Где же Замчище? Часть 4

Тема: Наследие предков.

Раздел: Почему не было завершено строительство Замкового собора Нарождения Пресвятой Богородицы?

   Добрый день, проницательные судари и сударыни!

   О, сердце моё! Почему ты печалишься, глядя на незавершённое строительство Замкового собора Нарождения Пресвятой Борогодицы в городе Менске? Почему ты не успокоишься навеки в потоке пламенного осознания причины этого трагического события? Почему ты не намекнёшь мне о причине произошедшего? О, сердце моё!

  Но оно намекает мне об этом лёгкими отголосками родовой памяти, лёгкими намёками на исторические события, развернувшиеся на земле русской в час строительства Замкового собора, то есть в промежуток времени с 1071 по 1085 года.

  Конечно, неискушённому в истории читателю мои сердечные размышления покажутся историческим бредом; он возомнит себя новоиспечённым Карамзиным или , на худой конец, Ключевским, и высскажет мне неприятные слова о моей некомпитенции, о моей крылатой фантазии, о моей богатом воображении, но я приложу величественный палец правой руки к своим молчаливым устам и отправлю мысленно моих недоброжелателей к величайшему корифею русской истории господину Николаю Михайловичу Карамзину а также - к удивительным временам правления сыновей Ярослава Мудрого ( 1019 - 1054 годы правления ), великим князьям Изяславу Ярославовичу ( 1054-1077 г.п.) и Всеволоду Ярославичу ( 1078-1093 г.п. ), которые удивительным образом совпали с временем строительства Замкового собора в городе Менске.

  Вперёд, дорогие исследователи! Нас ждут необычайные открытия в русской истории:

  Своё историческое путешествие я начну с посмертного завета великого князя Ярослава Владимировича Мудрого своим сыновьям:

  "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои! Имейте любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери.
   И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете жить мирно.
   Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушая брат брата.
   Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему Изяславу; слушатесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду- Переяславль, а Игорю- Владимир, а Вячеславу- Смоленск."

   И так разделил между ними города, запретив   им преступать пределы других братьев и изгонять их.

  Из посмертного завещания Ярослава Мудрого следуют следующее разделение земли:

  1. Изяслав Ярославович правил в Киеве, Новгороде Великом, землях от Киева на юг и запад до Карпатских гор, Польши, Литвы.

  2. Святослав Ярославович правил в Черниговской земле, Рязани, Муроме, земле вятичей и Тмуторокани;

  3. Всеволод Ярославович правил в Переяславле, Ростове, Суздале, Белоозере и поволжских волостях;

  4. Вячеслав Ярославович правил в Смоленской земле:часть Витебской, Псковской, Калужской, Московской губерний;

  5. Игорь Ярославович правил в Владимир-Волынске.

  К этому списку необходимо добавить правнука славной Рогнеды, сына Брячислава, князя Всеслава, получившего в наследственный удел землю Полоцкую.

  Давайте же посмотрим, дерзкие исследователи истины, каким образом сыновья Ярослава Мудрого осуществили в своей христианской жизни священные заветы родного отца и почему их христианская любовь вылилась в неудержимую ненависть к родному (по их деду Святому Владимиру ) дяде Всеславу Брячеславовичу?

  Это исследование поможет нам раскрыть тайну отношений между ними и тайну незавершённого строительства Замкового собора Нарождения Пресвятой Богородице в городе Менске. Для этого мы будем использовать "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина и исторические материалы Викепедии:

   Счастливая внутренняя тишина царствовала около десяти лет: россияне вооружились против внешних неприятелей.

   Изяслав победил голядов, народ латышский, а Всеволод- торков, восточных соседей Переяславской области.( Дополнение: вместе войском Всеслава ).

   Но Отечество, избавленное от торков, с ужасом увидело приближение иных варваров- половцев, до сих пор неизвестных в истории мира.

   Ещё в 1055 году половцы, или команы, входили в область Переяславскую: тогда их князь, Болуш, заключил мир со Всеволодом. Этот кочующий народ, единоплеменный с печенегами, обитал в степях азиатских, близ моря Каспийского; вытеснил узов ( торков ), принудил многих бежать к Дунаю; изгнал печенегов из нынешней юго-восточной России и занял берега Чёрного моря до Молдавии.

