Стихотворение месяца-63 - Обзор Яны Яблоко
С нарисованным птичьим зигзагом
опять улетаем незнамо куда,
за спиной километры, в усталых глазах
отражаются лишь города.
Нас с тобой убивают, в нас снова стреляют,
ведь вся наша правда - беда.
Мы идем по дорогам, по минному полю,
мы снова идем и идем.
Будто псы за порогом - привычная доля,
дорога и бездна наш дом.
И сражаясь за свет, мы находим ответ,
и в ответ все сжигаем кругом.
Только сердце молчит, с укоризной стучит.
Это мы - лиходеи с мечом.
Стихотворение гражданского толка требует более четких формулировок. Я так и не поняла, кто же такие «мы» - воины света или лиходеи? Наверное, все же лиходеи, воображавшие себя воинами света и разочаровавшиеся, как часто бывает, а воевали то, оказывается, ни за свет, а за тьму.
Всё же хотелось бы, чтобы эта мысль (если я ее правильно поняла) била наотмашь, не оставляя читателя в сомнениях. Тогда можно будет простить и выбившиеся из общего ритма две строки, и рифму зигзагом – глазах и остальные технические недочеты.
Худшая строка: Только сердце молчит, с укоризной стучит. – Так мочит или стучит?
Лучшая строка: И сражаясь за свет, мы находим ответ,
и в ответ все сжигаем кругом.
Оценки: техника 2, художественность 2
2. «Стихия»
.
Река спешит, спасается от ливня.
В горах такие страсти – Боже ж мой!
Там ветры воют марши или гимны,
и молнии проносятся стрелой.
Ничто не вечно, и смывает камни
упрямая небесная вода.
И вниз бегут, толкаются, сшибая
перед собой деревья и кусты.
И речка переполнилась до края,
устав за километры груз нести.
А час назад она ручьём казалась
с неторопливой талою водой.
Но осыпались камнепадом скалы,
река вскипела пеною седой.
Не спрятаться, не скрыться от напора,
стихия может города стереть.
И рушатся и возникают горы.
Так было, есть и даже будет впредь.
Уйдёт гроза – и станет всё, как было,
но камни от вершины далеки.
Виной тому – стремительная сила
и мутная отчаянность реки.
Почему река спешит от ливня – она наоборот рада наполнится ливневой водой и показать себя во всей силе.
Рушатся горя от ливня – да, но возникают? Сомневаюсь. Даже если река вынесет груды камней на равнину, это навряд ли будут настоящие горы.
Создалось впечатление, что автор хотел донести до читателя какую-то философскую мысль, используя аналогию с камнями. Но какую, для меня осталось загадкой – что стихия (природы или жизни) может смыть с вершины? Но тогда к чему фраза о том, что камни давно сами этого хотели?
Основное же содержание стихотворения, как мне показалось, - описание стихийного явления. А в описательном стихотворении важна именно фоника, шум грохочущей реки должен слышаться, и картинка рисоваться.
Очень вольное обращение с рифмой не дало должного фонического звучания. Не рифма «вода – права», «было – сила». Понравилась рифма водой – седой, стереть – впредь.
Упрямая вода – лучше могучая.
.. даже будет впредь – здесь «даже» – слово для ритма, пустое и не нужное.
Худшая фраза: Они того давно хотели сами, считая, что природа не права.
Техника 3, художественность 3.
*****
3. «Солнечный горшок»
(По мотивам индейской сказки «Как звери солнце добывали»)
Зима замерла нерешённым вопросом.
На голом хвосте простофиля-опоссум
Ни лучика нам не донёс.
Никто не сказал облысевшему грифу:
«Опасно на шее носить калорифер!
Купи воротник, эскимос!»
Медведь не надел малахай и лосины,
Зато перепутал во тьме мокасины.
Теперь косолап, как борец.
Наш градусник — вечный фанат минусовки.
Топтыгину надо обуться в кроссовки,
Чтоб выглядеть, как огурец.
На выборах слушали речь Ягуара:
«Для солнца нужна подходящая тара,
Иначе нести горячо».
Энергоресурсы пополнила лихо,
Без помпы обычнейшая паучиха.
Её вдохновил паучок.
В горшочке прибудет к нам солнце и лето.
Я сказочку эту доем, как конфету-
Тянучку. И что же с того?
Для Митича с Купером было бы странно
Считать неприличным, позорным и бранным
Такое привычное «скво».
