О библейской архетипичности идей коммунизма
Карл Маркс
Это прочитывается и так: коммунизма растлевает человека, потому что не требует деятельного раскрытия сил и дарований каждого, труда, а зато все получают полной чашей.
Формула коммунизма:
"От каждого по способностям, каждому по труду". Это советская адаптация.
На языке оригинала:
Jeder nach seinen F;higkeiten, jedem nach seinen Bed;rfnissen.
Так что коммунизм это отнюдь не сказка о бездеятельном потреблении.
Это напротив философская концепция максимального раскрытия способностей каждого в обществе, где этому никакие преграды не чинятся. Нет условий "отчуждения" работника от результатов своего труда(трудовая теория стоимости). А кроме того, это концепция о гармоничном развитии сразу многих дарований, заложенных в каждом из нас.
Человек будущего проявляет по мысли Маркса себя во многих сферах, а не тупо зарабатывает на хлеб насущный на конвейере производства/службы, будучи "винтиками системы". "Профессиональный кретинизм" по Марксу.
В этой формуле уравнивается в балансе с "каждому по потребностям", но не в смысле культивирования потреблятства(что составляет идеал "общества потребления" развитого капитализма), а разумных потребностей. Эта формула также сводит баланс способностей и потребностей, исключая тем самым "уравниловку" при истинном социализме.
Сколько мифов разрушает Маркс, если его просто не перевирать!
----------------
ПЕРВОИСТОЧНИК АФОРИЗМА:
Хотя указанная фраза чаще всего приписывается Марксу, данный лозунг, являясь общим для социалистического движения, впервые использован Луи Бланом в 1851 году. Кроме того, Этьен Кабе в книге «Путешествие в Икарию» (1840 г.) описал идеальную страну, главный принцип в которой — «от каждого по его силам, каждому по его потребностям».
У КАРЛА МАРКСА:
Полностью абзац, содержащий формулировку точки зрения Маркса, в "Критике Готской программы":
"На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»!
НОВЫЙ ЗАВЕТ:
Некоторые ученые выдвигают происхождение фразы из Нового Завета. В Деяниях Апостолов образ жизни общества верующих в Иерусалиме описывается как общинный (без личного владения), с использованием фразы «каждому давалось в чём кто имел нужду»:
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду. (Деян. 4:32—35).
Также:
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА:
Учение Иисуса Христа в притче о талантах (Мф. 25:14-30)
"От каждого по способностям, каждому по труду"
Это советская адаптация-трансформация новозаветного-марксова афоризма.
Но смысл везде един: нетрудового потребления не предусматривается, и уравниловки тоже.
СОВЕТСКИЕ КОНСТИТУЦИИ:
Кстати, афоризм записан в Сталинской Конституции:
«От каждого по его способностям, каждому — по его труду» — фраза, которая стала широко известной благодаря Пьеру Жозефу Прудону (широко использовал её в своих сочинениях, так называемый «принцип социализма» (один из основных), провозглашенный в Конституции СССР 1936 года (по которому должно происходить распределение при социализме).
Итак:от каждого-каждому. Несколько отлично от кальки с Марксова текста "принцип социализма", утвержденный второй советской Конституцией(первая была 1918г., а последняя, брежневская 1977г.)
Jeder nach seinen F;higkeiten, jedem nach seinen Bed;rfnissen.
Каждый по своим способностям, каждый по своим потребностям.
Jeder nach seinen...Jeder nach seinen
Дважды одна словесная формулировка. Точный перевод: "Каждый по его.."
Многие и по сей день представляют себе коммунизм, как общество, в котором или никто не трудится, или право на труд почему-то элитарно, предоставляется немногим(?), но вволю потребляют все.
Это распространенная сказочка. Помню такое искажение у Герберта Уэллса в "Машине времени"(морлоки живут в коммунизме, но совершенно отупели от безделья).
Кстати, ленинский принцип:
"Кто не работает, тот не ест" -
тоже библейский.
Впервые выражение с похожим смыслом встречается в Новом Завете во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла:
Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (3:10).
И совпадает с афоризмом, который мы разобрали выше.
Всё это доказывает глубинные архетипы, восходящие к Писаниям о социальной справедливости(Библия и др.). А не выдумки теоретиков на пустом месте.
Кто не работает, тот не ест
От каждого по способностям, каждому по потребностям.
