Рихтер, Клиберн, Кисин... Размышления слушателя
И большие мастера признаЮт тех пришедших, кто вровень с ними: оказывается Рихтер на том самом первом Конкурсе им. Чайковского, будучи членом жюри, поставил Клиберну высший балл 25-ый, а всем остальным участникам нули! Экстравагантно, но таков был вердикт Мастера.
А вот захотелось послушать Второй и Третий концерты Рахманинова в исп. других, и Первый концерт Чайковского. Шопена, Брамса, др. Сравнить. Попытаться не столько понять, сколько почувствовать, что называется, разницу. С Ваном Клиберном.
Ну кто? Да все играли и играют. А из первого ряда? С.Рихтер, разумеется. С.Нейгауз. В.Горовиц. Н.Петров. Т.Николаева. А из наших современников? Н.Луганский, Д.Мацуев, Е.Кисин...
Не всех сразу, однако. Кое-кого я слушала и раньше, освежить. Первый Концерт Чайковского слушала почти у всех перечисленных и еще многих (полу)безвестных конкурсанов Конкурса им Чайковского(обязательное произведение), и об этом потом. Итак, второй ф-нный концерт Рахманинова в исп. Рихтера. Кисина. Дирижеры соответственно: Курт Зандерлинг, Герберт фон Караян.
Рихтер. О нем еще будет. О Рихтере нельзя походя.
А вот Евгений Кисин. Наш современник. Почитается за чуть не первого пианиста мира. Как всем известно, бывший вундеркинд, один из немногих бывших вундеркиндов, что не потеряли таланты повзрослев. Я помню первое, что слушала у Кисина. Это была грампластинка из домашней фонотеки с записью Первого фортепианного концерта Ф.Шопена. Кисину 13 лет. На обложке мальчик в белой рубашке и с пионерским галстуком. Статья о нем на конверте пластинки восторженная. Шопен восхитителен в игре юного пианиста. Это своего рода историческая запись. С 20-го концерта Моцарта и концертов Шопена, этого триумфа, начинался путь вундеркинда, а уже в 17 Кисин играл в сопровождения с/о под упр. Караяна Первый концерт Чайковского и Второй Концерт Рахманинова.
Ну а что же Евгений Игоревич Кисин ныне?
Я не хочу уподобляться форумным злопыхателям на всех и вся льющих свою черную желчь, и с особым смаком на самых именитых. Я скажу только свое мнение и впечатление. Да, Кисин счастливо преодолел искусы вундеркиндства, не зазнался, много работал и сделал блестящую каръеру. Замечательна его скромность, начитанность, общий культурный багаж. "Я человек читающий", признается он. Подкупает его неравнодушие к судьбам мира. Он не замкнут в скорлупе своей профессии пианиста. Он с удовольствием декламирует стихи, сам их пишет, неплохо разбирается в поэзии. И даже просил известного российского экономиста подсказать ему что читать по экономике. И тот не нашел ничего лучше, чем брякнуть:"Капитал " Маркса". И правильно. Только читал ли его сам экономист-либерал?
Однако не могу сказать, что по настоящему довольна его нынешним пианизмом. И мне смешны его наивные политические взгляды. При всей, казалось, необщности этих двух материй, общее есть. Вымуштрованный ум также глубок в понимании мировых коллизий, как и в игре на рояле. Он играет виртуозно, да, это осталось и развилось. Без клиберновской элегантности и непринужденности, а как большинство пианистов с видимым напряжением за роялем. Глубокие нагибания, верчение во все стороны, напряженные пальцы, бьющие по клавишам, оттирание пота со лба...Точно такова же знаменитая "конвульсивная мимика" Чечилии Бартоли, "самой высокооплачиваемой оперной певицы мира".
Может быть, это не имеет значения? Мало ли у кого какая индивидуальная манера? Да нет, имеет...Любое мускульное напряжение влечет за собой и психофизическое напряжение, и проистекает из него. И так по кругу. Если артист(будь-то певец, пианист, скрипач) и любой выступающий со сцены, с кафедры, с трибуны не умеет и не учится совладать с напряжением, оно будет только нарастать и захватит его всего. Напряжение истинный монстр всякого кто выступает перед аудиторией, публикой.