Зверюги из леса, мужчины из были,
Любите, как прежде индейцы любили,
Не мусор, набитый в стишки,
А то, как слова не расходятся с делом.
Пускай обжигает молва неумелых,
А скво обжигают горшки!
*****
Без знания индейской сказки (а я, к сожалению, с индейской сказкой не знакома) на душу не легло.
Начало для соблюдения ритма требует «Замерзла зима…»
«минусовка» резанула тем, что слово используется широко совсем в другом значении.
Понравилось: всё последнее шестистишие.
Не понравился юмор:
Никто не сказал облысевшему грифу:
«Опасно на шее носить калорифер!
Купи воротник, эскимос!
Т. 4, Х. 4
4. «Запоздавшая весна»
Окно выходит на широкий сквер10
С дорогой и трамвайной линией.10
Деревья отряхнулись, потянули вверх12
Тонкие руки с пальцами длинными.11
Наконец-то явилось и к нам тепло,11
Растопило то, что мёрзло до времени,12
Зажурчало, запело, водой стекло,11
Ворвалось в жизнь, потеряв терпение.11
И ты решила заглянуть опять,10
Зашла просто так, как будто случайно.11
Погода шепчет – пошли гулять9
По забористым городским окраинам.12
Ждущие губы – улыбка, глаза,9
А выше – небо весеннее чистое.13
Голубизна такая, что не сказать,11
Лишь выдохнуть
и снова пристально10
Глядеть на то, как вступает весна9
В права – руководить и властвовать. 10
Вот и ко мне пришла она,8
Девчонку привела вихрастую.10
На улицы, забывая зимние сны,12
Молодёжь выходит, красивая, стильная.13
А я стараюсь,
и не могу объяснить,12
Почему весна запоздала так сильно.12
Рифма последней строки требует окончания «… запоздала сильно так.»
словосочетания
то, что
так, как будто
такая, что
не добавляют ни содержания, ни поэтичности.
Понравилась рифма «случайно – окраинам».
Не понравилась рифма «времени – терпение» - очень приблизительная.
Т. 4, Х. 4.
5. «Ключ»
Перебирая ветошь чердака
С горой пожитков, вышедших из моды,
Старинный ключ нащупала рука,
В одном из дальних ящиков комода.
Резной узор — векам минувшим дань,
По всей длине остатки позолоты,
Внутри «кольца» разлита филигрань,
Искусной формы прорези в «бородке»...
Откуда он? — хотела я понять.
В уме кружились лица и сюжеты
Дворцовой жизни, где былая знать
За тайной дверью прятала секреты.
Казну ли он усердно охранял
От прежних самозванцев и злодеев?
Догадки будоражили меня,
Но всё свелось к немыслимой идее:
Возможно, этот ключ ещё древней,
Он от двери условной, за которой
Фруктовый сад и маленький ручей,
И многозвучье птичьих переборов —
Нерукотворный краешек земли,
Где нет войны и страха, и печали —
Тот мир, что мы когда-то обрели,
И так неосторожно потеряли.
*****
Понравилось начало – заинтриговало. Автор подробно описал детали найденного ключа – читатель словно сам его держит в руках. Но после «Догадки будоражили меня» все смазалось, впечатление недоработанности.
Почему немыслимая идея – очень даже надуманная, мыслимая, как оказалось. Фраза «ключ еще древней» отправил меня из дворцовой истории еще глубже – в историю фараонов… Но… надо было оставаться в современности.
Не понравилась фраза: Где нет войны и страха, и печали
Понравилась фраза: Внутри «кольца» разлита филигрань
Т. 5, Х. 4
6. «Живопись»
Падает клевер на спину.
Палая курится марь.
Феб поклоненье отринул:
Катит небесная хмарь.
Близится вечер неспешно.
Вне отдыхают поля.
Милой, задумчивой, вешней
Нежится пая-земля.
Я — до холмов Назарета,
До Вифлеемской звезды —
Чествую живопись эту
Обыкновенной весны!
*****
Откуда падает клевер на спину да еще весной – это для меня осталось загадкой. Может быть с клёна цвет, но это же не клевер. Первый картен не создал никакой картинки – марь, хмарь - туман.
Дальше «Вне» чего отдыхают поля? Из второго картена картинка пашни, почему она милая и задумчивая – такие эпитеты больше бы подошли к живому существу. Еще и финальная не рифма звезды-весны.
