Квинтилиан и Секст Эмпирик
Эстетика. Обществоведение.
http://www.stihi.ru/2018/04/30/2654
Памяти певца Д.Хворостовского
https://4brain.ru/blog/марк-фабий-квинтилиан
https://ru.wikipedia.org/wiki/Квинтилиан
Глава 1
Музыка Квинтилиана
А.Лосев. История античной эстетики.
Москва. Издательство “Искусство”. 1979. С.492- 493.
Предварительные сведения.
(Декаданс времени Нерона)
Марк Фабий Квинтилиан (35 – около 100 г. н.э.),
знаменитый римский ритор – автор обширного сочинения в двнадцати книгах
“Ораторское наставление”. Родиной Квинтилиана была Испания, но его риторическая деятельность протекала в Риме, главным образом при императорах из дома Флавиев, когда явно наметились попытки реставрации
хорошего, добротного классицизма эпохи Цицерона как реакция на крайние и декаданс времени Нерона.
Квинтилиан был професиональным ритором и даже наставником красноречия в самой императорской семье. Однако если Квинтилиан был достаточно ограничен школьными рамками, то влияние его теории оказалось поистине удивительным в Европе эпохи Возрождения, когда так безгранично возрос интерес ко всему, что было связано именно с авторитетом античности. Поэтому понятно восхищение флорентийца Поджо Браччолини, который, впервые обнаружив манускрипт сочинения Квинтилиана, воскликнул: “О, невероятная
удача, о, неожиданная радость, я буду тебя созерцать, Марк Фабий, целым и невредимым”. А.Лосев. История античной эстетики. Киев. Издательство “Искусство”. 1979. С. 493.
Необходимость обучения риторике и ее определение.
Прежде всего Квинтилиан доказывает общеантичную, вполне классическую мысль о необходимости для ораторского искусства правил и обучения.
Обучаться ему нужно так же, как и полководцу – военному делу.
Общие правила не помешают индивидуальному творчеству, а только облегчает его. Обучаться ему нужно так же, как и полководцу - военному делу. Древнегреческий оратор Лисий доказывал, что для красноречия достаточно уже одного природного дара”.А.Лосев. История античной эстетики. М.: Искусство. 1979. С. 493.
(А.Лосев. История античной эстетики. Москва: Искусство. 1979. С. 504).
”Среди вспомогательных средств ораторского искусства Квинтилиан рассматривает музыку. Еще Орфей и Лин, по преданию, оказали магическое воздействие на людей, животных и природу. Пифагор же строил весь мир по законам гармонии. Не должен пренебрегать музыкой и оратор. Если уже простое напевание мелодии облегчает человеку его тяжелое настроение и если гребцы пользуются пением для облегчения своей работы, то и оратор найдет для себя в музыке прекрасное орудие для воздействия на публику. Музыка, прежде всего, научит его пользоваться звуками своего голоса соответственно внутреннему содержанию речи, заставляя о высоких предметах петь величественно, о нежных – приятно, научая, где и как надо повышать и понижать голос”. А.Лосев. История античной эстетики. М.: Искусство. 1979. С. 504.
Трактат «Против риторов» Секст-Эмпирика
(Скептицизм в античной эстетике)
Сделаем обзор содержания двух трактатов философа Секст-Эмпирика: «Против риторов» и «Против музыкантов».
Здесь мы едва ли получим что-нибудь принципиально новое, поскольку о методах скептической эстетики Секста учёные говорили достаточно. Однако будет любопытно проследить реальный ход его доказательств, как он наблюдается при рассмотрении конкретных художественных областей. Начнём с трактата «Против риторов».
Трактат «Против риторов» Секст начинает следующим утверждением: «Поскольку понятие /предмета/ является тем же самым и в случае его существования и в случае его несуществования и поскольку ничего из этого невозможно исследовать без предвосхищения самого предмета исследования, то мы сначала рассмотрим, что такое риторика, привлекая сюда наиболее знаменитые её определения у философов.
(Adv.math. II 1.) Секст Эмпирик учит: таким образом, обладая понятием того или иного предмета, мы ещё ничего не можем сказать о его существовании или несуществовании.
Каково же понятие риторики? Секст приводит мнение Платона, Ксенофонта, стоиков и Аристотеля. Платон, по Сексту, считает, что специфическим свойством риторики является создание убеждения не через обучение, но через убеждение же при помощи слов. (18)
Ксенократ считал, что риторика – знание хорошей речи, опирающееся на древнее установление. Так же считали и стоики, но последние полагали, что хорошая речь зарождается только у мудреца». *** (20)
Ведическая литература также учит о древних мудрецах.
12/13 (87/88). «Да отринет мудрец тьму обыденной жизни и устремится к свету жизни, предписанной законом. Покинув свій дом ради бездомности, да обретёт он радость в самоотречении – там, где другие не нашли бы радости. Оставив все мирские удовольствия и ничего не называя своим, да очистит мудрец свой ум от всех пороков».
