Рассказы о людях. Андерсен

Финский швед или шведский финн? Короче, русский. Но с каким-то явно не северным темпераментом. За смену он мог десятки раз залезть на кран и слезть с него, хотя обычно наши крановщики, этнический немец Шефер и две белоруски, забирались и спускались один раз за 12 часов. Поспать ведь можно и на кране.

Обычная история - с молодости грузчик в магазине, блат-дефицит-алкоголь, потерянная семья. В данном случае реформы Чубайса возымели нестандартный эффект - мужик бросил пить, потому что в условиях рынка сильно не на что стало, и устроился на курсы крановщиков. Примерно в это же время я курсы стропальщиков окончил. Так что мы друг друга понимали.

Его реально вштырило. Опытные стропаля его ненавидели - он реально ничего не умел, но стремился научиться, а ведь понятие "план" в новых реалиях, вопреки сладкоголосым глашатаям рынка, не просто не исчезло, а, напротив, приобрело решающее значение. Не выполнишь норму - за ворота, там даволи сокращённых с питерских заводов стропалей и крановых. Ну и где ему учиться мастерству?

Да со мной, где же ещё! Мы были на одной волне, два полустарка. Ему - сорок, мне - лет на пять меньше. Зато план мы всегда давали, что очень удивляло ветеранов производства. Однажды мой напарник забухал, я уложил его от греха подальше спать в бытовке, и остались мы с Андерсеном вдвоём. Ночная смена. Мы выдали цеховым всё, что им было надо, и только под утро один из них изумлённо заметил - "Да ты сегодня один? С Андерсеном? Ну вы блин даёте!"

Как-то раз он пригласил меня в кабину крана. Я залез. Ему показалось мало - он покрутил меня вместе с кабиной. Я понял, что никогда не смогу стать крановщиком. Но меня ждал ещё контрольный выстрел - мой напарник прицепил пару не самых тяжёлых труб, и Андерсен сделал подъём. Да уж, крановщик - не моя профессия. Кабина вместе с краном угрожающе наклонилась и завибрировала,  а ведь подвешено было менее 10 процентов от максимальной грузоподъёмности.

Потом он набрался опыта и ушёл на стройку, где зарплаты у крановщиков намного выше. Как и высота кранов, кстати, примерно пропорционально. И однажды наш Вова Андерсен прославился. В наших узких кругах конечно, кто из вас, гражданских, помнит погибших или тем более изувеченных стропалей и крановых?

Дело обычное - монтировали кран. Точно не знаю, но подозреваю - купили рухлядь с помойки, я сам примерно в то же время карчёткой ржавчину счищал с купленного нашими хозяевами металлолома. Что характерно - потом работал с этим краном, вполне ничего, умели при Империи сталь варить.

Так вот, монтировали кран. Рынок пришёл, экономика уже не должна быть экономной, она ей просто стала, поэтому никаких бригад-ремонтников, всё делаем сами. И кран на определённом этапе становления упал. Вместе с Андерсеном. Но он же у нас не зря обезьяной прослыл - успел вылезти куда-то, где выжил. Главное - кран мимо автобусной остановки упал, полной народу по случаю часа пик.

"Влили в меня три стакана водки, а мне - ни в одном глазу. Ещё ребятам помогал, чего-то там делали, носили-разбирали. Морда вся посечена стеклом, но главное - жив! И ещё главнее - мимо остановки упал!" - так мне потом Вова Андерсен рассказывал.

А у нас, как обычно, в таких случаях, на заводе шмон. И проверяющий нам вводную даёт - а вот недалеко от вас недавно такое вот случилось... А мы ему в ответ - "Знаем, знаем, там НАШ АНДЕРСЕН был, так что всё нормально обошлось. А вот если б не он..."

03. 05. 2018


Рецензии