Урок 1 День знаний
Несусветная Грамота: часть 1 В День знаний
В начале каждого учебного года любой классный руководитель, поздравляя учеников, произносит: «Дорогие ДЕТИ! Начнём наш первый УРОК. К вам придёт новый УЧИТЕЛЬ…». Странно: на раскрытие смысла слов «учитель», «урок», «дети» никто, никогда, нигде не обращает внимания, не пробуждает детского интереса к какому-либо поиску в изучении русского языка, не открывает пути познания детей понятным их возрасту способом. История происхождения самых привычных слов скрыта от нашего сознания и не расширяет кругозор, не обогащает запаса слов учащихся, не говоря уже о взрослых людях, чрезмерно занятых приобретением средств существования в современном мире. Слова– это для многих просто набор звуков или букв… Попробуем восполнить этот пробел.
Начнём путешествие в далёкое прошлое Руси и России, начнём с «урока». В этом слове «у» играет роль приставки, хотя по сути является предлогом, а вот основную часть, корень «рок» надо бы писать с заглавной буквы, так как это сохранённое веками имя древнеславянского Бога судьбы– Рока. От почитания или, как говорят, от его культа, сохранились такие понятия: «рок» (судьба), «пророк» (предсказатель судеб), «зарок» (клятвенное обещание), «срок» (отведённое время), «рокот» (грохот), «отрок» (подросток), «пороки» (недостатки) и многие-многие другие.
Выходит, что на у-Роке и учитель, и ученик взаимодействуют «во имя Рока», пребывая во владениях своей дальнейшей судьбы. Бог судьбы Рок имел когда-то своё окружение –свиту. Помощницей его была Богиня Кора. Именно от неё пошли «у- Кор», «укорять», «корень» и даже глагол «укорачивать», намекающий на возможность наказания в самой жестокой форме за чрезмерную «корысть» (тайное присвоение из чужих запасов какого-то КОРма). Целью наказания во все века является достижение по-Кор-ности, навек в мозгу запечатлённой где-то в нашей под-Корке.
Нам удалось вывести один из древних законов словотворчества, главный закон, а именно: закон зеркального отражения смыслового корня слова, который является "перевёртышем", то есть читается и осмысливается как слева направо, так и справа налево. Часто он уточняет содержание, например, Рок и Кор. Арийский Предок, пребывая в природе, напрямую общаясь с ней, не мог не заметить, как отражаются деревья в воде, как плывут облака не только по небу, но и по водной глади. Он отлично использовал то, что мы сейчас называем симметрией. Предок или Жрец сознательно вводил результаты своих наблюдений в сотворение великого, могучего, богатого, красивого и очень продуманного языка.Содружество смелых литераторов Х1Х века под именем Козьмы Пруткова советовало нам по-пророчески кратко: «Зри в корень!»
От того, насколько хорошо подготовлен учитель, насколько умело он владеет методикой преподавания, и от того, насколько прилежен, внимателен, заинтересован его ученик, складывается буквально на каждом уроке их дальнейшая жизнь, судьба, рок. С этих уроков и начинается отношение к русскому языку, формируется любовь к нашей общей Родине, постепенно складывается понимание важности русского языка для правильного межнационального общения.
Чему же должен научить учитель по замыслу наших предков? Сравним два слова: "учи-тель" и "родитель". В первом случае глагол «учить» используется в повелительном наклонении с именем существительным «тело», смягчённым мягким знаком. Сравним: один «родит тело», другой призван это «тело» учить. Приведём ещё цепочку слов: житель, целитель, рачитель, старатель, даритель, сочинитель, деятель, зритель, мститель, мучитель, грабитель, похититель и устаревшая непригодная в хозяйстве (кроме как на мясо) нетель. Здесь видно, что «тель» - это вовсе не «суффикс и окончание».
Тут же возникает недоумение: почему учитель должен учить тело? А как же душа? Какая связь между ними? Раскрыть загадку нам снова поможет закон отражения смыслового корня: Тел – Лет. Тело должно летать! Тело должно быть подвижным, лёгким, ловким, метким, умелым, здоровым. Вспомним тренировки в духе йоги, утреннюю и производственную гимнастики, обязательные уроки физкультуры в школах, дыхательные упражнения, от которых доносится в наше сложное время дуновение ещё одного бога – Бога Дыхания, древнего Богъдыхана. Порождённое природой и родителями тело ребёнка меняется «не по дням, а по часам», как и положено по нашей русской сказке. Все клеточки дитяти обновляются, функционируют, растут, преобразуются.
Задачей нашего давнего предшественника и единомышленника –словотворца и слововеда - становилось доступное для понимания ученика объяснение, что же происходит с его телом, почему оно иногда беспокоит, порождает неприятности и вводит в не-до-умение, а то и в соблазн. Среди дикой природы Предку необходимо было развить обострённое чувство опасности и, главное, чувство меры во всём. Ему надо было создать и развивать аппарат самоконтроля и мыслительной деятельности. Понятное и по-своему научное объяснение происходящих внутренних процессов организма давало подрастающему человеку твёрдое понимание: детство быстро уходит и никогда не возвращается.
