Поэт, поэзия, стихосложение, графомания

                ПОЭТ

Что отличает  настоящего  поэта от любителя?
- Труд. Вот некоторые примеры из истории:

«Ты удивишься, если я тебе скажу, что не раз работал, сидя на коне, так что по возвращению домой у меня была готова и песнь. На пирах в моём сельском уединении  при мне всегда перо, и я откладываю его лишь из уважения к приезжему гостю. У меня дома на всех столах – письменные принадлежности и таблички. Нередко я даже просыпаюсь ночью, впотьмах нашариваю перо у моего изголовья и – пока не исчезла мысль – записываю, а назавтра  едва могу разобрать написанное в темноте. Вот каков мой образ жизни и мои занятия…»
                Петрарка
 «…Я люблю мою работу любовью безумной и дикой, как аскет, власяница разрывает мне тело. Часто ощущаю в себе такое бессилие, когда не могу найти ни одного нужного слова! Измарав много страниц, убеждаюсь, что не написал ни одной удавшейся фразы, тогда падаю на оттоманку и лежу отупелый, погружённый в тоску. Ненавижу себя и обвиняю за безумство, заставляющее меня гнаться за химерами. Но вот проходят какие-нибудь четверть часа, и сердце начинает радостно биться. В прошлую среду мне пришлось подняться из-за  письменного стола  и поискать носовой платок: по лицу обильно текли слёзы. Я так расчувствовался, такое испытал наслаждение, пока  писал, меня умиляли и моя мысль, и фраза, которой эта мысль была выражена, и самый факт, что  я нашёл для мысли столь счастливую словесную форму…»
Г. Флобер

Молодой Мопассан подсмотрел однажды за Флобером во время его работы.  Вот как Мопассан описывает  этот момент:
«Я видел лицо, багровое от притока крови, видел мрачный взгляд, устремлённый на рукопись; казалось этот напряжённый взгляд перебирает слова и фразы с насторожённостью охотника, притаившегося в засаде. Взгляд задерживался на  каждой букве, будто исследовал её форму, её очертания. А затем видел, как рука берётся за перо и начинает писать – очень медленно. Флобер то и дело останавливался, зачёркивал, вписывал, вновь зачёркивал и вновь вписывал -  сверху, сбоку, поперёк. Сопел, как дровосек. Щёки набрякли, на висках вздулись жилы, вытянулась шея, чувствовалось, что  мускулатура всего тела напряжена – старый лев вёл отчаянную борьбу с мыслью и словом».
Писатели отказываются от всего, что люди считают наслаждениями в жизни. Так, Гёте, оглядываясь на прожитую  жизнь, признавался в одном из писем (Эккерману), что обнаруживает в ней не более нескольких недель, отданных отдыху и развлечениям, всё остальное – работа, труд…
Лейбниц мог почти трое суток не вставать из-за стола.
А кто не читал об одержимых ночах Бальзака?..

- Умение разобраться в своих переживаниях:
В обычной жизни каждый человек буквально напичкан идеями и  чувствами, но в большинстве своем выразить их он не может. По той простой причине, что основная масса этих идей-чувств находится в нём в смутном, хаотическом, часто зачаточном состоянии, - они не осознаны. И умение осознать  свои переживания, привести их в порядок, сделать чёткими даётся не каждому. Лишь тот, кто сумел этого добиться, может передать свои чувства читателю. Необыкновенная цельность, сила и яркость впечатлений обычному человеку доступна только иногда, в редкие счастливые минуты. А поэт так воспринимает мир постоянно. И не только сам воспринимает, но и умеет  показать его читателям.

- Грамотность и начитанность:
Писатели и поэты должны обладать большими знаниями. Они, по
выражению Юрия Карловича Олеши, являются «инженерами человеческих душ» и, прежде чем кого-то учить, должны много учиться сами.
Если писатель или поэт не  обладает достаточными знаниями, круг его  тем будет узок и ограничен.
Если внимательно читать прозаические произведения таких больших мастеров слова, как  Умберто Эко, Виктора Пелевина или  стихи  Иосифа Бродского, можно заметить, что Умберто Эко является известным специалистом по средневековью, в чем можно убедиться, прочитав «Имя розы». Если взять его произведение «Охота на овец», то там можно встретить достаточно большой отрывок посвященный проблемам разведения овец на Хокайдо. И написан он вполне со знанием темы.
Пелевин не понаслышке знает одно из четырёх направлений буддизма. И на этом знании  полностью построен роман «Чапаев и Пустота».
Бродский же в своей поэзии использует образы, навеянные и христианством, и буддизмом, и даосизмом, религиями, которые он  в своё время изучал.
Поэт должен знать своих предшественников. Не только для того, чтобы творчески перерабатывать их идеи, но и чтобы не быть обвиненным в плагиате.

