Стихотворение месяца-63 - Обзор Жиля Де Брюна

Здравствуйте, товарищи стихотворцы!

Вы все молодцы, написали для конкурса новые стихи. Читать их было интересно. А три поэтических текста из числа прочитанных мне понравились особенно. Заранее прошу у всех прощения – я весной голодный до хороших стихов. И вдобавок злой, как невыспавшийся медведь. Поэтому – ррррр! – жалеть никого не буду. Разбегайтесь, кто успеет. Кто не успеет – того буду читать и перечитывать, выплёвывая лишние запятые. Анонимных приятелей и приятельниц обещаю обкусывать на дружеской ноге. Или на дружеской руке, уж как доведётся ) А вот потому что нечего здесь нежной Сапфо в маске мудрого Софокла ходить, и наоборот. Маскарад маскарадом, но ведь надо же об кого-то когти точить ))

Ах, веснааааа ))))


1. «***» (С нарисованным птичьим зигзагом…)

Напомнило тексты песен советских/российских рок-групп. Как они там назывались-то, кто мне напомнит? Что-то вроде «Крематорий-Профилакторий», «Натрудились-Продвинулись», «Конвой и Жуть», «Догада-Крестник»… Вроде бы были ещё «Кегли Маугли», «Оргия Праведников» и «Тролль Гнёт Ель», да?
Стихотворение понравилось. Вот что интересно: стихотворение написано незамысловато, без вычурности, а эффект проникновения в читателя (точнее, слушателя) - присутствует. Грамматических и пунктуационных ошибок я в тексте не обнаружил. Один балл за художественность снимаю за фразы «дорога и бездна наш дом» (либо то, либо другое, но не вместе же!) и за «лиходеев с мечом» (у каждого лиходея должен быть свой, одного на всех явно недостаточно)).
техника 5, художественность 4


2. «Стихия»

«Воют марши или гимны» - не очень хорошо. Их всё-таки не воют, как мне кажется. «Молнии проносятся стрелой» - может быть, стрелами? Ведь молний здесь несколько. Туда же: «речка переполнилась до края» - а что, до другого края – нет? Переполнилась – это значит, перелилась через края, а никак не «до края». А вот концовка понравилась. Но в целом стих особого восторга не вызвал, простите меня, автор.
техника 4, художественность 4


3. «Солнечный горшок» (По мотивам индейской сказки «Как звери солнце добывали»)

Задорный стих, читается легко и весело. Пока не вчитаешься в написанное )) Калорифер – это прибор для нагревания воздуха. Грифы летают высоко, воздух там холодный – надоть согрецца )) Но ведь это тяжёлое устройство, калорифер-то! Далее - грифа вдруг назвали эскимосом. Это обидно и грифам и эскимосам, как мне кажется ) Медведь не надел лосины. Лосины – плотные штаны из лосиной кожи. Обычно - в обтяжку. Такие носили кавалеристы, чтобы задницы в седле не протереть до дыр. Медведь правильно не надел лосины – он бы в них смешно смотрелся. В особенности - если надеть их с малахаем. Косолап, как борец – полноте, вот уж борцов дразнить точно не следовало бы. Ваше счастье, что они обычно стихов не читают! Градусник как фанат минусовки – блестящий образ. И тара для солнца – хорошо! Похожий на огурец медведь в кроссовках – сюр. Бедный мишка, как только автор над ним не издевается, во что только не наряжает, - мне даже жалко зверя. Дальше в стихотворении вдохновленная паучиха пополняет энергоресурсы – а как именно, позвольте Вас спросить? Нефть и газ добывает из мух? Солнечные батареи мастерит из паутины? Хм. Гойко Митич и Фенимор Купер являли нам образы бесстрашных и упорных (не упоротых!) героев, слово «скво» для них было обычным, как для балетмейстера слово «балерина». Но обжигать горшки – не главное занятие для скво. Главное – чтобы медведь в кроссовках детей не задрал. Ну и пожрать приготовить, и чтобы огонь в костре/очаге не погас. Я не могу назвать содержание этого текста «мусором, набитым в стишки». Но – не понравилось оно мне, слишком много вопросов у читателя, слишком мало авторских ответов.
техника 4, художественность 3


