3. Я. Мы, Они, Оно...
Для начала ознакомимся с концепцией американского психолога К. Уилбера, одного из создателей интегральной психологии и философии.
«Чтобы понять целое, необходимо понять его части; чтобы понять части, необходимо понять целое. Мы движемся от части к целому и опять назад, и в этом поразительном круге понимания пробуждаемся к смыслу, ценности и видению. Круг понимания направляет наш путь, связывает кусочки воедино, затягивает разрывы, исправляет больные и искаженные фрагменты, освещает дальнейший путь. Это удивительное движение туда и обратно, в котором каждый шаг отмечен печатью исцеления и благословением награды».
Теперь добавим к этому замечательному высказыванию древнюю духовную истину: «Невозможно ощутить Дух, пока он не коснется тебя, нельзя понять и полюбить Бога, пока он не придет к тебе. Но это не означает, что надобно пребывать в покое и неподвижности, ожидая, когда это придет к тебе само собой».
Как же ощущают и понимают друг друга Я и Мы, как взаимодействуют и чего хотят?
«Я» - это сознание, субъективность, Самость, самовыражение (включая искусство и эстетику, правдивость и искренность). МЫ» - нравственность и мораль, мировоззрение, религия, общий контекст, культура, межличностный смысл, взаимопонимание, правильность, справедливость
«МЫ» - это общность, которая признает меня, а «Я» – ее. «Я» делегирован в это общее «МЫ» как полноправная органичная составляющая, а не как «ОНО» в «ОНО» -- винтиком в бездушной и безликой системе.
«МЫ», возникающее в актах ВЗАИМНОГО ПОНИМАНИЯ, уже не механическая функциональная общность, не арифметическая сумма первоэлементов-личностей, воспринимаемых «снаружи», а общность, образующаяся «изнутри»; это общее историческое, культурное, нравственное, эстетическое и духовное пространство, означающее, что «МЫ» нуждаемся не только в истине, правде, функциональности, но и в справедливости, милосердии, честности, понимании, красоте, приятии и любви в наших общих взаимоотношениях, основанных на этих общих же для «МЫ» критериях.
.
«ОНО» - наука и технология, объективность, природа, эмпирические формы
(включая мозг и социальные системы), пропозициональная (относящаяся к логике исчисления высказываний) истина как в единичном, так и
функциональном соответствии.
Все есть движение в движущемся, и нам следует внимательно присмотреться к тому, КАК и В ЧЕМ оно происходит. Для этого необходимо определить точку отсчета, центр, откуда начинается все многообразие движения, а также положение и статус беспристрастного наблюдателя.
Не следует забывать, что наблюдатель условен, ибо сам факт его аличия изменяет как параметры системы, так и систему в целом, к тому же по гипотезе Д. Бома в этом случае немедленно появляется «Наблюдатель за Наблюдающим», и «Наблюдатель за Наблюдателем за Наблюдающим», и так до бесконечности.
И все же удобнее будет начинать с «Я» - некоего абстрактного усредненного человека. Справа» и «слева» его подпирают «МЫ» и «ОНО», с которыми он тесно связан прямой и обратной связью. Эгоцентрическая позиция дает нам три взаимопроникающие и вложенные друг в друга сферы, т.е. ХОЛОН.
«МЫ» со стороны «Я» может выглядеть как «ОНИ» и даже как некое безликое и пугающее «ОНО» - все зависит от того, какое именно «Я» оценивает и наблюдает. Отчетливо и полностью осознаваемое
«МЫ» появляется лишь тогда, когда само «Я» начинает воспринимать себя не как ЭГО – единственную и не самую лучшую часть внутреннего сообщества - а как сложный динамический и развивающийся мир, в котором он – часть целого.
Механические разум и мышление видят вокруг себя бесчисленное количество «НЕ-Я», составляющее такое же механическое и ничем не связанное «ОНИ». Отношения в такой системе крайне жесткие и агрессивные, ибо не только «Я», но и «ОНИ» как множество конкурирующих «НЕ-Я» ведут непрерывную борьбу за место под солнцем.
Для сформировавшейся социальной личности ситуация совсем иная: безликое «ОНИ» начинает оживать и распадаться на ближайшие, близкие и отдаленные группы, на периферии имеющие суммарное человечество.
Равновесие между «Я» и «МЫ» здесь постоянно меняется от почти полного и сознательного делегирования своих прав в пользу «МЫ» до столь же сознательного утверждения воли и силы «Я» внутри одной из групп. Это то, что можно назвать многоуровневой динамической иерархией, каждый уровень которой деспотичен по отношению к нижележащему.
