Системный подход в борьбе человечества

                СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД  В  БОРЬБЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА               
                ЗА ВЫЖИВАНИЕ  ЗЕМНОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ
                академик  Ю.В.Петров      

  Кризисное состояние современной земной цивилизации является очевидным фактом и не требует специального обоснования. Всё обостряющийся кризис нашего социума исследован многочисленными учёными, отражён  во множестве научных публикаций  и постоянно подтверждается самой жизнью.
  Как совсем недавно стало известно, в основе кризисного развития общества лежат две основные причины. Первая. Любой социум выходит на уровень своей целостности, которая только и может гарантировать ему безопасное существование, не сразу, а последовательно формируя основные факторы этой целостности. То есть до появления указанной целостности своего бытия в каждой земной цивилизации отсутствовали те или иные её составляющие, что и обуславливало объективно заданные отрицательные следствия её развития и вызывало соответствующие кризисные явления. Вторая причина. За все века своего существования современная земная цивилизация развивалась с помощью индуктивного метода (от частного к общему), когда в известной познанию действительности выявлялись необходимые закономерности её развития, которые с помощью логики экстрапалировались  затем в сторону неизвестной действительности. Однако, из-за того, что всё это время была известна очень малая часть действительности (только часть физического мира) многие выявленные познанием закономерности оказывались статистически недостоверными и в силу этого получаемые за счёт их экстрапаляции прогнозы оказывались часто оши-бочными, так как противоречили основным особенностям эволюции мира, в котором живёт и развивается человечество. То есть,  отсутствие всех необходимых факторов развития, с одной стороны, и часто ошибочный прогноз своего будущего, с другой стороны, и обуславливали появление каждый раз отрицательных следствий, которые постоянно и порождали кризисные явления в развитии со-циума. По данным  А.Тойнби [2002] за время нашей арийской эпохи все 21 земные цивилизации после своего появления и расцвета затем по указанным причинам сходили с арены истории. Указанные особенности развития земных цивилизаций обуславливают  кризисные явления и современной (очередной, нашей) земной ци-вилизации.
   Принципиальная особенность современного этапа развития человечества со-стоит в том, что в отличие от всех предыдущих земных цивилизаций, которые  уходя по указанным выше причинам с арены истории только травмировали земную биоту, наша земная цивилизация в случае своего заката из-за своего рекордного технического потенциала (в том числе оружия массового поражения) способна уничтожить и Землю, и большое околоземное пространство, вычеркнув земной фактор вообще из эволюционного процесса. Это обстоятельство переводит проблему предотвращения заката современной цивилизации в разряд обязательных задач человечества.
    Последние века мировое познание активно занималось решением этой судь-боносной проблемы. Всё это время активно наращивались знания по выявлению причин кризиса  современной земной цивилизации и нарабатывались способы уст-ранения этих причин с целью предотвращения заката  человечества. Успехи иссле-дований по этой тематике оказались настолько велики, что в конце 20-го  - начале 21-го веков появилось по этой теме такое количество научных данных, которые впервые в нашу арийскую эпоху позволили выйти на системный подход по этому важнейшему для человечества вопросу и сформировать меры по комплексному решению проблемы всё обостряющегося кризиса современной земной цивилиза-ции, с помощью которых  в этот раз можно предотвратить и очередной закат циви-лизации, и гибель жизни на Земле.
          Цель данной публикации состоит в том, чтобы представить указанный выше системный подход в борьбе за выживание человечества и обозначить основные за-дачи по внедрению этого судьбоносного проекта. Наиболее полно с системных по-зиций обозначенный подход по целостному отражению современной действитель-ности представлен в серии научных публикаций украинского автора Ю.И.Евтушка:   Евтушок Ю.И. «Как остановить закат земной цивилизации», монография.- К.: УАИП «Рада», 2012.-332 с. (www.calameo.com/books/001609349ad7ed87a162e);  Евтушок Ю.И. «Эволюционный, цивилизационный и формационный подходы в системе целостной методологии развития человечества», Наукові праці : Науково-методичний журнал. – Вип.246. Т. 258.  Соціологія. -  Миколаїв: Вид-во ЧДУ, 2015. –  с. 147 - 157 (http://ru.calameo.com/read/0016093499f70407cf51b);     Евтушок Ю.И. «Динамика основных принципов жизни на Земле», Збірник праць міжнародної конфереції  «Глобальне управління: теорія та практика». – Афіни, 2015. – с.55 - 69 или К.: Calameo, 2014, 13 с.», Евтушок Ю.И. «Роль России в мировом цивилизационном процессе» Сб. материалов конфере-нции «Государство и общество в современной политике», изд. центр «Научная книга», Воронеж,  2013, с.57-71, Ю.И.Евтушок «О закате земной цивилизации» - видиоинтервью. Монография Ю.И.Евтушка находится в 76 библиотеках России, 52 Библиотеках Украины и в главных библиотеках стран СНГ и Восточной Европы. Электронный вариант этих публикаций можно получить, набрав в поисковике интернета Calameo ФИО автора и название работы.