(Библия. Иисус. утопические социалисты(Сен-Симон, др). Маркс. Ленин. Начало эры коммунизма(военный коммунизм). Советские Конституции).
Илл.:Юрий Ракша. Разговор о будущем(1979).
Не напоминает сюжет Тайной вечери?
https://zera-cherkesov.livejournal.com/64131.html
Свидетельство о публикации №118051405324
Морозов Пётр 04.06.2018 19:16 Заявить о нарушении
Я знаю, что Ваше имя означает "прибрежный камень" с греческого, что наверное закономерно для морской средиземноморской державы, как Греция. Ведь и имя Марина - тоже греческое и означает "Морская". Помните у Цветаевой:"Имя мне - Марина". Воображение народа, выраженное в искусстве и мифах, тесно связано с его географическим ландшафтом.
Про Симона и Петра интересно, не знала.
Зера Черкесова1 29.05.2018 00:20 Заявить о нарушении
Отдельно немного по другим вопросам вашей рецензии.
Зера Черкесова1 29.05.2018 00:21 Заявить о нарушении
Да, спасибо, вы внимательно прочли мою статью. Эта формулировка претерпевала неоднократные изменения, мне тоже больше нравится именно этот вариант. Он логичен и справедлив.
И именно этот вариант, замечу, был внесен в советские Конституции, начиная со сталинской:
"От каждого по способностям, каждому по его труду".
2)Теоретическая подготовка. Она всегда была и остается крайне малоэффективной. Это большой вопрос, как раз сейчас я ознакомилась с этой темой в статьях подкованных авторов и собираюсь вернуться к нему.
3)Читать Ленина нужно, но не начётнически(зачетов по его трудам все равно давно нет), а разобраться во многих вопросах нашей истории. И по поставленным актуальным вопросам современности в том числе.
4) Николай Бердяев прошел сложную личную эволюцию взглядов от марксизма до его полного отрицания и вражды с Революцией, которая его выслала на том самом "философском пароходе" без права возвращения, а много позже вернула ему советское гражданство.
Я читала недавно его труд "Истоки и смысл русского коммунизма", советую. В ней есть и глава о Ленине, в которой Бердяев осмысливает Ленина как человека, как политика, как мыслителя и революционера, а так же как философа.
Да, Ленин-философ неблизок умонастроениям Бердяева, прежде всего в силу того, что Ленин читал только то, что могло пригодиться для его личной цели: революции и отметал остальные интересные разделы мировой философии, на которые у него просто не было времени и непосредственного интереса.
Об этой сверхконцентрации Ленина-мыслителя и практика писал и Лев Троцкий. и вообще все, кто его знал. Однако Бердяев объективно признаёт тот факт, что только для цели полемики с Луначарским, Богдановым, Ленин прочел и законспектировал сотни томов! В том числе совершенно чуждые ему работы философов идеализма.
Я приведу точную цитату. В итоге Ленин написал полемический труд "Материализм и эмпириокритицизм". В нем он высказал пророческие выводы о развитии физики атома. Безотносительно того, согласны вы с воззрениями вождя, или нет, оцените масштаб личности, считающей себя обязанной провести такой огромный труд ради, казалось, второстепенной цели. Бердяев не рисует Ленин одной краской, для него он сложное явление, выкованное всей историей.
5)Здесь я напомню другой факт: ради составления одной статистической таблицы по экономике Карл Маркс в библиотеке Британского музея запросил также свыше 200 книг! Но его труд "Капитал", в которой эта таблица зато остается вершиной мировой политико-экономической мысли и актуальность только возрастает со временем(как выдержка хорошего вина, да?)
Возможно ли победить в честной дискуссии оппонентов с таким подходом к делу? И откуда они берутся, из какого материала творится их интеллект и личность?
Зера Черкесова1 29.05.2018 00:45 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 29.05.2018 00:48 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 29.05.2018 06:13 Заявить о нарушении
Но революцию совершил не Бердяев...
Не могу удержаться от полемики, Петр, уж простите великодушно.
Вот Вы дали свою характеристику человеку, историческому деятелю.
1) К Каким трудам Ленина вы обращались ради цели:"Я обращался к трудам Ленина, в меру необходимости, ибо как с людьми, так и с членами партии надо разговаривать им понятным языком".
