Тишина
… Жизнь, как тишина
Осенняя,- подробна.
Б. Пастернак
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
М. Ломоносов. 1847 год
Бывает такие моменты в жизни, разные по своей длительности, когда вдруг осознаешь, что наступила тишина и ты уже живёшь в другом мире. В беззвучном, как будто чья-то неведомая сила наслала на всё и на всех долгую немоту. И как только немота овладела миром, то «в призрачный, сумеречный час, в полутени сквозных ветвей она (тишина, авт.) являет свой лик и проходит мимо нас – невзначай». (Вяч. Иванов) И тогда, как пишет Зинаида Миркина, ты узнаешь, что в этом пространстве, где на некоторое время невозможно пользоваться законами физики, описывающими природу звука, «есть тайна тишины. Есть тишь великой тайны», и если прикоснуться к тайнописи тишины, то «откроется тебе такая глубина, что всё, что прежде знал, покажется лишь тенью, лишь путаной игрой обманчивого сна».
Российские поэты и их зарубежные собратья по творческому цеху, конечно, не могли пройти мимо исследования феноменальных свойств тишины, поэтому в полной мере соприкоснулись с её таинственною сутью. И им открылись многие её «подробности».
Первый вопрос, который возникает при разговоре рассматриваемом объекте, - это вопрос об его образе, об его зримых чертах.
Вот почему лирический персонаж стихотворения В. Тарасовой бросает в поэтическое пространство необычную просьбу: «Нарисуй мне, пожалуйста, тишину»!
И находится поэт, которому эта задача оказалась по плечу, и он счёл возможным описать процесс воссоздания ликов тишины на холсте. И вот как это может быть.
Я нарисую тишину,
Макнув немного акварели,
взяв краску чёрную одну,
мазком легонько, еле-еле,
я проведу по полотну.
Затем ещё, ещё, ещё,
и вот уже видны границы,
а кисть летает словно птица,
но не уходит в глубину.
Теперь мне нужен алый цвет,
чтобы пробить пространство в точке.
Оттуда пусть струится свет
пучками, не поодиночке.
И пусть течёт он до границ,
создав потоки голубого,
а в них изображения лиц
и образ одного святого.
А дальше нужен белый цвет
с зелёным, где-то вперемешку.
В нем ореол других планет,
линейку нот, компьютер, флешку.
Ещё в нём будет дивный сад,
волна лазурного прибоя,
а в середине детский взгляд,
У многих российских поэтов можно встретить впечатляющие картины тишины, исполненные в разных изобразительных техниках. К примеру, представляет интерес поэтическая одна акварель, удивительная в своей простоте и в то же время в многоплановости, - акварель Ивана Никитина.
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Месяца лучами
Божий храм облит,
Крест под облаками,
Как свеча горит.
Пусто, одиноко
Сонное село:
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых.
По своей выразительности с этой акварелью может поспорить поэтическая гравюра кудесника слова – Бальмонта.
…Всюду ласковая тишь,
Спят купавы, спит камыш.
Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, тёмный, сонный лес.
В этом царстве тишины
Веют сладостные сны,
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.
В эти воды с вышины
Смотрит бледный серп Луны,
Звёзды тихий свет струят…
В свою очередь Валентин Собко в попытке создать образ тишины прибегает к портретной живописи, характерными мазками создавая впечатляющий лик этой загадочно-странной обитательницы земного бытия.
У тишины есть хриплый голос,
причёска из седых волос,
душа - опустошённый колос,
морщины – поле из полос,
Глаза - прозрачная усталость,
с небес упавшая слеза,
и капли блеска не осталась,
всё плачут, как весной лоза.
Одежда тишины – ночная,
из листьев платье да вуаль…
(http://www.stihi.ru/2012/05/22/5739)
Рядом с этим выразительным портретом привлекают внимание две гуашевые миниатюры, созданные тончайшей кистью Басё, непревзойдённого японского художника семнадцатого века. Минимализм деталей, удивительное воссоздание пространства и щемящая глубина передаваемого настроения, - вот что поражает в этих работах. Судите сами.
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.
Старый пруд.
Спрыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
А на противоположной стене завораживает взгляд удивительная работа Елены Грунь, выполненная во впечатляющем стиле пуантилизма.
Июльский вечер, тишина.
Застыли сосны, глядя в небо.
И птицы песня не слышна,
Всё приготовилось к ночлегу.
Уж солнце село, озарив
Лучом последним купол сферы,
Уснуло озеро, застыв
Кусочком зеркала Венеры.
Горит костёр на берегу,
Искринки гаснут, улетая.
Всё кануло в ночную тьму:
И суета, и жизнь мирская.
. (http://samlib.ru/g/grinx_e_e/03.shtml)
Эта импрессионистическая манера письма позволила автору создать яркую, живую, насыщенную воздухом картину тишины, наполненную к тому же энергией покоя и завершённости. А цветовая палитра в изображении июльского вечера покрыта флёром волшебства.