И какую же живопись чествует так возвышенно автор? Поля под черным паром в тумане – обыкновенная весна. Смотрю за окно – небо синющее, деревья в цвету, трава неимоверно зеленого цвета с солнышками одуванчиков. И сразу наплывает «травка зеленеет, солнышко блестит…» - тоже чевствование обыкновенной весны, но на века.
Т. 4, Х. 2
7. "Великая Победа. Акростихи"
В/ойна-злодейка по Земле шагала...
Е/й не было, казалось бы, конца:
Л/авиною кровавой протекала
И/з ненависти, горя и свинца!
К/осила смерть людей не уставая,
А матери молились, чтобы Бог
Я/вил своё веленье, и святая
П/обеда к нам ступила на порог!
О/днажды,- каждый верил,- Бог услышит,
Б/еда отступит, разобьём врага!
Е/щё чуть-чуть и Родина задышит!...
Д/ань подвигу - писателя строка,
А Память о Героях - на века!
Всё было хорошо и даже не чувствовалось напряжения акро до последних двух строк.
Худшая строка - Дань подвигу – писателя строка.
Т. 4, Х. 4
*****
8. " Ночь"
Ночь медленно кружилась в реверансе,
Качалась на хрустальных каблучках,
Узоры рисовала в дивном вальсе,
Листала время на стене в часах.
Шепталась с светлячком в углу за шкафом,
Рассказывая сон из давних лет,
Сплетая паутиной из метафор,
Сложился чтобы, заплелся в сонет.
Её подруга Тишина присела
На краешек дивана у окна.
Она сегодня лучшее надела
В разводах платье из шёлка-волокна.
Открытый взгляд ночь обнимал не смело.
Остановись, – кричала Тишина, –
С тобою помолчим чуть. Между делом
Услышим тиху музыку из сна.
Вот миг один – доверчиво дыханье.
Забыты каблучки под бахромой .
На стыке двух миров, как изваянье,
Уснула ночь-красавица босой..
***
Листала время – может лучше крутила время.
.. с светляком – прочтите это слух.
Сложился чтобы, заплелся в сонет. – корявая фраза
Читается по ритму …платье из шёлк-волокна – один слог лишний.
А «тиху музыку» наоборот в подгонку к ритму съелась буква.
Открытый взгляд ночь обнимал не смело. – не поняла, кто кого обнимал, чей взгляд.
Общее впечатление – есть задел на красивое стихотворение, но очень много проблемных мест – сырое. От спотыкания смазывается впечатление и не складывается красивая ночная картинка.
Т. 3, Х. 5
*****
9. «Не верь»
Не верь, не бойся, не проси!
За надоевшую свободу
Ещё придется голосить,
Чтоб принесли и хлеб и воду.
И обещаний честных глаз
Не принимай на веру тоже.
Избранник твой любой рассказ
На ноты нужные положит.
Уговорит. Любви глоток
Смешав с придуманной надеждой,
Не объяснит, что мир жесток,
И все останется, как прежде.
Краснеет на бумаге кровь.
Но подпись – это не любовь.
Первый картен не понравился.
Не верь, не бойся, не проси - это из трех разных сюжетов.
Голосить за свободу – она сама не может, ЛГ будет голосить за неё?
И причем тут хлеб и вода.
Если глаза честные, то верить вроде бы надо – нельзя же никому не верить.
Последние две строки пафосные и с избитой рифмой.
Не впечатлило – ни содержанием, ни рифмами, ни поэтикой.
Т.3, Х. 3
*****
10. «Как сладка родильная возня!»
Оно бродило в низеньком ведре,
несмело пузырилось и дышало…
А за стеной зубрила что-то дрель,
и ветер за окном резвился шало,
но полотенцем я прикрыла шум
и сквозняка игривые потоки;
сама теперь хожу и не дышу,
заряженная забродившим током.
Я понимаю: сдобе тяжело —
там яйца, сахар, масло и сметана,
и надо, чтобы всё в ней прижилось,
и обменялось меж собой местами.
А потому дрожжам всегда поклон
и уваженье их особым свойствам.
Конечно, чтобы тесто пропеклось,
понадобится градус беспокойства:
изюм, орех мускатный и ваниль —
и тесто оживает благородно,
чтоб запах домочадцев приманил,
в нём должен быть оттенок старомодный…
Одним глазком, салфетку приподняв —
пора тебя обмять, добавить силы.