То есть Вы признаете, что язык Ленина понятен как просто людям(я так поняла:беспартийным в то время), так и членам партии.
Вы не могли бы привести хотя бы один случай такого конкретного обращения к произведениям классика именно для этой цели: донести нечто важное для народа(не масс)?
Далее, однако, Вы признаетесь в несимпатичности вам Ленина и обосновываете это следующим:
"Как личность, и как человек, мне Ленин не нравится. Нельзя ломать людей, ради достижения своих целей. Народ для него – массы, он с ними не считался. Считался он только с обстоятельствами. А его цели я опускаю. Драчун был он, бороться, бороться и ещё раз бороться, вот его вся суть. Бердяев мне намного ближе".-
--------
Конец цитаты.
Таким образом, вы противоречите сами себе: с одной стороны Ленин был незаменим в вашей практической работе с людьми. Но с другой стороны Ленин вам все же глубоко несимпатичен "как личность и как человек". К Каким же граням Ленина вы в в таком случае обращались?
Может быть, вы шли "от противного"? Каким НЕ должно себя выказывать в работе с людьми, не по ленински? А по ленински по вашему-см. выше характеристику.
НО все это голословно.
Где и как Ленин, цитата:"Народ для него – массы, он с ними не считался. Считался он только с обстоятельствами. А его цели я опускаю".
И почему у вас "драчун" и борец суть одно? И как бы Ленин достигал своих целей, не борясь? А Бердяев по вашему не боролся? Вы заблуждаетесь:)) Бердяев тоже боролся, но за цели, противоположные ленинским.
Драчун был он, бороться, бороться и ещё раз бороться, вот его вся суть.
Если бы Бердяев сидел как мышь за веником, без борьбы - то за что его выслали большевики вместе с его единомышленниками на "философском пароходе" за пределы Советской России?
2)А как возможно "опустить цели" от человека, который им полностью себя посвятил? А каким вы имеете представление, если не только читали, но и практически использовали труды Ленина в своей деятельности именно с людьми и даже членами партии??
Вообще за что боролся Ленин? Тот, что "не считался ни с кем" и на народ смотрел как на массы, которых ломал и с которыми не считался ради своих фанатичных целей и массы почему-то тем не менее поверили Ленину. А не Бердяеву и ко.
Так с какими массами не считался Ленин и скрутил их в бараний рог под свои цели?
Может быть, членов Временного Правительства? Их стоило скрутить:))
Нечего было заседать в царской столовой Зимнего дворца, а идти как и большевики на баррикады. Победителей не судят.
Или он не считался с сыном своего симбирского директора гимназии, с Александром Керенском, бежавшим по легенде в дамском платье? Какая неблагодарность, да...
Но с авторитетом философов все же посчитался. Ограничились высылкой, а те и рады были. Бердяев прямо писал, что испытал облегчение, выслушав и пописав сей вердикт.
С кем еще не посчитался Ленин сотоварищи? Может быть, с некоторыми рясоносителями(а не каждый рясоноситель равен званию священника и учителя масс), которые в своей алчности сопротивлялись всенародному сбору в том числе церковных ценностей в фонд помощи голодающей России?
И фарисеи затаили на Ленина. А что сказал бы Иисус, изгнавший фарисеев из храма?
"Не собирайте сокровищ на земле".(Библия)
И не равен ли сей исторический факт возмущению Лютера торговле индульгенциями?
Если "святое место" превратилось в торжище.
И т.д. Можно продолжать и продолжать.
Не знаю, что за работу с людьми и партийцами вы проводили в свое время, используя слово Ленина.
А сейчас он вам стал чужд. Просто подумайте на минутку:не будь в истории Ленина- вы сегодня могли бы хотя бы написать свое имя:Петр? Под лампочкой Ильича...
Если вы считаете, что Ленин о вас не заботился. Именно о вас. И именно так нужно понимать слова песни:
День за днем идут года
Зори новых поколений
Но никто и никогда
Не забудет имя Ленин.
А Бердяеву повезло только в том, что его выслал Ленин и тем оставил в истории свое микроскопическое присутствие.
Хотя бы не сравнивайте несопоставимые величины истории. Ленин - и Бердяев. Во избежание двусмысленности фразы поправлю: микроскопическое присутствие оставил Бердяев. А Ленин перевернул страницу мировой истории и начал писать ее с чистого листа.
