Уроки истории
Последнее время вышло много исторических фильмов, поражающих зрителей своими спецэффектами, динамичностью событий и возможностями компьютерной графики. И как-то отступает на второй план СЛОВО, забывается, что именно оно было в начале всего. Видимые образы воспринимаются легче, не требуют работы мысли. Но когда читаешь историческую поэму, точнее - повесть в стихах «Единоборец», забываешь, что её автор пользовался лишь СЛОВОМ – такие яркие и живые характеры, колоритные и образные картины возникают в твоём сознании! Эмоции и чувства, рождающиеся в душе при её чтении, не менее сильные и захватывающие, чем от самых кассовых и талантливых фильмов. Наверное, ещё дело в том, что цель автора заключалась вовсе не в эффекте, произведённом на читателя, а в исторической достоверности описываемых событий, в желании воссоздать атмосферу и драматизм того далёкого времени, передать его вкус, запах, заставить читателя пережить эмоции и чувства своих героев. А главное – автор хотел всколыхнуть историческую память людей, напомнить о корнях славянских народов, о триединстве восточных славян – русских, белорусов и украинцев, ведь забыть об этом - как бы отказаться от своих родителей. И, представьте себе, у него это получилось!
Виктору Коротееву удалось создать правдоподобно не только образы главных героев – Владимира Мономаха и его соратников - русских князей, воинов, но и их врагов - половецких ханов. И даже образы эпизодических героев получились у автора такими же многогранными, живыми и запоминающимися.
Поэма «Единоборец» погружает нас в события почти тысячелетней давности, но читая лирические отступления и размышления героев, забываешь что это – о давно минувших годах, так сегодня актуальны и злободневны их переживания и чувства.
Увы, как и тысячу лет назад, и сегодня не всегда между правителями и народами царят мир и согласие. Поэтому размышления князя Владимира, его анализ событий и его отношение к происходящему тогда – интересны нам и очень своевременны сегодня, когда Россия опять оказалась в плотном кольце неприязни, враждебности.
И как ответ на сегодняшние вопросы, пояснение от автора к событиям тысячелетней давности:
А над Десной сияли звёзды ярко,
И соловьи в саду и за рекой,
И месяц на волне качался валкой,
И сердце млело прелестью земной…
Вздохнул Владимир, головой качая,
Смолчал. Досаду, гнев скрывать он мог.
Полвека землю половцы терзают,
И биты были много, да не в прок.
Из года в год всегда одно и то же:
Снега сойдут, поднимется трава,
Окрепнут кони, станут к делу гожи –
Идут разбоем грабить, воевать.
Усобицы во вред земле всей русской
И только на руку всегда врагу.
Как прутья веника, когда враструску,
Тогда легко ломать и гнуть в дугу.
И сразу всё становится ясно и понятно: зачем и кому нужны разлад и непонимание между братскими народами и государствами. Так было тысячу лет назад, так осталось и сегодня. Натура человеческая не изменилась.
Привлекает в поэме яркий разносторонний образ главного героя – князя Владимира Мономаха. Единоборец – это не просто значение, перевод его имени – Мономах, но и суть, характер и судьба. Перед нами вновь оживает человек: мудрый, сильный, со своими привязанностями и слабостями, с думами и заботами о земле русской, о её силе и её мирной будничной жизни. По дороге в Любеч, где он решил собрать в 1097 году всех потомков Ярослава Мудрого, князь Владимир размышляет о чём он будет с ними разговаривать.
«Земля святая Русская – вся наша,
Какой бы частью кто здесь не владел.
И мы – кто правит ей и тот, кто пашет -
Всю жизнь о ней обязаны радеть».
Впервые, может быть, на слове «наше»
Владимир обострённо ощутил
О чём при встрече братьям нынче скажет,
Чтоб с прёй покончив, землю защитить
Свою от нечисти степной поганой,
Что лезет ото всюду как сорняк.
Навек отбить желание у ханов
К набегам, Русь собрать в один кулак.