   В 1061 году половцы с князем своим Секалом зимою ворвались в области Российские, победили Всеволода и сдобычею возвратились к Дону.

   С этого времени начинаются бедствия России. Летописец сказывает, что небо предвестило их многочисленными чудесами: река Волхов шла вверх пять дней, кровавая звезда целую неделю являлась на западе, солнце утратило своё обыкновенное сияние и восходило без лучей, подобно месяцу.

   Вот как объяснял эти страшные предвестия летописец Нестор:

   "Небо правосудно!- говорит Нестор.- Оно наказывает россиян за их беззакония. Мы именуем себя христианами, а живём как язычники, храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи".

   Дорогие искатели мудрости! Я с вашего позволения скажу летописцу Нестору: Остановись, дорогой христианин! Посмотри чистым взглядом совести на принятие христьянства великим князем Владимиром? Что же ты заметишь там? О, я вижу лукавство в твоих греческих очах?! Ведь, ты не желаешь замечать самого главного,- великий князь Владимир предал свою родную веру в Светлых Богов И Славных Предков и принял крещения добровольно в 897 году, в Корсуне, по корыстолюбивому желанию,- породниться с императором Византии Василием Вторым, поскольку сам император очень нуждался в военной помощи для подавления метежа Варды Фоки и в усилении своего влияния на землю русскую.

  "«Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…" [1]

  Да!- уважаемый летописец Нестор.- Князь Владимир принял крещение добровольно, но крестил ближайшее окружение и народ с помощью меча, то есть насильно заставлял людей отречся от своей родной веры. Поэтому русские люди, приняв крещение, продолжали тайно верить в своих Светлых Богов и Славных Предков и не желали ходить в христианские храмы. Из-за этого наша славная земля русская погрузилась в междоусобные войны на религиозной почве. Судите сами, благочестивый летописец Нестор! Люди не понимали,- Зачем  им верить в Заповеди Исуса Христа, если существуют Заповеди Бога Перуна и других славянских Богов, подобные христианским, а в некоторых случаях,- превышающие их своим смыслом и содержанием. Вот поэтому они и не желали ходить в греческие храмы, а участвовали в игрищах и танцах, посвящённым своим Светлым Богам и Славным Предкам...

  После небольшого разговора с летописцем Нестором, я продолжаю своё историческое исследование причин недостройки Замкового храма в Менске, используя мышление Николая Михайловича Карамзина:

  Первым поводом к междоусобию было отдалённое княжество Тмутороканское. Владимир Ярославович оставил сына, Ростислава, жить праздно в Новгороде. Он, будучи отважен и славолюбив, подговорил некоторых молодых людей ( вместе с Вышатою, сыном новгородского Изяслава посадника Остромира ) уйти в Тмуторокань и выгнать юного князя, Глеба Святославовича, управляющего этой Азовской областью. Они вышли из Новгорода и, придя в Тмуторокань, выгнали управляющего. Святослав спешил ттуда с войском: племянник его, уважая дядю, отдал ему город без сопративления, но когда черниговский князь удалился, Ростислав снова овладел Тмутороканем.

  Святослав не смог вторично смирить племянника своего, Ростислава, из-за того, что в государстве явился новый неприятель: князь полоцкий, Всеслав. Этот правнук Рогнедин ненавидел детей Ярославовых и считал себя законным наследником престола великокняжеского, ибо его дед, Изяслав, был старшим сыном Святого Владимира.

  Современный летописец называет Всеслава злым и кровожадным, суеверно приписывая эту жестокость какой-то волшебной повязке, носимой этим князем для закрытия природной язвины на голове.

   Примечание: Уважаемые судари и сударыни! Ваше сердце подсказывает  вам, что речь идёт об славянском обереге от недостойных представителей рода человеческого, а также о тайном почитании Светлых Богов и Славных Предков князем Всеславом Полоцким.

