Ирга Рябина. Обзор стихов победителей 280-284

Ирга Рябина
Ссылка на авторскую страницу:
http://www.stihi.ru/avtor/alloholla

Предисловие.  Сразу же хочу проинформировать всех заинтересованных (и не очень) лиц, что я не имею филологического образования  и по ряду  причин опасаюсь нырять слишком глубоко в омут теории стихосложения.  Вернее, даже подходить близко опасаюсь. Поэтому всё написанное ниже является продуктом личного  интуитивного восприятия,  а специальная терминология  заменена обычными человеческими  определениями.)

1. Тепло
Этого автора я знаю и симпатизирую ему.   Люблю его чувственные  эмоциональные стихи.  Но вот конкретно с этим стихотворением что-то   не сложилось.  Отталкивает натурализм картинки, наверное.

2. Вечера наши долгими кажутся...
Строчка «зелёные лучистые глаза» ассоциируется с  пионерско-лагерным фольклором  наподобие  «всё косы твои, да бантики…»,   есть стойкое ощущение вторичности.  Вначале озадачило сочетание указывающей на приличный  возраст ЛГ фразы «давно разучился ухаживать» и строчки «на экзамене вытянул», перескок в прошлое как-то слишком резко сделан - не успела подготовиться.  И в целом – пусть и приятное стихотворение, но для конкурса чересчур простовато.

3. Изгнание
Всё же внезапная смена ритма  в финале напрягает - после плавно струящегося  начала инерция тянет за собой – и спотыкаешься о внезапно вылезшие камушки под ногами. Может быть, для облегчения читательской участи  (я   прочитала  относительно гладко  лишь  с третьей попытки)  лучше  разбить строчку на части: «Яблоко зрело и оземь /в райском саду белом»? 
Мою интуицию это стихотворение озадачило в хорошем смысле,  есть  повод пошевелить мозгами,  поперекидывать   ассоциативные  мостики. К тому же приятно звучит, текст живой и динамичный. С загадочной картинкой,  в которую хочется всматриваться.
Немного  «царапнули»  ухо  рифма «песчаник» – «изгнанник» (скучная)  и словосочетание «бесприютный изгнанник» (ощущение заезженности).  «Смертушка-матушка»  тоже слегка беспокоит.  Вроде фальшивой нотки.  Хотя здесь не уверена.
Но в целом – скорее нравится.  Недосказанностью в том числе. Парадоксальностью. Кандидат в шорт.

4.Твои драконы
Атмосферное. Но не без огрехов. Показалось чужеродным (из другого, более цивилизованного  мира) слово «эклеры».
« Пугали птиц. Из подвала в полночь таскали вина!» - тяжело читается строчка. Несколько раз пробовала. Если в других похожих местах (иногда с трудом) удаётся удержаться в заданном размере, то здесь – никак.  Выходит так: «Пугали птициз/подвала в полночь/таскали вина», то есть  сложно сделать паузу между «птиц» и «из». Из-за этого предложения слипаются,  выходит что-то невнятное.
«Холщовой тучей укрыло солнца - янтарный камень» -  тире работает против смысла.  Здесь или  «солнца янтарный камень» (без тире), или «солнце – янтарный камень…»
Не слишком ли много однотипных местоимений?  В последнем катрене, например, их целых  три: «ты», «твоей», «тебя».  А в первом и того больше – три «мне»  плюс «мои», а до кучи и «твои». Есть втычки для ритма – «свои морды»,  чьи ещё у драконов могут быть морды?  И почему  «а главное,  за эклеры…»? Что в этом главного?   Тоже похоже на случайную заплатку.
Тем не менее понравилось.

5. Возвращение в страну слепых
Автор взял очень высокую планку – я говорю  о рассказе-первоисточнике.  И не дотянул, как мне кажется.  Ожидаешь большего и в плане эмоционального воздействия, и в плане философского осмысления.  Хотя стихотворение неплохое.  Но какое-то ровно-повествовательное.  И психологический момент вяловат. Финал понравился -  «и навстречу (всё же лучше слитно здесь, наверное), как прежде, мне вышло то, на что я когда-то тебя променял»…про утро. Вовремя оно появилось.  Висящее ружьё выстрелило.
Ударение опять же балуется: «жжёный ветер шипит: "опоздал, Её нет…»  Не то чтобы критично, но всё-таки.

6. Неидеальная сказка
Нравится.  Эмоциональное,  лёгкий слог. Финал одновременно и ясный, и многовариантный…каждый выберет для себя подходящее конкретное наполнение.

7. Сын Куйкынняку
Знакомое стихотворение. Оно мне сразу понравилось.   И размер, и звук, и  картинка – всё работает на  замысел автора.  Неспешная релаксирующая интонация,  тщательно подобранные колоритные  детали… погружаешься в текст с удовольствием.  Как в рассказываемую у костра сказку.

8. Снеговик
А вот тут интересный момент. Вначале стихотворение не показалось. Даже написала отзыв вроде «отсутствует послевкусие». А потом вдруг  задумалась о хрупкости человеческой (и не только)  жизни,  ощутила трогательность истории.  Что-то напомнило советские добрые мультики. Послевкусие появилось. 

