Стихотворение месяца-63 - Обзор Семена Каца
1. «***»
С нарисованным птичьим зигзагом
опять улетаем незнамо куда,
за спиной километры, в усталых глазах
отражаются лишь города.
Нас с тобой убивают, в нас снова стреляют,
ведь вся наша правда - беда.
Мы идем по дорогам, по минному полю,
мы снова идем и идем.
Будто псы за порогом - привычная доля,
дорога и бездна наш дом.
И сражаясь за свет, мы находим ответ,
и в ответ все сжигаем кругом.
Только сердце молчит, с укоризной стучит.
Это мы - лиходеи с мечом.
Можно догадаться, что это стихи о наёмниках.
Очень уж прямолинейно, чтобы стать высокохудожественным произведением.
Есть огрехи и в технике, например, рифма "зигзаг-глазах" была бы хороша,
но "зигзагом-глазах" - не знаю...может, это намеренно?
Как и рваный ритм в строфах?
Возможно, что я слишком придирчив, но к стихам гражданским - особая требовательность.
3-3
2. «Стихия»
.
Река спешит, спасается от ливня.
В горах такие страсти – Боже ж мой!
Там ветры воют марши или гимны,
и молнии проносятся стрелой.
Ничто не вечно, и смывает камни
упрямая небесная вода.
Они того давно хотели сами,
считая, что природа не права.
И вниз бегут, толкаются, сшибая
перед собой деревья и кусты.
И речка переполнилась до края,
устав за километры груз нести.
А час назад она ручьём казалась
с неторопливой талою водой.
Но осыпались камнепадом скалы,
река вскипела пеною седой.
Не спрятаться, не скрыться от напора,
стихия может города стереть.
И рушатся и возникают горы.
Так было, есть и даже будет впредь.
Уйдёт гроза – и станет всё, как было,
но камни от вершины далеки.
Виной тому – стремительная сила
и мутная отчаянность реки.
Перечитал вновь и вновь, пытаясь уяснить идею, ради которой написано стихотворение.
Ведь не о камнях же, в конце концов.
Что-то за всем этим кроется, но что?
4-4
3. «Солнечный горшок»
(По мотивам индейской сказки «Как звери солнце добывали»)
Зима замерла нерешённым вопросом.
На голом хвосте простофиля-опоссум
Ни лучика нам не донёс.
Никто не сказал облысевшему грифу:
«Опасно на шее носить калорифер!
Купи воротник, эскимос!»
Медведь не надел малахай и лосины,
Зато перепутал во тьме мокасины.
Теперь косолап, как борец.
Наш градусник — вечный фанат минусовки.
Топтыгину надо обуться в кроссовки,
Чтоб выглядеть, как огурец.
На выборах слушали речь Ягуара:
«Для солнца нужна подходящая тара,
Иначе нести горячо».
Энергоресурсы пополнила лихо,
Без помпы обычнейшая паучиха.
Её вдохновил паучок.
В горшочке прибудет к нам солнце и лето.
Я сказочку эту доем, как конфету-
Тянучку. И что же с того?
Для Митича с Купером было бы странно
Считать неприличным, позорным и бранным
Такое привычное «скво».
Зверюги из леса, мужчины из были,
Любите, как прежде индейцы любили,
Не мусор, набитый в стишки,
А то, как слова не расходятся с делом.
Пускай обжигает молва неумелых,
А скво обжигают горшки!
Честно говоря, не очень люблю стихи по литературным мотивам, но "к пуговицам претензий нет".
А "скво" предпочиаю переводить как просто "женщина".
5-4
4. «Запоздавшая весна»
Окно выходит на широкий сквер
С дорогой и трамвайной линией.
Деревья отряхнулись, потянули вверх
Тонкие руки с пальцами длинными.
Наконец-то явилось и к нам тепло,
Растопило то, что мёрзло до времени,
Зажурчало, запело, водой стекло,
Ворвалось в жизнь, потеряв терпение.
И ты решила заглянуть опять,
Зашла просто так, как будто случайно.
Погода шепчет – пошли гулять
По забористым городским окраинам.
Ждущие губы – улыбка, глаза,
А выше – небо весеннее чистое.
Голубизна такая, что не сказать,
Лишь выдохнуть
и снова пристально
Глядеть на то, как вступает весна
В права – руководить и властвовать.
