Философ Антисфен Афинский
В Афинах родился Антисфен,
На 25 лет позже Сократа,
И пережил его на 30 лет,
Был Антисфен наполовину грек,
Наполовину фракийцем был,
А главное, что сделал Антисфен,
Он основал кинизм,
И утверждал, что наша жизнь,
Должна быть естественной, простой,
Без бесполезного и лишнего,
А для достижения в жизни блага,
Следует жить «подобно собаке»,
Включая в себя:
- простоту, без условностей в жизни,
- твердо за себя стоять,
- храбрость, верность, благодарность проявлять,
Антисфен учился у Горгия софиста,
Учеником Сократа был,
И слушал его каждый день,
Поэтому для учебы ходил,
Из Пирея в Афины,
А когда Сократ умирал, Ксенофонт утверждал,
Антисфен вообще не отходил от Сократа,
Был до самой смерти с ним,
И в этом, его отличие от Платона,
Который сделался больным,
Антисфен был упомянут Платоном,
В числе учеников на беседе,
Перед принятием яда Сократом,
А после смерти Сократа,
Антисфен в Афинах школу открыл,
Но учеников у него было мало,
Суров был с ними Антисфен,
В отличие от Сократа,
Его ученик Диоген сообщил,
Что Антисфен более 60 работ написал,
И Тимон, «болтуном на все руки»,
Его поэтому, обозвал,
Но сочинения его до нас не дошли,
Хотя ученик Диоген Синопский,
Привел в списке его работы такие:
«О природе», «Истина», «О благе», «О законе»,
«О свободе и рабстве», «О музыке», «О воспитании»,
«О жизни и смерти», и другие,
И как утверждал о нем Диоген Лаэртский:
«По видимому, именно он положил начало,
Самым строгим стоическим обычаям…,
Он был образцом бесстрастия для Диогена,
Самообладания для Кратета,
Непоколебимости для Зенона,
Это он заложил основание для их строений»,
Своим поведением, для их изысканий,
Для их устремлений,
Антисфен ходил везде,
С посохом, с сумой, в плаще,
Худой и с длинной бородой;
Антисфен в учении,
Об общем и единичном,
Применил сократовские понятия,
Сократ связывал эти понятия,
С конкретными житейскими случаями,
Сократ задавал вопросы,
И происходило наведение,
И вырабатывалось на его основе,
Новое понятие и новое верное суждение,
Аскофен считал, что знание, это то,
Что выражено в понятии,
И дал ему определение:
«Понятие есть то, что раскрывает,
Что есть или чем бывает,
Тот или иной предмет»,
«Предметы отдельно-единичны,
Непричастны к какой-либо обобщенности,
Их можно называть и сравнивать, но не определять»,
Аристотель считал, что Антисфен вообще отрицал,
Возможность определения чего то единичного,
Отдельного, типичного,
И подведение его под общее,
Например, «человек есть живое существо»,
Антисфен учил, что допустимы только,
Суждения, например «Перикл есть Перикл»,
Суждения, когда мы познаем объект,
Не только по содержанию, но и буквально,
И возможно лишь наименование предмета,
Аристотель приводил суждение,
Антисфена о противоречии,
«Невозможно противоречить»,
Он находил противоречие во всем,
И вплотную подошел к открытию закона противоречия,
Что не могут быть истинными,
Две противоположные мысли,
Об одной и той же вещи,
Об одном и том же предмете,
Но не сумел определить поле действия этого закона,
Считал, что суждения типа «Сократ есть философ»,
«Сократ есть образованный», противоречивы,
Так как в каждом содержится по два суждения:
«Сократ есть Сократ» и «Сократ есть философ»,
«Сократ есть Сократ» и «Сократ есть образованный»,
Но суждения «Сократ-философ», и «Сократ-образован»,
Нечто различное, а значит противоречивое,
И в этом ошибка Антисфена,
Он отождествлял разное и противоречивое,
Аристотель объяснял, что можно быть и Сократом,
И философом, и образованным,
Ведь разное не противоречит друг другу,
И Антисфен, о котором Диоген Лаэртский писал,
Что «он первый дал определение понятию»,
Вошел в историю как философ,
Который отрицал возможность определения,
Определение, ведь это многословие,
Антисфен считал, что субъекту нельзя приписать,
Отличный от него предикат;
Антисфен был против разделения мира,
На постигаемое умом - «по истине»,
И чувственное познание - «по мнению»,
И раньше Аристотеля раскритиковал,
Идеи Платона, что мир состоит из двух миров,
Один мир вещей, реальный,
Воспринимаемый посредством чувств,
Там в вещах всегда есть измененье,
И мир идеальный, неизменен он,
По отношению к вещам реальным,
Их идеал, он в наших мыслях,
И основным в философии,
Антисфен считал, познание мира,
Который внутри человека,
Понимание того, что является благом для человека,
И считал, и доказывал, что это быть добродетельным,
И учил, что добродетель едина для всех,
Добродетель дает нам счастье,
Счастье является целью жизни,
И лишь добродетель средство к ней,
А высшее счастье – «умереть счастливым»,
И счастлив лишь тот, кто умер счастливым,
Ведь, многие при жизни счастливой,
Имеют, порой, ужасный конец;
Антисфен учил аскетизму,
Приоритету личного перед государственным,
И отрицал религию и государство,
Он и Диоген Синопский называли себя,
Гражданами мира – космополитами,
Антисфен с учениками презирали,
Гражданскую и государственную добродетели,
И считали, что не может быть,
Добродетельным государство,
В котором голосованием, невежественные люди,
Объявляются полководцами,
"Так и ослов можно объявить конями",
Государства не отличают хороших граждан от плохих,
И часто поэтому погибают,
Антисфен учил, что «труд есть благо»,
Что труд не только дело рабов,
А счастливая жизнь должна быть свободной,
Достаточно быть не рабом,
Быть не рабом своих несбывшихся желаний,
И чтобы стать счастливым,
Необходимо обходиться малым,
Свести желания к мизерному уровню,
Приблизив свою жизнь к жизни животного,
И в этом идеале жизни киников,
Выразилось отчаяние,
Нищего человека свободного,
Придав вынужденной нищете,
Ореол нищеты добровольной,
И стали киники считать нищету,
Высшей ценностью моральной,
И умер Антисфен от чахотки,
При такой жизни, злосчастной?
Свидетельство о публикации №118050902181