Видимое напряжение, нервозность, проявляющаяся ежесекундно во всей мускулатуре, "конвульсивная мимика" выдает одно: выступающий в себе не уверен, и он(а) очень переживает о производимом впечатлении, а поэтому его мысли здесь и сейчас не в самой материи выступления, трактовки, не в музыке, не в вопросах, которые он излагает, а только в том, соответствует ли он ожиданиям и статусу. А значит здесь нет возможности раскрыться искусству. И не отсюда ли то никакое впечатление, что отмечают многие ревнивые форумные оцениватели игры таких, как Кисин, при всей их холодной виртуозности.
Второй ф-нный Концерт Рахманинова в исп. Е.Кисина и в сопровождении орк. под упр. Караяна еще очень наивен. Заметим, что Клиберну было немногим больше лет, но это совершенно другая фактура игры. Интересно, что и оркестр под упр. прославленного маэстро фон Караяна играет так же "игрушечно" против мощного симфополотна под упр. К.Кондрашина. Караяновские темпы убыстренные, и Кисин сам признается, что ему было 17 лет, и возражать Караяну, сразу объявившего, что он намерен изменить темпоритмы, он не мог. И в итоге Второй Рахманинова звучит как...не так, как должен звучать этот Концерт! То, что так изысканно получалось у 13-летнего Кисина в исп. красивого, но по европейски романтичного, Первого концерта Шопена, оказалось совершенно провальным в исп.17-летнего Кисина и Караяна в исп.Второго ф-нного концерта Рахманинова. Совместно Караян и Кисин превратили этот величайший концерт, квинтэссенцию русской музыки и понимания России, что всеми интуитивно понимается, в карикатуру. Далеко не всё, что хочется, должно исполнять. Знать свои пределы и свои акценты. Первый Чайковского и Второй Рахманинова это не для Кисина и многих других. Особенно после тех, кто сыграл их по другому...
Зрелый Кисин заново сыграл Второй Концерт Рахманинова, см ю туб. Прибавилось объема в звучании, темпы вернулись к нормальному рахманиновскому. Лучше. Но все еще далеко от Клиберновского захватывания и единения с музыкой.
А теперь Второй Концерт Рахманинова в исп. Святослава Рихтера. Весь вечер я слушала все три трактовки полностью. Сначала Клиберн(бесчётно), потом Кисин, впервые это у него, потом Рихтер, тоже впервые у него.
Тысячи комментов под рихтеровским исполнением и все не просто восторженные, а нечто большее.
Вот первые такты Концерта. Вот как это у Клиберна. Вот как у Кисина. У Мацуева. И вот как у Рихтера. Всё. Больше не о чем дискутировать. Клиберн и Рихтер. Рихтер поставил Клиберну высший 25-ый балл, остальным нули. Гении конгениальны.
Ну что это?! Вот Клиберн и Рихтер коснулись клавиш рояля и ты уже в иных измерениях. А вот остальные, в том числе "самые высокооплачиваемые в мире" и разрекламированные. И ты ёрзаешь, отвлекаешься, думаешь о чем-то постороннем, заставляешь себя вернуться. И кое-как дослушиваешь/досматриваешь до конца, если такая задача стоит, а если не стоит, то бросаешь на первых минутах или на середине.
И что интересно: и оркестр становится вровень, и дирижер - если за роялем Рихтер. Молодой, почти юный Клиберн. Гениальность рождает ответную волну и конгениальность у тех, кто вовлечен в процесс, в том числе благодарные слушатели.
Неслучайно Рихтер экцентрично требовал у устроителей концертов затемнять зал, освещая лампочкой только пюпитр на рояле с нотами, чтобы ничто не отвлекало слушателей от музыки. Невольно вспоминаешь "артиста в одиночестве в круге света у оркестровой ямы пред тысячеголовой гидрой зрительного зала" у Станиславского. Но Рихтер даже себя освещать не разрешал, только пюпитр, чтобы только музыка...
http://stihi.ru/2020/03/23/9517
Алексей Султанов
фото - рояль в доме-музее Бориса Пастернака в Переделкино. На нем играл Рихтер, Нейгауз. И сам Борис Леонидович Пастернак.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/207311.html
Свидетельство о публикации №118042904260