Нет в мире Зла, мой друг
Ты скажешь, что таких давно не лечат?
Покрутишь пальцем, приподнимешь плечи,
Напоминая про кровавое вчера?
Всё так, мой друг, я из ума не выжил,
Хоть и мешает он в своем упрямстве,
Испуганно-досадном постоянстве.
Но с возрастом я вдаль чуть лучше вижу.
Мне видно главное - бессмертие души
Божественной комедии актеров.
Познанье сушит душ рожденных порох.
И тел обличья носят малыши.
А дальше логика - коль вред не нанести
Тому что вечно, неуничтожимо,
То жизнь лишь учит и стекает мимо,
Контрастным душем помогая подрасти.
Мы темнотой назвали слабый свет,
А злом зовем любви в крови нехватку.
Нам без любви судьба не будет сладкой.
И все же зла и темноты в природе нет.
Есть лишь добра скульптура в полумраке,
Химеры слеповатого ума,
Для озарений припасенная сума,
Да истина, блестящая сквозь накипь.
Свидетельство о публикации №118050306168
Добро и зло предполагают этическую оценку поступка, а она зависит от этики «субъекта» и «объекта» (того, кто этот поступок совершает и того, по отношению к кому совершаемся). Пример с камнем или кошкой, которых сбрасывают с горы, в одной из рецензий - хорошая иллюстрация. Поэтому есть более корректный вариант (тоже давно известный) - классифицировать поступки и вообще любые события по принципу эволюции-инволюции, увеличения гармонии или дисгармонии в мире, порядка или хаоса (физик сказал бы про уменьшение или рост энтропии). При таком подходе вместо «хорошо-плохо» более корректно говорить «приемлемо - не приемлемо». Последнее предполагает объёмный взгляд, включающий и последствия, и переживания субъекта и объекта. Когда дантист сверлит ребёнку больной зуб, он для ребёнка - очень «злой дядя» :) Когда человек, отяготивший свою карму жестоким поступком, сам становится (по желанию высшего я) жертвой насилия в следущей жизни, то... сами понимаете. И в Библии есть о том же: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».
Изложил эти и другие известные мысли в своём «Искушении». По-моему, Вы читали уже.
Владимир Шартаков 06.02.2021 12:28 Заявить о нарушении
Эволюция-инволюция в человеческих отношениях, на мой взгляд, достаточно субъективна. Точно так же, как гармония-дисгармония. Порядок-хаос, на первый взгляд, кажутся более независимыми от оценивающего, но тоже может возникнуть противоречие на уровне ближайших и отдаленных перспектив, что зависит от масштаба вИдения оценивающего.
В той же книге про Закон Одного есть интересная классификация, которая может быть универсальным решением. Я не удивлюсь, если она и является этим универсальным мерилом.
Речь идет о двух путях развития души - путь служения другим и путь служения себе. Для адекватной оценки человеком СВОИХ поступков, ему достаточно всего лишь :)) быть честным с самим собой, что требует усилий и воли.
И тогда изначально нет конфликта в оценке, ибо оценивает только субъект.
И нет потенциального противоречия неправильной оценки с реальностью, ибо она изменена фактическим мотивом, и не зависит от оценки. Т.е. фактическую мотивацию можно либо понимать и принимать, либо отвергать, удлиняя срок своего обучения.
Михаил Сусанов 06.02.2021 14:57 Заявить о нарушении
Владимир Шартаков 07.02.2021 13:38 Заявить о нарушении
А в случае оценки других по этому параметру - мы просто не знаем почти никогда истинного мотива поступка. У нас лишь предположение. Более того, чаще всего мы не говорим сами себе истинной причины своего поступка. :) Тогда "справедливая" оценка других по этому показателю становится почти невозможной.
Михаил Сусанов 07.02.2021 14:21 Заявить о нарушении
Владимир Шартаков 07.02.2021 14:57 Заявить о нарушении