          В своих публикациях  Ю.И.Евтушок прежде всего провёл инвентаризацию всех отражённых в научной литературе причин кризиса современной земной цивилиза-ции. Как специалист в области теории управления он с этой целью использовал по-пулярное в управлении понятие «дерево целей» и представил «дерево причин кри-зиса цивилизации», в котором в отличие от всех многочисленных авторов, которые  причины кризиса представляли выборочно, представил эти причины с системных позиций во взаимосвязи и взаимозависимости. Представленная в работах Ю.И.Евтушка классификация причин современного кризиса начинается с причин, которые обуславливают непосредственные угрозы для земной цивилизации: экология, гонка вооружений, демография (листва кроны «дерева причин») Проведенный всесторонний анализ показал высокую эффективность исследований по этой группе причин: сотни публикаций десятков авторов раскрывают все основные особенности указанных угроз и дают результативные способы борьбы с ними. Однако, несмотря на это кризис земной цивилизации не только не снижается, а, наоборот, постоянно обостряется. Согласно выводам  Ю.И.Евтушка, основная причина отрицательного результата  кроется в том, что всё это время указанные угрозы изучались без учёта причин, которые находятся в тонких и толстых ветвях кроны «дерева причин» (опосредованных причин):  состояние социальной сферы  (политика и экономика) и состояние духовной сферы. Без учёта их непосредственные угрозы человечества преодолеть невозможно.
           Проблемы общественных отношений (политики) порождает обстоятельство, на которое ещё в первой половине 20-го века указывали видные ученые С.Хантингтон [2003], А.Тойнби [2001] и др.:  лежащий в основе социального разви-тия последние столетия формационный подход эффективен только  для производ-ственных отношений, общественные же отношения, масштабы которых намного больше производственных, формационный подход  эффективно обеспечить не мо-жет, что для их развития нужен новый  подход, которому было дано указанными авторами название «цивилизационный подход». Кроме того, имеют место различ-ные злоупотребления принципами демократии, когда западными странами при оказании т.н. «помощи» развивающимся странам  в корыстных целях сознательно завышается уровень либерализации этого процесса, в результате чего  страна-реформатор очень быстро попадает в состояние дефолта.
           Проблемы производственных отношений (экономики) определяют различные злоупотребления хорошо отработанным механизмом рыночной экономики. Никогда не применяя у себя вариант шоковой терапии в экономике, западные страны предлагают развивающимся странам такой вариант рыночной экономики, в котором роль государства  не постепенно, а сразу максимально минимизирована, что очень быстро разрушает экономику этих стран и подчиняет интересам организаторов этого преступного процесса. Активным источником кризисных явлений в этом секторе является также деятельность всё возрастающих международных финансовых и производственных организаций, которые, находясь пока в зоне стихийного развития этого важного процесса, очень часто злоупотребляют интересами развивающихся стран, что и порождает всевозможные кризисы.
          Не мене убедительно в публикациях Ю.И.Евтушка раскрыта проблематика ду-ховной сферы современной земной цивилизации (толстые ветки кроны «дерева причин»). В частности, показано как после обвального падения Римской империи  в качестве защитной реакции в христианстве появилось православие, ставившее сво-ей целью сгруппировать славянский этнос в третью православно-славянскую ло-кальную цивилизацию как платформу для формирования на базе славянского кол-лективизма соответствующего достижениям земной цивилизации уровня морали, которую индивидуализм техногенной западной цивилизации обеспечить не в со-стоянии, а использованные  ею правовые способы зашиты от различных нарушений социального процесса решить эту проблему в нужной степени тоже не могут.
          Особое внимание в публикациях Ю.И.Евтушка уделено базовым причинным кризиса земной цивилизации, которые представляют ствол «дерева причин кризиса цивилизации». Показано, что большинство вышеперечисленных проблем кроны «дерева причин кризиса» обусловлены, в первую очередь, недостатками ствола «дерева», что справиться с проблемами кроны «дерева», без учёта базовых причин, невозможно. В указанных публикациях последовательно проанализированы важные особенности всех трёх базовых причин: кризиса теории познания, кризиса теории управления, а также показаны отрицательные следствия из-за отсутствия теории деятельности.