4. «Запоздавшая весна»

«широкий сквер с дорогой и трамвайной линией» - вот ведь как транспортная инфраструктура у Вас соединилась с рекреационной! «пошли гулять по забористым городским окраинам» - уфф, ох… Видел я тут недавно удивительное объявление в приюте для животных: «Сегодняшних подзаборных не кормить, Аня и Татьяна Сергеевна!». Пошёл выяснять смысл. Выяснил. Оказалось, что «подзаборные» - это собаки «под забор», то есть те, кого сегодня новые хозяева к себе домой заберут. А не кормить – чтобы они по дороге благодетелям автомобиль не заблевали с непривычки. Так вот, «забористые улицы» - это улицы с заборами, надо понимать. А то я раньше только про забористые выражения и забористый самогон слышал ))
техника 4, художественность 3


5. «Ключ»

Зачин и концовка хороши, а в середине - нелепицы. «былая знать за тайной дверью прятала секреты» - очень наивно думать, что секрет можно спрятать за тайной дверью. Былая знать была в курсе, что секреты просто не надо ни записывать, ни рассказывать кому попало. «Казну ли он усердно охранял от прежних самозванцев и злодеев?» - нет, обычно как раз самозванцы и злодеи (или даже те и другие в одном лице) охраняли казну от воров и растратчиков. И от трудового народа, разумеется )) «Возможно, этот ключ ещё древней, он от двери условной, за которой…» - то есть ключ вещественный, а дверь у нас с Вами условная? Такая «немыслимая идея» даже в деревянную голову Буратино не приходила ) Хотя, если опилок покурить… Нет, всё равно не складывается. И теперь технический вопрос: почему у Вас кольцо и бородка в кавычках? Чтобы филигрань из прорезей не разливалась? )
техника 4, художественность 3


6. «Живопись»

«Падает клевер на спину. Палая курится марь» - выпил я таблетки от сердечных хворей, и пошёл соседу Денису эту загадочную фразу показывать. Сосед сказал мне, что про клевер что-то слышал, а палую марь никогда не курил. Про Феба и паю-землю я его постеснялся спрашивать. Хотел ещё узнать, что значит «вне отдыхают поля». В смысле, то есть – вне чего? Потом мне вдруг подумалось, что, наверное, это опечатка: надо читать не «вне», а «в ней», то есть - в вечере поля отдыхают. Ведь упоминать вечер в мужском роде – это же каждый сочинитель умеет. Другое дело, если в женском или среднем – такое обязательно заметят и оценят!
техника 3, художественность 3


7. «Великая Победа. Акростихи»

Теперь я знаю, что такое акростихи! Более того, теперь я знаю, как правильно отделять заглавные буквы от строчных, чтобы всем читателем было видно, что это именно акростихи, а не макраме, например. В мае в России стихи про войну и победу особенно ценятся. Это и понятно – у меня оба деда во Вторую Мировую воевали, да и бабушки тягот в тылу хлебнули. И не только у меня – война забирает много жизней, и много судеб ломает. Вот одно только мне непонятно: это про какую войну стих-то? Про Отечественную 1812 года? Про Первую Мировую? Ведь ничегошеньки конкретного не сказано! Если бы не упоминание свинца – так и вовсе Куликовская битва на ум приходит. Там тоже герои, победа, война-злодейка, ненависть, подвиги, Родина и Бог. Сомнительно, что это про Великую Отечественную – в те суровые годы в газете «Красная Звезда» про Бога печатать не разрешали.
техника 3, художественность 3


8. «Ночь»