  Всеслав осаждал Псков без успеха, потом он перекинулся на Новгород и взял его; пленил многих жителей; не пощадил святыни церквей, ограбив Софийскую. Оскорблённые такой наглостью, Ярославовичи: Изяслав, Святослав и Всеволод соединили силы свои и осадили Менск в княжестве Полоцком; взяли его, умертвили граждан, а жён и детей отдали в плен воинам. В том же году против него выступили совместно правившие трое Ярославичей («триумвират») — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Менск (Минск) и разрушили его. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге. Войска неделю стояли в глубоком снегу одно против другого, в конце концов, Всеслав атаковал. В битве на Немиге 3 марта 1067 года Всеслав потерпел поражение и бежал, сумев прорваться сквозь войска Ярославичей в Полоцк. Ярославичи не стали снаряжать за ним погоню, а начали грабить южную часть Полоцкой земли.

   Спустя четыре месяца Ярославичи пригласили Всеслава на переговоры, целовав крест, что не сделают ему зла. В районе Орши, около слияния реки Оршицы, Всеслав вместе с двумя сыновьями в лодке переплыл Днепр для переговоров с ними. Однако Ярославичи нарушили крестное целование, захватили Всеслава и двух его сыновей, привезли в Киев, где посадили в «поруб» (тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого).

   В 1067 году Провидение наказало вероломных: там, где их отец одержал славную победу над Святополком и печенегами, на берегах Альты, Изяслав и братья его были наголову разбиты в ночном сражении свирепым половцами. Великий князь и Всеволод ушли в Киев, а Святослав - в Чернигов. Воины Изяслава, стыдясь своего бегства, требовали веча; собрались на торговой площади, в киевском Подоле, и прислали сказать Изяславу, чтобы он дал им оружие и коней для вторичной битвы с половцами. Великий князь, оскорблённый этим своевольством, не хотел исполнить их желания. Сделался мятеж, и недовольные, обвиняя во всём главного воеводу Коснячка, окружили дом его. Воевода скрылся. Мятежники разделались на две толпы: одни пошли отворять городскую темницу, другие на двор княжеский. Изяслав, сидя с дружиною в сенях, смотрел в окно, слушал укоризны народа и думал усмирить бунт словами. Бояре говорили ему, что надобно послать стражу к заточёному Всеславу, наконец, видя остервенение черни, советовали великому князю тайно умертвить его. Но Изяслав не мог ни на что решиться, и бунтовщики действительно освободили полоцкого князя. Тогда оба Ярославовича в ужасе бежали из столицы, а народ объявил Всеслава государём своим и разграбил дом княжеский, похитив великое множество золота, серебра, куниц и белок.

   Изяслав удалился в Польшу, но его братья спокойно княжили в своих уделах, а племянник Глеб в области Воспорской...
   
   Король польский, Болеслав Второй, сын Марии, Владимировой дочери, принял Изослава со всеми знаками искреннего дружелюбия как государя несчастного и ближнего родственника и охотно согласился быть ему помощником.

   Всеслав допустил его до самого Белгорода; наконец выступил с войском из Киева, но, не доверяя усердию своих новых подданных, ушёл ночью из стана в Полоцк. Россияне, сведав о его бегстве, с ужасом возвратились в Киев. 
   Они обратились за помощью Святославу и Всеволоду... Святослав обещал заступиться за них, но потребовал, чтобы они изъявили покорность Изяславу.
   Святослав и Всеволод известили брата о раскаянии киевлян, советуя, чтобы он удалил поляков, шёл в столицу и забыл мщение, если не хочет быть врагом России и братьев. Великий князь, дав слово быть милосердным, послал в Киев сына своего, Мстислава, который, в противоположность торжественному договору, начал как зверь свирепствовать в столице: умертвил 70 человек, освободивших Всеслава; других ослепил и жестоко наказал множество виновных, без суда, без всякого исследования. Граждане не смели жаловаться и с покорностью встретили Изяслава, въехавшего в столицу с Болеславом и с малым числом поляков 2 мая 1069 года.