          Следующая категория причин кризиса цивилизации, от которой прямо зависят успехи в работе по устранению вышеуказанных   базовых причин, в представляемой классификации значится как коренные причины кризиса земного социума (корневище «дерева причин»). Земная биота вместе с солнечной системой и своей галактикой, переходя в своём постоянном движении на новый участок космоса, периодически скачкообразно попадает в принципиально новые условия жизни, когда к жизни на Земле внезапно предъявляются непривычные для неё новые требования, и, если в это время не перестроиться, а жить по правилам, которые формировались в уходящую эпоху, то на Земле наступает  кризисная ситуация со всеми вытекающими из этого отрицательными следствиями. Для того, чтобы базовые причины кризиса не обостряли ситуацию на Земле, земной социум обязательно и в теории познания, и в теории управления, и в теории деятельности должен каждый раз учитываться принципиально новые особенности наступившего нового этапа развития земной цивилизации.
           В заключение этого раздела исследований Ю.И.Евтушок представил всесто-ронний анализ  фундаментальных и вселенских причин кризиса земной цивилиза-ции. Как известно, за 6,65 млрд. лет существования Земли имели место четыре так называемые великие вымирания, когда негативные воздействия на Землю космоса суммировались и в результате каждый раз погибало до 75% земной жизни. После этого на Земле начиналась новая очередная жизненная волна, в результате чего  появлялась сначала растительность и животные, а затем и человеческий социум. Сейчас на Земле имеет место пятая жизненная волна. В течении каждой жизненной волны тоже имели место негативные воздействия космоса, но не суммарные как во время великих вымираний, а отдельные удары по земной биоте, в результате кото-рых жизнь на Земле не разрушалась, а лишь частично травмировалась, что опреде-ляло в каждую жизненную волну разные эпохи социального развития. За время по-следней пятой жизненной волны таких выборочных воздействий на Землю космоса было уже четыре, что определило пять эпох: Полярная, Гиперборейская, Лемуреан-ская, Атлантическая и  Арийская. Современная земная цивилизация возникла  и развивается в пятую эпоху, название которой в научном мире – Арийская эпоха, ко-торая начала формироваться  более 13 тыс. лет тому назад после разрушения пред-шествующей  эпохи Атлантов. Человечество должно владеть знаниями о периоди-зации и особенностях указанных перемен, чтобы заблаговременно к ним готовить-ся, принимая адекватные меры по защите населения Земли от множественных не-гативов. Выборочное травмирование земной биоты в каждой жизненной волне, ко-торое приводило к смене эпох, получило в классификации Ю.И.Евтушка название фундаментальных причин кризиса земной цивилизации, а события во время вели-ких вымираний названы вселенскими причинами кризиса цивилизации.
           В целом представленная выше в развёрнутом виде классификация Ю.И.Евтушка предусматривает следующие последовательно взаимосвязанные при-чины кризиса земной цивилизации: непосредственные (экология, гонка вооруже-ний, демография), опосредованные (политика-экономика, духовная сфера), базо-вые (теория познания, теория управления, теория деятельности), коренные (созву-чие социального развития с этапом эволюции нашего мира), фундаментальные (следствия выборочного травмирующего воздействия космоса на Землю), вселен-ские (великие вымирания).
           Основной вывод этого раздела  публикаций Ю.И.Евтушка:  для того, чтобы добиться успехов в борьбе с  кризисом земной цивилизации, необходимо одновре-менно работать со всеми взаимосвязанными  причинами этого кризиса, устранение только части причин никогда не дадут конечного результата.
           Получив целостную картину основных причин кризиса современной земной цивилизации, указанный автор решил и второй важный вопрос этой проблемы: представил тоже с системных позиций способы устранения всех основных причин кризиса современного социума. Сделал он это двумя способами. Сначала была проведена инвентаризация всех имеющихся в научной литературе вариантов решения этого вопроса и благодаря этому выявлены, с одной стороны, все наработанные многими авторами за последние столетия способы решений и, с другой стороны, определён  перечень вопросов, по которым отсутствовали нужные решения. Затем Ю.И.Евтушок, используя современные методы исследования, о которых речь пойдёт дальше, наработал отсутствующие варианты решений, благодаря чему появились решения всех отмеченных в классификации причин кризиса земной цивилизации.
            Начал он этот процесс с восстановления важнейшей для познания методоло-гии Единого Знания, которое до 16-го века н.э. активно служило познанию, а с началом бурного развития науки было довольно быстро разорвано её критериями научности. Когда в рамках Единого Знания научное и вненаучное знания с помощью философии активно взаимодействовали, у познания был вектор своего развития и дедуктивный метод (от целого к частному), что исключало многие его ошибки и обеспечивало довольно высокую результативность. Когда же наука, опираясь на свои зачастую выдающиеся достижения, высокомерно разорвала свои отношения с вненаучным знанием, а философию как посредника превратила в свою рядовую дисциплину, то познание утратило и вектор своего развития, и дедуктивный метод и очень быстро стало развиваться только ущербным методом проб и ошибок (индуктивным методом) со всеми вытекающими из этого от-рицательными последствиями.