Дхаммапада. 6. Мудрец.12/13 (87/880). Москва. София. 2005.С.55. Переводы Джека Магуира, Andrew Harvey, 2002,А.Блейз.
Выводы. Это не просто художественные или бытовые образы, это – образы-символы, к тому же чрезвычайно понятные и очевидные, не хуже того, что, по Гераклиту, дважды нельзя войти в одну и ту же реку».
А.Лосев. История античной эстетики. М.: Искусство. 1979. С. 374, 375.
Секст Эмпирик в трактате «Против риторов» учит, что из идеи, трактата нельзя ничего сделать.
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
**18.Примечание. Педагог Константин Ушинский (Санкт-Петербург) учит о картинах бытия: наочный образ в познании, кроме «слов».Например, для убеждения ученикам следует показать ветряную мельницу, наочный образ в познании – могущественную реку с рыбками с педагогической, воспитательной целью: чтобы малые ученики получили «перцепции» - впечатление и идеи. А позднее – трансцендентальное единство апперцепции – сложный синтез абстрактного воображения, по И.Канту, Германия. (Примечания; конспект педагога Kateryna Pasichna. 1979. Kaniv – Gorobiivka).
***20. Мудрецы. Смотри: «Дхаммапада». Глава «Мудрец». Москва. Институт Востоковедения. 1965. Перевод Топоркова. «Дхаммапада». Мудрец. Москва. София. 2005. Переводы Джека Магуира, Andrew Harvey, 2002,А.Блейз. 4(79) «Вкушающий закон живёт счастливо, в безмятежности ума. Мудрец всегда восхищается законом, возвещённым благородными».6(81). «Как крепкую скалу невозможно сдвинуть ветром, так и мудреца невозможно поколебать ни хулой, ни хвалой». Дхаммапада. 6. Мудрец.4(79). 6(81). Москва. София. 2005.С.53. Переводы Джека Магуира, Andrew Harvey, 2002,А.Блейз.(Примечания: Kateryna Pasichna. 1979).
Глава 2
Секст. Против музыкантов. Трактат
А.Лосев. История античной эстетики. М.: Искусство. 1979. С. 379, 380.
Трактат Секста Эмпирика “Против музыкантов” можно разделить на пять частей:
1) введение (1-6);
2) изложение общих теорий музыки (7-18);
3) критика общих теорий (19-39);
4) техническая теория музыки (40-51);
5) Критика технической теории музыки (52-68).
Во введении Секст говорит о трёх смыслах, в каких понимается музыка: 1)как наука о мелодии, звуке, творчестве ритмов и т.д., 2) эмпирическое умение, относящееся к инструментам; 3) «музыка» и «музыкальный» упоитреблется в переносном смысле, как, например, говорят о музыкальности живописного произведения. Но наиболее совершенный – первый вид музыки; против него-то и выставляет свои возражения Секст. Возражения могут быть вообще двух родов:
А) догматические, когда доказывается, что музыка не наука, необходимая для блаженства, но, скорее, музыка приносит вред, как на основании критики музыкальных высказываний, так и на основании опровержимости главнейших аргументов в её пользу.
Б) Второй способ – пользование апориями; поскольку основные положения
музыкантов постоянно меняются, музыка не может иметь права на существование. Поэтому Секст считает своим долгом сначала дать общее изложение среднего и умеренного музыкального учения.
КВАРТА – ИНТЕРВАЛ
«Интервалы между консонирующими тонами носят названия консонирующих, а между диссонирующими – диссонирующих. Консонирующие суть кварта, квинта и октава. Диссонирующие суть диез, полутон и тон. Разновидности звукоряда определяют музыкальный «нрав». Как люди бывают суровыми, тяжёлыми, склонными к любви, пьянству, слезам, крикам и т.п., так и один звукоряд вызывает в душе движения возвышенные и культурные, а другой звукоряд – низменные и неблагородные. «Нравом» звукоряд потому и называется, что он способен действовать на нравственность. Так, гармонический звукоряд создаёт строгий нрав и важность, хроматический является жалобным и плачевным, **** (21), а диатонический звукоряд –шероховатым и грубоватым. Гармонический ряд далее не подразделяется…»
А.Лосев. История античной эстетики. М.: Искусство. 1979. С. 379, 380.
--------------------------------------------
***21. Плачевный – lamento.
ПАСМЯТИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО
Певец чудесный - Риголетто,
По-итальянски ловко пел,
Художественным был советом
Он награждён!.. За то терпел...
Артист народный и любимый,
Он "Коробейники" воспел.
И с полной чашей вышел Дима,
С коробушкой - такой удел!
Шёл к людям Дима, тратил силы
На процветание двора.
Корреспонденты объявили:
Пробежку делал он с утра.
Три личности – в одной палате;
Пел баритон среди людей,
Пел Хворостовский в Сталинграде,
Мирил народы всех Церквей.
Свидетельство о публикации №118051203584