Вот и ко мне пришла она,
Девчонку привела вихрастую.
На улицы, забывая зимние сны,
Молодёжь выходит, красивая, стильная.
А я стараюсь,
и не могу объяснить,
Почему весна запоздала так сильно.
Хорошее стихотворение, мне нравится - и всё.
5-5
5. «Ключ»
Перебирая ветошь чердака
С горой пожитков, вышедших из моды,
Старинный ключ нащупала рука,
В одном из дальних ящиков комода.
Резной узор — векам минувшим дань,
По всей длине остатки позолоты,
Внутри «кольца» разлита филигрань,
Искусной формы прорези в «бородке»...
Откуда он? — хотела я понять.
В уме кружились лица и сюжеты
Дворцовой жизни, где былая знать
За тайной дверью прятала секреты.
Казну ли он усердно охранял
От прежних самозванцев и злодеев?
Догадки будоражили меня,
Но всё свелось к немыслимой идее:
Возможно, этот ключ ещё древней,
Он от двери условной, за которой
Фруктовый сад и маленький ручей,
И многозвучье птичьих переборов —
Нерукотворный краешек земли,
Где нет войны и страха, и печали —
Тот мир, что мы когда-то обрели,
И так неосторожно потеряли.
"Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран..."
За такую перекличку с Блоком
5-5
6. «Живопись»
Падает клевер на спину.
Палая курится марь.
Феб поклоненье отринул:
Катит небесная хмарь.
Близится вечер неспешно.
Вне отдыхают поля.
Милой, задумчивой, вешней
Нежится пая-земля.
Я — до холмов Назарета,
До Вифлеемской звезды —
Чествую живопись эту
Обыкновенной весны!
Не могу вспомнить, в каком веке поэты перестали упоминать Феба.
Не могу представить, как или кому клевер падает на спину.
Рифма звезды-весны довершила дело.
Простите, автор
4-3
7. "Великая Победа. Акростихи"
В/ойна-злодейка по Земле шагала...
Е/й не было, казалось бы, конца:
Л/авиною кровавой протекала
И/з ненависти, горя и свинца!
К/осила смерть людей не уставая,
А матери молились, чтобы Бог
Я/вил своё веленье, и святая
П/обеда к нам ступила на порог!
О/днажды,- каждый верил,- Бог услышит,
Б/еда отступит, разобьём врага!
Е/щё чуть-чуть и Родина задышит!...
Д/ань подвигу - писателя строка,
А Память о Героях - на века!
О войне и Победе - просто, тихо, тепло, горько, но только не пафосно и не причудливо.
"Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны..." Твардовский
3-3
8. " Ночь"
Ночь медленно кружилась в реверансе,
Качалась на хрустальных каблучках,
Узоры рисовала в дивном вальсе,
Листала время на стене в часах.
Шепталась с светлячком в углу за шкафом,
Рассказывая сон из давних лет,
Сплетая паутиной из метафор,
Сложился чтобы, заплелся в сонет.
Её подруга Тишина присела
На краешек дивана у окна.
Она сегодня лучшее надела
В разводах платье из шёлка-волокна.
Открытый взгляд ночь обнимал не смело.
Остановись, – кричала Тишина, –
С тобою помолчим чуть. Между делом
Услышим тиху музыку из сна.
Вот миг один – доверчиво дыханье.
Забыты каблучки под бахромой .
На стыке двух миров, как изваянье,
Уснула ночь-красавица босой..
Большие претензии и к технике: "с с", "сложился чтобы", четвёртая строка третьей строфы ушла из размера,
и к художествеенности: взгляд тишины, обнимающий ночь..
.
3-3
9. «Не верь»
Не верь, не бойся, не проси!
За надоевшую свободу
Ещё придется голосить,
Чтоб принесли и хлеб и воду.
И обещаний честных глаз
Не принимай на веру тоже.
Избранник твой любой рассказ
На ноты нужные положит.
Уговорит. Любви глоток
Смешав с придуманной надеждой,
Не объяснит, что мир жесток,
И все останется, как прежде.
Краснеет на бумаге кровь.
Но подпись – это не любовь.
"Когда я вижу рифму кровь-любовь, я хватаюсь за пистолет" Геринг(перефразированный)
3-3
10. «Как сладка родильная возня!»
