Когда человек не доверяет Богу...

Ко мне, как к священнику, очень часто обращаются люди с просьбами о молитвенной помощи. И я не отказываю, памятуя слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что священник, прежде всего, ходатай за людей пред Всемогущим Богом. Но перед тем как согласиться, я всегда справляюсь о жизни людей, за которых просят. И делаю это не просто так. Слово «молитва» происходит от славянского «молить», то есть «просить». Молитва – это просьба. А просьба всегда предполагает свободу выбора того, которого просим. Мне часто приходится слышать слова о том, в основном от невоцерковленных людей, что Бог их просьбу проигнорировал. И в ответ я обращаю их внимание на вышеизложенный факт. Кто-то соглашается, а кто-то называет ерундой. Последним говорю об их же собственной свободе выбора в любой обращенной к ним просьбе: каждый может отказать ее выполнить или же согласиться. После настолько веского аргумента лишь особо упрямые продолжают обвинять Бога в бессердечии и указывать, что и как Ему делать. С такими людьми премудрый Соломон советует не разговаривать. Но помимо свободы выбора, основанной у Бога на предвидении, а у людей – на личном опыте, в молитве есть еще и духовный аспект. И здесь уже я стараюсь быть максимально откровенным, чтобы люди знали, какому испытанию подвергается человек, за которого идет церковная молитва. Молитву о помощи можно сравнить с просьбой научить решать задачи по тригонометрии. Но чтобы ее решить, то помимо изучения материала по заданной теме необходимо еще знать и весь материал с первого класса. И чем выше сложность задачи, тем больше надо знать. Более того – этим материалом надо владеть, то есть знать практическое применение каждой формуле и уметь ее правильно применить. А если человек прогуливал уроки, то сможет ли он самостоятельно изучить пропущенное? Нет. Необходим репетитор, который объяснил бы все принципы. Так же и в жизни: чем старше человек, тем больше ему надо знать и уметь. И если он с детства не научился решать житейские вопросы, то мудрость с возрастом не приходит, вопреки известной поговорке. Бог – преподаватель с очень своеобразными методами. И если его просят помочь с решением какой-нибудь задачи, то он непременно поможет. Но весь вопрос заключается в том, надо ли это человеку, за которого просят? Бог – это такой преподаватель, чьи принципы видны лишь человеку, владеющему всем материалом, а прогульщик даже не знает об их существовании. Естественно, он не сможет решить поставленной задачи. Но молитва не просто ставит задачу, она еще всеми способами принуждает человека ее решить! А если ему это не надо? Что происходит? Правильно, в лучшем случае – раздражение. Прогульщик видит поставленную перед ним задачу, чувствует и понимает необходимость решения, более того – он ищет ходатаев, которые передадут его просьбы Богу, но не имеет самого главного – опыта решения подобных задач. На ком он будет срывать злость? И опять в «десяточку» – на ходатаях оторвется, а на учителя затаит обиду. Объяснив принцип молитвенной помощи, я предлагаю сначала поговорить с человеком, рассказать ему обо всем, посоветовать сходить на беседу к священнику-репетитору, и уже только потом, усвоив материал за первый класс, браться за более сложные вопросы. Разве по силам первокласснику задачи по высшей математике?

P.S. Несколько слов о свободе выбора. Православное Богословие, основываясь на Божественном Откровении, записанном в Священном Писании, учит, что Бог все знает, все видит и слышит. И не только то, что снаружи, но и то, что сокрыто в сердце человека. И Бог, сотворивший этот мир и давший ему свои законы, знает, что происходит в каждую секунду истории в каждой стране и с каждым человеком. В Догматическом Богословии это называется одним словом – Всеведение или Всезнание. Приблизительный пример всеведения в нашей жизни есть: представьте, какой обзор открывается с крыши небоскреба, а еще лучше – из иллюминатора самолета. Во время войны все наблюдательные пункты сооружались именно на вершине высокого холма, реже – на крыше здания. Оттуда можно было видеть всю картину на поле боя и передавать данные в центр управления. И примерно такой же принцип у Бога – он наверху, а мы – внизу. И он видит будущее, сокрытое от нас, как настоящее. Спешу напомнить, что этот пример очень груб, ибо он описывает принцип Божественного Всеведения человеческим языком, а настоящая суть от нас скрыта. Но то, что он видит – факт, а как – мы можем понимать только примерно, используя земные аналогии. И, чтобы человеку стало понятно, как Бог управляет человеком, используя Всезнание, я задаю такой вопрос: «Скажите, даст ли любящий родитель мороженое своему сыну, болеющему ангиной?». Ответ однозначный: «Нет!». Хорошо. Спрашиваю дальше: «А почему нет?». И в ответ говорят про ухудшение здоровья ребенка, и что отец это знает по жизненному опыту. Потому и не дает. «Вот такой же принцип, – говорю я, – и у Бога. А теперь самый главный вопрос: осознает ли ребенок эту опасность?». И вот здесь в глазах многих можно увидеть осознание этого вопроса. Отвечают: «Нет, не осознает». И я говорю: « Бог – наш Отец, а мы - дети. И ему виднее, что нам полезно, а что нет".


Рецензии