Дмитрий Донской
"Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом,
славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с
великой честью вернешься".
Сергий Радонежский.
ГЛАВА 1
Печаль туманит князю взор,
Ложится тяжестью на сердце:
Опять войну, опять разор
Несут татары – иноверцы.
Враг перешёл уже Донец.
Татар, примерно, тысяч двести…
Вчера принёс ему гонец
Такие горестные вести.
Ордынцы – давние враги,
А с ними польские бароны
Давно над Русью вьют круги,
Как ненасытные вороны.
Сейчас Московия сильна.
И вот они собрались в стаю,
Чтобы вернуть те времена,
Когда все кланялись Мамаю.
Хотят враги ослабить Русь,
Терзать её живое тело…
Вот отчего такая грусть
Сегодня князя одолела.
Тут подошла к нему жена:
- Не тереби ты болью душу,
Попробуй сладкого вина
Или смородинки откушай.
- Свои сомнения отрежь,
Езжай с молитвой и смиреньем
В далёкий город Радонеж
В обитель за благословеньем.
- Игумен Сергий в том краю
Святого дела славу множит.
Ты изложи беду свою
И он молитвою поможет.
Князь Евдокию почитал,
Разумным следовал советам
И собираться сразу стал,
Чтоб в путь отправиться с рассветом.
- : -
Вот путь закончен непростой.
Вход в келью Сергия открылся
И князь Московии святой
Перед игуменом склонился:
- Муж преподобный! Созови
Отцов - монахов на молитву
И, помолясь, благослови
Российских воинов на битву.
- Опять на Русь пришла война
С ордой Мамая-святотатца,
Нас ждут лихие времена
И за свободу надо драться.
- Ты – почитаемый святой…
Но Сергий замахал руками:
- Мы все у Бога под пятой
И нет различья между нами.
- Я Русь святую не предам.
Мне дорога её свобода.
Тебе двух иноков я дам *
Из древнекняжеского рода.
- В сражениях им равных нет
И каждый за Христа радеет,
Ослябя мудр, а Пересвет
Копьём с младенчества владеет.
- Их вера в Господа чиста
И воля непоколебима.
Я им знамение креста
Вручаю на монашьих схимах.**
- Другие русские князья
С тобой идут врагу навстречу.
Благословляю войско я:
Иди на праведную сечу.
Без веры человек убог,
Толпа без веры – просто стадо,
И человеку нужен Бог,
А козней дьявола – не надо.
- Бойцы полягут, как листва.
Не много их назад вернётся,
Но после битвы сей Москва
Столицей мира назовётся.
- От нас отступится орда,
Склонясь пред волею народной.
Взойдёт российская звезда.
И станет Родина свободной.
ГЛАВА 2
Из глубины седых веков
До нас дошли Руси преданья
Про звон мечей и стук подков,
Про многих княжеств увяданье.
Считая нас за дикарей,
К нам шли пророки и мессии,
Как было мало мирных дней
Во всей истории России!
Пылали сёла, города,
Борьба шла в море и на суше.
И вот теперь пришла орда
Чтоб опоганить наши души.
Чтоб заглушить народа глас,
И грабить русичей без меры,
Чтоб навсегда оставить нас
Без православия и веры.
Но несгибаем русский дух
В сердцах горящий, как лампада,
И если враг приходит вдруг,
Его встречают так, как надо.
- : -
Под колокольный перезвон
В пути отряды собирая, *
Князь Дмитрий войско вёл на Дон,
Чтоб встретить там орду Мамая.
Придя в задонские луга,
Он приказал остановиться. **
Здесь встретить грозного врага
И наконец-то с ним сразиться.
Кончалось лето. И уже
На пятки осень наступала,
На листьях, как на витраже,
Она узоры вышивала.
Желтели листья тополей,
Туманы белые проснулись,
И вереницы журавлей
На юг далёкий потянулись.
Печальна осени краса:
Сильней чернили брови ночи,
Темнели чаще небеса,
И становились дни короче.
- : -
Тот день – восьмое сентября
Был неспокойным и суровым,
Багрово - красная заря
Взошла над полем Куликовым.
У русских было пять полков.
Вошли в них муромцы, литовцы,
Отряды смелых туляков,
Донцы, рязанцы и ростовцы.
А дальше в роще у реки
(Чего не ведал хан ордынский),
В засаде были степняки
И вёл их в бой Боброк – Волынский.
Князь Дмитрий вышел из шатра,
Где укреплял свой дух молитвой,
И собирал князей с утра
Перед решающею битвой.
Он обошёл войска свои
И понял, вглядываясь в лица,
Что может этими людьми
Русь обновлённая гордиться.
И рёк он ратникам своим:
- Мы служим русскому народу,
Давайте ж грудью постоим
За нашу славу и свободу.
- Сказать вам прямо не боюсь:
Жестокой эта битва будет,
Но, кто положит жизнь за Русь,
Тот славу вечную добудет.
ГЛАВА 3
Два войска, словно две стены,
Стояли, как одна армада.
Две остановленных волны,
Со скрытой мощью водопада.
Меж ними небольшой проход
Зелёной просекою вился.
И тишина вокруг. Но вот
В проходе воин появился.
Под ним буланой масти конь,
Который пашней не измучен.
В глазах его горит огонь
И он к сражениям приучен.
В руке у воина копьё,
В другой – топор на ручке длинной.
Скрывает он лицо своё
Под шлемом с медною пластиной.