Про «листала время на стене в часах» - промолчу, время – загадочное явление, может быть, его даже можно листать. «(Сон) ложился чтобы, заплелсЯ в сонет» - вот как хотите, но сонетные сны – это даже для такого негодяя как я - чересчур. Мне бы по-простому забыться и уснуть, и чтобы дети и любимая приснились. И никаких чтобы сонетов, стансов и романов в стихах «Евгений Онегин»! Но это я брюзжу – у ночи ведь особенные сны, нечеловеческие. «Она (Тишина) сегодня лучшее надела в разводах платье из шёлка-волокна» - ужасно изящно! Изящно, но ужасно. Вы всё ещё кипятите платья? Остались разводы? Тогда мы идём к Вам! «ночь обнимал не смело» - а попробуйте «несмело» слитно написать – вдруг понравится? ) «С тобою помолчим чуть. Между делом услышим тиху музыку из сна» - что есть сей старомодный слог? В смысле – на кой он здесь? Вы ж не Гавриил Романович Державин. Или всё ж именно, что Державин? Тогда пардоньте )) И, наконец – тадамм! – «уснула ночь-красавица босой». Это оригинально и ново, знаете ли. Даже, наверное, авангардно. Физиологи в восторге, Москва беснуется! Так-то ведь каждый знает, что красавицы обычно в застёгнутых на все молнии сапогах спят. Чтобы красавцы не спёрли в порыве страсти. А вот чтобы доверчиво заснуть босой – это очень мило и эротично! «Прочёл ей «ножки, где вы, ножки?», её за щиколотку взяв – и задрожало сердце крошки, и вот лежу я с ней, как граф» (с) В.С.
техника 3, художественность 3


9. «Не верь»

Ах, как давно я рифмы кровь-любовь не встречал на конкурсах! Таю и млею, любимая моя рифмочка )) Как несправедливо и подло, что грубые стихирские поэты за мою выстраданную кровьлюбовь об меня табурет сломали! А злые поэтки ещё и очки мне разбили, и рукав кителя оторвали, так и хожу без рукава, ниток нет пришить! Кстати, я когда про «не верь, не бойся…» у Вас прочитал, решил было, что это письмо в женскую тюрягу (там у Вас ещё про хлеб и воду было). Но потом дочитал до «на ноты нужные положит» - и смекнул: нет, не тюрьма это. Скорее – консерватория. Михаил Жванецкий правильно спрашивал: «Может, что-то в консерватории подправить?» За любимую кровьлюбовь добавляю Вам два бонусных балла!
техника 3, художественность 3


10. «Как сладка родильная возня!»

Дрель – зубрила? К экзаменам готовилась? )) «ветер за окном резвился шало» - чудесно, очпонра! «заряженная забродившим током» - кабы соком, тогда бы ага. А если током – то пойду и проверю, вдруг у меня в электрокабелях тоже забродило. «понадобится градус беспокойства» - для беспокойства необходим особый градус. Чуть крепче – и беспокойство сменяется опасной самонадеянностью )) Вот по звучанию стих хороший, понравился! Кстати, дрожжам от нас - всегда поклон!))
техника 4, художественность 3


11. «Мир прекрасен»

С некоторой завистью представил себе, что это я написал. Но потом вспомнил, что я так пока не умею… Превосходный, мастерский стих. Возможно – лучший в этом лонге. Чувствуется, что автор многое повидал и многое понял в этой жизни ) Я сегодня настроен ёрничать, но здесь это неуместно. Верю, верю, всё именно так и есть! Обнаружил в тексте пропущенный предлог и одну грамматическую ошибку (вот точно же, моё сти!) Но это, право, такие пустяки, когда стихотворение настолько глубоко проникло и вросло в моё чёрствое сердце.
Мир прекрасен, это - удивительная, невозможная, абсурдная правда )
техника 5, художественность 5


12. «Он ждал…»

Хорошее. Но есть нюансы. «кормил попутных голубей» - а встречных-поперечных что? Вермутом угощал? Почему свою собаку здесь называют псиной? Чтобы в рифму легло? «но в чём-то всё же повезло, раз вынырнул в реал» - то есть, война, развод и запои были виртуальными? Как мне ещё это понимать? «ни чьих богов» - здесь нужно слитное «ничьих». Про сказки Йейтса - не знаю, может быть, сей джентльмен и сказки сочинял ) В финале судный день. Читал недавно про ссудный день – про него понравилось больше, говорю Вам честно.
техника 4, художественность 4


13. «Тоска по любви» (акцентный стих)

