Капитон конец XVI век 50-60 годы XVII века
Биография.
Капитон был родом из крестьян села Даниловского Костромского уезда.
Неизвестно где принял монашество и поселился в Колясниковой пустыне ещё в царствование Михаила Фёдоровича в 1630-е годы. Необычайным постничеством он привлёк к себе толпы сожителей, которым внушал отдаляться от церкви и священников, не соответствующих сану. После церковной реформы Никона в 1653 г. остался приверженцем старых обрядов, призывал поклоняться только старым иконам и остался верен двуперстию. Капитон открыто вступил в борьбу против новых обрядов, особенно после того, как переселился в Вязниковские леса, где собрал около себя ещё более многочисленное общество последователей. Его одеяние сильно отличалось от одеяний других иноков. Капитон имел короткий до пояса плащ (затон), который был опоясан цепью с двумя каменными плитами (на груди и на спине). Постоянно постился и часто обличал господствующую церковь.
Строгая монашеская жизнь старца Капитона привлекала к нему многих последователей, которые покидали мир и строили кельи рядом с кельей Капитона. Старец Капитон был великим постником.
Известно что на Пасху Капитон вместо пасхального яйца предлагал красную луковицу, которую вкушал вместе со своими учениками.
Все усилия церковных и гражданских властей поймать его оказывались тщетными. Самое интересное, что он бегал от стрельцов вместе с тяжелыми плитами (веригами), которые никогда не снимал. Умер в начале 1660 — г где — то в лесах к северо — востоку от Костромы. Место его погребения старообрядцы оставили в тайне. По имени его многие русские старообрядцы довольно долго в официальных документах назывались «капитонами» (например, в послании Игнатия Тобольского, в «Увете духовном», в «Записках» Матвеева, Медведева и др.).
Среди его учеников известны Прохор, Вавила и Леонид — Вязниковские мученики — почитаемые в старообрядчестве в лике святых.
В дальнейшем противостоянии между стаообрядцами и новообрядцами, последние достаточно часто всех старообрядцев презрительно называли «капитонами». Среди миссионеров-новообрядцев, боровшихся против старого обряда, был введен мрачный и зловещий образ Капитона как создателя и проповедника самосожжения. Рассуждения строились на следующем: по мнению реформаторов-миссионеров Капитон якобы учил поститься до самоуморения, до смерти; раз это так, то в дальнейшем произошёл переход в сознании последователей Капитона от самоуморения с помощью поста к самоуморению с помощью самосожжения. Но ни один исторический документ это не подтверждает. Капитон не оставил ни одного письменного документа, призывающего к самоуничтожению ни с помощью поста и тем более ни с помощью самосожжения, неизвестен ни один случай среди учеников Капитона смерти от поста; сам старец Капитон не закончил жизнь самоубийством. Хотя сведения о его смерти различны. Семён Денисов в книге «Виноград Российский» пишет о том, что старец Капитон мирно отошёл к Богу. Ряд старообрядческих синодиков XVII-XVIII веков прямо упоминали Капитона в числе «Вязниковских убиенных пустынников». С. М. Соловьев считал Капитона союзником «опальных боголюбцев, обращавшим на себя внимание необыкновенным постничеством и поэтому прослывшим праведником».
Свидетельство о публикации №118051707490