Триада. Культура чувств
А, С. Пушкин. «Езерский».
Это ab ovo стало когда-то началом моей безграничной любви к Пушкину: Поэма «Езерский», написанная в ироническом ключе,оказалась так созвучной моим чувствам, что Пушкин сразу сделался Моим без изъятия.
Это преамбула. Но насчет ab ovo следует сказать особо. А для этого мне понадобятся умные словари.. Итак, оно означает «от яйца», то есть от «яйца Леды, из которого, по преданию, вышла Елена Прекрасная» - виновница Троянской войны.. Леда же, супруга царя Тиндарея, была соблазнена ненасытным Зевсом, который овладел ею в образе Лебедя (Новейший словарь иностранных слов …М. 2002)
Теперь посмотрим на «Культуру». Наш родимый С.И. Ожегов поясняет: «Культура. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении».
Учено, не правда ли? Но я намерен эти «достижения» рассмотреть применительно к одному человеку. Любому… И начать с Культуры его Чувств. А эта культура по сути никем не рассматривается, вписываясь в общие определения.
А вот в классическом «Латинско-русском словаре» И. Х. Дворецкого сказано о самой сути понимания этого слова в эпоху величия Рима: «Cultura – 1). Возделывание, обрабатывание, уход …3) воспитание, образование, развитие.»
Так-то римские мудрецы понимали «этот вопрос»! И все эти определения как нельзя лучше ложатся на понимание Культуры Чувств.
И теперь можно переходить к конкретным проявлениям этой культуры. Но в свете Учения о Триаде.
Вот мой Пушкин, «19 октября». Видимо, среди поэтов Сайта нет тех, кто не читал этих строк…
Строк – много, аж на 4 страницы – это при нашей-то «занятости» и «учёности»!
Наша ученость все более выглядит как критическое отношение к Пушкину. Полным-полно ученых со степенями, которые охотно повторяют «глубокую мысль»: «Пушкин безнадежно устарел. Но это наш бренд» - так в свое время аттестовали Пушкина в передачах, ведомых Швыдким… И попробую идти этим путем:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Ну, не так уж и старо, однако, - увидеть картину можно и снисходительно похвалить «Художника».
Но почитаем еще:
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное веселье,
Минутное забвенье горьких мук.
Пока я настроен снисходительно, хотя пропаганда «пития» меня настораживает. Но в следующей строфе:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один(!); вотще(!) воображенье
Вокруг меня(??) товарищей зовет;
Знакомое не слышу приближенье (??)
И милого (??) душа моя не ждет.
Все мои вопросы – это плод моего недоумения, ибо эти обороты для меня суть некое насилие над русским языком. Зачем тут славянизм «вотще»?.Как это «вокруг меня»? Зову приехать соседей из ближнего окружения? И что такое «приближенье»? Коляска приближается, как это потом будет описано в «Графе Нулине»?
Суд «нелицеприятный» мой таков: Выпил поэт несколько больше нормы, мысли путаются, слова берутся по романтическому своеволию.
Вывод: Да это старо, Устарело! А школьников продолжают мучить заданиями прочесть, понять, оценить.
Всё, хватит, начитался!
И я уверенно забываю эти строки на долгие годы.
Но вот мне попадается моя пластинка старая, «гигант», с надписью: «Георгий Свиридов. Романсы и песни. Александр Ведерников (бас)».
И я ставлю ее на мой новый проигрыватель с добрыми колонками. И слушаю, как дивный(!!) бас выводит эти слова: «Роняет лес…», «Я пью один…»
Голос меня вскоре потрясает: он Чист и Прозрачен, он Выразителен как оркестр. И передает он Страдание, Муку опального Одиночества.
И меня эти Чувства захватывают. А когда я наливаю рюмку доброго коньяка и выпиваю ее под фортепьяно Композитора и муки Баса, мое сердце разрывается, я почти рыдаю и благодарю судьбу, что я и пью один, и что никто не видит моих слез.
Теперь я могу уверенно сказать, что я как Скептик был прав, но я как Слушатель был «еще правее»!
Скептическое одиночное чтение, настроенное во мне учеными авторитетами – это было проявление бескультурия чувств. Да, я не прочел Мук, не услышал Страдания и никому не сострадал, ибо душа моя не имела такого развития.
А Георгий Свиридов прочел стихи совершенно иначе и ощутил все печали и муки. И они обрели под его рукой минорное, почти трагическое, звучание. А потом он «нашел» певца, способного выразить эти страдания.
Переходя к Триаде, можно теперь сказать, что мой Скептик – это «ученый» всезнайка, уверенный и самоуверенный, легко судящий о том, чего не понимает, не воспринимает.. И это – человек на второй стадии своего развития, развития его душевных качеств, душевной культуры. И по Канту, это Человек-животное, некий зверь в образе человека.
Вчера вечером мы с Половиной заказали по компу фильм «Люди и звери» - Сергея Герасимова и Тамары Макаровой… И там Страдали и Сострадали те, кто имел достаточно развитые чувства. А реклама врывалась дикими призывами готовить еду по сверхновому рецепту и приходить на «вечеринку», дабы это «сожрать». И лица зазывавших были просто зверскими, мягко говоря – животными с начальными эмоциями вместо развитых высоких чувств, самое высокое из которых именно Сострадание, как растворение в скорби страдающего…
И каковы наши чувства, таково наше восприятие того, что пишут, к примеру, коллеги по Сайту: нам «скушно» читать то, что мы оценили по первым же строкам как «бредятину». Но и классикам «достается» от нас не менее…. И мы неколебимо – всегда и во всем! - уверены в себе. И таких уверенных на нашей планетке «подавляющее большинство». Потому-то и ждет нас то ОНО, которое описано было еще Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». Но что это за ОНО, писатель не сказал, но нам теперь его толкуют как апокалиптические итоги…
А всё дело – в культуре наших эмоций и чувств, и от этой Истины не отгородишься!
Прошу прощения, если не понимания. Игорь Карин
Свидетельство о публикации №118051702953
Игорь Карин 31.08.2023 16:45 Заявить о нарушении