   Историки польские говорят,что великий князь Изяслав Ярославович, обязанный королю счастливою переменою судьбы своей, взялся содержать его войско, давал ему съесные припасы, одежду и жалование, что Болеслав, пленённый красотою места, роскошными приятностями Киева и любезностью россиянок, едва мог выйти из этой новой Капуи ( богатейшего города Древнего Рима ), что он на обратном пути, в Галиции, осаждал Перемышль, который, будучи весьма укреплён каменными стенами и башнями, долгое время оборонялся. Если это обстоятельство справедливо, то Болеслав вышел из России неприятелем. Что же могло вооружить его против великого князя? Сказание Нестора служит объяснением: россияне, ненавидя поляков, тайно убивали их, и король, устрашённый этой народной местью, подобно его знаменитому прадеду, Болеславу Первому, спешил оставить наше Отечество.

   Изяслав Ярославович не забыл, что бедственный для него мятеж сделался на торговой площади: это место отдалённое от дворца, казалось ему опасным, и поэтому он перевёл торг из Подола в верхнюю часть города. Едва учредив порядок в столице, великий князь спешил отмстить Всеславу и, жалким приступом взяв Полоцк, отдал этот важный город в удел Мстиславу, по внезапной же его кончине Святополку, другому своему сыну.

   В тоже самое время бодрый Всеслав с сильным войском явился под стенами Новгорода, где начальствовал юный Глеб Святославович, переведённый туда отцом из Тмутороканя. Ненавидя полоцкого князя, новгородцы сразились отчаянно, разбили его и могли бы взять его в плен, но великодушно дали ему спастись бегством.

  Эта война окончилась ничем, ибо деятельный Всеслав сумел снова обладеть своею наследственною областью, и хотя был ещё побеждён Ярополком, третьим сыном великого князя, однако ж удерживал за собою Полоцк.

  Между тем бедное Отечество стенало от внешних неприятелей, требовало защитников и не находило их: половцы свободно грабили на берегах Десны...

   Дружба Ярославовичей скоро обратилась в злобу. Святослав, желая большей власти, уверил Всеволода, что старший брат тайно сговаривается против них с князем полоцким. Они вооружились, и несчастный вторично бежал в Польшу, надеясь, что великие сокровища, увезённые им из Киева, доставят ему сильных помощников вне государства. Но Болеслав уже не хотел искать новых опасностей в России, взял его сокровища и указал на дверь.

   Горестный изгнанникотправился к немецкому императору, Генрику Четвёртому; был ему представлен в Майнце саксонским маркграфом Деди; поднёс в дар множество серебряных и золотых сосудов, также мехов драгоценных и требовал его защиты, обещая, как говорят немецкие летописцы, признать себя данником империи. Юный и храбрый Генрик не отказался быть защитником угнетённого. Он послал в Киев Бурхарда, трирского духовного чиновника, брата Оды, шурина Вячеславова, и велел объявить князьям российским, чтобы они возвратили Изяславу законную власть, или, не смотря на отдалённость, мужественное немецкое войско смирит хищников.

   В Киеве господствовал тогда Святослав, передав Всеволоду некоторые из южных городов: он дружелюбно угостил послов императорских и старался уверить их в своей справедливости. Нестор пишет, что этот князь, подобно иудейскому царю Езекии, величался перед немцами богатствогм казны своей и что они, видя множество золота и серебра, драгоценных паволок, благоразумно сказали:"Государь! Мёртвое богатство есть ничто в сравнении с мужеством и великодушием".

   "Следствие доказало истину их слов,- прибавяет Нестор.- По смерти Святослава исчезли как прах все его сокровища".

   Бурхард возвратился к императору с дарами, которые удивли Германию. "Никогда,- говороит современный немецкий летописец,- не видали мы столько золота, серебра и богатых тканей". Генрик, обезоруженный щедростью Святослава и не имея никакого способа воевать с россиянами, утешил изгнанника одним бесполезным сожалением.

   Изяслав обратился к папе, славному Григорию Седьмому, хотевшему быть главою всеобщей монархии, и послал в Рим сына своего. Он, жертвуя властолюбию и православием восточной церкви, и достоинством государя независимого, признавал духовную и мирскую власть папы над Россиею, требовал его защиты и жаловался ему на короля польского.

