Все мосты Санкт-Петербурга лучшие! Большеохтинский

   Большеохтинский мост -  первый из петербургских мостов через Неву с проездом по низу моста
(проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения)
и разводным пролётом в середине Невы - неспроста!
   Мост является памятником истории и культуры. Строился на века! 
Район Охты был удобным для обозрения и не затоплялся при наводнениях,
Пётр Великий начал возводить город на Заячьем острове,
а на Охте стали строиться промышленные предприятия - нужные России, без сомнения!
  Там были построены корабельная верфь, пороховой завод и пильная мельница,
развивался и молочный промысел:
молоко, сметану люду трудовому и служивому поставляли, да к тому ж и маслица.
   Переправляться через Неву было дорогим удовольствием и не всем было доступно,
связь с Охтой осуществлялась с помощью так называемых самолётов - самоходных паромов,
о чём народ сочинил частушку для весёлых умов:
  "Из-под Смольного на Охту.
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенёс."
   Трасса будущего моста между Калашниковской набережной и Малой Охтой впервые была намечена в 1829 году
при утвержении переспективного плана Санкт-Петербурга – пользе дела и народу в угоду!
   Для охтинских промышленных предприятий мост был необходим, как лошадям водопой,
потому при составлении перспективного плана развития города
Николай I  утвердил переправу именно между Калашниковской набережной и Малой Охтой.
Но средств на его создание в первой половине XIX века не нашли тогда,
ведь постоянного моста в те годы не было даже в центре города.
    Повторно вопрос был поднят лишь в 1860-х годах - прерогативно!
Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно.
   5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве моста
от Смольного собора до верфи Крейтона, в районе бывшего Петрозавода:
«Признать Охтинский пригород, подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».
Отныне не будет мешать простому люду и заводам глубокая невская вода!
    1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы.
16 представленных проектов были отклонены из-за их несоответствия техническим условиям,
но внеконкурсные разработки русских инженеров и их идеи оказались талантливы и во всём правы!
   Длина созданного моста 334,75 метра, ширина 23,5 метра. Инженеры знали Невы норов – он был порою суров!
Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе - 136 метров. 
   26 октября 1911 года был произведен торжественный пуск моста в эксплуатацию на радость всему народу -
в присутствии министра внутренних дел, хотя строительные работы ещё продолжались до 1913 года,
но, благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы производились только в 1971 году.
   Закладка переправы состоялась 26 июня (9 июля)1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Пётр Первый – значение той победы было для России триумфально, именно таково!
И поэтому мост назвали тогда именем императора Петра Великого.
   Проектное название моста было - Охтенский.
С 1910-х годов употреблялись также названия Большеохтенский или Большой Охтенский.
   В 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии
мост стал  называться Большеохтинским. Решение учёных было таково.
Построенный мост резко отличался от  Литейного и Троицкого.
   Опоры моста и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом,
выдерживавшим весенних льдов любой маневр.
А на гранитных башнях установлены  мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.
   Гранитные башни моста, завершённые прозрачными застеклёнными фонарями,
видны с реки за несколько километров. По цвету их свет схож с яркими утренними зорями!
Застеклённые фонари изготовлены в виде кубов, как сказочные фонари для барышни,
поскольку к ним примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни.
   Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. 
 В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста –
они разводят мост как будто сами!
   Разводное устройство моста позволяет поднять всего за 30 секунд его средние пролёты .
Это восхищает даже в наши годы!
   В 1993-97 годах Большеохтинский мост реконструирован -
с сохранением прежней конструкции и внешнего вида,
но внутри технически существенно модернизирован.
   19 марта 2015 года на мосту был проведён эксперимент по изменению схемы движения в течение суток.
Эксперимент был признан удачным, поскольку проводился хорошо продуманно, всё было здесь внове.
И с 15 декабря 2017 года схема движения с реверсивной полосой была введена на постоянной основе.
   Как ни удивительно, но между Большеохтинским мостом и Эйфелевой башней,
этими источниками инженерного торжества,
этими совершенно разными гигантскими сооружениями есть много сходства:
    как и Эйфелева башня, Большеохтинский мост построен из металлических конструкций,
элементы которых соединяются заклёпками, делающими мост, кажется,  ещё крепче ото дня ко дню;
современники называли переправу уродливой и громоздкой
и ругали её точно также, как и парижане – Эйфелеву башню;
    а сейчас Эйфелева башня – символ Франции, подобный изящной лире,
а Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в мире!
    Это грандиозное сооружение весом 9 000 тонн металла имеет длину 335 метров.
Для сравнения: Эйфелева башня вместе с антенной имеет высоту  почти 325 метров,
вес металлических конструкций Эйфелевой башни – 7 300 тонн,
а общий вес её - 10 100 тонн.
   Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи,
что одна из более чем миллиона заклепок моста – золотая!
Строители, дескать, поставили золотую заклепку на счастье, покрыв её сверху металлической плёнкой,
что значительно усложнило поиски. Но как такую не найти? Заклёпка-то очень уж дорогая!
    И как не старались любопытные петербуржцы,
так и не нашили золотую заклепку. А ставили ли её, слишком непрочную, строители-праотцы?
   Поскольку проверить эту легенду невозможно,
будем считать, что это правда, хотя верить всему сказанному-пересказанному разве можно?


Рецензии