Талантливо и с любовью написаны образы других героев повести, как исторических личностей - князей и бояр, митрополита, ханов, воинов, так и эпизодических, вымышленных героев. Например, образы кухарки-стряпухи, кузнеца, бежавшего из плена, не робкого перевозчика-паромщика, простых горожан. Каждый из них возникает перед нами запоминающимся и живым, с выразительными, индивидуальными чертами и привычками.
Читатель вовлекается автором в круговорот событий, сопереживает героям, а главное - чувствует тугой, пульсирующий нерв, связывающий историю нашей Родины с её сегодняшним днём. Кажется, что слова Владимира Мономаха, сказанные на съезде в Любиче, обращены к нам в сегодняшний день:
«Тревога и печаль за судьбы наши
Толкнули, братья, вас позвать сюда,
Держать совет, послушать кто что скажет
Друг другу, но для пользы, не вреда.
И плачет Русская земля вся наша
От злобы лютой, алчности, войны.
Не так мне половец сегодня страшен,
Как распри бесконечные меж ны …
…Язычники ль над нами не смеются
И, руки потирая, в нас плюют:
«Пускай князья все насмерть перебьются,
И нам останется не меч для них, но кнут».
Смотришь на бывшие советские республики, которые веками входили в состав России и понимаешь, что не для них был выгоден развал СССР, не для Украины нужна сегодня её гражданская война… И как верен, точен совет Митрополита Николая, который он дал князьям после обличающей их всех речи:
«Вы не о том, сыны мои, ведёте
Здесь речь и стрелы мечете не в цель,
В трудах с молитвой и солёном поте
Вам строить Русь, не склок мотать кудель.
Вы детям что оставите и внукам?
Смердящие развалины, пустырь?
Но вас Господь избрал земли порукой,
Для всех Он путеводный поводырь…»
Этот совет полезен нам и сегодня. Жаль, что его не слышат правители Украины, Латвии, Грузии, Армении…
Потрясающе созданы картины битв. Автору удалось передать трагизм и героизм события, подобрать нужные слова, передающие гнев и ярость сражающихся, а главное – выразить в нескольких словах суть битвы, её цель.
Теперь здесь повторится битва прошлая,
Когда на речке на далёкой, на Стугне,
Громили также орды ханов в крошево,
Но, видимо, не стала степь умней.
Лежали сотни трупов безымянных
И сотни мчались, голову сломя,
Со страха и от всадников не званных,
И рубящих без устали с коня.
Добычей стали тысячи кибиток,
И пленных много взяли, и скота.
На Шарукань-столицу – путь открытый,
Сбывалась явью давняя мечта.
Могли, когда орда вся разбежалась,
Но не пошли - другая цель была:
За волю за свою здесь Русь сражалась -
Напрасно кровь людскую не лила.
А хан разгромом этим потрясённый
С ошмётками орды бежал на Дон.
Весьма озлобленный, не усмирённый,
Ещё сильнее местью воспалён...
О стиле языка исторических поэм Виктора Коротеева я уже говорила, когда рассказывала о поэмах «Зори Соловецкие» и «Александр Невский», но не могу промолчать и сейчас. Язык поэмы поражает количеством использования вышедших из нашего употребления слов. Удивительно, что многие из них по смыслу текста даже не нуждаются в пояснительных сносках. Всё понимаешь и так, к сноске обращаешься лишь для подтверждения в верности своей интуиции. Радует, что не оторвались мы ещё окончательно от своих истоков, душа помнит!
Пройдут века, и сегодняшний день тоже станет историей. Очень хочется, чтобы потомки вспомнили с благодарностью и гордостью сегодняшних всех – и «кто правит», и «кто пашет». И тогда непременно через тысячу лет найдётся талант, который напишет поэму и о нашем нелёгком времени. А для этого надо жить так, чтобы было чем гордиться и нам, и потомкам. И главное – важно понять и помнить, что нельзя историю переиначить, свершившиеся факты невозможно изменить. История – это далёкая и близкая жизнь наших предков, это сегодняшний день, дающий нам трудные уроки и требующий правильных, мудрых решений. И нет у нас права на ошибку.
Мне думается, что именно об этом и рассказал своему читателю автор «Единоборца».
Свидетельство о публикации №118050409993