Квинтилиан и Секст Эмпирик

(Секст. Против музыкантов)

Эстетика. Обществоведение.

http://www.stihi.ru/2018/04/30/2654
Памяти певца Д.Хворостовского
https://4brain.ru/blog/марк-фабий-квинтилиан
https://ru.wikipedia.org/wiki/Квинтилиан

Глава 1
Музыка Квинтилиана
А.Лосев. История   античной   эстетики.
Москва.  Издательство  “Искусство”.   1979. С.492- 493.

Предварительные  сведения.
           (Декаданс  времени  Нерона)

Марк Фабий Квинтилиан (35 – около 100 г. н.э.),
знаменитый  римский  ритор – автор   обширного сочинения  в  двнадцати   книгах
“Ораторское  наставление”. Родиной  Квинтилиана  была  Испания,   но   его риторическая  деятельность  протекала   в   Риме,  главным   образом  при  императорах  из   дома Флавиев,  когда   явно  наметились   попытки   реставрации
хорошего,  добротного   классицизма  эпохи  Цицерона  как  реакция   на   крайние   и декаданс     времени   Нерона.
Квинтилиан   был   професиональным  ритором  и  даже   наставником  красноречия  в самой   императорской   семье. Однако   если  Квинтилиан   был   достаточно  ограничен  школьными рамками, то влияние  его теории  оказалось  поистине  удивительным  в Европе эпохи  Возрождения, когда  так  безгранично   возрос интерес  ко  всему, что было связано   именно  с  авторитетом  античности. Поэтому понятно   восхищение  флорентийца   Поджо  Браччолини,  который,  впервые  обнаружив  манускрипт  сочинения  Квинтилиана, воскликнул:  “О, невероятная   
удача,  о,  неожиданная   радость,  я   буду   тебя   созерцать, Марк  Фабий, целым и   невредимым”.   А.Лосев.  История   античной   эстетики.  Киев.  Издательство  “Искусство”.   1979. С. 493.

Необходимость  обучения  риторике   и  ее определение.

Прежде всего   Квинтилиан доказывает   общеантичную, вполне  классическую  мысль  о   необходимости   для  ораторского   искусства   правил   и   обучения.
Обучаться  ему   нужно так  же,  как  и   полководцу – военному  делу.
Общие  правила  не   помешают   индивидуальному   творчеству,  а только облегчает  его.   Обучаться  ему     нужно  так  же,  как  и  полководцу  -  военному  делу. Древнегреческий  оратор  Лисий    доказывал, что  для красноречия  достаточно  уже одного природного  дара”.А.Лосев. История   античной   эстетики. М.:  Искусство.   1979. С. 493.
(А.Лосев. История   античной   эстетики. Москва:  Искусство.   1979. С. 504).
”Среди  вспомогательных средств   ораторского искусства  Квинтилиан  рассматривает  музыку. Еще   Орфей    и  Лин, по преданию, оказали  магическое  воздействие   на  людей, животных   и  природу.  Пифагор   же  строил  весь  мир  по законам  гармонии. Не  должен   пренебрегать   музыкой  и   оратор.  Если  уже   простое  напевание  мелодии    облегчает человеку   его тяжелое настроение  и  если  гребцы пользуются   пением  для   облегчения  своей   работы, то и оратор  найдет  для  себя  в музыке  прекрасное  орудие  для  воздействия  на публику. Музыка, прежде   всего,   научит  его  пользоваться    звуками   своего   голоса     соответственно    внутреннему  содержанию  речи, заставляя  о   высоких  предметах  петь величественно, о  нежных – приятно,  научая, где и  как   надо  повышать  и понижать  голос”.  А.Лосев. История   античной   эстетики. М.:  Искусство.   1979. С. 504.

Трактат «Против риторов» Секст-Эмпирика
(Скептицизм в античной  эстетике)