            Далее, опираясь на Единое Знание, Ю.И.Евтушок определил Вектор Познания, о необходимости которого  говорили многие видные учёные [Пригожин 1991, Мамардашвили 1997]. Указанный Вектор Познания  представляет собой принципиальную модель мира, в котором живёт и развивается человечество. В понятном в странах западной техногенной и православно-славянской локальных цивилизаций изложении представлено взятое из восточной культуры знание о целостном строении нашего мира, которое как считают выдающиеся умы нашего времени [Гегель 2007, Мертон 1998, Мертон 2000] отличается от научного знания, отражающего лишь незначительную часть действительности (и только физического мира), целостной картиной мира. Указанный Вектор Познания представлен с помощью двух составляющих: Принципиальной  Модели нашего мира и Периодической Системы эволюции нашего мира. Появившаяся благодаря Вектору Познания возможность использовать в своих исследованиях кроме традиционного индуктивного метода ещё и дедуктивный метод позволяет человечеству решить важнейшую задачу: исключить из своей деятельности решения, которые противоречат закономерностям развития нашего мира, и на этой основе избежать основной массы кризисных явлений.
           Благодаря Вектору Познания Ю.И. Евтушок определил также содержание ци-вилизационного подхода, что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития общественных отношений, которые все последние века из-за отсутствия этого подхода были проблемными, и позволяет на этой основе тоже избежать мно-гих кризисных явлений. Больше того, видение целостной картины мира позволило автору сделать вывод о необходимости дополнительно к формационному и циви-лизационному подходам ещё и эволюционного подхода, которые вместе взятые должны составить целостную методологию развития человечества, с помощью ко-торой оно в своём развитии будет с системных позиций учитывать необходимые процессы стратегического, тактического и технологического уровней развития зем-ной цивилизации, а не ограничиваться, как сейчас,  вопросами, в основном, техно-логического уровня, что тоже существенно снизит объём кризисных  действий.
          Вытекающий из Вектора Познания дедуктивный метод позволил автору также завершить работу по формированию очень важной для познания методологии син-теза знания. Сначала автор, опираясь на Периодическую Систему эволюции нашего мира, сделал важный вывод о главном событии этого мира, которое сводится к движению материи с момента проявления нашего мира с альма-матер всех миров антимира и до его очередного погружения в антимир: в процессе первой фазы этого проявления – инволюции  от 49-ти созвучных с антимиром видов материи до одного (минералов), а затем в процессе второй фазы – эволюции от минералов до снова созвучных с антимиром 49-ти видов тонкой материи. Благодаря Вектору Познания автор  также показал, что в период инволюции материя скачкообразно по схеме 49-7-3-2-1 переходит из волнового состояния в разряд органических видов материи, а во время эволюции – по той же схеме только в обратном порядке субстанция нашего мира переходит от органических к волновым видам материи. Указанные выше два положения позволили  Ю.И.Евтушку предложить в разрабатываемую полтора столетий многими авторами  модель синтеза знаний существенное дополнение, которое делает указанную модель завершённой. К хорошо разработанной многими авторами горизонтальной части этой модели  добавлена  её главная вертикальная составляющая, которая отражает главное событие нашего мира – движение материи, в то время когда горизонтальная часть отражает важные условия этого движения материи (пространство и время).               
          С помощью дедуктивного метода также были разработаны предложения по устранению многих кризисных положений теории управления. Прежде всего, на-званный автор обосновал  правомочность и обязательность в социальном развитии восстановления в правах принципа подбора, который, как давно обосновано мно-гими авторами, должен по нарастающей активно дополнять традиционный прин-цип естественного отбора, но в последние десятилетия из-за получения с его помо-щью в отсутствие дедуктивного метода многочисленных ошибочных решений был недальновидно зачислен в разряд  деструктивного способа развития [Зинченко 2001}. Ю.И.Евтушок в своих работах убедительно показал, что другого пути у чело-вечества как научиться владеть методом подбора нет. Именно это обстоятельство переводит земной социум в отличное от растительного и животного миров состоя-ние и в принципиально новый этап развития, когда дополнительно к естественному отбору с его борьбой противоположностей и конкуренцией в  развитии социума по нарастающей участвует и «человеческий»  фактор – принцип подбора, без чего ус-пешное развитие нового эволюционного этапа – ноосферы невозможно.