И заключает эти попытки воссоздания живописной силой слова этой молчаливой спутницы человека изящный офорт Сергея Есенина.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
И как бы побывав на этом любопытном вернисаже картин, общей тематикой для которых являлось живописание тишины, Эльвира Юрасова делится тем, что осталось в её памяти после просмотра выставленных работ.
Гравюра тишины январской,
и снега белая гуашь,
где обозначен чёрной краской
пространства чёткий антураж.
Изящна графика резная,
тончайших линий волшебство -
деревьев хрупкая, сквозная
причудливость…
(http://samlib.ru/j/jurasowa_e/00001095.shtml)
Теперь, имея некоторое представление о ликах тишины, о её портретных изображениях, пора задать вопрос об её природе, точнее, об её создателе. Кому должен быть человек благодарен за столь щедрый дар, и что он ему?
И первое, что приходит на ум в ответ на этот вопрос, - это весомое утверждение Дмитрия Мережковского:
Бог – не в словах, не в молитвах,
Не в смертоносном огне,
Не в разрушенье и битвах,
Бог – в тишине.
Мысль поэта предельна ясна: Богом создана тишина, чтобы пребывать там, ожидая человеческую душу. И тому мы находим подтверждение в Библии:
« В тишине… крепость ваша». (Ие. 30:6). И ещё:
«Бог: он превращает бурю в тишину…» (Пс. 106:29)
При этом под бурей при толковании последней мысли понимаются житейские невзгоды в земной стезе человека.
Об этом же удивительное проникновение в суть божественного дара, сделанное Николаем Рерихом.
Приходящий в ночной тишине,
говорят, что Ты невидим,
но это неправда.
Я знаю сотни людей,
и каждый видел Тебя
хотя бы один раз.
Несколько бедных и глупых
не успели Твой лик разглядеть,
изменчивый многообразно.
Ты не хочешь мешать нашей
жизни. Ты не хочешь нас испугать
и проходишь в тишине и молчанье.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь.
Ты не гремишь
и не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и уводящий.
И через многие десятилетия современный поэт Александр Стовбырь демонстрирует полное согласие со своим именитым предшественником, но при этом расширяя границы божественной значимости тишины, акцентируя наше внимание на духовно-религиозной
полезности последней для истинно верующего человека.
Тишина и покой дефицитны сегодня.
В этой жизни земной тишь – награда Господня!
В тишине возрастать нам советует Слово.
Нужно истине внять: ссоры – умыслы злого.
Любит Бог тишину, в тишине всем являлся.
И поставит в вину тем, кто, вмиг, возмущался.
Сила веры в тиши, в упованье на Бога
И в смиренье души, когда всюду тревога.
. (http://www.pukhovachurch.org.ua/)
В свою очередь Галине Пятисотских удалось передать пронзительную глубину личностного общения с Ним в чертогах тишины.
Тишина как кущи рая,
Зреют мысли и слова.
В ней я жизнь переживаю,
Только в ней душа жива.
Единение с Всевышним,
Откровенья бытия...
В тишине я Бога слышу,
С Ним сливаюсь духом я.
Славит сердце Божью волю,
Песнь молитвы в неба высь!
И не надо лучшей доли,
Слушай Бога и молись.
Песнь Любви душа слагает
Всем страстям наперекор!
В тишине душа живая -
Долгий с Богом разговор.
Птица в небе тёмном тонет,
Сердце тонет в тишине...
Бог меня возьмёт в ладони
И покой подарит мне.
Небо, воля, бездорожье,
Звёзды светят при луне...
Я усну в ладонях Божьих,
Успокоюсь в тишине.
А в другом её стихотворении мы находим концентрированную суть сакрального двуединства Бога и тишины.
Бог исцеляет тишиной
Израненные души.
Ведь тишина есть мир иной.
Молись, молчи и слушай.
( http://www.evangelie.ru/forum/t74112-80.html)
Есть, однако, есть и другое действующее лицо со столь же высоким статусом для прикоснувшегося к божественной благодати. О ней пишет Зинаида Миркина:
Если слово - это Бог,
То тишина есть Богоматерь.
И в другом стихе из-под пера этой поэтессы выходит вот такое почти иконописное изображение:
У ног Христа сидела так Мария,
Чтоб слушать не слова, и тишину.
Однако не только столь высокими смыслами наделяется важность тишины для человека. Есть множество других «подробностей» в ней, более приземлённых и утилитарных, но так же необходимых. При некотором обозрении достаточно значимого стихотворного пласта выявляется вот такой любопытный перечень полезных свойств тишины, которыми её наделяют авторы поэтических творений.
