О стихах нашего современника Андрея Попова... реце
Стихи прочтенные – это уже беседа.
Очень хорошо, когда она, эта беседа: о настоящем, мудром, о пережитом. А такой разговор с умным, повидавшем на своём веку человеком – это неоценимый подарок. Мне повезло – в руках книга замечательного поэта – Андрея Попова. Имя ей – «Небесное время», издана она в г. Сыктывкаре в 2018 году.
Поразительна открытость нерва, его живое звучание в стихах поэта, преломление трагического опыта, мужественная попытка осознать происходящее и как глубоко личное и как имеющее живую братскую связь с общим течением нашей жизни. От житейского горя к космическому осмыслению – неимоверное ускорение, сжатость и густота образа. Человечность. Доброта. Мудрость. Подборка стихов разных лет, три условных цикла – это «Осень грядущего дня», «Монастырские деревья» и «Стихи сбываются». Точность и сила прибывают от цикла к циклу. В «Осени грядущего дня» меня задело за живое стихотворение «Два Николая»
«… мне жаль разрушенный, как атом,
Народ
И храма русский свет…
Что царь убит своим солдатом,
Своею женщиной – поэт».
Совместить в метафоре два сложных образа: России и последнего царя и замечательного русского поэта Николая Рубцова и его роковой невесты и излить эти образы в предшествующую метафору
«… Жаль храм разрушенный народом,
Народ, разрушенный войной…»
И это стихотворение взрывает в себе энергию заложенного смысла и выводит на иные орбиты к иным Николаям. Поразительно.
В этом же цикле есть прекрасное стихотворение «Когда ты молитвам внимаешь». О степени точности нашего понимания жизни. Андрей Попов поставил вопрос с уготованным сразу ответом - «Зачем наши судьбы сгорят?» (знак вопроса поставлен мной) Однако, у Андрея Попова – поставлена точка в этом предложении, но между строк столько космического объёма для размещения своего смысла, своего понимания, что:
«…Мы просто сгорим без остатка
Неровного ради огня…»
Неровного – это какого??? (это мой вопрос, думаю, и Ваш тоже)
Звучит литургией и клавиш никто уже не касается, а звуки продолжают свой долгий и задумчивый полет…
Далее хотел бы отметить стихотворение «Воркутинский сентябрь» всего лишь с одним последним вопросом, размещенном поэтом в двух завершающих строчках произведения:
«Томиться дух. Что стоит мудрость
Через прошедших сорок лет?»
Действительно, седая мудрость имеет ли цену? Имеет. Но какую? И что-то шепчет, что «дорога ложка именно к обеду». Не поспоришь.
Следующий цикл стихов «Монастырские деревья», здесь целая россыпь замечательных стихотворений:
«Новый год – еще один – как близок…»
«Воркутинский вопрос»
«Братство спит. Обманчива свобода…»
«Зимняя драка»
«Господи, это Россия!...»
«Я Вас люблю. И потерять боюсь…»
«В аллее липы от крутой зимы…»
Но на двух стихотворениях хотел бы остановиться особенно, так как в них поднимается тема сущности поэтического творчества:
«Поэт молчит,
Слова сжимают душу,
Сжимают жизнь.
И надо слушать… Слушать!
И слышать – Слышать
Тонкий переход
От жизни к слову.
И наоборот…»
И вторая жемчужинка:
«Изгнание, утраты и болезни,
Позор и даже смертный приговор –
Всё для стихов становится полезным,
Что уточняет сердце и простор…
И самое главное:
«… Но искренним словам доступно чудо –
Любое чудо в самый тёмный час».
Это и манифест и переход, наверно, к самому сокровенному. К циклу «Стихи сбываются».
В нем я зацепился за такие произведения как:
«Монастырские щи»,
«Утренняя прогулка»,
«Хлопнул дверью»,
«Друзья мои протрезвели…»,
«Владимир Кемецкий»,
«На площади Восстания»,
«Майдан»
Но особенные стихи – это «Баллада о святом злодее»,
Третья часть триптиха «Выбор смерти»
И просто потрясающие «Стихи сбываются» с их подлинным камертоном:
«… Стихов не будет, если скажешь ложь…»
У Андрея Попова стихи правдивые, пронизанные болью, но нисколько не зовущие в уныние. Они борются. Они заставляют думать. Они утверждают жизнь. Хорошо, что есть книга, а не только электронная тень на нашей «Стихире». http://www.stihi.ru/avtor/zapolarnik
Свидетельство о публикации №118051100680