   Григорий отправил послов к великому князю и к Болеславу, написав первому следующее:"Григорий Епископ, слуга слуг Божиих, Дмитрию, Князю Россиян, и Княгине, супруге его, желает здравия и посылает Апостольское благословение.
   Сын ваш, посетив места святые Рима, смиренно молил нас, чтобы мы властию Св.Петра утвердили Апостолов. Мы исполнили сию благую волю- согласную с вашею, как он свидетельствует,- поручили ему кормило Государства Российского именем Верховного Апостола, с тем намерением и желанием, чтобы Св.Пётр сохранил ваше здоровье, княжение и благое достояние до кончины живота и сделал вас некогда сопричастником славы вечной. Желая также изъявить готовность к дальнейшим услугам, даверяем сим послам- из коих один вам исвестен и друг верный- изустног переговорить в вами о всём, что есть в и чего нет в письме. Примите их с любовью, как послов Св.Петра, благословенно выслушайте и несомненно верьте тому, что они предложат вам от имени нашего- и проч. Всемогущий Бог да озарит сердца ваши и да приведёт вас от благ временных ко славе вечной. Писамо в Риме, 15 мая, индикт 13" (то есть в 1075 году ).

   Таким образом, Изяслав, сам не имея тогда власти над Россиею, дал повод надменному Григорию причислить сию державу ко мнимым владениям Св.Петра, зависящим от мнимого апольстольского наместника!

   В письме к Болеславу говорит папа:"Беззаконно присвоив себе казну государя Российского, ты нарушил добродетель христианскую. Молю и заклинаю тебя именем Божиим отдать ему всё взятое тобою или твоими людьми, ибо хищники не внидут в Царство Небесное, ежели не возвратят похищенного".

   Заступление гордого папы едва ли имело какое-нибудь действие, в следущем (1076) году юные князья российские Владимир Мономах и Олег- первый Всеволодов, а второй Святославов сын,- заключив союз с поляками, ходили с войском в Селезию помогать Болеславу против герцога Богемского. Но скоро обстоятельства, к счастью Изославову, переменились. Главный враг его, Святослав, умер от опухоли. Тогда изгнанник ободрился: собрал несколько тысяч поляков и вступил в Россию. Добродушный Всеволод встретил его в Волыни и, вместо битвы, предложил мир. Братья клялися, забыв прошедшее, умереть друзьями, и старший въехал в Киев государём, уступив меньшему княжение Черниговское, а сыну его, Владимиру, Смоленск.

   Опасаясь честолюбия беспокойных племянников и замыслов давнишнего врага своего, Всеслава, они хотели удалить первых от всякого участия в правлении и вторично изгнать последнего. Роман Святославович княжил в Воспорской области; сын Вячеславов, Борис, в самое то время, когда Изяслав и Всеволод заключили мир на границе, овладел Черниговом, но предвидя, что дяди не оставят его в покое и накажут как хищника, через несколько дней ушёл в Тмуторокань к Роману. Князь новгородский, Глеб, юноша прекрасный и добродушный, к общему сожалению погиб тогда в отдалённом Заволочье. Изяслав отдал его княжение Святополку, а другому сыну своему, Ярополку, Вышегород. Олег Святославович господствовал в области Владимирской; он должен был, по воле дядей своих, выехать оттуда и жить праздно в Чернигове.

   Князь полоцкий, Всеслав, довольствовался независимостью и наследственным уделом: Ярославовичи объявили ему войну. Всеволод ходил к его столице и ничего более не сделал. В следующий год Владимир Мономах и Святополк выжгли только её предместье ( предместье столицы ), но Мономах возвратился к отцу с богатой добычей, дал ему и печальному Олегу роскошный обед на красном дворе в Чернигове и преподнёс Всеволоду в дар несколько фунтов золота.

