И дольше века длится вахта. Очерк
Биография у Григория Тимофеевича переплелась с историей страны: сначала Советского Союза, позднее – России. Родился старожил 22 июня, ровно за два года до вероломного нападения фашистов на Советский Союз. С семи лет улица, детдом. С профессией помогли определиться друзья отца, погибшего во время Великой Отечественной войны. Определили в Горьковское речное училище, которое он окончил в 1957 году. Будучи офицером запаса, шесть месяцев прослужил на Балтике. Возвратившись, по собственному желанию распределился в Сибирь. Попав в Западносибирское пароходство в Новосибирске, он решил присоединиться к землякам, которые работали в Самуськах. Так и пошла жизнь сибирская. Первое судно, на котором выпускник проходил крещение в качестве третьего штурмана, был пароход «Магнитогорск». Многому научился у своих капитанов. Позже использовал их методы в своей работе. Соколов Анатолий Яковлевич, третий капитан Немцева - чудный человек. Ему сейчас идёт девяностый год. Живёт в Самуськах, является единственным капитаном, который принял пароход «Маршал Говоров» в Тюмени, перегнал его в Самусь и проработал на нём 29 лет до списания судна в утиль. И после этого сам ушёл не берег, где ещё ни один год трудился. После четвёртого капитана Немцев сам принимал суда и работал в этой должности. Капитан допускает риск, а рисковать может далеко не каждый. Эта профессия сложная, ответственная, зависит от очень многих природных факторов: силы и направление ветра, осадков, их количества, температуры воздуха. А за конечный успех навигации отвечает тот, кто в рубке на вахте стоит – капитан. Наверное, не случайно о капитанах сложено много песен, написано книг, рассказано легенд. С 1980 по 2000 год Григорий Тимофеевич - капитан-наставник по всему Обскому бассейну. В группе у него было порядка тридцати судов. На каждом из тридцати судов был капитан. А капитан-наставник сопровождал всю группу. И ему необходимо как минимум один раз отстоять вахту с капитанами, штурманами, наблюдая за их работой, анализируя её и давая советы для дальнейшего успешного рейда. Ведь малые реки – это тропинки, по сравнению с главной рекой – трассой. У капитана-наставника работа велась в основном с людьми, как у политрука на войне.
В зимнее время в Самуськах работала школа командного состава, где в подготовке кадров принимал участие и Григорий Тимофеевич. В 1999 году в 60 лет перешёл работать в Томский отдел судоходной инспекции. Там осуществлял надзор за техническим состоянием судов, курсирующих от Новокузнецка до Колпашево. А в 2005 году по приглашению пошёл работать к частному судовладельцу. В настоящее время, как и в конце XX века, работает капитаном-наставником.
Семья у Немцева большая. Жена, два сына, две дочери, четверо внуков. Старшая из дочерей Галина Григорьевна Немцева является Депутатом Законодательной Думы Томской области по областному списку РО ПП «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». Конечно, как и всякий родитель, он волнуется за детей, гордится их успехами, достижениями. А ещё переживает за неустроенность, которая случается в посёлке Самусь, ставшем ему малой родиной. А посёлок, как и дети, могут не только гордиться, но и брать с капитана-наставника пример, потому что за свою трудовую жизнь он отмечен правительственными наградами: Орденом «Знак Почёта», медалями «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», знаком «Почётный работник речного флота». А ещё Немцев Григорий Тимофеевич – совесть нашего посёлка и речного флота Обского пароходства. Побольше бы таких россиян!
12 июня 2014 год
Свидетельство о публикации №118051802285