1 Сфера. Посвящается Зинаиде Гиппиус
ПОСВЯЩАЕТСЯ ЗИНАИДЕ ГИППИУС…
Забвения тебе в разлуке нет!
Иди за мной, когда меня не станет.
ПРОЛОГ
В один из особых дней,
когда небо яснее чела младенца,
когда сезона нет,
и ветра, дождя и снега,
и солнца – светила – на небе нет,
есть ровность тонкого покрова
ясновидцев-облаков,
который есть Одно:
не замечаешь:
оно совершенно.
И только свет сквозь все предметы…
В этот бело-прозрачный день
под сенью деревьев у озера
ко мне подбежала кошка.
Неожиданно, как к старой знакомой.
Заключила меня в круг и тёрлась о руки,
пронзив расстоянье меж нами
глазами зелёными.
Низала бусины взгляда,
жемчужную заводь протягивая.
И долго, долго не отпускала,
бежала следом, у ног –
мешала уйти.
И я не знаю ч т О и к А к,
но знаю, что это знак.
Что это ты постучалась в двери мои –
Единственность Зинаиды*…
1
Высокой душе твоей нет покоя,
Тигрица с глазами зелёными.
Притаившаяся охотница
в перчатках лайковых
с коготками отточенными.
Чудная, дерзкая и нежеланная,
язвительная панна,
с лёгкостью наживающая врагов.
Но незлопамятная,
некровожадная.
Как умна!
В окружении собратьев-мужчин –
некий солнечный центр,
связь причин,
генератор идей,
изрекаемых истин.
Вечный двигатель,
с сухим треском
сеющий искры
в атмосферу общественной жизни.
Женщина-вихрь,
меняющая направления ветра.
Женщина раскрывает веер...
Со спутником своим
пройдёт до самого конца
и маскою высокомерного лица
последний узкий круг очертит.
И руку правую отдаст –
ему порукой в смерти.
И не будет преданнее друга, чем она,
Женщина,
так любившая Игру.
Салонная дева, красавица,
Минерва,
русская мадам Санд.
Русалочья заводь глаз
………........... родилась
на страницах.
2
Ваш образ ярок,
ваш облик смел –
такой художник
запечатлел*.
Изжившей рабство
душе – парить.
О леди ястреб*,
высОко – жить.
3
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
В глазах живёт чертёнок вызова
у Знающей на всё ответ:
всю душу вывернуть, задеть.
На что ведётся человек?
– Боитесь ли Вы страшного суда?
– Я ?!!
И в этом вся Она.
Да как это вообще возможно,
такое спрашивать. И у Кого?!
О как возмущена!
Мадонна, Дьяволица белая –
всё лица
ума в противоречиях,
в сомнениях.
Живого, женского,
извилисто-пытливого
при встречах
с кем была дружна,
когда спадала,
словно мишура, игра.
4
Неумолимой в логике, решительной быть –
не девой, но мужем.
А нежность стыдливо и тщательно прятать
под шалями кружев.
5
Тихо плачу я, плачу – обо всех.
Ваш стих не блещет переливами
разноцветных дождей.
Ваш стих изломанными линиями
предчувствует Судьбу своей
Земли.
Палитрой бедной,
цвета стального дождя.
И строки словно взрезают вены.
И позабыть их нельзя.
6
Земное сердце великой Ночью
В его Тоске – о, не покинь!
Соляных столбов участь
принять не мучась,
но в муке.
"Если кончена моя Россия – я умираю".
Замерзавшие во тьме изуверств
над коркой хлеба глиняного, иглистого,
высекавшие искры
Огня духа…
"Сегодня на Земле
Есть такое трудное,
Такое стыдное.
Почти невозможное –
Такое трудное:
Это поднять ресницы
И взглянуть в лицо матери,
У которой убили сына.
Но не надо говорить об этом".
7
Чужое сердце видеть, как своё…
Нет ничего интереснее человека, –
утверждала она,
и собою являла Личность
в палитре небытия.
"И будут пути иные
Иной любви пора".
Протяните в пропасть рук листы,
Расы ушедшей считайте следы.
Что? Заминка?
Не хватает букв алфавита?
Утерян ген?
Узор не сходится?
Зазор велик?
Утрачен язык
нюансов,
оттенков
чувств,
отношений,
мыслей –
к человеку
как необъятной
вселенной …
…………………………………….
"Каштаны веточки тонкие
в мартовское небо тянут.
Как веселы улицы звонкие
в жёлтой волне тумана.
Жемчужьтесь, стены каменные,
марту, ветки, верьте.
Отчего у меня такое пламенное
желание – смерти?
Такое пристальное, такое сильное,
как будто сердце готово…"
– К чему, Зинаида Николаевна?
К "сияниям Слова"?*
8
А единицам, сиротам,
просыпанным на необитаемый остров
семенам?… ростки
спиленного тысячелетья
в безднах Одиночества…
Не знаю…
Так думает
Его сердце.
9
О верности-неверности путей –
рассудит сердце, Бог.
О верности себе и Совести своей –
итог.
ЭПИЛОГ
"Трепещущая вечность"*
I
Надо всякую чашу пить – до дна.
– Вы подадите ль руку мне?*
(Без колебаний подала).
Любовь и Лунность – изначально – навсегда.
– Душа чиста, – я не прощу ей никогда…
Миссия раз-га-да-на…
На оборотной стороне Луны,
где жизни наши сожжены,
пути слились:
их не разделит Жизнь.
30 октября – 22 ноября 2003г., 2018г.
II
Лунная дорога,
ровный тихий свет.
Лишь два силуэта:
Он, Она – поэты.
А вокруг и возле,
сколь хватает глаз,
растворённость в воздухе,
весь простор, что в нас –
темою запретной
встреч земных – исход.
Воссияла Дева
Радужных ворот.
Апрель 2008г.
Прим.
Все строки для эпиграфов стихотворений, посвящённых З. Гиппиус,
взяты из стихотворений З. Гиппиус.
В кавычках – "сияния" слов, строки из стихотворений З.Гиппиус.
*Единственность Зинаиды Гиппиус – слова из записной книжки А.Блока.
*Художник запечатлел – портрет З.Гиппиус, написанный Л.Бакстом
в 1906 году.
*леди ястреб - "Мёртвый ястреб - душа моя" - строка из стихотворения З.Гиппиус. Также есть худ. фильм с Мишель Пфайффер в главной роли "Леди-ястреб".
*Сборник стихотворений З.Гиппиус 1938г. "Сияния".
*"Трепещущая вечность" - название стихотворения З.Гиппиус.
*См. "Живые лица"- мемуарная проза З.Гиппиус. "Мой Лунный друг" –
об А.Блоке. Последняя случайная встреча на Земле Гиппиус и Блока.
Свидетельство о публикации №118042703792