Называется эта счастливая пора развития и совершенствования природных способностей временем учёбы. Упускать её нельзя, а вот преждевременно влезать через замочную скважину в тайны взрослой жизни ни в коем случае не следует. Всему своё время! Взрослая жизнь обязательно наступит, детство уходит безвозвратно. Не стоит упускать его возможностей. В здоровом теле – здоровый дух!
Приведу пример из моей недавней практики классного руководства. Однажды подошёл ко мне учитель физкультуры. Видно было, как он огорчён чем-то до глубины души. Оказалось, что мои девочки-восьмиклассницы под всевозможными предлогами избегают его уроков, не приносят спортивной формы, не хотят участвовать в соревнованиях… Что делать? Можно было разгневаться, написать замечание в дневник, позвонить родителям, пригласить на беседу. Хорошенько подумав, я вошла в класс перед очередным уроком и сказала: «Завтра после шестого урока прошу всех девочек, только девочек, прийти в мой кабинет. Будет особый классный час. Никаких отговорок не принимаю. Присутствие - стопроцентное. До свидания!»
Я тут же позвонила своему выпускнику, попросила его покопаться в интернете, скачать для меня трофейный немецкий фильм 1938 года «Индийская гробница»… Эту картину я запомнила с десятилетнего возраста вместе с разъяснениями моей матери - талантливой учительницы истории. Я невольно припомнила, как тщательно сделав все уроки, я легла спать, но вдруг меня разбудила мама, помогла одеться, попутно рассказывая, что в сельском клубе заканчивается конференция передовиков производства, а после неё будет показан бесплатно кинофильм «Индийская гробница». Мне его полезно будет посмотреть, сказала мама, чтобы познакомиться с культурой Индии. Помню, как мы бежали через тёмный лес, спотыкаясь о корни деревьев, сокращая путь, чтобы успеть к началу. Зал был полон. Впереди на полу сидели старшеклассники нашей школы-семилетки. Заработал движок и началось волшебство ХХ века…
На следующий день все девочки моего класса пришли, остановились, опустив голову, ожидая нагоняя. Я заперла кабинет изнутри и включила остановленный кадр. На экране возникло подземное святилище древнеиндийского храма с огромной статуей Богини, со скамьями, вырубленными в скале. На них сидели жрецы в мантиях и вельможа, от любви которого отказалась жрица - танцовщица Сита. Суд жрецов постановил: пусть сама Богиня либо накажет, либо помилует ослушницу, пусть-ка та станцует перед змеёй обнажённая! Из-под ноги Богини медленно выползала кобра… Сита сбросила плащ и начала свой танец, руками копируя движения змей. Танец становился всё более отчаянным, напряжение росло, руки танцовщицы свела судорога. Сита рухнула на пол перед коброй, потеряв сознание. Раджа, ранее обиженный и мстительный, схватил огромную глиняную вазу и расплющил ею голову смертельно ядовитой змеи… Отрывок из фильма закончился.
Я посмотрела на девочек и спросила: «Вы всё поняли или объяснить?» Помолчав, девочки попросили объяснить. «Так вот, мои дорогие ученицы, если вы не хотите, чтобы ваши будущие мужья бегали в поисках красивых
любовниц, вам надо развивать красивое и сильное женское тело. Вы видели, как в идеале оно должно выглядеть! Это надо нам потому, что все мужчины без исключения сначала обращают внимание именно на женское тело, потом на лицо, глаза, улыбку, волосы и только в последнюю очередь – на ум, на душу. Вы - будущие женщины, вам уже сейчас хочется любви и счастья. Никто, кроме вашего учителя физкультуры, не сможет подсказать вам, как надо ежедневно исправлять природные недостатки, подобрав индивидуальные упражнения. Он – чемпион Москвы и прекрасный преподаватель! А вы избегаете уроков физкультуры, незаслуженно обижаете хорошего человека и отличного профессионала, болеющего за своё дело, за результаты своего труда. В фильме вы увидели в танце прекрасное, гибкое, здоровое, развитое женское тело. А у вас – благодатный возраст, когда можно исправить всё, даже вашу природу! Не пропускайте время уроков физкультуры, подаренное вам нашим государством! Запомните: любовь начинается с восхищения и кончается с его утратой… У меня - всё!» Девочки поблагодарили, попрощались и ушли…
На следующий день ко мне в кабинет вошла делегация девочек из параллельного класса с просьбой показать им на большой перемене отрывок из фильма. А потом пришли мальчики из моего класса и, смущаясь, спросили, нельзя ли им тоже посмотреть танец Ситы. Так что почти все старшеклассники и старшеклассницы посетили мой кабинет, после чего жалоб от учителей физкультуры больше никогда не было. Почему я привела этот пример? Моё толкование слова «учитель» постоянно встречает возражения снобов-«знатоков», которые в упор не видят оче-вид-ного: они не признают богатства, величия, особенно древности языка, который подарил всем нам общий и по-русски щедрый Предок. Но продолжим рассуждение…
Свидетельство о публикации №118051509219