           Очень важным является следующий раздел представляемых нами публика-ций, в котором Ю.И.Евтушок обосновывает процесс перехода человечества с бинар-ного на системный триадный принцип своего развития. Делает он это с помощью научного и вненаучного знания. Сначала он, опираясь на Периодическую Систему эволюции нашего мира, показывает, что на рубеже 20-го и 21-го веков начался пе-реход человечества с одной эпохи, когда господствовал присущий органическому миру бинарный способ развития (борьба противоположностей и вытекающая из неё конкуренция) и земная цивилизация развивалась на базе естественного отбора по частям, в новую эпоху, когда из-за перемещения земной биоты  на новый участок космоса к Земле предъявлены принципиально новые требования, учесть которые человечество сможет только на базе системного подхода, когда все основные факторы развития используются не раздельно, а совместно.
          Затем Ю.И.Евтушок представляет убедительные данные о новом направлении в познании – тринитаризме, которое всесторонне обосновывает необходимость на этом этапе развития земной цивилизации системного триадного принципа развития [Баранцев 1989, Баранцев 2005, Сергиенко 2003, Сергиенко 2005]. Только в Россий-ской Академии Тринитаризма (info@trinitas.ru) в наличии имеется более 6 тысяч публикаций по тринитарной тематике, столько же работ представлено и в двух то-мах Международной библиографии тринитарной литературы.  Весомость данных тринитаризма подтверждает  также и состав учёных, которые исследуют эту темати-ку. Всесторонне изучена история тринитаризма, обоснована принципиальная (се-мантическая) триада «эмоцио-рацио-интуицио», в которой  каждая пара находится в соотношении дополнительности, а третий элемент задаёт меру совместимости, дана классификация триад, раскрыты эволюционные особенности каждой триады, убедительно показано что человечество всегда развивается по принципу переход-ной триады, когда последовательно получают развитие основные факторы его ста-новления, постепенно переводя земной социум в состояние системной триады, ре-шены многие другие вопросы поступательного движения земного социума к своей целостности.
           Третьим аргументом в пользу перехода человечества с бинарного в систем-ный способ своего развития служат многочисленные научные данные представляе-мые на протяжении 20-го века на постоянно действующих международных научных симпозимуах по этой тематике. Главные из них: Мировой Общественный Форум «Диалог цивилизаций», Всемирный конгресс духовного согласия, конференция «Саммит Земли», конференция «Проблемы толерантности в диалоге цивилизаций» и др. В результате исследований многих учёных мира убедительно показано, что на наступающем этапе своего развития человечество в отличие от растительного и животного миров должно использовать дополнительно к конкуренции ещё и диалог цивилизаций (термин науки) и с его помощью, во-первых, объединить ценности восточной традиционной, западной техногенной и православно-славянской локальных цивилизаций  в единую социальную общность, которая позволит человечеству впервые в своей истории обеспечить условия для безопасного своего развития, и, во-вторых, нейтрализовать негативные следствия конкуренции, оставив только её позитивную составляющую, что тоже существенно снизит кризисные явления в обществе.
           В этой связи, важными являются приведенные Ю.И.Евтушком данные, кото-рые убедительно показывают всю пагубность программы вестеринизации, которую Запад в одностороннем порядке разработал и внедряет с целью переустройства стран мира по образцу своего социального порядка. Делает Запад это в своих мер-кантильных целях, игнорируя (и сознательно, и по недомыслию) важнейший для всей Земли факт гибели земной биоты в случае успехов этой античеловеческой про-граммы вестеринизации. Построенное по образцу любой локальной цивилизации мировое сообщество из-за отсутствия необходимой целостности в силу их однобо-кости выжить не сможет. Как указывалось ранее, оно неотвратимо погибнет, унич-тожив и всю земную биоту. Автор правильно поднимает вопрос о разработке и пра-вославно-славянской, и восточной традиционной локальными цивилизациями  программ по защите своих сформированных на базе их генетического ресурса важных для всех народов  мира ценностей от разрушительных усилий программы вестеринизации (цветных революций, арабской весны, прямых вооружённых вмешательств и т.п.).         
           Важной составляющей исследований  Ю.И.Евтушка являются и данные о пре-дельных основаниях познания. Будучи важным условием развития познания, от которых прямо зависят успехи в поступательном  развитии человечества, предельные основания познания все последние столетия были ограничены лишь данными о содержании физического мира, что сильно сдерживало поступательное развитие человечества. Наличие Вектора Познания позволяет существенно расширить границы предельных оснований современного познания и это, несомненно, будет способствовать выходу познания на системный уровень. В публикациях Ю.И.Евтушка представлен вариант содержания возможных теперь предельных оснований познания.
