Про ПЛ Щука-405, погибшей у берегов острова Сескар

История моего поиска (оригинал на http://www.kremnik.ru) экипажа погибшей у берегов острова Сескар в 1942 году подводной лодки "Щука-405", на котором служил родной брат моей бабушки (Михайлов Владимир Дмитриевич) - может быть кому пригодится:
Всем доброго времени суток!

На долгом пути розыска мне очень помог военно-морской исторический веб-проект
«Великая Отечественная под водой» (http://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3 (внешняя ссылка)), где собран огромный материал по эпизодам боевой деятельности подводных лодок Советского Союза в период с 1941 по 1945.
Далее привожу сведения с сайта:
«Щ-405»
подводная лодка X-бис серии

Заложена 31 декабря 1938 года на заводе № 194 в Ленинграде под строительным номером 510. 16 декабря 1939 года подводная лодка спущена на воду, 7 июня 1941 года вступила в строй и 28 июня 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны «Щ-405» встретила под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко Ильи Александровича (назначен на «Щ-405» в июле 1940 года) в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. Корабль завершал программу испытаний. Степень его технической готовности составляла 98%.
19 июля «Щ-405» перешла в Таллин, откуда в ночь на 21 июля в составе конвоя направилась в Триги. В пути подорвался на мине и затонул входящий в конвой танкер «Железнодорожник».
Вечером 21 июля «Щ-405» вышла в район банки Штольпе . Нужно заметить, что подготовка экипажа подводной лодки оставляла желать лучшего. Днем 27 июля подлодка обнаружила транспорт противника, но из-за ошибки старшины торпедистов при заполнении кольцевого зазора приняла в дифферентную систему около 2,5 т воды и пропустила момент залпа. С 1 августа «Щ-405» переразвернута в районе мыса Брюстерорт. За время патрулирования подводная лодка не раз обнаруживала корабли и суда противника, но в атаку выйти по разным причинам не смогла. 8 августа «Щ-405» была отозвана в базу.

Утром 11 августа в районе маяка Богшер, командир, опасаясь быть обнаруженным, решил перейти из крейсерского положения в позиционное. Сидореко отдал соответствующую команду командиру БЧ-5 старшему лейтенанту Савенко. Тот передал приказание находившемуся в центральном посту старшине трюмных Костуру. Командир не учел, что волнение моря в тот момент составляло 5-6 баллов, и шахты вентиляции с газоотводами дизелей легко могли быть накрыты набегающей волной. Вахтенный офицер, стоящий на мостике вместе с командиром был не в курсе его приказаний. Не перекрыв шахты вентиляции и не подав соответствующего ревуна, Костур начал принимать главный балласт. Подводная лодка шла полным ходом, поэтому начала стремительно погружаться. Обнаружив свою ошибку, командир скомандовал: «Всем вниз!». Мостик успели покинуть военком Горбунов и вахтенный офицер, который успел закрыть рубочный люк в момент, когда в него уже хлынула вода. Подводная лодка стремительно проваливалась на глубину. Через открытые шахты вентиляции вода, поступившая внутрь прочного корпуса, нарушила изоляцию аккумуляторной батареи, залила дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры и некоторые вспомогательные механизмы. «Щ-405» упала на грунт на глубине 125 м. Еще на глубине 60-70 м на подводной лодке раздалось два взрыва – это давлением раздавило среднюю цистерну и носовой спасательный буй. По приказу военкома в командование подводной лодкой вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин, так как помощник командира Петровский оказался не в состоянии командовать кораблем.

Через полчаса «Щ-405» всплыла, и, описав циркуляцию в надежде найти смытых за борт людей, направилась в точку рандеву с эскортом. При аварийном погружении подводная лодка потеряла 4 человека. Погиб командир корабля, а так же старший лейтенант Е.С. Настин, помощник командира «Щ-406», командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф.