Прикрыла окна: ветер — западня,
и вновь животик пухлый подмесила:
ещё разок подняться на дрожжах —
для рожениц тепло необходимо!
Уже вот-вот придёт пора рожать,
я обомну тебя чуток, родимый!
А сколько будет детушек? Как знать…
На колобочки делится беремя —
ах, как сладка родильная возня —
для выпечки уже настало время.
И золотятся пышно калачи,
а булочки на противнях так дразнят
и ароматно рвутся из печи —
все родились — что ж, для утробы — праздник!
Не понравилась сама идея стихотворения – сравнение теста с беременной женщиной показалось чем-то конщунственным. А поэтизирование рецепта приготовления пирожков не самой лучшей темой для стихотворения.
Т. 4, Х. 3
*****
11. «Мир прекрасен»
Человек жену отправляет к тёще,
стеклотару выставив по ранжиру.
Вот и всё. Одному веселей и проще
ощущать себя и шальную живость.
Человек уходит в отрыв с субботы:
выжигает горючим нутро и бронхи,
человеку надо бы на работу,
но и так неплохо.
Где-то в среду выходит на связь начальник,
Говорит : Аврал! Собирайся! Срочно!
От жены одно смс: «скучает
и тоскует дочка».
Человек похмельный выходит в город,
попадает в пробку, прогрев машину,
ищет ту, с кем снять первобытный голод,
он – мужчина.
А потом работа: то банк, то офис,
и химчистке гладят костюмы круто,
А за летом следом приходит осень.
Алименты - во время, куклы, фрукты.
И всё, вроде, ровно, и день весенний
дочь, жена под ручку с каким-то васей.
Зоопарк и чертово воскресенье.
Мир прекрасен.
Наверное «в химчистке».
Не веселый сюжет, но все здесь к месту и технично выполнено, и содержание есть и эмоция.
Т. 5, Х. 5
*****
12. «Он ждал…»
Кружила жизнь шальной рекой: то плёсы, то стремнины,
порой – качала колыбель, порой – сбивала с ног.
Он вне потока, по прямой, гулял со старой псиной,
кормил попутных голубей, вёл с ними диалог.
На птичье «гурррр», он – о весне, разбередившей душу,
о том, что нынче много дел: пора сажать цветы,
чинить качели малышне и лавочки старушкам,
белить бордюр, что почернел… И так – до темноты.
А ночью он не мог уснуть – смотрел в окно слепое,
писал стихи вине назло, за ухом пса трепал.
Болтали, что прошёл войну, потом – развод, запои,
но в чём-то всё же повезло, раз вынырнул в реал.
Не упрекал ни чьих богов, когда щемило сердце –
от всех сожжённых деревень, завешенных зеркал,
и убегал от страшных снов, читая сказки Йейтса.
Он знал, что будет судный день – и ждал…
Он просто ждал.
Т. 5, Х. 5
*****
13. «Тоска по любви»
(акцентный стих)
Помню, когда мне было пять лет,
я любил девочку по имени Тала,
теперь она чьей-то женою стала.
…А тебя всё нет.
Первая любовь, словно первый снег,
внезапно пришла и растаяла так же внезапно,
только память хранит: тихий звук, терпкий вкус, тонкий запах.
…А тебя всё нет.
Война оставила в сердце след, -
теперь она в моём организме,
как ржавая мина с часовым механизмом.
...А тебя всё нет.
Пятнадцать лет постигал, что ученье - свет,
но вряд ли когда-то мне «эврика!» произнести,
ведь я и себя-то никак не могу найти.
…А тебя всё нет.
И вот мне уже двадцать шесть серых лет, -
это много, слишком много, я понимаю,
и кто виноват, что я женщин других за тебя принимаю?
…А тебя всё нет.
Так боюсь я, что время, суровый аскет,
уведёт на расстрел мою веру,
и пощады тогда не добиться.
И кричу я в бессилье:
«Ну что же ты медлишь?
Приди! Ведь возможно убийство!»
…Но тебя всё нет.
Набила оскомину повторяющаяся фраза. Не понравилось «убийство».
Т. 3, Х. 3
*****
14. «Телефонное»
Еду с утра на работу в трамвае -
мне б тишины, что будильником прервана...
Книги в трамваях сейчас не читают -
все с телефонами. Пальцами нервными
лихо строчат эсемески подростки
- скорость набора умопомрачительна,
выжимки мыслей спрессованых в посты.