Оно бродило в низеньком ведре,
несмело пузырилось и дышало…
А за стеной зубрила что-то дрель,
и ветер за окном резвился шало,
но полотенцем я прикрыла шум
и сквозняка игривые потоки;
сама теперь хожу и не дышу,
заряженная забродившим током.
Я понимаю: сдобе тяжело —
там яйца, сахар, масло и сметана,
и надо, чтобы всё в ней прижилось,
и обменялось меж собой местами.
А потому дрожжам всегда поклон
и уваженье их особым свойствам.
Конечно, чтобы тесто пропеклось,
понадобится градус беспокойства:
изюм, орех мускатный и ваниль —
и тесто оживает благородно,
чтоб запах домочадцев приманил,
в нём должен быть оттенок старомодный…
Одним глазком, салфетку приподняв —
пора тебя обмять, добавить силы.
Прикрыла окна: ветер — западня,
и вновь животик пухлый подмесила:
ещё разок подняться на дрожжах —
для рожениц тепло необходимо!
Уже вот-вот придёт пора рожать,
я обомну тебя чуток, родимый!
А сколько будет детушек? Как знать…
На колобочки делится беремя —
ах, как сладка родильная возня —
для выпечки уже настало время.
И золотятся пышно калачи,
а булочки на противнях так дразнят
и ароматно рвутся из печи —
все родились — что ж, для утробы — праздник!
Так захотелось бабушкиной выпечки, что не могу не поставить
5-5
11. «Мир прекрасен»
Человек жену отправляет к тёще,
стеклотару выставив по ранжиру.
Вот и всё. Одному веселей и проще
ощущать себя и шальную живость.
Человек уходит в отрыв с субботы:
выжигает горючим нутро и бронхи,
человеку надо бы на работу,
но и так неплохо.
Где-то в среду выходит на связь начальник,
Говорит : Аврал! Собирайся! Срочно!
От жены одно смс: «скучает
и тоскует дочка».
Человек похмельный выходит в город,
попадает в пробку, прогрев машину,
ищет ту, с кем снять первобытный голод,
он – мужчина.
А потом работа: то банк, то офис,
и химчистке гладят костюмы круто,
А за летом следом приходит осень.
Алименты - во время, куклы, фрукты.
И всё, вроде, ровно, и день весенний
дочь, жена под ручку с каким-то васей.
Зоопарк и чертово воскресенье.
Мир прекрасен.
Горька ирония, да верится в неё: такое чёртово бытьё, а не житьё...
Уважуха автору
5-5
12. «Он ждал…»
Кружила жизнь шальной рекой: то плёсы, то стремнины,
порой – качала колыбель, порой – сбивала с ног.
Он вне потока, по прямой, гулял со старой псиной,
кормил попутных голубей, вёл с ними диалог.
На птичье «гурррр», он – о весне, разбередившей душу,
о том, что нынче много дел: пора сажать цветы,
чинить качели малышне и лавочки старушкам,
белить бордюр, что почернел… И так – до темноты.
А ночью он не мог уснуть – смотрел в окно слепое,
писал стихи вине назло, за ухом пса трепал.
Болтали, что прошёл войну, потом – развод, запои,
но в чём-то всё же повезло, раз вынырнул в реал.
Не упрекал ни чьих богов, когда щемило сердце –
от всех сожжённых деревень, завешенных зеркал,
и убегал от страшных снов, читая сказки Йейтса.
Он знал, что будет судный день – и ждал…
Он просто ждал.
И вновь от меня уважуха неведомому автору - за правду жизни,
выраженную просто, горько и светло.
5-5
3. «Тоска по любви»
(акцентный стих)
Помню, когда мне было пять лет,
я любил девочку по имени Тала,
теперь она чьей-то женою стала.
…А тебя всё нет.
Первая любовь, словно первый снег,
внезапно пришла и растаяла так же внезапно,
только память хранит: тихий звук, терпкий вкус, тонкий запах.
…А тебя всё нет.
Война оставила в сердце след, -
теперь она в моём организме,
как ржавая мина с часовым механизмом.
...А тебя всё нет.
Пятнадцать лет постигал, что ученье - свет,
но вряд ли когда-то мне «эврика!» произнести,
ведь я и себя-то никак не могу найти.