Тишина:
- Она как благо – неизменно лечит,
Несёт в себе целительный покой. (Ю. Щербатюк)
- Она мне словно мама,
Обнимает меня, когда мне тяжело,
Поднимает с колен, исцеляет мне раны,
Вдохновляет идти, если время пришло. (А. Сущий)
- В ней мысли кажутся слышнее…
Познать хочу их глубину,
Чтоб стать немножечко мудрее. (Савалана)
- Всегда желанна и для творчества важна
Весной и осенью, зимой и жарким летом.
Ты - долгожданная соратница поэта,
Подруга верная – ночная тишина. (Э. Фриз)
- Подруга давняя моя,
Так много знает про меня,
Я доверяю ей секреты,
С ней жду тебя…(Д. Дмитриева)
- В этом царстве тишины, Неподвластным переменам,
Я услышу Откровенье
О судьбе моей вселенной,
Гранях Света, смысле тьмы. (Н.Кусова)
- Тишина прячет время. (М.Рогова)
- И хочется в деревню, к тётке, в глушь,
Чтоб тишиной омыть лицо и руки…(И. Журавка)
- Застываю мысли в тишине,
Умирает прежняя печаль. (О. Партала)
- Как удивительна бывает тишина!
В ней семя мыслей, звуков, откровений!
В ней можно уловить
Судьбы прикосновение.
И в ней же спрятана от нас
Вселенной глубина. (Л. Рысак)
-Тишина – предвестие бури…(А. Блок)
- Боль проходит понемногу,
Не навек она дана.
Есть конец мятежным стонам.
Злую муку и тревогу
Побеждает тишина. (А. Блок)
- Вдали лежала мать, больна.
Над ней склонялась всё печальней
Её сиделка – тишина. (А. Блок)
- Мне нужно забвенье, нужна тишина:
Я в волны нырну непробудного сна,
Вы, порванной арфы мятежные звуки
Умолкните, думы, и чувства, и муки. (В. Кюхельбекер)
- В тишине громче рифмы звучат,
Новой краской переливаются.
И с душой – редкий случай – сливаются. (Р. Юрьева)
- Там, где встретишься, со мной –
Тишиной
Есть возможность,
Чтоб услышал себя –
Своё «Я»…(О. Халук)
- А есть отдельное явленье –
Покой и умиротворенье –
Такая тишина бальзам,
Лекарство для душевных ран. (С. Тунгус)
- Ты елей для души…(В. Кушнир)
Вся эта подборка весьма убедительно показывает, что тишина, по мысли авторов, обладает многими возможностями воздействия на человека. Поэтому не удивительно, что часто можно встретить у них искренние признания в любви к ней.
Этот гимнический ряд посвящений тишине начинает Д. Галаганов, который находит свою причину, чтобы проникнуться таким высоким чувством.
Я люблю тишину, в ней живёт простота.
Облачённая мысль в одеяния света.
Я в ней часто тону, извлекая ответы,
В этом тайна своя и своя красота…
Его признание готова поддержат Нина Автухова:
Я люблю тишину. Но не ту, от которой тревожно,
А в которой есть звонкое, чистое пение птиц.
Тишину, от которой не зябко, с которой не сложно
Ощутить, что я здесь не одна, как средь голых гробниц…
И вот уже трёхголосье: к уже звучащему дуэту присоединилась Елена Мизюн:
Я люблю тишину, в ней присутствует Бог,
Дух Святой в тишине почивает.
Тишина разрывает цепочку тревог,
И душа в тишине отдыхает.
И тут на память приходит известное признание великого артиста – Евгения Павловича Леонова: «Люблю тишину. Тишина – это особое состояние мира и души. Вне тишины нельзя понять красоту. Всё великое совершалось в тишине».
Странным образом здесь вспоминается совет из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: «Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной». Испанский поэт Ф. Лорка не был знаком с Маргаритой, давший столь необходимый совет Мастеру. Но каким - то чудным образом он знает его и адресует подобный совет своему сыну.
Слушай, сын, тишину —
эту мёртвую зыбь тишины,
где идут отголоски ко дну.
Тишину,
где немеют сердца,
где не смеют
поднять лица. Перевод А.Гелескула
Лирическому персонажу поэтессы Л. Шураевой совершенно не нужны такие рекомендации. Он давно объяснился в любви к тишине. И готов всему миру поведать о своём счастье, о счастье пребывания в её мире.
Какое счастье слышать тишину,
В ней звуки красоты и вдохновенья,
Секрет вселенский мира сотворенья.
Какое счастье слышать тишину!
Какое счастье видеть тишину,
Причин и следствий череду земную,
Просторы беспредельности рисуя,
Какое счастье видеть тишину!
Какое счастье тишиной дышать,
Пропитываясь звуком мирозданья,
Быть на волне творца, в его дыханье.
Какое счастье тишиной дышать!
