60 лет  перешёл работать в Томский  отдел судоходной  инспекции. Там  осуществлял надзор за   техническим состоянием судов, курсирующих  от Новокузнецка до Колпашево.  А в  2005 году по приглашению пошёл работать к        частному  судовладельцу.    В настоящее время, как и в конце XX  века,  работает капитаном-наставником.   
 Семья у Немцева большая. Жена, два сына, две дочери, четверо внуков.  Старшая из дочерей   Галина Григорьевна Немцева является Депутатом Законодательной Думы Томской области по областному списку РО ПП «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь».  Конечно, как и всякий родитель, он волнуется за детей, гордится их успехами, достижениями. А ещё переживает за неустроенность, которая случается в посёлке Самусь, ставшем ему малой родиной. А посёлок, как и дети, могут не только гордиться, но и  брать с капитана-наставника  пример, потому что    за свою трудовую жизнь он  отмечен правительственными  наградами:   Орденом «Знак Почёта»,   медалями «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», знаком «Почётный работник речного флота». А ещё Немцев Григорий Тимофеевич – совесть нашего посёлка и речного флота Обского пароходства. Побольше бы таких россиян!
 
 
12 июня 2014 год


Рецензии