Такая пирамидальная модель долгое время оставалась основной и для «Я», и для «МЫ». У «Я» всегда была возможность роста в двойном направлении: либо в одном из уровней «МЫ», либо в безграничном экспансивном росте «Я», рано или поздно перекрывающем «МЫ-общее». Это не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд, ибо без «МЫ» и «ОНО» он состояться не может.
«МЫ» распадается, в первую очередь, на «МЫ»-истинное, высшее, и «ОНИ»-низшее и безликое, воспринимаемое как «ОНО». Далее «МЫ»-высшее самым странным образом начинает воспринимать себя как «Я» - народ, общество, государство, раса, Бог. Стоящая во главе этого «Я» реально существующая личность священна и неприкасаема как архетип, пост, звание, титул, но вполне устранима как человеческое существо.
Итак, «МЫ» - это неоднородная и чрезвычайно сложная структура, способная концентрировать и высвобождать из себя как Добро, так и Зло, которые могут иметь как надличностный, так и надобщественный характер. Думается, что оптимистическая картина «коллективного внутреннего и межличностного» не отвечает реальному положению дел или серьезно завышена. Тогда мы снова должны вернуться к силам, стоящим за этим движением и его поддерживающим.
Исследовав этот вопрос, мы приходим к выводу, что верхняя часть иерархической пирамиды не может быть самопровозглашенной или случайной. Она поддерживается силой, желанием и волей большинства, имеющего свое миропонимание, своих богов и своих идолов. Здесь самое время снова обратиться к словам Шри Ауробиндо:
«Человеческая слабая природа склонна поклоняться Силе. Именно такой парадокс мы здесь и видим – слабость порождает Силу. Последняя же почти безлика и действует по своим собственным законам, имея целью «упорядочивание хаоса».
Поэтому весь ход событий, начавшись с «Я» и «МЫ», закономерно приводит нас к «ОНО». Но и это еще не все: оказывается, что большая часть Силы, о которой мы говорили выше, пришла к «МЫ» именно из «ОНО», найдя полное понимание и готовность служить в таком же «ОНО», глубоко скрытом в коллективном «МЫ».
Какова же судьба начавшего движение «Я» и в результате ставшего «ОНО»? Весьма плачевна, ибо «ОНО» начинает отрицать, ненавидеть и подозревать в злом умысле не только «Я» как личность, не только «МЫ» как общество, но и собственно себя...»
Что мы имеем в виду, говоря об исторической необходимости, об общественной потребности, о силах эволюционного движения, развертывающих и реализующих проявления «Я», «МЫ», «ОНО» на разных уровнях? Как и откуда пришло к нам понимание и видение СИСТЕМЫ и СВЕРХСИСТЕМЫ, разума человеческого, общечеловеческого, планетарного, иерархии и холархии? Чисто научного ответа мы не имеем до сих пор.
Ясно лишь, что «Я», благополучно прошедшее стадию ЭГО и осознавшее себя как «МЫ», начинает испытывать острейшую потребность в наличии созвучного «МЫ» в человеческом океане, в обмене с ним, получении поддержки, одобрения и санкции на служение определенного рода. Такое слияние порождает Силы совсем иного вида, чем в случае, разобранном выше.
«Я» здесь уходит в сектор «МЫ» не для того, чтобы возвыситься над ним, быть им поглощенным или раствориться в нем в поисках убежища от опасного и недружелюбного мира, но уходит для чистого и бескорыстного служения - уже не суммарному «МЫ», а идеалам, объединившим их в одно целое.
Такое «Я» находит именно то, в чем остро нуждается – справедливость, культурное соответствие, взаимопонимание, правоту, подтверждающую собственную личную правоту «Я», находит любовь и уважение, принятие в ряды посвященных и возможность учиться у них.
Именно здесь осуществляется переход на чисто информационный уровень общения. Это нечто, в корне отличающееся от межличностного общения – личность здесь либо теряется, либо не имеет особого значения.
Мне, например, глубоко безразлично, какая конкретная личность стоит
за поразительным изобретением, обогатившим мир в целом и человека в отдельности; за удивительным открытием, расширяющим горизонты познания; за новым лекарственным средством или методом лечения неисцелимой прежде болезни; за прекрасной, взволновавшей меня до глубины души книгой; за стихами и песнями, которые вошли в меня как мои собственные, настолько они созвучны и близки внутренней потаенной жизни моей души.