Зера Черкесова1 29.05.2018 22:29 Заявить о нарушении
Всего доброго.
Зера Черкесова1 29.05.2018 22:34 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 30.05.2018 19:30 Заявить о нарушении
А Вам не пришло на ум, что Вы процитировали(и процитировали ли?) Наполеоновское изречение в переводе на русский, приписав Наполеону этот вариант(бой), а Ленину -драку.
А как на самом деле сказал Наполеон? И чем бой отличается от драки?
Зера Черкесова1 30.05.2018 23:42 Заявить о нарушении
И какое "другое время" было во времена Сократа, что тогда были гладиаторские бои, и их приветствовали философы? А разве бой по Вашему не есть благородно в отличие от драки, если вы полагаете, что Наполеон относился как-то благороднее, а Ленин профанировал до драки? Может быть, правильнее назвать гладиаторские сражения тем чем они были: драками для потехи публики несчастных рабов на ринге?
Посмотрите х/ф " Максимус" - на тему гладиаторских боев в древней Греции и о судьбе гладиатора по имени Максимус.
И где Сократ приветствовал гладиаторские бои? А ведь Сократ, как и Иисус записей не вел, и все что нам известно о нем и его школе, его изречениях, его методе(сократовом)-из текстов Платона. который в свою очередь литературно оформил рассказы учеников Сократа, иные из которых возможно вымышлены.
И потом Сократ не мог по логике своего метода что-то огульно приветствовать или отвергать. Это не в его сократовом стиле, он никогда в историях о нем не дает прямых ответов ни на какие вопросы. Если бы его спросили ученики:
О, Сократ, приветствуешь ли ты гладиаторские бои или осуждаешь?
То Сократ не ответил бы ни да. ни нет, а завел цель вопросов ученикам, ведя их к любому нужному Сократу варианту ответа. Сократ равно убедительно мог бы подвести и к да, и к нет. Суть в его методе, который и есть его достижение и до сих пор актуален в юстиции, педагогике, логике, политической демагогии и т.д.
Зера Черкесова1 30.05.2018 23:45 Заявить о нарушении
А в сентенции Наполеона много мудрости, если правильно истолковать.
Тот же Наполеон Бонапарт признавался:
Пока не началось сражение- нет в мире более трусливого существа, полного сомнений и страха, чем я. Но стоит начаться бою(сражению)-как я мгновенно становлюсь самым бесстрашным человеком.
Я процитировала несколько вольно, но почти так, как прочла.
Думаете, рисовка? ничуть.
Это психология. У страха глаза велики, знаете, конечно.
И мы всегда воображаем себе. накручиваем больше, чем оно того стоило. А потом говорим себе: все было не так страшно, как казалось.
Я сдавала кучу экзаменов/зачетов и могу повторить слова Наполеона. На лучших экзаменах, к которым я готовилась с тщательностью:
Мандраж до - и напор на самом экзамене, страсть, энергия. мобилизация.
Здесь уже нет ни единой щёлочки, куда мог бы пролезть страх.
Ключевым здесь является крепкая подготовка. Но Наполеон необыкновенно тщательно просчитывал всё что возможно и свыше того. Пока не дошел до России...
Зера Черкесова1 30.05.2018 23:47 Заявить о нарушении
А Бердяев тоже, как многие в то время, примыкал к кружкам, изучал марксизм и т.д. Но после первых неприятностей для себя быстренько дистанцировался.
А как готовился Ленин к своим сражениям, в частности к наступлению большевиков в октябрьские дни 1917г. это уже классика.
Отвечать необязательно. Спасибо, с наилучшими пожеланиями.
Я отвечала вам исключительно из потребности не позволить Вам публично фальсифицировать и оглуплять личность Ленина. Это основатель нашего государства, в конце концов.
Зера Черкесова1 30.05.2018 23:51 Заявить о нарушении
Я исключений в вопросах принципиального свойства не делаю. Ленин вождь и основатель нашего государства и как минимум, как все, заслуживает, чтобы его уважали и дискутировали с ним по существу и не перевирая. Спасибо, по крайней мере считаю, что получилась интересная дискуссия, хотя вы ее и не хотели.
Зера Черкесова1 30.05.2018 23:55 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 00:13 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 00:17 Заявить о нарушении
цепь вопросов завел бы Сократ.
