Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи!

Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И почти у каждого, кто задумывался над значением этой фразы, проскальзывала мысль: а действительно ли это слова преподобного? Ведь мы уверены, что спасаем себя и количеством спасенных нами. И круто при этом ошибаемся, потому что других спасал только Христос. Мы его так и называем – Спаситель. И если мы стремимся спасать других, забывая о своем собственном спасении, то это не что иное, как пренебрежение Его искупительным подвигом. И чтобы понять подлинную суть слов преподобного, достаточно понять, что означает само понятие спасения.

Адам, находясь в раю, согрешил. Внял сатанинскому совету и пошел против Бога. И стал враждовать с Ним, то есть жить "по похотям сердца своего", а не по Воле Бога. (Такое состояние человеческой природы называется "ИСПОРЧЕННОСТЬЮ"). И с каждым поколением вражда с Богом усиливается, приобретая все более изощренные формы. А в чем же суть пришествия Христа на землю? По словам апостола Павла, он стал «вторым Адамом». То есть совершил то, с чем не справился первый Адам, а именно противостоял греху. О Себе Христос говорит: Я – Сын Человеческий, но Отец мой – Бог. Св. Филарет Московский так объясняет это кажущееся противоречие: «Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес» (Пространный катехизис «О третьем члене Символа веры, п. 149). И еще: «Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом» (Там же, п. 176).

Христос, пребывая одновременно и Богом и человеком, примирил в себе последнего с первым через добровольное подчинение человеческой воли воле Божественной, и это полностью отражено в Его земной жизни и записано Его последователями – апостолами. Св. Василий Великий пишет, что Христос должен был осудить грех во плоти своей. Но это вовсе не значит, что Он был грешен. Здесь идет речь как раз об испорченности воспринятой им человеческой природы, а не о личной греховности. И чтобы понять, каким именно образом Он смог воспринять эту греховность, достаточно взвалить на себя проблемы другого человека. И тогда мы будем «носить тяготы друг друга», не имея в себе их причины.

Христос, за секунду до смерти, произнес то самое слово, ради которого и пришел: «Свершилось!». Что свершилось? - Примирение с Богом! Он до последней капли испил содержимое той самой Чаши, о которой просил отца, чтобы пронес ее мимо… И перед этим молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. И наша причастность к его Крестным страданиям через «сораспятие плоти со страстьми и похотьми» - это благодарность Богу за подвиг ради нашего искупления.

Христос указал нам путь, ведущий к истинному и подлинному счастью – вечной жизни с Богом в Царствии Небесном. Тертуллиан, христианский апологет II века, говорит, что душа по своей природе - христианка. Она всегда тянется к Богу. И стремление это проявляется исключительно в религиозном чувстве.

Человек с самого начала своей истории был вынужден защищаться от природных стихий и зверей, восставших на него за прегрешение. Непосредственно перед самым изгнанием из рая первых людей Бог им обещает избавление от смерти через примирение с Ним. Когда Христос, после крещения, вышел на проповедь, то люди, чьи души до конца еще не были ослеплены гордостью и тщеславием, видели в сумраке греха, через тусклое стекло самомнения, яркий свет Божественного учения. И, будучи истомлены жаждой в пустыне греха, они со всех ног бросились к этому Источнику спасительного Света и живительной Влаги.

Христос, живя по Воле Бога, показал нам Идеал, к которому люди начинали стремиться еще во время Его земной жизни. Он возбуждал в человеке труднопреодолимое желание следовать странным словам доселе неизвестного учения, которым почему-то хотелось верить. И поверив, начинали безотлагательно следовать им. То есть спасать себя, по примеру своего Божественного Учителя… Он и явил принцип, позже сформулированный преподобным Серафимом…

иерей Дионисий Денисов


Рецензии