           Для перехода с бинарного в системный вариант своего развития человечеству необходимо ещё к традиционным чувственному и рассудочному способам воспри-ятия действительности добавить главный интуитивный способ, с помощью которого человек сможет воспринимать дополнительно к физическому миру ещё и тонкие миры, где и происходят главные события жизни земной цивилизации, что также будет способствовать более успешному  развитию человечества и существенному снижению кризисных явлений. Опираясь на данные науки,  Ю.И.Евтушок в своих публикациях представляет историю последовательного формирования чувственного, рассудочного и интуитивного способов восприятия действительности и, используя труды выдающегося индийского мыслителя Ошо [2006], раскрывает особенности интуитивного способа, освоив который человечество выйдет на своё системное развитие.   
            Для того, чтобы восстановить Единое Знание, без которого познание не будет иметь ни вектора развития, ни дедуктивного метода, необходимо восстановить также статус современной философии. Необходимо принять меры, в результате ко-торых философия из разряда рядовой научной дисциплины  перешла бы в статус результативного посредника между научным и вненаучным знаниями. Представ-ленный Ю.И.Евтушком анализ этой проблемы, показывает, что для этого филосо-фии, прежде всего, необходимо восстановить свою структуру, в рамках которой он-тология вновь заняла бы ведущее положение, а всё остальное, в том числе и  вы-рвавшаяся за последние десятилетия вперёд гносеология, активно служили указан-ной главной цели философии. Эту важную для человечества функцию философия сможет выполнить только в условиях Единого Знания, когда она активно сотрудни-чая с вненаучным знанием (теософией, теологией и религией), с помощью имею-щихся научных данных будет для каждого этапа развития социума нарабатывать не надуманный и, как правило, ошибочный как сейчас, а реальный проект его будущего, реализация которого будет свободна от кризисных явлений и обеспечивать человечеству поступательное развитие.
            Многие кризисные явления в обществе годами не устраняются из-за того, что отсутствует методология взаимодействия теории и практики. И теория, и практика все эти годы активно развивались, однако, практически, независимо друг от друга. В результате многие достижения теории годами не реализуется, а практика развивается чаще всего методом проб и ошибок. В публикациях Ю.И.Евтушка правильно показано, что в начале 20-го века такая методология имелась. Её наработал российский учёный  А.Богданов [1989], который в своём труде «Тектология: Всеобщая организационная наука» представил методологию взаимодействия теории и практики, которая получила название Теории Деятельности. Это открытие в силу своей важности для развития человечества вызвало в то время огромный резонанс в научном мире. Теория Деятельности активно  обсуждалась на целой серии международных научных конференций (в Германии, Финляндии, России, Англии) и всегда  положительно оценивалась. Однако, спустя некоторое время из-за ошибочного толкования  негативных результатов познания Теория Деятельности была сначала сведена к одной из своих составляющих – деятельному подходу, а затем вовсе снята с повестки дня. По этой причине всё последнее время благодаря теории познания человечество знает, что нужно делать, чтобы устранить множество причин кризиса современной цивилизации, но как это сделать ему неизвестно. Как утверждает Ю.И.Евтушок, только восстановление Теории Деятельности позволит успешно бороться с кризи-сом земного социума, так как станет тогда известно не только что нужно для этого делать, но и станет понятно как это нужно делать.
            Как указывалось ранее, исследования, в результате которых Ю.И.Евтушком были получены представленные выше результаты, были им проведены после ин-вентаризации всех имеющихся в научной литературе способов борьбы с современ-ным кризисом, благодаря чему автор выявил как представленные в научной литературе способы борьбы с кризисом, так и определил перечень отсутствующих решений по устранению остальных причин этого кризиса. Разработав представ-ленные выше отсутствовавшие способы борьбы с кризисом, указанный автор вышел благодаря этому на системный подход в решении проблем кризиса современной земной цивилизации. Однако, названный целостный перечень причин кризиса цивилизации и способов их преодоления касался только одной стороны проблемы: что нужно делать, чтобы устранить указанный кризис. Следуя логике Теории Деятельности, Ю.И.Евтушок в своих указанных выше публикациях представил ещё и способы как реализовывать весь перечень мероприятий обуславливающих то, что нужно делать для выхода из острого кризиса современного мира, то есть показал также как это нужно делать.