   Этот Олег, рождённый властолюбивым, не мог быть обольщён ласками дяди и брата, считал себя невольником в доме Всеволодовом, хотел свободы, господства, бежал в Тмуторокань и решился, вместе с Борисом Всеславичем, искать счастья оружием. Наняв половцев, они вошли в пределы Черниговского княжения и разбили Всеволода. Многие знаменитые бояре лишились тут жизни. Победители взяли Чернигов и думали, что всё государство должно признать власть их; а несчастный Всеволод ушёл в Киев, где Изяслав обнял его с нежностью и сказал ему следующие достопамятные слова:
   "Утешься, горестный брат, и вспомни, что было со мною в жизни! Отверженный народом, всегда мне любимым, лишённый престола и всего законного достояния, мог ли я чем-нибудь укорять тебя? Вторично изгнанный братьями единокровными- и за что? Свидетельствуюсь Богом в моей невинности,- я скитался в землях чужих, искал сожаления иноплеменнико, если быть изгнанным, то вместе. Я положу за тебя свою голову..."

   Он немедленно собрал войско. Мужественный Владимир спешил также из Смоленска к отцу своему и едва мог пробиться сквозь многочисленные толпы половцев. Великий князь, Всеволод, Ярополк и Мономах соединёнными силами обступили Чернигов. Олег и Борис находились в отсутствии, но граждане хотели обороняться. Владимир взял приступом внешние укрепления и стеснил осаждённых внутри города. Узнав, что племяники идут с войском к Чернигову, Изяслав встретил их. Олег не надеялся победить четырёх соединённых князей и советовал брату вступить в мирные переговоры, но гордый Борис ответствовал ему:"Останься спокойным зрителем моей битвы с ними",- сразился близ Чернигова и заплатил жизнью за своё властолюбие. Ещё кровь лилась рекою. Изяслав стоял среди пехоты, неприятельский всадник ударил его копьём в плечо, великий князь пал мёртвый на землю. Наконец Олег обратился в бегство и смалым числом воинов ушёл в Тмуторокань...

   Нестор пишет, что Изяслав, приятный лицом и величественным станом, не менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел криводушие, что он истинно простил мятежных киевлян и не имел ни малейшего участия в жестокостях Мстиславовых, помнил только любовь Всеволода, добровольно уступил ему великое княжение, и забыл вражду его, сказал, что он охотно умрёт за брата, и, к несчастию, сдержал слово... Верим похвале современника благоразумного, любившего Отечество и добродетель, но Изяслав был столь же малодушен, сколько мягкосердечен, хотел престола и не умел твёрдо сидеть на неё. Своевольные злодеяния сына в Киеве- ибо казнь без суда и нарушение слова есть всегда злодеяние- показывают слабость отца, который в тоже самое время сделал его князем владетельным. Наконец безствие Менска и вероломное заточение Всеслава согласны ли с похвалами летописца?

   При Изяславе был основан славный монастырь Киевопечерский, и сам Нестор рассказывает достопамятные обстоятельства сего учреждения. Некто, житель города Любеча, одушевлённый христианским усердием, захотел видеть Святую гору, возлюбил житие монахов афонских и, постриженный в их обители, был назван Антонием. Игумен, наставив его в правилах монастырских, дал ему благословение и велел идти в Россию, предвидя, что он будет в нашем Отечестве светилом черноризцев. Антоний возвратился ещё при князе Ярославе, обходил тогдашние монастыри российские и близ Киева, на высоком берегу Днепра, увидел пещеру. Иларион, будучи ещё простым иереем берестовским, ископал оную собственными руками и часто, окружённый безмолвием дремучего леса, молился в ней Богу. Она стояла уже пустая: Илларион, в сане митрополита, пас церков и жил в столице. Антоний пленился красотою сего дивного уединения, остался в пещере Иларионовой и посвятил дни свои молитве. Слух о пустыннике разнёсся в окрестностях, многие люди желали видеть святого мужа, сам великий князь Изяслав приходил к нему с своею дружиною требовать благословения. Двенадцать монахов, отчасти Антонием постриженных, выкопали там подземную церковь с кельями. Число их беспрестанно умножалось, великий князь отдал им всю гору над пещерами, где они заложили большую церковь с оградою. Смиренный Антоний не хотел начальства, поручив новую обитель игумену Варлааму, уединился в пещеру, однако ж не избавился от гонения. Считая Антония другом Всеславовым, великий князь Изяслав приказал воинам ночью схватить его и вывезти из области Киевской. Но добродетельный муж скоро возвратился с честию в любимую свою пещеру и жил в ней до самой кончины, имея удовольствие видеть лавру Киевскую в самом цветущем состоянии. Щедрость и набожность Ярославичей обогатили сей монастырь доходами и поместьями. Святослав дал 100 гривен, или 50 фунтов золота, на строение каменного великолепного храма Печерского, призвал художников из Константинополя и своими руками начал копать ров для основания церкви.