И раздаётся его глас:
- Я – Челубей - аллаха воин.
А есть ли, русские, средь вас,
Батыр, чтоб был меня достоин?
- А, может быть, такого нет?
Ну, кто готов на поединок?
И тут выходит Пересвет
Святыни Радонежской инок.
Сразиться с недругом он рад.
В простой одежде пилигрима.
На нём ни шлема нет, ни лат,
А лишь одна монашья схима.
Не нужно иноку защит,
К чему бойцу игрушки эти,
Ведь крест на схиме – лучший щит,
Он крепче всех щитов на свете.
И в наступившей тишине
С копьём, отточенным на сечу,
На белоснежном скакуне
Врагу он выехал навстречу.
Быстрей, быстрей, ещё быстрей…
С бойцами рядом смерть бежала.
В кого из двух богатырей
Она вонзит сегодня жало?
Тревогой полнились сердца,
Но копья били без промашки.
И пали наземь два бойца,
Один в броне, другой в рубашке.
К героям кинулись друзья-
Перевязать хотя бы раны,
Но те ушли из бытия,
И оба были бездыханны.
И Челубей, и Пересвет
Ушли туда, где время вечно.
Ведь для героев смерти нет,
Их жизнь и слава бесконечна.
ГЛАВА 4
Как только пали храбрецы,
Пришли две армии в движенье.
Гонцы летят во все концы.
И начинается сраженье.
Запели трубы у реки,
И, пыль копытами взрывая,
Пошла на русские полки
Лихая конница Мамая.
И вслед за ней, за ратью рать,
В атаку бросилась пехота.
Идти вперёд и умирать
Её привычная работа.
Смешались первые ряды,
И сотни воинов убиты.
Уйти так трудно от беды,
Когда в сраженьи впереди ты.
Князь среди войск, то там, то тут,
В огне герой не ищет броду,
Он знает: воины пойдут
За ним всегда в огонь и воду.
Ведёт на битву их мечта,
Что в поколениях воспета.
И знамя с образом Христа,
Пурпурно – розового цвета.*
- : -
За полдень день перевалил,
А битва пуще разгоралась,
Бойцы дрались, что было сил,
В удары вкладывая ярость.
Грозила смерть со всех сторон,
На трупах кони оступались **
И стаи чёрные ворон
Уже на пиршество слетались.
Коней меняя и клинки,
Князь не оставил поле брани
И силу царственной руки
Узнать успели басурмане.
Но враг коварен и силён.
Такая вражеская сила
С начала дедовских времён
На Русь ещё не приходила.
Редеют русские полки,
А враг идёт, тиски сжимая,
И скоро к берегу реки
Прорвались воины Мамая.
Уже до смерти два шага.
Хан торжествует кровожадный,
Но тут внезапно на врага
Ударил с тыла полк Засадный.
Как ангел мщения, как рок,
Как гнева Божьего орудье,
С отрядом конницы Боброк
Свершил людское правосудье.
Теперь пришёл и наш черёд.
Пока враги во власти страха,
Отряды русские вперёд
Пошли на воинов аллаха.
И те бежали, наконец,
Обозы в панике бросая…
Так на Руси пришёл конец
Всевластью грозного Мамая.
А князя из-под груды тел
Достали, как гласит преданье.
Он очень сильно ослабел,
Был весь в крови и без сознанья.
И в честь события сего
Забыты были все печали.
«Донским» почтительно его
Уже потомки величали.
Война и смерть, как две сестры,
У них всегда одна дорога,
Такие правила игры
Нам за грехи даны от Бога.
- : -
Тот день стал нашею судьбой.
Народ героев не забудет.
И пусть запомнит враг любой:
Россия есть, Россия будет!
5 июня 2014 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
Куликовская битва. Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось, вероятно, 100—120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы.
Подготовка к битве
Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком - Волынским.
Сила Мамая. По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шёл съ вс;ми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Ещё же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкуп; въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачеств; и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи. Общая численность его войска доходила до 120 000 человек.
Перед началом битвы Дмитрий Донской стал в рядах ратных людей, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком). Эта хитрость, вероятно, обратила на Бренока внимание татар, которые всячески старались его уничтожить, в то время как сам князь получил больше свободы и возможности для ведения битвы. После генерального сражения Бренока нашли убитым, а близ него лежало множество русских князей и бояр, защищавших «князя».
На поле Куликовом Мамай потерпел жестокое поражение. Русская конница гнала татар до речки Красивая Меча. Эта река, протекающая в пятидесяти верстах от места сражения.
Армада. В обобщающем смысле А. — огромная концентрация войск.
Глава 1
**Тебе двух иноков я дам из древнекняжеского рода. Сергий Радонежский дал Дмитрию в сподвижники двух иноков, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!.. "
***Схима (греч. ;;;;; – образ, внешний вид) – высшая ступень православного монашества. Схима разделяется на малую и великую. Малая схима называется также мантия, поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу.
За малой схимой следует Великая схима. Пострижение в Великую схиму означает более строгое исполнение всех обетов и церковного Устава. При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу.
Глава 2
* В пути отряды собирая. На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.
** Придя в задонские луга, он приказал остановиться. Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть: «И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий».
Глава 4
* И знамя пурпурного цвета… «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под тёмно-красным или багровым знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.
* * На трупах кони оступались… Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешая русская великая рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…».
Свидетельство о публикации №118042903460