           Как следует из этой части его публикаций, прежде всего, необходимо пере-вести мышление народов западной техногенной и православно-славянской локаль-ных  цивилизаций с бинарного в системное. Для этого нужно коренным образом изменить содержание школьного и вузовского образования. Школьники и студенты по нарастающей сложности должны освоить Вектор Познания и вытекающий из него дедуктивный метод познания, изучить новое направление науки - тринитаризм, познакомиться с научными данными упоминаемых выше международных симпозиумов, на которых убедительно обоснован новый принцип системного социального развития – диалог цивилизаций, который должен начать дополнять традиционный  бинарный принцип борьбы противоположностей и вытекающей из неё конкуренции. В результате этого учащиеся должны осознать, что противоположности должны не исключать себя, а объединять свой потенциал в единую социальную общность, которая будет намного превышать суммарный потенциал этих противоположностей, что традиционные чувственный и рассудочный способы познания действительности должны быть усилены главным системным способом - интуицией, что, только освоив указанную триаду познания действительности, человечество окажется способным кроме физического мира познавать и другие (тонкие) миры, где и происходят главные события по развитию жизни на Земле.
           Что касается взрослого населения, то здесь автором предлагается организо-вать  сеть курсов по фронтальной переподготовке населения под новые условия жизни и на этой основе перевести все основные отрасли жизни с бинарного на сис-темный способ развития.
             Очень важным в публикациях Ю.И.Евтушка является также вопрос подготов-ки принципиально новых кадров – методологов. Он поддерживает в этом вопросе мнение авторитетного российского философа академика В.С.Стёпина [1996,2006] о том, что на этом этапе социального развития помимо традиционных узкопрофиль-ных специалистов, которых во всех странах всё последнее время готовили вузы, не-обходимы ещё и специалисты широкого профиля способные возглавить и реализо-вать назревшие системные действия человечества.
           Для того, чтобы выполнить многогранную работу по борьбе с кризисом со-временной земной цивилизации необходимо решить ещё один важный вопрос: вместо изначально малоэффективной и ориентированной, в основном, на интересы западных стран ООН и её подведомственных организаций разработать и внедрить эффективную и справедливую систему управления современным миром. Как из-вестно, сегодня систему управления имеет только западная техногенная локальная цивилизация -  Евросоюз: Европарламент, Европейский суд и т.д. Из-за отсутствия подобных управленческих вертикалей в восточной традиционной и православно-славянской локальных цивилизациях, практически, по образцу западной вертикали управления сформирована и  система управления земной цивилизацией (ООН и её структурные подразделения – МВФ, Всемирная торговая организация, Междуна-родный банк реконструкции и т.д.), что и обуславливает её ориентацию на интере-сы, в основном, западных стран. Согласно мнению Ю.И.Евтушка необходимо  соз-дать  аналогичные  вертикали управления  в восточной и православно- славянской локальных цивилизациях, а затем  все указанные три  вертикали управления пред-ставить во Всемирном Совете Цивилизаций, руководство которым поочерёдно осу-ществляли бы представители каждой из трёх локальных цивилизаций.
           Представленный выше анализ системных мер по борьбе со всё обостряющим-ся кризисом земной цивилизации даёт основание сделать важный вывод:  к началу 21-го века познание усилиями многочисленных учёных наработано по цивилизаци-онной тематике столько данных, что стало возможным появление системного под-хода в борьбе за выживание человечества. Представленный выше вариант такого синтеза, практически, первая попытка обозначить контуры комплексной программы переустройства современного мира. Доверие вызывает то, что Ю.И.Евтушок, суммируя научные данные по этому вопросу, не делал это традиционным индуктивным методом проб  и ошибок с помощью собственных умозаключений, а использовал дедуктивный метод, посредством которого он спроектировал целостное знание о нашем мире (Вектор Познания) на исследуемые этапы эволюционного развития и получил результаты, которые не противоречат основным закономерностям мира, в котором живёт и развивается человечество. Правда, как утверждает сам автор, и в этом случае в силу известного субъективизма возможны ошибки и упущения, однако указанные погрешности в этом случае касаются только частностей, главные выводы отражают не мнение автора, а Вектор Познания.
            Не менее важным является и наш вывод:  острота кризиса земной цивилиза- ции и вытекающие из него угрозы сегодня настолько велики, что в этих условиях полагаться  в решении этой проблемы только на случайные инициативы тех или иных учёных нельзя, это смертельно опасно. Сегодня нужны  меры по безотлагательному решению этого вопроса, стихийный подход может привести не только к закату существующей земной цивилизации, но и к гибели жизни на Земле вовсе. Тем более, что учёные мира свою работу выполнили: они последовательно раскрыли все основные особенности этой проблемы и предложили системный (на этом первом этапе триадный) вариант её решения, который получит своё эволюционное развитие только в случае его внедрения в социальную практику. Закончить эту работу теперь должны руководители международных организаций и  наиболее  развитых государств. Для того, чтобы начать работу по остро назревшему переустройству земной цивилизации необходимо сделать ещё два важных организационных  шага.
