У истоков родового круга

Проекты Музея истории молодёжного движения не перестают удивлять своей резонансной многомерностью, не смотря на камерность проходящих в его стенах мероприятий. Открывшаяся 5 апреля выставка «Русь сказочная и легендарная» включила в себя работы художников-славянистов Рязани и Москвы.


 

В 1990-е годы наделали много шума опубликованные, изданные неслыханными для несоветских уже времён тиражами исследования археолога и историка Бориса Рыбакова о дохристианской Руси. Фундаментальность исследований учёного и его предшественников опиралась на научные факты и в корне меняла представления наших соотечественников о культуре одной из самых древних цивилизаций прошлого, стараниями политиков стёртой из памяти потомков. Живой интерес в самых широких кругах к данным работам был и до сих пор остаётся так высок, что сформировалось целое направление, включающее в себя довольно широкий спектр поисков как научных, так и художественных. В свете самых последних мировых событий, всё, что представляет отечественный исторический интерес, представляется важным, с точки зрения национальной самоидентификации и стратегии выживания. Ничего нового, как и тысячи лет назад: «Быть или не быть?» Помнить или нет?

 

Родовая память – не просто красивые сказки, легко забываемые под напором интеллектуально-мозговых штурмов, продиктованных новейшим временем. Жизненная сила, идущая от корней, предшествующих нашей теперешней цивилизации, представляет собой во многом скрытую и мало исследованную область знаний. Целенаправленное отсечение многих её областей от воодушевлённого прочувствования их глубинной сути, когда человеческие головы с сердцем уже не дружат – это нарушение цельности восприятия и познания окружающего мира в неоднозначном и нелинейном историческом контексте.

 

Без сердечного ума в таинственную древность не проникнуть. В этом кроется содержание работ художников на выставке «Русь сказочная и легендарная». Куратор проекта «Славянский Мир» Василий Вятич (Селезнёв), идейный вдохновитель и идеолог выставочного движения, поставившего перед собой задачу возродить к жизни древнюю память славянского рода, пробудив его чувственную глубинную силу. На протяжении двух последних веков интерес к родовой памяти в России даёт новые импульсы в научных исследованиях и художественном творчестве. Литераторы, поэты, живописцы, обратившись к истокам и корням, находят темы и идеи, современные по своему звучанию. Как во второй половине XIX столетия художники Виктор Васнецов и Михаил Врубель, в XX веке Константин Васильев и Илья Глазунов проявляли на своих полотнах иллюстративно-сказочную панораму русского мира из далёкого прошлого, так и сегодня современные художники-славянисты объединяются для целенаправленного просветительства и исследований древней славянской истории и культуры, их воплощения в образах, символах и знаках.

 

Валентин Ежов, Максимильян Пресняков, Маргарита Будылева, Елена Ерёмина, Нелла Генкина, Наталья Смолина, Николай Сперанский, Лада Азарх, Екатерина Кузнецова, каждый по-своему, но в общем звучании созвучно и ладно высветили разные стороны славянской древности: обрядовой, мифологической, колдовской-мистической, бытовой-обыденной… Мировоззрение радости, ладное житие со стихиями огня, воды, воздуха и земли в каждую минуту своей жизни выносится на поверхность бытия. Восстанавливаются нарушенные связи, натягиваются оборванные струны.

Максимильян Пресняков «Заглядывание в круг»

 

Дополнением к выставке стало выступление 15 апреля Александра и Светланы Субботиных. Художник, музыкант, просветитель не скрывает, что свой сценический образ взял с картины Виктора Васнецова «Гусляры». Впрочем, в до библейские времена, понятия «сцена» как такового не было. Участники древних мистерий творили свою реальность вместе, побуждаемые силой творческой мысли и ощущением единства рода, во благо которого и действовали. «Умом Россию не понять» – об этом пел без артистического пафоса и позы Любослав – Александр Субботин, сказывал о далёких временах и обычаях, проявляя славянскую мудрую неспешную правду жизни.

 



Любослав и его картины

 



Дыхание Лели

 

В репертуаре гусляра былины, баллады, песни, простые и тягучие, живой водой смывающие смуту и душевную грязь. Слышать звуки гуслей – слышать голос предков, будить родовую память. Александр и Светлана Субботины выступают перед самой разной аудиторией, но самой лучшей считают детскую. Лауреат Международных фестивалей гусляр Любомир – не сказочный персонаж, человек, взявший на себя труд нести людям древние знания через слово, музыку и обряды, дошедшие до наших дней, но смысловые значения утратившие. Светлана завела хоровод, Любослав голосом сплетал и расплетал узоры. Завораживающая сила волхования делилась на всех присутствующих, разливалась солнечным теплом и светом. Незабываемое, притягательно-объединяющее, пробуждающе-рассветное начало. Родовая память, семья, мать-земля, дети Солнца – творцы своей жизни.

 

Рязань, 23 апреля - Областная Рязанская Газета. Материал из №15 (224) от 19.04.2018г.


Рецензии