Какое счастье тишиною быть,
Неся в себе спокойствия отвагу,
Идя лишь к свету, в темноту ни шагу.
Какое счастье тишиною быть!
(http://www.stihi.ru/2012/11/02/8850)
Однако есть множество таких, кто не согласился бы с вот таким призывом Валерия Брюсова:
Дар случайный, дар мгновенный,
Тишина, продлись! Продлись!
Для них тишина нелицеприятна, в ней им видится нечто инфернальное, покусившееся на сам факт их существования.
Вот Павел Коган заявляет, что ему «очень жутко от этой густой тишины…». И Владимир Пинаев живописует подробности этого ужаса.
И, конечно же, главные страхи живут в тишине.
В тишине жёлтым глазом из шкафа таращится тварь,
В тишине под кроватью живёт пыльных демонов царь,
И уродливый лик на белесой округлой луне
Виден только тогда, когда тонет весь мир в тишине.
В тишине, в тишине, в тишине – там, где звук не живёт,
Там, где руки дрожат и безмолвием сводит живот,
Там словесный конструктор рассыпан, его не собрать,
Потому что потеряны где-то перо и тетрадь,
Потому что не слышно, не слышно, не слышно шагов,
Потому что реке тишины не найти берегов,
Потому что у твари из шкафа ехидны глаза…
(http://pinaeffv.uzveli.info/albaruthenicae.info/arhiv/)
Свою толику ужаса к сложившейся мрачной картине тишины добавляет А. Сыромятникова, заявляя:
Тишина - это дым без огня,
Это бремя всесильного грома,
И мечта сумасшедшего дня,
Жуткий призрак убогого дома.
(http://otk-dushi.narod.ru/vlabbiti.htm)
И вот уже Александр Блок пугает тишиной, рассказывая о жутком явлении, увиденном им в ночи:
Я проснулся внезапно в ночной тишине,
И душа испугалась молчания ночи.
Я увидел на тёмной стене
Чьи-то скорбные очи.
Без конца на пустой и безмолвной стене
Эти полные скорби и ужаса очи
Всё мерещатся мне в тишине
Леденеющей ночи.
А где-то подобный ужас переживает его современник Николай Гумилёв, оказавшийся по воле случая в каком-то строении:
Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.
В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак,
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.
И уже не удивляют тягостные обобщения Майи Роговой:
Тишина ... тяжёлый камень на плечах одиночества ...
Тишина ... кривляние холодного зеркала напротив ...
Тишина ... удар комочка ваты о пол ... и ужас в глазах ... от тишины ...
Да, трудно представить более безысходную тишину, чем тишину, возникшую вслед за предсмертным вздохом умирающего. Именно об этом и повествует последняя строчка из процитированного выше трёхстрочья.
Однако совсем становится безысходно, когда читаешь следующие поэтические ламентации, которые дают всеохватывающую картину состояний тишины, чуждых благополучию человеческой души.
Какой пронзительной бывает тишина,
Когда в ушах звенит, как будто от удара.
Когда накатывают слёзы, как волна,
И нет желанья выбираться из кошмара.
Какой мучительной бывает тишина,
В густом потоке бесконечных серых будней -
Как будто солнце заслонила пелена,
И неба ясного теперь уже не будет.
Какой губительной бывает тишина,
Когда ты знаешь, что часы идут обратно,
И что кончается последняя весна,
Что наше прошлое уходит безвозвратно...
Какой презрительной бывает тишина,
Когда тускнеет свет истерзанной надежды…
http://www.stihi.ru/2009/12/05/6182
Да, и такое числится за тишиной. Но собранию рассматриваемых здесь стихотворений всё же больше свойственно более жизнеутверждающее понимание смыслов тишины, её «подробностей». В этом плане так и хочется присоединиться к естественному желанию-просьбе Ники Турбиной:
Забери меня к себе,
Тишина.
Ты одна, и я одна.
За околицу вдвоём
Забредём.
Там тенистые леса,
Колок дёрн,
И не кошена трава - зелена.
Горькой ягодой во рту
Тишина.
Но ещё более впечатляет поразительное признание Андрея Вознесенского, сделанное полвека тому назад:
Тишины хочу, тишины...
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины...
чтобы тень от сосны,
щекоча нас, перемещалась,
холодящая словно шалость,
вдоль спины, до мизинца ступни,
тишины...
звуки будто отключены.
Чем назвать твои брови с отливом?
Понимание -
молчаливо.
Тишины.
И как тут не вспомнить эпическую панораму, созданную великим обожателем земли российской - Николаем Некрасовым:
Над всею Русью тишина,
Но - не предшественница сна:
Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.
и безапелляционную строку Бориса Пастернака:
- Тишина – ты лучшее из того, что я слышал, -
утверждающие высокую значимость образности тишины в русской поэтической ментальности.
Свидетельство о публикации №118050804587