За великой музыкой, слушая которую, застываешь в безмолвном потрясении; за картиной, от которой не можешь глаз оторвать и в которую вглядываешься, как завороженный; за скульптурой или зданием, на которые хочется смотреть и смотреть в невыразимом словами восхищении; за удивительной красоты и нежности кружевом, хранящим тепло души и рук Мастера, сотворившего его...
Для меня не играет ни малейшей роли, сколько лет личности, сотворившей это НЕЧТО, ставшее в моей жизни СОБЫТИЕМ, каков ее внешний облик, мужчина это или женщина, какие у нее проблемы и недостатки и в каких скандальных историях звучало ее имя... Я просто бесконечно благодарен за тот мир, который открыла мне душа этого мира – его Творец, его Создатель и Хранитель...
Это его душа, а не его личность говорит со мной, это ее бескорыстный дар и ее желание встретить такое же бескорыстное понимание, такую же всепринимающую любовь к сотворенному ею миру, но уже со стороны души, воспринимающей этот дар...
Здесь нет и не может быть места отчуждению, соперничеству, зависти и другим деструктивным чувствам; здесь два дара – предложение и приятие – равноценны; они умножают нашу общую силу и возводят ее на еще более высокие уровни.
В этом прекрасном и удивительном пространстве тоже существует своя система и свои связи, свои черные и белые «дыры», свои звезды и созвездия; есть волшебные супрамиры, есть и миры инфернальные, предостерегающие и научающие распознавать подобные миры-ловушки в реальности.
Есть свое пространство, резко отличающееся от физического; существует свое время и отсутствуют физические ограничения того и другого: нет трудностей, возникающих при непосредственном межличностном общении – Души из разных времен и пространств могут легко и безошибочно встретить и понять друг друга...
Чтобы это увидеть, а не просто почувствовать, необходимо освоить позицию Наблюдателя – непременную принадлежность любой духовной практики. Отсюда отчетливо видно, как сила, рожденная надличностным и духовным «Я» и «МЫ», в свою очередь порождает духовных лидеров, духовных учителей, духовных архитекторов , мастеров и рабочих мироздания... Видно, как эта сила преобразует «ОНО», выковывая из него новое общество, новую систему, новое понимание себя и мира, новый закон и смысл этого закона.
Личное и коллективное под- и надсознательное – вещь гораздо более сложная, чем это представлялось З. Фрейду и даже К. Юнгу. Сейчас необходимость более высокой интеграции стала настолько очевидной, что даже академические ученые круги не могут не констатировать этого. С другой стороны, энергоинформационные и квантовые подходы не могут быть отброшены сторонниками чисто духовного, религиозного, философского и психологического методов познания, тем более, что они и сами испытывают потребность в таком объединении.
Безусловно, в настоящее время это всобщее движение имеет характер мозгового штурма и развертывается на уровне разума, мало затрагивая реальную жизнь и человека, и общества, и всей системы земного бытия
Однако это – поверхностный и в высшей степени неверный взгляд. Для людей особого склада и особого предназначения такая интеграция – бесценный дар, позволяющий уверенно двигаться не только «из сектора в сектор», но и трансцендировать их пределы».
Безусловно, этой моделью суть и содержание еще более высоких уровней интеграции далеко не исчерпывается. Однако нельзя не заметить, что согласно концепции К. Уилбера интегральная психология есть стремление к упорядочиванию психосинтеза и психологии трансперсональной, в самой основе которой пребывает ЧЕЛОВЕК, личность, персона.
Расширяясь вверх, он проходит множество уровней, выходя за границы разумного и сознательного, попадая далее из интегральной психологии , социологии и философии в интегральную йогу Шри Ауробиндо и его пространство супраментальной эволюции.
Уходя «в себя», вбирая и внутреннее, и внешнее, и культурное, и социальное, человек входит в центр «взаимовложенных целей» (в центр холона), где нет ни «Я», ни «МЫ», ни «ОНО»; есть «центр циклона» Дж. Лилли, или «Око Духа» Кена Уилбера -- центр, являющийся «внутренним Наблюдателем», вечным и беспристрастным Джива-Атманом, Центральным Существом и Духом Живого Существа древнего ведического знания.
И еще: Язык, Слово, Понятие есть отражение не только реального, но и над- и инореального миров, иначе откуда бы взялись такие определения, как «великодушный» и «бездушный», «многоликий» и «безликий»? Вот об этом нам и предстоит поговорить в следующем разделах этой работы…
***
Свидетельство о публикации №118051203349