Длиные книги для них - расточительность.
Есть и другие - они по старинке,
к уху прижав телефоны беседуют,
Птичкой поют, колокольчиком динькают
войско мобильных, общения требуя.
Парни футбол обсуждают вчерашний,
девушки - отпуск, поездку по Дании,
слева - рецепты, как вылечить кашель,
справа - что босу наврать в оправдание.
Кто-то в себе захотел разобраться -
вычленить важное, выплеснуть мнимое...
Кто-то отважился в чувствах признаться
" Доброе утро. Проснулась, любимая?"
Молят, скандалят, злословят, ругают,
в голос хохочут над анекдотами.
Сотни сюжетов услышишь в трамвае -
жизни изнанку и подноготную.
*****
Грамматические ошибки.
На мой взгляд, это не стихотворение, а прозаическое наблюдение. Присутствие рифмованный окончаний строк еще никоим образом не означает, что текст является стихотворением. Здесь нет никаких элементов художественности.
Т. 3 Х. 1
15. «Весенняя зарисовка»
Пришла весна, и все вокруг немножко пьяные
От ароматов, заструившихся вокруг.
Деревья выстрелили почками духмяными,
И первоцветы появились как-то вдруг,
И почему-то люди – с радостными лицами,
Как будто сказочный нашли какой-то клад.
И червяки, ещё не склёванные птицами
Буквально сотнями усеяли асфальт.
Что нужно здесь им? Посмотреть на солнце красное?
А может быть, полюбоваться на луну?
Известен внученьке ответ. Предельно ясно ей:
«Они же, дедушка, ползут встречать весну!»
Доброе весеннее стихотворение, хороший финал, хорошие рифмы.
Т. 5, Х.5
*****
16. Снится
Вращая мерно солнца колесо,
мой день, суров лицом, как ханский темник,
пророчит мне, что ночь - всего лишь сон,
но и во снах - не то мне и не те мне.
Приходит ночь, и звёзды зажжены.
Приходит ночь, и засыпают дети.
Над кровлями соседской тишины
лишь новобранец-месяц нежно светит.
И снится мне: от города устав,
ключи теряю, путаю пароли -
не оттого, что жизнь моя пуста,
а потому, что Бог меня торопит.
Я больше не обязана хранить
вину и страхи в облачном архиве.
И будет день, и я пойду за ним.
И утро как сестру меня обнимет.
Понравилось «хранить… в облачном архиве»,
Фраза «не оттого, что жизнь моя пуста,
а потому, что Бог меня торопит»
Не вижу смысла в повторе «приходит ночь» - можно было что-то добавить в картину пришедшей ночи.
«но и во снах - не то мне и не те мне» - неудачная фраза, труднопроизвносимая..
И снится мне – дальше должна быть картина сна, образы, здесь больше умозаключение. И не понятно, где сон окончился.
В целом – задел на хорошее стихотворение.
Т. 4, Х. 4
*****
17. «В глазу двора»
В сыром дворе, на сломанной скамье,
Сижу одна, под дождиком намокла.
Темнеет, но не зажигают свет
Соседи, из потемок смотрят в окна.
В колодезный дворах такой уклад –
Из-за портьер решает суд присяжных:
«Присел на край скамейки – виноват!»
А в чем и перед кем - суду не важно.
Сижу на лавке мокрым воробьем,
Приезжая, ни гостья, ни хозяйка.
Буравят взгляды: «Есть свое жилье,
Зажглись окошки в нем, и ты, давай-ка,
Иди домой! Не стоит до зари
В глазу двора соринкой мерзнуть, мокнуть…»
Там разве дом, где в окнах свет горит,
Но некого увидеть в этих окнах?
Хорошее стихотворение, чувствуется мастерская рука. Может быть финальную фразу надо сделать более читабельной, из трех частей переделать на две части – легче читателю выстраивать логику.
Т. 5 Х. 5
Свидетельство о публикации №118050800114
С ритмом здесь нормально.
Написалось в то время, когда наша зима несколько раз возвращалась. А хотелось солнышка.
Поэтому и сказка вспомнилась. Правда, там звери больше страдали от темноты, чем от холода.
Ссылка на сказку http://youtu.be/Zcap11B8Pcs
Ирина Полюшко 08.05.2018 03:46 Заявить о нарушении
Яна Яблоко 08.05.2018 21:09 Заявить о нарушении