Искренний стих, даром что акцентный. «Война… в моём организме» - а в моём - «миру – мир!», правду только вскрытие (всех (мед)карт) покажет )) «ведь я и себя-то никак не могу найти» - ага, это особенно правдиво – знаем, проходили. «Приди! Ведь возможно убийство!» - не то что возможно, а очень даже вероятно. Я убью Вас, поручик, если и дальше будете так акценты расставлять )
техника 4, художественность 4


14. «Телефонное»

«эсемески», «спрессованых», «длиные», «босу» - поездки в трамвае обогащают русский язык невероятными неологизмами )) Я и сам иногда в трамвае по городу передвигаюсь – но встречаю там обычно только ветхих старушек с неподъёмными сумками и усталых узбеков с поддельными айфонами. Причём старушки даже слова такого - «айфон» не знают, вероятно. А узбеки с непроницаемыми лицами тычут пальцами в экран с постоянной скоростью восемь пальцев в минуту. Или это только у нас трамваи такие?
Вот Вам повезло, конечно – в Вашем трамвае весело ))
техника 3, художественность 3


15. «Весенняя зарисовка»

Жалко червячков! Выползли сотнями на асфальт весну встречать, а тут птицы… Птичек тоже жалко, они весной голодные и худенькие! Вот интересно – в стихотворении сначала первоцвет и люди с радостными лицами – а потом обречённые наивные червячки. Предельно ясно мне вместе с Вашей внученькой: весна – жестокое и опасное время. Червячки не дадут соврать.
техника 4, художественность 3


16. «Снится»

Вот понравилось, понравилось оно мне. Но я всё-таки поворчу для пользы дела. Вы зачем ханского темника всуе помянули? Не приведи Господь, как говорится. Ханский темник (то есть начальник над тьмой (туменом), конным корпусом в 10 000 воинов) – он Вам пророчить не станет, ему некогда. Он либо велит какой-нибудь мелкой сошке (десятнику, например) связать Вас и положить у стены в его походной юрте, либо продаст в рабство, либо отдаст простым воинам. Красивости красивостями, но хоть иногда думайте, о чём пишете. Идём дальше. Рифма темник – не те мне: хорошая рифма. Кровли соседской тишины и новобранец-месяц – вполне неплохо. Потом вдруг Вас Бог торопит. Куда? Зачем? На кой хорей Вы ему сдались, когда спите носом к стенке? Далее – облачный архив. Я там фото и музыку храню, а Вы – вину и страхи. Другого-то нет ничего на хранение? «И будет день (суровый лицом ханский темник, ага) и я пойду за ним» - Вы не пойдёте, Вас под конвоем поведут. Наконец, утро. Оно Вам кем приходится – братом или сестрой? Или оно не определилось ещё?
Несуразный у вас стих, вообще-то. Но… есть в нём что-то волшебное. И звёзды зажжены, и засыпают дети. Эх.
техника 5, художественность 5


17. «В глазу двора»

Ещё одно очень хорошее стихотворение. Что интересно – написано тем же размером, что и предыдущее. Но здесь несуразностей почти нет. Точнее – их немного. С них и начну. «Темнеет, но не зажигают свет соседи, из потёмок смотрят в окна» - то есть соседи сидят вечером в темноте, без света, только чтобы им было лучше видно, как их соседка (не гостья, не хозяйка) на мокрой скамье под дождём сидит? Да уж, увлекательное зрелище! «В колодезный дворах такой уклад…» - вот ещё напишу про прилагательное «колодезный»: есть колодезный сруб, есть колодезный ворот, есть, наконец, колодезная цепь. Но всё это про те колодцы, из которых воду вёдрами достают. А есть устойчивое выражение «двор-колодец». Это где по всему периметру стены, и (обычно) никаких зелёных насаждений, ни листочка буквально. Эпитет «колодезный» к таким дворам не применяют никогда. Мне с самого начала показалось, что я узнал почерк автора (Александра, да?), но вот этот колодезный двор… Теперь я засомневался. «…суду не важно» - мне кажется, здесь «неважно» слитно пишется. Про гостью-хозяйку: мне кажется, здесь полагается быть не-не вместо ни-ни. Но я опять же не уверен. А вот в блестящих финальных строках я уверен – здесь лучше не сказать, не написать, очень хорошо! И само сравнение человека с соринкой в глазу жилого двора – оригинальное и яркое. Кто бы Вы ни были - спасибо за стихи, автор!
техника 5, художественность 5


Поздравляю всех с наступающим праздником! Желаю мира и счастья!!!