Не успев исправить повреждения, «Щ-405» подверглась атаке одиночного самолета противника. Провести срочное погружение удалось не сразу. Бомбардировщик сбросил 4 бомбы, упавшие в 25 м от борта лодки, и обстрелял ее из пулемета. Получили ранения командир БЧ-3 лейтенант М.Б. Шебеко и радист И.А. Титов. Убрав раненых, подводная лодка погрузилась, но из-за низкой подготовки личного состава снова провалилась на глубину 115м и легла на грунт. Вскоре «Щ-405» всплыла, израсходовав весь оставшийся воздух высокого давления. Мер по его пополнению не предпринималось. В полдень появился одиночный самолет, и подводная лодка снова погрузилась. Необходимый для всплытия воздух высокого давления пришлось перепускать в корабельные системы из трех запасных торпед. Выбросив за борт еще четыре торпеды для облегчения корабля, подводная лодка всплыла.

К рассвету 12 августа «Щ-405» была у мыса Ристна, где находилась точка рандеву с кораблями эскорта. Не обнаружив их, подводная лодка легла на грунт до наступления темноты. Вечером, всплыв на поверхность, «Щ-405» получила запрос командира бригады: «Покажите свое место». Ответить подводная лодка не могла – передатчик вышел из строя. Все светлое время суток 13 августа «Щ-405» пролежала на грунте. Для связи с берегом было решено подготовить двух человек, которые должны были вплавь достигнуть маяка, но из-за плохой погоды и сильной волны высадка не состоялась. Было решено идти к маяку Тахкуна. На переходе у мыса Котсаренина «Щ-405» села на мель. При аварии были погнуты лопасти винтов. Попытка сняться с мели самостоятельно к успеху не привела. Было решено послать на маяк человека с докладом о бедственном положении корабля. Спущенная шлюпка затонула прямо у борта подводной лодки, поэтому лейтенант Петровский вплавь отправился на маяк Тахкуна, где был задержан пограничниками. Вечером 14 августа к «Щ-405» подошел «БТЩ-207» с командиром 2-ой бригады ПЛ капитаном 2 ранга А.Е. Орлом и сторожевой катер. Подводная лодка была снята с мели и в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров направилась в Таллин. Утром 15 августа «Щ-405» завершила злополучный поход.

В Таллине подводная лодка встала на восстановительный ремонт. Вместо погибшего командира на «Щ-405» назначен капитан 3 ранга Волошин Константин Михайлович. (По данным М. Морозова он не успел вступить в командование подводной лодкой, погибнув на борту «БТЩ-214» при переходе из Кронштадта в Таллин 24 августа 1941 года, по данным А. Платонова и В. Лурье К.М. Волошин погиб 21 ноября 1941).

28 августа «Щ-405» в составе отряда прикрытия совершила прорыв из Таллина в Кронштадт. На борту подводной лодки находился штаб и командование 2-й бригады ПЛ.

31 августа «Щ-405» перешла в Ленинград, где встала на ремонт на заводе № 194.

1 сентября командиром «Щ-405» стал капитан 2 ранга Федотов Михаил Васильевич, бывший командиром 6-го дивизиона подводных лодок. (По данным М. Морозова вступил в командование лодкой до таллинского перехода - 27 августа). 1 октября в командование подводной лодкой вступил капитан 3 ранга Грачев Иван Васильевич, потерявший свою «Щ-301» в ходе таллинского прорыва. 16 октября «Щ-405» завершила ремонт.

Всю первую блокадную зиму подводная лодка простояла в Ленинграде. (Должны быть фотографии этого периода. Где можно их найти?) Экипаж занимался боевой учебой, и к началу кампании 1942 года «Щ-405» считалась одной из самых боеготовых лодок флота.

В ночь на 8 июня «Щ-405» перешла в Кронштадт, откуда вечером 11 июня вышла к Лавенсари для дальнейшего следования в район Норчёпингской бухты (позиция № 4). До Шепелевского маяка подводную лодку сопровождал сторожевой катер. Здесь, согласно инструкции, подводная лодка легла на грунт, пережидая светлое время суток. С наступлением темноты «Щ-405» всплыла и в надводном положении продолжила движение. В ночь на 13 июня подводная лодка наблюдалась постом СНиС на острове Сескар. До Лавенсари оставалось несколько часов хода, но туда лодка так и не прибыла.
Днем 15 июня в четырех милях западнее Сескара (60°01' с.ш./28°13' в.д.) сторожевые катера подобрали из воды тела помощника командира подлодки капитан-лейтенанта М.С. Бакутина и старшего рулевого В.В. Жулепникова. Спустя сутки к берегу Сескара прибило труп командира «Щ-405» И.В. Грачева.