Сделаем обзор содержания двух трактатов  философа Секст-Эмпирика: «Против риторов» и «Против музыкантов».
Здесь мы едва ли получим что-нибудь принципиально новое, поскольку о методах скептической эстетики Секста учёные говорили достаточно. Однако будет любопытно проследить реальный ход его доказательств, как он наблюдается при рассмотрении конкретных художественных областей. Начнём с трактата «Против риторов».
Трактат «Против риторов» Секст  начинает следующим утверждением: «Поскольку понятие /предмета/ является тем же самым и в случае его существования и в случае его несуществования и поскольку ничего  из этого невозможно исследовать без предвосхищения  самого предмета исследования, то мы сначала рассмотрим, что такое риторика, привлекая сюда наиболее знаменитые её  определения у философов.
(Adv.math. II 1.) Секст Эмпирик учит: таким образом, обладая понятием того или иного предмета, мы  ещё ничего не можем сказать  о его существовании или несуществовании.
Каково же понятие риторики? Секст приводит мнение Платона, Ксенофонта, стоиков и Аристотеля. Платон, по Сексту, считает, что специфическим свойством риторики является создание убеждения  не через обучение, но через убеждение же при помощи слов. (18)
Ксенократ считал, что риторика – знание хорошей речи, опирающееся на древнее установление. Так же считали и стоики, но последние полагали, что хорошая речь зарождается  только у мудреца». *** (20)
Ведическая литература также учит о древних мудрецах.
12/13 (87/88). «Да отринет мудрец тьму обыденной  жизни и устремится к свету жизни, предписанной законом. Покинув свій дом ради бездомности, да обретёт он радость в самоотречении – там, где другие не нашли бы радости. Оставив все мирские удовольствия и ничего не  называя своим, да очистит мудрец свой ум от всех пороков».
 Дхаммапада. 6. Мудрец.12/13 (87/880). Москва. София. 2005.С.55. Переводы Джека Магуира, Andrew  Harvey, 2002,А.Блейз.
Выводы. Это не просто художественные или бытовые образы, это – образы-символы, к тому же чрезвычайно понятные и очевидные, не хуже того, что, по Гераклиту, дважды нельзя войти в одну и ту же реку».
А.Лосев. История   античной   эстетики. М.:  Искусство.   1979. С. 374, 375.
Секст Эмпирик в трактате «Против риторов» учит, что из  идеи, трактата нельзя ничего сделать.
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
**18.Примечание. Педагог Константин Ушинский (Санкт-Петербург) учит о картинах бытия: наочный образ в познании, кроме «слов».Например, для убеждения ученикам следует показать ветряную мельницу, наочный образ в познании – могущественную реку с рыбками с  педагогической, воспитательной целью: чтобы малые ученики получили «перцепции» - впечатление и идеи. А позднее – трансцендентальное единство апперцепции – сложный синтез абстрактного воображения, по И.Канту, Германия. (Примечания; конспект педагога  Kateryna Pasichna.  1979. Kaniv – Gorobiivka).
***20. Мудрецы.  Смотри: «Дхаммапада». Глава «Мудрец». Москва. Институт Востоковедения. 1965. Перевод Топоркова. «Дхаммапада». Мудрец. Москва. София. 2005. Переводы Джека Магуира, Andrew  Harvey, 2002,А.Блейз. 4(79) «Вкушающий закон живёт счастливо, в безмятежности ума. Мудрец всегда восхищается законом, возвещённым благородными».6(81). «Как крепкую скалу невозможно сдвинуть ветром, так и мудреца невозможно поколебать ни хулой, ни хвалой». Дхаммапада. 6. Мудрец.4(79). 6(81). Москва. София. 2005.С.53. Переводы Джека Магуира, Andrew  Harvey, 2002,А.Блейз.(Примечания: Kateryna Pasichna.  1979).



Глава 2
Секст. Против музыкантов. Трактат

А.Лосев. История   античной   эстетики. М.:  Искусство.   1979. С. 379, 380.
Трактат  Секста Эмпирика “Против музыкантов” можно разделить на пять частей:
1) введение (1-6);
2) изложение общих теорий музыки (7-18);
3) критика общих теорий (19-39);
4) техническая теория музыки (40-51);
5) Критика технической теории музыки (52-68).
Во введении Секст говорит о трёх смыслах, в каких понимается музыка: 1)как наука о мелодии, звуке, творчестве ритмов и т.д., 2) эмпирическое умение, относящееся к инструментам; 3) «музыка» и «музыкальный» упоитреблется в переносном смысле, как, например, говорят о музыкальности живописного произведения. Но наиболее совершенный – первый вид музыки; против него-то  и выставляет свои возражения Секст. Возражения могут быть вообще двух родов:
А) догматические, когда доказывается, что музыка не наука, необходимая для блаженства, но, скорее, музыка приносит вред, как на основании критики музыкальных высказываний, так и на основании опровержимости главнейших аргументов в её пользу.
Б) Второй способ – пользование апориями; поскольку основные положения
музыкантов постоянно меняются, музыка не может иметь права на существование. Поэтому Секст считает своим долгом сначала дать общее изложение среднего и умеренного музыкального учения.

КВАРТА – ИНТЕРВАЛ
«Интервалы между консонирующими тонами носят названия консонирующих, а между диссонирующими – диссонирующих. Консонирующие суть кварта, квинта и октава. Диссонирующие суть диез, полутон и тон. Разновидности звукоряда определяют музыкальный «нрав». Как люди бывают суровыми, тяжёлыми, склонными к любви, пьянству, слезам, крикам и т.п., так и один звукоряд вызывает в душе движения возвышенные и культурные, а другой звукоряд – низменные и неблагородные.  «Нравом» звукоряд потому и называется, что он способен действовать на нравственность. Так, гармонический звукоряд создаёт  строгий нрав и важность, хроматический является жалобным и плачевным, **** (21), а диатонический звукоряд –шероховатым и грубоватым. Гармонический ряд  далее не подразделяется…»
А.Лосев. История   античной   эстетики. М.:  Искусство.   1979. С. 379, 380.

--------------------------------------------
***21. Плачевный – lamento.

ПАСМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

Певец чудесный - Риголетто,
По-итальянски ловко пел,
Художественным был советом
Он награждён!.. За то терпел...
Артист народный и любимый,
Он "Коробейники" воспел.
И с полной чашей  вышел Дима,
С коробушкой - такой удел!
Шёл  к людям  Дима,  тратил силы
На процветание  двора.
Корреспонденты объявили:
Пробежку делал он с утра.
Три личности – в одной палате;
Пел баритон среди людей,
Пел Хворостовский в Сталинграде,
Мирил народы всех Церквей.


Рецензии