Рецензии
Жиль, спасибо за обзор от №12!

С голубями мне почему-то нравится это "попутным", прям вижу, как гуляет человек, крошит хлеб и к нему подтягиваются голуби, это с одной стороны картинка, а с другой - лишний раз понимание вроде как, что человек одинок и в попутчиках по жизни только голуби да собака.
По псине не подумала, что это может как-то негативно восприниматься, на мой взгляд, вполне в стилистике ЛГ, что типа: "эх, псина ты моя"...
В реал ЛГ вынырнул после того, как запил - т.е. из запоев, а там бывает совсем другая реальность...
Йейтс был в т.ч. собирателем ирландского фольклора, писал легенды и сказки.

Уф, вроде всё пояснила :-)

Про "ничьих" скопирую из ответа Виктору Воскресенскому, тут мне действительно нужна помощь:
С "ни чьих" долго пыталась разобраться и пока оставила раздельно, что используется, но очень редко. Мне показалось, что так понятней: "ничьих" богов - что-то вроде никому не принадлежащих, а "ни чьих" - в значении "ни христианских, ни мусульманских и тд."
Если кто-нибудь однозначно знает, как надо, буду рада подсказкам.

Лана Юрина   08.05.2018 10:37     Заявить о нарушении
Скопировала из интернета:

Слово "ничьих" не появилось само по себе. Это даже и не слово, а словоформа, если применять более точные термины. Когда мы сталкиваемся с необходимостью слитного или раздельного написания словоформы, очень важно найти начальную форму, которая будет называться уже не словоформой, а словом. От неё и отталкиваться. Именно это мы сделаем и сейчас.
Кстати, вопрос очень сложный, нужно к нему отнестись серьёзно.
Ничьих (слитно).
Раздельное написание невозможно, если:
а) Форма "ничьих" представляет собой родительный, винительный одушевлённый или предложный падежи множественного числа отрицательного местоимения "ничей". Отрицательные местоимения именно так и пишутся.
Например.
"Ребята, посмотрите, ничьих (то есть ничейных) вещей не осталось в раздевалке?".
"Сердце сжимается, когда смотришь на "ничьих" детей".
"Давайте не о ничьих проблемах разговаривать, а о своих".
б) Форма "ничьих" является родительным или предложным падежами имени существительного "ничья" (в значении "ничейный результат").
Например. (предложения)
"После двух ничьих команда "Торпедо" стала занимать в чемпионате четвёртое место".
"Нужно о победах, а не о ничьих думать".
Ни чьих (раздельно).
Написание "ни" отдельно от "чьих" - намного более редкий случай, на мой взгляд. Отрицание "ни" должно быть в предложении многократным и грамматически включаться в неких ряд однородных членов предложения. Что-то, наподобие: "ни чьи, ни чьих, ни чьим, ни чьими". Либо "чьих" - это родительный, предложный или винительный одушевлённый падежи множественного числа вопросительного местоимения "чей", после которого должно находиться отрицание "НЕ". По схеме "...ни чьих не...".
Например.
"Девочки, ни чьих (то есть "чьих-нибудь") тетрадей в классе не осталось?".

Ирина Полюшко   09.05.2018 04:07   Заявить о нарушении
Я, в данном случае, за раздельное написание.
«Не упрекал ни чьих...» Есть «не» и «ни».
«Ни чьих» выступает в значении «чьих-либо», а слитное написание «ничьих» ближе по смыслу к «никому не принадлежащих».

Ирина Полюшко   09.05.2018 04:27   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо! Вот и я так же размышляла, когда меняла на раздельное написание... Но, видимо, глазу привычней видеть слитное написание, поэтому и спотыкается большинство читаюших...

Лана Юрина   09.05.2018 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.