рабби Акива мудрец, заложивший основы Талмуда...

1. Два аспекта: исторический и мистический

 
Праздник Лаг ба-Омер, который еврейский народ отмечает сегодня зажиганием костров и стрельбой из луков — это праздник довольно странный, состоящий из двух разнородных, и даже, на первый взгляд, противоречащих друг другу элементов. С одной стороны, Лаг ба-Омер — праздник мистический, посвященный памяти великого каббалиста рабби Шимона Бар-Иохая (2 в.н.э.), автора книги «Зоhар» — книги, раскрывающей мистические тайны Торы. И в честь этого праздника каббалы мы зажигаем костры — ибо также как огонь на внешний и поверхностный взгляд не виден в дереве, но на самом деле он в «потенциале» содержится в дереве, ибо дерево может гореть — точно так же в Торе на внешний и поверхностный взгляд изложены лишь истории, случившиеся с нашими предками, и Законы — но внутри нее, на самом деле, горит мистический огонь. С другой же стороны, в Лаг ба-Омере есть и совсем иной, исторический и национальный аспект. Обычай, согласно которому дети уходят в лес стрелять из лука, связывают с памятью о восстании Бар-Кохбы (135 г. н.э.) — событием «материального плана» еврейской истории — хотя и очень важным, но весьма далеким, казалось бы, от мистических тайн Торы.
 
2. Связь этих двух аспектов

 На самом деле, два этих аспекта Лаг ба-Омера очень близки между собой. И оба они связаны с личностью рабби Акивы — самого великого из мудрецов, человека, заложившего основы Талмуда и всей еврейской жизни и определившего — больше, чем любой другой еврейский мудрец, — весь характер иудаизма последних двух тысяч лет. Он же, рабби Акива, был мистиком и учителем р.Шимона Бар Йохая, и именно его Каббала изложена в книге «Зоhар», — и в то же время рабби Акива был одним из самых активных сторонников борьбы за еврейскую независимость; он не только поддержал восстание Бар-Кохбы, но и объявил Бар-Кохбу «потенциальным Мессией». Да и самой причиной траурности дней счета Омера — траурности, на фоне которой празднуется Лаг ба-Омер — является согласно Талмуду «смерть 24 тысяч учеников рабби Акивы“ — и не была ли она следствием поражения восстания Бар-Кохбы?

 
3. Связь Лаг ба-Омера с личностью рабби Акивы

 
В личности рабби Акивы гармонично сочеталась, с одной стороны, удивительная способность подниматься в высокие сферы духа и мистики и, с другой стороны, самое что ни на есть материальное стремление возродить еврейскую национальную жизнь на своей земле. И в этом плане в наше время очень уместно попадает Лаг ба-Омер между Днем Независимости и Днем Освобождения Иерусалима, двумя сионистскими праздниками еврейского календаря — ибо сионизм, по сути, и стремится сделать то, что не удалось когда-то Бар-Кохбе, а религиозный сионизм и представляет собой (как когда-то рабби Акива), тот самый удивительный сплав каббалистической мистики и материального желания возродить еврейскую национальную жизнь. Не зря, видимо, молодежное религиозно-сионистское движение взяло себе имя“Бней Акива», в память о рабби Акиве.

 4. Когда начали праздновать Лаг ба-Омер и почему?

 Стоит отметить, что в течение последних столетий Лаг ба-Омер больше, чем какой-либо другой еврейский праздник был символом еврейского национального возрождения. В течение тысячелетия после Талмуда Лаг ба-Омер, хотя и считался особым днем, реально не праздновался. Активное празднование Лаг ба-Омера с зажиганием костров и т.п. было установлено группой раввинов и каббалистов, сформировавшейся в середине 16 века в Цфате. Ситуация тогда в чем-то напоминала сегодняшнюю — начало восстановления еврейской жизни в Земле Израиля после катастрофы, постигшей диаспору. Незадолго до этого, в 1492 году, евреи были изгнаны из Испании. Это изгнание унесло около трехсот тысяч жизней и уничтожило ведущую еврейскую общину, процветавшую более тысячи лет. (Современники даже сравнивали изгнание из Испании с катастрофой разрушения Храма.) И вот, некоторые изгнанники достигли Земли Израиля; они обосновались в основном в Цфате и ощущали свое переселение в Святую Землю как первое звено в возрождении еврейского присутствия в Стране Израиля. И, действительно, с «цфатской группы» началось — и уже не прерывалось до нашего времени — усиление еврейской жизни в Эрец Исраэль. Но раввины Цфата были не просто выдающимися учителями, (их книги определили развитие еврейской традиции вплоть до нашего времени), они были прежде всего каббалистами и мистиками, считавшими, что возвращение евреев в Землю Израиля неразрывно связано с «обновлением лика Торы», что выразится в более широком изучении Каббалы, которая до того времени была доступна лишь единицам. И, действительно, каббалисты Цфата смогли придать еврейскому мистическому учению новую форму, в психологическом отношении более близкую и понятную для современников, и на их работах базируется все дальнейшее развитие Каббалы: хасидизм, школа Виленского Гаона, религиозный сионизм рава Кука. И в качестве знака возрождения еврейской жизни в Земле Израиля Мудрецы Цфата придавали особое значение акцентрованию праздничного характера Лаг ба-Омера. Именно они установили традицию паломничества на Мерон (могилу р.Шимона Бар-Иохая), разжигание костров и остальные современные элементы этого праздника.

 
Согласно взгляду на нацию как на единый организм, возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль подобно процессу воскрешения из мертвых, событию самому по себе чудесному. И здесь неразрывно идут рядом процессы воскрешения национального тела (т.е. построение еврейского государства), и также воскрешение и пробуждение национальной души. Этим «элексиром воскрешения национальной души» является внутреннее, мистическое измерение Торы, т.е. Каббала. Сегодня этот подход каббалистов Цфата продолжен в учении рава Кука и в концепциях религиозного сионизма.

                ***

                рабби Акива
                великий мудрец
                как он любил свой народ
                молодец!!!
                читайте Талмуд
                размышляйте,меняйтесь
                пусть грустно вам будет
                а вы улыбайтесь...
               



 


Рецензии