   Святой Феодосий, преемник Варламов, заимствовал от цареградского Студийского монастыря устав черноризцев, который сделался общим для всех монастырей российских. Этот благочестивый игумен завёл в Киеве первый дом странноприимства и питал всех несчастных в темницах. Добродетель Феодосия была столь уважаема, что великий князь нередко приходил беседовать с ним наедине, оставаясь у него обедать, ел хлеб, сочиво и с улыбкою говаривал, что роскошная трапеза княжеская не так приятна, как монастырская. Любя Изяслава, Феодосий великодушно обличал виновного брата, гонителя его, в беззаконии. Святослав терпел сии укоризны, оправдывался, и когда святой муж входил в шумный дворец его, где часто гремела музыка, органы и гусли, тогда всё умолкало. лёжа на смертном одре, Феодосий благословил Святослава и сына его, Глеба...

   Изяслав и его братья соблюдали неразрывную дружбу с греками и давали им войско, которое в частых внутренних неустройствах поддерживало слабых императоров на троне. Знаменитый Алексий Комнин, ещё не государь, но только полководец империи, в 1077 году, смиряя мятежника Никифора Вриения, имел с собой множество судов российских.

   Ярославовичи возвратили константинопольскому патриарху важное право ставить киевских митрополитов: Георгий, преемник Иларионов, родом грек, был прислан из Царяграда; устрашённый раздором князей, он через несколько лет выехал из нашего Отечества. С того времени церковь российская, до самого падения Восточной империи, зависела от патриарха константинопольского, и в росписи епископств, находящихся под его влиянием, считалась семидесятой. В знак уважения к достоинству наших митрополитов патриархи обыкновенно писали к ним грамоты за свинцовою, а не восковою печатью- честь, которую они делали только императорам, королям и знатнейшим сановникам.

   Успехи христианского благочестия в России не смогли искоренить языческих суеверий и мнимого чародейства. К истории тогдашних времён относятся следующие известия Нестеровы.

   В 1071 году явился в Киев волхв, который сказывал народу, что Днепр скоро потечёт вверх и все земли переместятся; что Греция будет там, где Россия, а Россия там, где Греция. Невежды верили, а благоразумные смеялись над ним, говоря ему, чтобы он сам берёгся. Сей человек ( пишет Нестор ) действительно пропал в одну ночь без вести...

   Не только в Скандинавии, но и в России фины и чудь славились волшебством, подобно как в древней Италии тосканцы. Нестор рассказывает, что новгородцы ходили в Эстонию узнать будущее от тамошних мудрецов, которые водились с чёрными крылатыми духами. Один из таких кудесников торжественно осуждал в Новгороде веру христианскую, бранил епископа и хотел идти пешком через Волхов. Народ слушал его как человека божественного. Ревностный епископ облачился в святые ризы, стал на площади и, держа крест в руках, звал к себе верных христиан. Но ослеплённые граждане толпились вокруг обманщика, один князь Глеб м дружина его приложилась к святому кресту. Тогда Глеб подошёл ко мнимому чародею и спросил: предвидит ли он , что будет с ним в тот день? Волшебник ответствовал:" Я сделаю великие чудеса".- "Нет!"- сказал смелый князь и топором рассёк ему голову. Обманщик пал мёртвым к ногам его, и народ уверился в своём заблуждении.

   Скажи мне, летописец вдохновенный!