            Первый. Необходимо провести экспертную оценку предложенной наукой комплексной программы переустройства современного мира и выйти на коллеги-альный вариант его реформирования. Для этого нужно организовать серию между-народных научных конференций по каждому звену названной программы переуст-ройства мира, на которых профильные по каждому разделу необходимых реформ специалисты рассмотрели бы появившийся, наконец, проект такой реформы и, вы-явив в нём возможные ошибки и упущения, вышли на коллегиальный вариант каж-дого звена  программы указанных реформ, получив в итоге комплексную програм-му борьбы за выживание земной цивилизации с юридическим статусом, только ко-торый и предоставит право начать реальную работу по реализации этих реформ. Проведенный нами анализ показал, что с этой целью должны быть организованы 17 международных научных конференций, на каждой из которых  должен быть сделан установочный доклад, зафиксированы все предложения по устранению возможных ошибок и необходимым дополнениям, письменно оформлен обновлённый вариант рассматриваемого звена реформ и утверждён участниками этой  конференции.
            Второй шаг. После сложения результатов всех 17-и конференций и получения в итоге коллегиального варианта  программы переустройства современного мира необходимо разработать целевую комплексную программу по реализации полу-ченных на указанных конференциях мероприятий по борьбе за выживание земного социума. В соответствии с хорошо известными требованиями теории управления необходимо в этой программе  определить дерево целей, группу руководства, ре-сурсное обеспечение, критерии эффективности, организационные мероприятия и всё остальное, что и обеспечит реализацию названного судьбоносного для челове-чества проекта переустройства жизни на Земле.
           Указанные два последних  шага в длящейся несколько веков объёмной работе по этой тематике должны быть сделаны не на стихийной основе, а с помощью продуманных действий руководящего состава современной наукой, включая академии наук развитых стран. Решение указанных двух вопросов позволит человечеству после длительной подготовительной работы реально  при-ступить к результативному переустройству жизни на Земле и остановить современный социальный кризис. Положительно оценивая предложения Ю.И.Евтушка по комплексному переустройству современной земной цивилизации, мы также соглашаемся с ним, когда изложение своей монографии «Как остановить закат земной цивилизации» он заканчивает высказыванием признанного всем миром  авторитета Джона Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет».

                Источники и переводы – Primary Sources in Russian
Баранцев 1989 – Баранцев Р.Г. Системная триада – структурная ячейка синтеза // Систем-ные исследования. Ежегодник 1988.- М.,1989.
Баранцев 2005 – Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. – М.: Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»,2005.
Богданов 1989 – Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. – М.: Экономика,1989.
Гегель 2007 – Гегель Г.В.Ф. Феноменология Духа. Философия истории / Пер.Г.Шпет, А.Воден. – М.: Эксмо, Golden books Ltd, 2007.
Зинченко 2001 – Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности. («воспоминание о будущем») // Вопросы философии. – М.: 2001. - № 2.
Мамардашвили 1997 – Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисто-рической гносеологии. – М.: Языки русской культуры, 1997.
Мертон 1998 – Мертон Э. Введение в теософию. Тонкие планы. – М.: Велигор, 1998. (Merton 1998 - Merton E. Introduction to Theosophy. Thin plans. - Moscow .: Veligor, 1998.)
Мертон 2000 – Мертон Э. Введение в теософию. Космическая иерархия. – М.: Леди-Л, 2000. (Merton 2000 - Merton E. Introduction to Theosophy. Space hierarchy. - Moscow: Lady-L, 2000.)
Ошо 2006 – Ошо. Интуиция. Знание за пределами логики. – СПб. : ИГ «Весь», 2006. (Osho 2006 - Osho. Intuition. Knowledge beyond logic. - St. Petersburg. : IG "All", 2006. )
Пригожин 1991 – Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -  М.: 1991. -№ 6. (Prigozhin 1991 - Prigozhin I. Philosophy of instability // Questions of philosophy. - Moscow: 1991.-No. 6.)
Сергиенко 2003 – Сергиенко П.Я. Триалектика – новая научно-мировозренческая пара-дигма. – М.: Академия Тринитаризма, 2003.
Сергиенко 2005 – Сергиенко П.Я. Триалектический синтез начал познания. – М.: Академия Тринитаризма, 2005.
Стёпин 1996 – Стёпин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. – М.: 1996.
Стёпин 2006 – Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен //Вопросы фи-лософии. – М.: 2006.
Тойнби 2001 – Тойнби А. Постижение истории. М.: Рольф, 2001. (Toynbee 2001 - Toynbee A. Comprehension of history. Moscow : Rolf, 2001. )
Тойнби 2002 – Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Рольф, 2002. (Toynbee 2002 - Toynbee A. Civilization before the court of history. Moscow : Rolf, 2002)
Хантингтон 2003 – Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. (Huntington 2003 - Huntington S. The clash of civilizations. - Moscow: AST, 2003.)   


Рецензии