Свет мой, зеркальце, скажи!..
Сегодня отечественные фильмы тоже получают награды на зарубежных кинофестивалях. Но у меня, честно говоря, к радости за успехи наших кинематографистов иногда примешивается чувство горечи. Глядя на отражения нашей жизни в «волшебном зеркале», невольно задаёшься вопросом: то ли это зеркало кривое, то ли, по известной поговорке, что-то неладно с физиономией лица. Признаюсь честно – я не большой знаток современного отечественного кино, и могу, как простой, среднестатистический зритель, судить лишь о тех современных картинах, которые видел. Некоторые из них за рубежом принимали, как говорится, «на ура» – к примеру, «Овсянки» режиссёра А. Федорченко: три приза в разных номинациях на Венецианском фестивале 2010 года, не считая наград в других странах. Возможно, европейским зрителям запали в душу экзотические сцены «любви по-русски», когда голую героиню (тогда – ещё живую) любящий муж моет водкой, а мёртвую – везёт, завернув в одеяло, в салоне своей машины, чтобы, согласно языческому обряду погребения, сжечь на костре в живописном месте, на берегу реки. Режиссёр «Овсянок», Алексей Федорченко, изобразивший на экране фантазии о жизни и обычаях вымышленного народа «меря», вообще – большой выдумщик. Он, кстати, и дебютировал игровым фильмом-мистификацией (безусловно, талантливым) «Первые на Луне» – о советских космонавтах, летавших к ближайшей «соседке» Земли ещё в 30-е годы прошлого века.
Кстати, о космонавтах. Очень жаль, если о первых советских покорителях космоса современные европейцы будут судить по героям фильма «Бумажный солдат» (2008г.). На 65-м Венецианском кинофестивале работа режиссёра Алексея Германа (младшего) была отмечена призами за лучшую режиссуру и операторскую работу. Но многого ли стоит добротная экранная «картинка», если, наблюдая сюжетные коллизии и характеры главных героев, так и хочется крикнуть, почти по Станиславскому: «Не верю!» И это не только моё субъективное мнение – достаточно почитать отзывы о фильме в интернете (http://www.megacritic.ru/film/545.html):
• «Мне 73 года, я очень хорошо помню то время. Оно было совершенно не такое. Даже отдаленно не похоже. Все реалии перевраны. Молодые люди, посмотрев этот фильм, станут думать, что подготовка первых космонавтов проходила в убогих условиях, в грязи, и руководили ими ничтожные неврастеники. И сами они были не лучше. Вот и мучает вопрос: зачем?»
• «Кинематографический язык не передается по наследству. У Германа-старшего бытовое, "сниженное" повествование существует как контрапункт, и на его фоне еще ярче проявляется и сила духа героев, и их страстность/../Самое главное отличие сына от отца в том, что старший, при всей жесткости фильмов, любит своих героев, а младший - нет. Поэтому "Бумажный солдат" - фильм лживый. Не потому что историю перевирает, а потому, что "правда без любви есть ложь" (Достоевский)»
Нельзя сказать, что современные режиссёры совсем не снимают фильмов, которые давали бы повод гордиться нашим прошлым и не стыдиться настоящего. Снимают, конечно. Но такие работы теряются на отечественных киноэкранах в потоке зарубежного кино, среди бесчисленных «бэтменов», «гарри поттеров» «безумных максов» и «соек-пересмешниц».
Что остаётся зрителю, если он, с одной стороны, сыт по горло продуктом чужих «фабрик грёз», а с другой – не хочет горького послевкусия от отечественных кинолент, созданных с расчётливым прицелом на попадание в шорт-лист очередного зарубежного кинофестиваля?
Выход есть: достать с полки DVD с записями доброго старого отечественного кино, или пошарить по сайтам глобальной паутины, где всегда найдётся достойная альтернатива тому, что предлагает кинопрокат. Лучше уж держаться подальше от некоторых экранных зрелищ, чтобы не смущать душу и не засорять мозги.
Ведь не зря утверждает народная молва: смотреть в испорченные зеркала – плохая примета!
2016 год.
Свидетельство о публикации №118042805085