-Скажи мне, летописец вдохновенный,
Благочестивой мысли христьянин,
Защитник веры греческой, безценный,
Нестор познания психических глубин,-
У Свислочи реки, в старинном Менске,
Стоит фундамент православья веский,
Храм Богородицы без стен и без окон.
Какую боль войны расскажет он?
- Не может быть такого?!- Нестор скажет,
Ревнуя в мыслях полу-звук намёк
О слабости моих надменных строк,-
Когда и кто?!- он на лицо укажет
Пальцем, грозящим растоптать меня,
За мысли дерзкие безудержно браня.

О Замковом соборе Нарожденья
Поведаю я с горечью ему,
Всё расскажу до боли сожаления,
Рассеяв неприязни горькой тьму.
-Судите сами, летописец Нестор,
Я изучаю построенья пьессы
Истории начала града Менск
С Храм Борогодицы, забыв учений блеск.
Начну рассказ о времени созданья
Собора, с тысячи и семьдесят один,
Добавлю я четырнадцать седин,-
Время строительства божественного зданья.
И что же получается тогда?
Незавершения печальная вода.

- Как же возможно зданье долго строить
И не создать величественных стен?!
- Ответ мой удивленьем удостоит
Того, кто любит время перемен.
Вы понимаете, писатель отдалённый,
Непостижимым гневом окрылённый,
Что дело заключается в мече,
Что окрестил священник на свече?
- Не понимаю я словес теченье!
Что вы имеете: намёк ли на войну
Ради спасения веры и страну
От лжи язычников, по воле Проведенья?
- Нет, уважаемый блюститель тишины,
Мир не приемлет хитрости войны!

-О чём же речь в словах ваших надменных?
-О том, что на Руси, до ваших слов,
До вашей музыки Христа, в огне блаженном,
Перуна Заповеди дали нам любовь!
- Они не праведны, а значит - они лживы,
Они влекут людей в огонь наживы,
В распутство, блуд, забвения Отца
До глубины забвения лица.
- О, сколько прыти в вашем гневе яром
Я замечаю в ней лукавый блеск,
Чья хитрость мира в каждом греке есть!
Но, уважаемый, даже в посеве малом
Не стоит долго ублажать себя
И унижать других, свой мир любя.

- Вам кажется?! Вам ум зашёл за разум?!
Вы бредите огнём язычных чар?!
- Постойте, собеседник, звуком сразу
Не выссказать о том, что слово- дар!
В часы правленья, в Полоцке, Всеслава
Была ли в мире вся его держава?
- Не знала мира и покоя рук.
- А почему мечи блистали вкруг?
- Зачем он Новгород свободный и торговый
Занял войсками? Почему и муз
Колоколов Софии в песне уст
Он захватил мечом своим терновым?
- А кто Рогнеду- женушку его
Забрал мечом и очень далеко?

- Но месть не красит седину мужчины?!
- Конечно, но предательство седин
И унижения любви, совсем безвинной,
И Веры Предков есть безверья блин!
- Как вы посмели обижать Исуса?!
- Речь не о Нём! Ведь, красоту искуса
Я не приемлю в яростных словах,
Приемлю свет, чья суть развеет страх.
-Но если разговор наш о Всеславе,
Тогда зачем он Новгорода лик
Мечом лукавым снова не постиг
В ответном Глеба яростном ударе?
- Но кто же, до поднятия меча,
Забрал очаг, пылая сгоряча?

- Относимся к одной мы вере, братья,
Мы почитаем Сына и Отца,
Заветы Жизни, Мира, Соучастья,
Прощения до глубины венца.
-Вера одна дана нам от рожденья,
Как символ  жизни и преображенья
Рода отца и матушки родной
Возвышенно подвижной добротой,
Чья жизнь рождает глубину прозренья.
Поэтому меч силы роковой
В ножнах познает радостный покой
И глубину сердечного прощенья.
Тогда восстанет из забвенья Храм
На удивление тебе и мне, и нам!

1) Примечание: Исторический источник: Карамзин Николай Михайлович "История государства Российского", ООО"Эскимо", 2015 год; стр. 109-115;

2) Примечание: Компьютерный исторический источник: Википедия,адрес:
   https://ru.wikipedia.org/wiki/

3) Примечание: Картина мирной беседы русских князей взята из интернета.


Рецензии