Учитывая то, что на всех погибших были надеты капковые бушлаты, можно сделать вывод, что подводная лодка погибла, находясь в надводном положении. Так как ни финны, ни немцы не претендуют на потопление «Щ-405», а сама подводная лодка до сих пор не найдена, можно лишь предполагать о причинах ее гибели.

Поиск корабля, проведенный силами авиации, показал наличие большого масляного пятна в 3 милях северо-западнее банки Нагаева, в месте, где, как выяснилось после войны, немцы установили минное заграждение «Тигр». Кроме того, можно предположить повторение истории августа 1941 года с более трагическими последствиями. На подводной лодке в ее последнем походе было 39 членов экипажа

Здесь следует уточнить, что сама лодка все-таки до сих пор не найдена. И мне не попалась ни одна ее фотография, так что вопрос остается открытым.
Что касается экипажа, то на момент гибели на 13 июня 1942, на борту были:
---

Грачев Иван Васильевич, 1907 г.р., капитан 3 ранга, командир ПЛ.
Лопырев Георгий Яковлевич, 1902 г.р. старший политрук, военком ПЛ.
Бакутин Михаил Степанович, 1914 г.р., капитан-лейтенант, помощник командира.
Богданов Михаил Петрович, 1915 г.р., старший лейтенант, дублер штурмана, командир БЧ-1 ПЛ «К-52».
Сигарев Владислав (Владимир) Михайлович, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-3.
Коваленко Олег Семенович, 1908 (1915) г.р., инженер-капитан 3 ранга, (инженер-капитан-лейтенант), дублер командира БЧ-5, командир БЧ-5 ПЛ «К-53».
Малышев Михаил Михайлович, 1920 г.р., старший военфельдшер, фельдшер.
Тимошенко Иван Степанович, 1911 г.р., главный старшина, боцман.
Колпаков Николай Николаевич, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.
Жулепников Владимир Васильевич, 1918 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
Овчинников Александр Иванович, 1916 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
Иванин Павел Петрович, 1920 г.р., краснофлотец, рулевой.
Каштанов Михаил Викторович, 1919 г.р., старший краснофлотец, комендор.
Козлов Александр Алексеевич, 1912 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов.
Фёдоров Пётр Тимофеевич, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
Лесин Александр Ильич, 1918 г.р., старший краснофлотец, торпедист.
Лайко Валентин Павлович, 1920 г.р., краснофлотец, торпедист.
Квасков Николай Спиридонович, 1912 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
Титов Иван Александрович, 1920 г.р., краснофлотец, радист.
Андреев Иван Иванович, 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.
Костюхин Павел Иванович, 1921 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения гидроакустиков.
Малышев Алексей Алексеевич. 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения СКС.
Перфильев Николай Павлович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
Илюшкин Иван Константинович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
Бойков Иван Павлович, 1917 г.р., старший краснофлотец, электрик.
Иноземцев Василий Иванович, 1920 г.р., краснофлотец, электрик.
Меньшиков Олег Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, электрик.
Афанасьев Александр Александрович 1909 г.р., мичман, старшина группы мотористов.
Семенов Николай Григорьевич, 1921 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
Пузырь Григорий Петрович, 1915 г.р., старшина 2 статьи, старший моторист.
Подсобляев Алексей Павлович, 1920 г.р., краснофлотец, моторист.
Павлов Николай Тимофеевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, моторист.
Тригубов Михаил Михайлович, 1920 г.р., краснофлотец, моторист.
Михайлов Владимир Дмитриевич, 1907 г.р., главный старшина, старшина группы трюмных (брат моей бабушки Михайловой Анны Дмитриевны)
Малафеев Василий Алексеевич, 1913 г.р., старшина 1 статьи командир отделения трюмных.
Малинов Михаил Александрович, 1920 г.р., краснофлотец, трюмный.
Пивоваров Алексей Васильевич, 1917 г.р., краснофлотец, трюмный.
Сипаев Алексей Иванович, 1919 г.р., краснофлотец, кок.
Демов Степан Алексеевич, 1915 г.р., краснофлотец, строевой.


Рецензии