…А тебя всё нет.
И вот мне уже двадцать шесть серых лет, -
это много, слишком много, я понимаю,
и кто виноват, что я женщин других за тебя принимаю?
…А тебя всё нет.
Так боюсь я, что время, суровый аскет,
уведёт на расстрел мою веру,
и пощады тогда не добиться.
И кричу я в бессилье:
«Ну что же ты медлишь?
Приди! Ведь возможно убийство!»
…Но тебя всё нет.
Говорят, это в современном тренде - писать ритмизированную рифмованную прозу,
где не столь важны строгость соблюдения размера, интересные рифмы, жизненные образы.
Но я консервативен в поэзии, поэтому
3-3
14. «Телефонное»
Еду с утра на работу в трамвае -
мне б тишины, что будильником прервана...
Книги в трамваях сейчас не читают -
все с телефонами. Пальцами нервными
лихо строчат эсемески подростки
- скорость набора умопомрачительна,
выжимки мыслей спрессованых в посты.
Длиные книги для них - расточительность.
Есть и другие - они по старинке,
к уху прижав телефоны беседуют,
Птичкой поют, колокольчиком динькают
войско мобильных, общения требуя.
Парни футбол обсуждают вчерашний,
девушки - отпуск, поездку по Дании,
слева - рецепты, как вылечить кашель,
справа - что босу наврать в оправдание.
Кто-то в себе захотел разобраться -
вычленить важное, выплеснуть мнимое...
Кто-то отважился в чувствах признаться
" Доброе утро. Проснулась, любимая?"
Молят, скандалят, злословят, ругают,
в голос хохочут над анекдотами.
Сотни сюжетов услышишь в трамвае -
жизни изнанку и подноготную.
Есть огрехи в технике, включая грамматическую ошибку несогласования единственного числа существительного "войско" с множественными глаголами поэт, динькают.
Художественного осмысления современного явления тоже маловато.
3-3
15. «Весенняя зарисовка»
Пришла весна, и все вокруг немножко пьяные
От ароматов, заструившихся вокруг.
Деревья выстрелили почками духмяными,
И первоцветы появились как-то вдруг,
И почему-то люди – с радостными лицами,
Как будто сказочный нашли какой-то клад.
И червяки, ещё не склёванные птицами
Буквально сотнями усеяли асфальт.
Что нужно здесь им? Посмотреть на солнце красное?
А может быть, полюбоваться на луну?
Известен внученьке ответ. Предельно ясно ей:
«Они же, дедушка, ползут встречать весну!»
Для взрослого - слишком примитивно, для детского - не те слова использованы.
3-3
16. Снится
Вращая мерно солнца колесо,
мой день, суров лицом, как ханский темник,
пророчит мне, что ночь - всего лишь сон,
но и во снах - не то мне и не те мне.
Приходит ночь, и звёзды зажжены.
Приходит ночь, и засыпают дети.
Над кровлями соседской тишины
лишь новобранец-месяц нежно светит.
И снится мне: от города устав,
ключи теряю, путаю пароли -
не оттого, что жизнь моя пуста,
а потому, что Бог меня торопит.
Я больше не обязана хранить
вину и страхи в облачном архиве.
И будет день, и я пойду за ним.
И утро как сестру меня обнимет.
Без последнего катрена было бы выше, а с ним
4-4
17. «В глазу двора»
В сыром дворе, на сломанной скамье,
Сижу одна, под дождиком намокла.
Темнеет, но не зажигают свет
Соседи, из потемок смотрят в окна.
В колодезный дворах такой уклад –
Из-за портьер решает суд присяжных:
«Присел на край скамейки – виноват!»
А в чем и перед кем - суду не важно.
Сижу на лавке мокрым воробьем,
Приезжая, ни гостья, ни хозяйка.
Буравят взгляды: «Есть свое жилье,
Зажглись окошки в нем, и ты, давай-ка,
Иди домой! Не стоит до зари
В глазу двора соринкой мерзнуть, мокнуть…»
Там разве дом, где в окнах свет горит,
Но некого увидеть в этих окнах?
По хорошему грустные стихи об одиночестве трогают и заставляют сопереживать
5-5
Всем желаю удачной доработки и успеха после публикации!
Семён Кац
Свидетельство о публикации №118050800041