9. О чём молчит север
«От копыт уходят следы в печать, расстилаясь строкой газеты.»  Это как???  Особенно технологическая сторона (уходят в печать) озадачила.
  «В ту страну,  до рогов оленью…» - вообще шедевр для поднятия настроения и  лакомый кусочек для пародистов.   Кроме  прочего,  может  и так  услышаться: « в ту страну дураков оленью». Если другого варианта мозг  слушателя оперативно не найдёт. Потому  что смысл, который хотел заложить  автор, не поддаётся моментальной расшифровке.  И не уверена, что поддаётся вообще. Не так-то просто создать качественный художественный образ, чтобы  был и оригинальным, и понятным одновременно.

10. Где произошло, не так и важно...
Интересная игра слов.   Оценила.  Особенно про желательность  безветренной погоды в голове. )  Из минусов – ударение хулиганит:  «ветер шустро пОвернул назад»,  «коль ускорить пОмогает ход». Если читать по инерции.  Причём первый случай, думаю, несложно выправить. 
Слегка накололась на «коль».
И,  может, «чтобы слов» вместо «чтоб слова»?  Три согласных звука (псл) подряд напрягают при произношении. Особенно два первых. Хотя авторский вариант даёт лёгкий оттенок абсурдности (если рисовать картинку буквально), что в данном случае идёт плюсом.

11. С недавних пор упрямо снится...
Просто  и искренне об очень серьёзном. Мне понравилось.  В шорт.

12. С зарёй остатки сонной лени я...
Если предыдущее стихотворение подкупает своей ненавязчивостью и вводом в трагическую тему  через  цепляющие душу  житейские  детали,  то это – нет. Слишком прямолинейно.  Хотя, возможно, текст был бы  неплох для патриотической песни.

13. Белая лошадь на влажной траве
Автор использует  отрывистые предложения, пропуски основных частей речи, а в итоге  возникают трудности для понимания смысла при прочтении. Пример:
Белая лошадь на влажной траве.
Серо, тоскливо. Сюжет однозначен,
Движется плавно по ровной канве
Утром осенним и скучен, и мрачен.
Вот вроде бы формально всё правильно – «сюжет» (последнее существительное) совершает перечисленные далее действия. Проблема в том, что это самое действие  («плавно движется»)  более характерно для лошади,  поэтому  по умолчанию привязывается именно к ней (отчасти потому, что лошадь  достаточно выпукло была обозначена в первой строке, уже стояла перед глазами). И тогда строфа начинает выглядеть так:
Белая лошадь на влажной траве.
Серо, тоскливо. Сюжет однозначен:
Движется плавно по ровной канве…..лошадь движется, то есть (в рамках однозначного сюжета)…ждёшь продолжения, но следующая строчка внезапно оказывается не согласованной  с предыдущими.  Род не совпадает.  И тогда перечитываешь снова,  и, наконец, понимаешь,  кто всё-таки движется по замыслу автора.
Я описываю то, как прочиталось с первого раза у меня.  Совсем не обязательно, что так прочитают другие. Но и не факт, что не прочитают. Существительные в предложениях меняются так стремительно, что за ними трудно уследить. К тому же и сами часто укороченные предложения  требуют мысленного  напряжения – добавления пропущенных слов.  Стихотворение  превращается в головоломку.  Тут уже не до образного восприятия.
Все изменилось вокруг поутру:
Росы, трава, очертание луга,

Даль.
     Закружила любовь, понесла
Нас необъезженная кобылица.
Вот кто кого закружил: даль – любовь, или наоборот: любовь - даль?   Кто «понесла» – любовь или кобылица?   Если на слух стихотворение воспринимать?  «Любовь» вначале идёт,  поэтому  она и «понесёт» при первом прочтении. 
Да и инверсии  особой симпатии не вызывают. Каких-то художественных задач они здесь не решают.  Просто дополнительная путаница. А можно было покрутить строчки и  написать всё чётко и ясно, без ощущения корявости.
Интуиция возмущается. Ей в этом стихотворении  некомфортно. Слишком много острых углов. Плюс манерное вкрапление архаичных  деталей: «коль», «ветер, что веял»,  «смиренный». Образы  новизной не поражают.  Хотя, пожалуй, последняя строчка (тёплая рука - тающий иней/седина)  кажется интересной.  Правда,  фраза   «по русой голове »  вступает, как мне кажется, в смысловое противоречие с «проседью». Тут уж или-или.

14. Непутевый целлофанчик
Очень милая зарисовочка с натуры. Озорная. Шелестящая.  С   имитирующим прыгающее движение чётким ритмом.  Для чтения вслух взрослыми детьми.

15. Не ревнуй!
Стихотворение производит впечатление недостаточной опытности  автора. Но -  искреннее и с настроением.  Это хорошо.

1 место - 11. С недавних пор упрямо снится...
2 место – 7. Сын Куйкынняку
3 место - 6. Неидеальная сказка  и 3. Изгнание

Нравятся (неофициальное 4 место) -
4.Твои драконы,  8. Снеговик, 10. Где произошло, не так и важно,  14. Непутёвый целлофанчик.


Рецензии
Спасибо, Ирина. Всегда хочется писать просто и искренне. К сожалению, не всегда получается.

Василий Толстоус   10.05.2018 23:30     Заявить о нарушении
Понимаю. Полностью согласна с Вами.

Ирга Рябина   13.05.2018 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.