снова исправл. ту же опечатку.
Но и цель тоже годится: цель цепи вопросов: подвести к нужному выводу, но не навязать готовый ответ(сократов метод, весьма эффективный)
Вообще Ленин имел в виду интеллекутальные дебаты, бои на почве философии, политики, организации борьбы, идейных споров, который он вел всегда и всюду и всегда выигрывал, хотя и тяжелой подчас ценой.
Практически все теоретические работы Ленина это ПОЛЕМИКА. И вызревали из долгих битв с оппонентами. Всего доброго.
Доктринёрски Ленин вообще не писал, не его стиль. Стиль Ленина - борьба. Одним это может нравится, другим нет.
Но если вы помните, то философским принципом Ленина было:
"Истина всегда конкретна".
И это смыкается с наполеоновским:
"Сначала ввязаться в бой(драку), а там видно будет".
Потому что конкретность истины не позволяет заранее всё знать, реальность изменчива и ее нельзя заранее всю узнать. Действовать нужно и по обстановке, постоянно отслеживая и принимая верные решения. Здесь и была ошибка Наполеона и Гитлера в отношении России: в том, что они доктринёрски и схематично перенесли опыт своих побед в совсем особую страну, не зная и не учтя новой конкретики, каждый раз неповторимой.
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:17 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:18 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 00:22 Заявить о нарушении
Вы полагаете. что такие частные мотивы имеют минимальный шанс воплотиться вне исторической действительности? Просто захотел отомстить за брата и устроил революцию, сверг царскую династию...
Мне интересно, кто первым придумал эту байку: Ленин хотел отомстить за брата? Ведь встречаю постоянно...
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:31 Заявить о нарушении
Они тоже требуют вашего Отречения...
И Николай записал в своем дневнике известное потом:
Кругом трусость, предательство и измена.
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:36 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:38 Заявить о нарушении
Но нет никаких доказательств того, что Ленин вообще причастен к расстрелу Романовых в Екатеринбурге.
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:41 Заявить о нарушении
Но по крайней мере вы же ученик советской школы. на уроках истории, небось, слыхали что роль личности преувеличивать нельзя...Что есть объективные законы исторического процесса, когда верхи не хотят перемен, а низы не могут уже терпеть...
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:44 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:47 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:50 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:52 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:54 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 00:54 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 00:55 Заявить о нарушении
Один человек кто бы ни был революции сделать по щучьему велению, по моему хотению невозможно. "Отомстил за брата", "сделал революцию" это низведение всему чему учили советских людей. Неважно, были ли вы в Мавзолее. Хуже, что вы забыли самые основы и поддались нелепой пропаганде.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:02 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 01:03 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:03 Заявить о нарушении
Ленин однако был из простых, хотя Илье Николаевичу Ульянову как заслуженному деятелю просвещения было пожаловано дворянское звание.
А вот Бердяев, тот высокородный. Из княжеской династии.
И это тоже работало.
Троцкий из плебса, местечковый еврей.
Сталин из бедных, выучившийся на священника.
НО было в революции и немало из аристократии.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:07 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:09 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:11 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:12 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 01:13 Заявить о нарушении
"Учиться, учиться, учиться!"
Ленин.
Когда молодежь вся была во власти революционного порыва. даешь мировую революцию!
А Владимир Ильич неожиданно сказал им: главное для революции учиться.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:15 Заявить о нарушении
Всего доброго.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:18 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:20 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 31.05.2018 01:32 Заявить о нарушении
Александру, студенту Спб университета всего 21 год.
А Владимиру 17 лет. И он, сжимая кулаки, тогда и произнес:
"Мы пойдем своим путем!"
Имея в виду пути к революции.
Но никак не "отомщу за Сашу".
Интересно как все дети в семье Ульяновых посвятили себя Революции, вот это загадка истории.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:42 Заявить о нарушении
И правильно: если сегодня все прочесть, то что на завтра? Удовольствие нужно растягивать:))Спасибо, польщена. Загляну и к вам. До свидания.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:44 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:45 Заявить о нарушении
Зато и спокойный тон другого останавливает излишнюю горячность тоже. Так что полезно такое общение, заглядывайте.
Зера Черкесова1 31.05.2018 01:49 Заявить о нарушении
Морозов Пётр 04.06.2018 19:17 Заявить о нарушении