Спорные слова - из Белогорские афоризмы. Том 2

это как раз те слова, которые из песни можно выкинуть и заменить их какими-
нибудь другими.
   Все серьёзные поэты работают над тем, чтобы в их произведениях таких слов
было как можно меньше, но у всех - даже самых лучших - они, однако, случаются.
   Обычно такие несообразные, выпирающие или же, наоборот,
проваливающиеся, в общем - слабые, слова, фразы и строчки (а то и целые
строфы) способен заметить не только поэт у поэта, но и любой человек, мало-
мальски наделённый поэтическим слухом.
   Очень показательна в этом смысле статья Цветаевой "Искусство при свете
совести", где она, разбирая кусок из "Пира во время чумы", говорит о том, что
Пушкин кое-где поторопился и "не дотерпел", пока придёт нужное слово.
   Но такие, по выражению той же Цветаевой, поэтические "затычки", к сожалению,
почти неизбежны. Встречаются они и у самой Марины Ивановны. И думаю, дело
не всегда в том, дождёшься или нет наития. Довольно часто ждать нечего, т.е. в
используемом языке просто нет верного слова, которое можно было бы без
потерь вставить в данный размер.
   Можно использовать архаизмы (что я предпочитаю) или неологизмы и даже
совсем иностранные слова (тогда уж  в правильном, не нашем, написании). Но все
эти ухищрения - далеко не всегда к месту. Что же делать? Менять размер?
переходить на верлибр? Или вовсе - на прозу? Это уже должен каждый сам
решать и выбирать по своему вкусу, а главное - по совести. Можно даже бросить
стихотворение на середине, а то и в начале. Многие талантливые дилетанты так и
поступают. Сочинят строчку, а вторая - хуже, и они это чувствуют. Но тогда - стихотворения не будет, будет только строчка, так сказать - вечно незаконченное.
Некоторые, впрочем, и это эксплуатируют (становятся "минималистами").
   Я лично считаю, что нужно биться до конца. Пусть стихотворение будет, т.е.
пусть оно будет закончено (кстати, оно вполне может состоять и из одной строки).
А уж каким оно получится, хорошим или плохим, - Бог судья и вы, дорогие
читатели.
   Если же спорных слов слишком много, то стихотворение просто никуда не
годится, т.е. собственно и не является стихотворением. А если их несколько или
одно - вполне возможна и народная коррекция. Так часто выправляют или
выкидывают корявые места из разных поэтов люди, которые пытаются петь* их
стихи.
 
*Приведём только два красноречивых примера: 1) Замена в песне Визбора "Солнышко
лесное" странной фразы "встретишься со мною", на которой автор настаивал из-за
какого-то каприза, на всем понятное "встретимся с тобою"; 2) В песне (музыка
Таривердиева) на стихи Пастернака "Никого не будет в доме..." выкинута 4-ая строфа,
самая неудачная (хотя бы потому, что отличается "темнотой" на фоне в целом светлого
стихотворения). 


Рецензии