- Мастерство перевоплощения
 Поэт должен уметь передавать не только свои чувства, но и чувства других людей (и не только людей). Для этого он должен научиться ставить себя в их положение, вообразить себя на их месте, представить то, как действует человек в определенных условиях. Определенную помощь в этом оказывают, помимо изучения мемуаров, писем, дневников, воспоминаний, непосредственные наблюдения за людьми в их повседневной жизни.

- Наблюдательность
Поэт должен быть наблюдательным. Всё поразившее его он должен
запоминать и записывать. Настоящий мастер должен уметь подметить такие мелочи в поведении окружающих и в явлениях природы, мимо которых большинство пройдёт,  не обратив на них внимания.
«Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.               
                Огюст Роден.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что  поэтом должно назвать автора, произведения которого имеют общественное или познавательное значение, отображающие действительность в образах. Но, самое главное – стихи должны быть «новыми по замыслу». Ведь, как известно, картина ценна в том случае, если написана самим автором. А вот имя автора копии – как бы точно она не повторяла оригинал – редко кого интересует.
И, как сказал  по этому поводу  Твардовский: «Поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов».

                ПОЭЗИЯ
Что такое поэзия?  По общепринятому  понятию – это искусство образного выражения мысли в слове.  А на поэтическом языке  поэзия  –  это лунная дорожка  в океане мечты.
Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, иначе говоря, не прозаических, а наиболее высоких, благородных, сильных и ярких человеческих чувств.
Поэзия существует в жизни повсюду. Надо только уметь её увидеть, найти, почувствовать. Это умеет не каждый, но научиться могут все. Именно поэты, художники, композиторы помогают людям почувствовать поэзию.
Основным признаком поэзии является наличие в ней образов. В отличие от прозы, которая оперирует понятиями и умозаключениями, поэзия есть мышление образами.
Другими основополагающими признаками настоящей поэзии являются   рифма, ритм, ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения. Ведь поэзия – это наука, и недаром в Древней Греции её изучали в  «гимнасиях», наряду с математикой, музыкой и гимнастикой.

                СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Что такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых – выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, - правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции. Кроме того, в любом стихотворении должен чётко вырисовываться запоминающийся образ, должны присутствовать правильно использованные сравнения и метафоры. Но каждое из вышеперечисленных понятий является только ступенькой, ведущей к блистательному трону Поэзии, частью мозаики большой картины. Стихосложение – это неодушевлённый каркас, это только фотография действительности. Но если в этот каркас вдохнуть душу, он оживает и начинает самостоятельную жизнь как частица большой Поэзии. Ошибкой многих поэтов (даже больших) является то, что, пройдя все ступени стихосложения, они останавливаются на последнем рубеже. Всё у них сделано правильно, всё на месте, соблюдены все законы стихосложения, но последнюю ступеньку - вдохнуть душу в произведение, они преодолеть не могут.
Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией.

                ГРАФОМАНИЯ
Графомания – явление психического порядка, когда человек, не
обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем – пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои «произведения», обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом.
Чем же отличается графоманское произведение от  настоящего стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой.
Графоманское произведение ничего не даёт читателю, оно только забирает его время. Давно известно, что критиками чаще всего становятся  неудавшиеся писатели, а графоманами – несостоявшиеся поэты.
Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат – явление, распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, размеры рифмосочетания, но это, само по себе, грех не большой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, если форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. Воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того же. Часто «берутся» слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
Основные темы графомана, как правило, следующие:
1. «Нанайская песня» - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. «Наставления человечеству» - обычно уровня ниже среднего.
3. «Плач» - по чему-то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. «Любовные» - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. «Посвящение» - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/.
6. «Политические» - ниспровергательные или кликушество.    


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →