Странник
Страннику в деревушке понравилось и он остался погостить. Правда, было прохладнее, чем в его родных местах. Но как-то радостно и светло. Его новые знакомые часто пели под игру гуслей и балалайки. Они песней встречали восход и провожали закат. От зари до зари трудились в поле, пропалывая, поливая и посыпая всходы золой. В каждой избушке была печка – сердце семьи. Горячая, пышущая жаром, с ароматным запахом хлеба. Хлеб почитался, как святыня. Слишком тяжело доставался. В каждой избушке был кот или кошка, а во дворе собака. Привечали птиц: и голубей, и сороку, и скворцов, и жаворонков. Издревле считалось, что птицы по весне прилетают из рая. В день прилёта птиц пекли птичек из теста, а праздник назывался «Жаворонки прилетели».
В Благовещенье те, кто держал голубятни «гоняли голубей». Считалось, что в Благовещенье Бог благословляет землю на сеяние. У кого были птицы в доме, выпускали на волю. Страннику это было знакомо. У него на родине верили, что птицы переносят души людей в рай. А ворона считали самой мудрой птицей и доверяли быть судьёй в споре. На конце дощечки (первых весов правосудия) клали хлебцы, и чьи хлебцы вороны не трогали, тот и признавался невиновным.
На лугу, за деревушкой, молодой пастушок пас стадо. Он играл на рожке и тоже часто пел, подражая то птицам, то ручью, то лесному эху. Если в чьём-то доме выходила ссора, и один обижал другого, шли к реке и купались. Это тоже было знакомо страннику. Обряд омовения исполняли и у него на родине. Вода смывала обиды и возвращала душе чистоту. В воде купали и новорожденного младенца, нарекая его именем. Отец окунал его в воду, знакомил с водой, потом представлял воздуху, огню в печи, и, вынося во двор, показывал матушке-земле. Предки странника жили в Скандинавии, там новорожденного младенца кропили водой, и тоже нарекали именем, а для принятия его отцом, через девять дней после рождения младенца, его возлагали отцу на колени. Рождество было весёлым праздником. Новый человек родился, счастье-то какое! Чтобы он чувствовал, что ему рады, что его ждали, младенца одаривали подарками и задабривали духов, чтобы охраняли нового человека. За столом во время еды вели себя строго. Перед едой молились Богу и духам, чтобы еда была на здоровье, настраивались на принятие пищи. Угощали и домового, чтобы не озорничал и охранял избу. Баловников за столом, старший в семье хлопал деревянной ложкой по лбу. Во время трапезы сидели смирно и молча тщательно жевали. Отвлекаться от приёма пищи запрещалось (без сознательного поглощения пищи не наешься, она не пойдёт на пользу) – ешь суп с грибами, держи язык за зубами. После обеда опять молились, чтобы пища улеглась, начала питать тело. Странник видел и чудеса, что случались в деревушке. Когда один паренёк умер от порчи, с округи собрались волхвы, долго молились, и паренёк ожил. Странник видел это своими глазами. Паренёк полностью выздоровел, стал предсказывать погоду, понимать язык зверей и птиц и видеть то, чего не видят другие. Устройство жизни у новых друзей странник одобрил.
Жителям деревушки запрещалось убивать, красть, изменять мужу и жене, бросать в беде друзей. За провинность наказывали – били розгами. Гулящей женщине мазали дёгтем ворота, осыпали насмешками и презрением. Жизнь вели, чередуя работу с праздниками. Во время трудовых дней были серьёзными, нагружали себя до пота, питались скромно. Обедом крестьянину в поле была луковица, жбан с квасом или молоком и ломоть хлеба. Зато в дни отдыха не было удержу веселью, радости и щедрым угощениям. Жизнь в лесу и работа в поле подчиняли полностью поведение людей своим законам. Они жили в единстве с Природой, были её частью и постигали мир духов. С духами не конфликтовали, а почитали их, в обмен на их помощь, слушались и учились законам тонкого мира. За деревушкой была невысокая горушка, холм. На холме отвели молельное место – капище, огороженный стеной круг, почти такой же, как на родине странника. Внутри стояли деревянные идолы, в них жили духи. Духов изображали, как могли, чтобы обращаться к ним персонально. С горы приносили домой камушек или кусочек дерева вместе с духом – часть того мира, горнего, неизведанного, таинственного. Опыт познания его накапливали и применяли, чтобы способствовать благополучию в жизни, хорошему урожаю, доброму здоровью, ладу и миру в доме, любви и согласию в семье. Праздники были приурочены к календарной смене времён года. С праздниками было связано множество примет, пословиц, поговорок, прибауток и обычаев. Каждый обычай был, как книга с картинками. Жестами, костюмами, действиями обряд иллюстрировал содержание праздника, для облегчения передачи его смысла новому поколению. Вслух не говорили ничего кроме припевок и присловий. Так повелось ещё с той поры, когда люди связно говорить не умели, и речь состояла во многом из пантомимы. В смысл обрядов иноплеменников не посвящали. Обычаи рода-племени были его отличительной чертой и накопленным опытом общения с миром духов. Постепенно к содержанию обрядов прибавлялись всё новые тайны. Летом наслаждались теплом и обилием даров Природы. Зимы побаивались – суровая пора, хватит ли припасов, не скрутит ли недуг. Весну встречали с радостью – выжили, пережили морозы, хватило еды. Осень – пора забот о новом урожае, заготовление запасов и подготовка к зиме. Праздников между постами было много, а несколько великих праздников, как звёзды освещали каждое время года.
Масленица в Древней Руси праздновалась в начале Нового года, в те времена, когда год начинался с 1 марта. Холод закончился, радостная сытая жизнь – раздольная, шумная, весёлая Государыня Масленица. За ней праздновали Пасху – праздник пробуждения, воскресения природы, и лесной, и человеческой. После – Красная горка. Катали с горы крашеные яйца – символ солнца, зарождения жизни, начинали весенние игры, играли свадьбы. Летом - Семик. В Западной Европе – в июне отмечался день летнего солнцестояния. Иван Купала – встреча греха с покаянием. Ему соответствовал западноевропейский праздник Святого Иоанна. Осенью – череда Спасов-христов. С наступлением холодов – Покров. Утепляли избы, конопатили щели, углы и заваленки, приговаривая: захвати тепла до Покрова, не ухитишь до Покрова, изба будет не такова. Михайлин день (день святого Михаила празднуется в сентябре у немцев), впоследствии день архангела Михаила, предводителя ангелов в борьбе с нечистью. Васильев день, Рождество. Весенние праздники на Руси соединили рассказ о пробуждении Природы с таинством воскрешения человека: «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небесного водворится (к жизни вернётся)», великое чудо, смысл и цель всей борьбы за духовную чистоту. Впоследствии к обрядам, увековечившим Рождество, Крещение и Преображение - символы событий в жизни самого великого из христов, Иисуса Христа, прибавились обряды, символизирующие вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), День Крестовоздвижения, распятие и воскресение – Пасха. С рождением христианства, как религии (государственной идеологии), древние обряды получили дополнительный смысл, соединившись с историей одного конкретного Человека, Великого Сына Божия. Рождество и Крещение (Водокрещи) стали самостоятельными, отдельными праздниками, Семик превратился в праздник Троицы, праздник введения невесты в дом жениха стал отмечаться, как Введение в храм Пресвятой Богородицы, а летние Спасы стали приурочены к главным вехам в жизни Христа. И можно только предполагать, были ли Спасами дни памяти Моисея и Иоанна Крестителя – великих святых христианской веры.
Но это было гораздо позже, а тогда, давным-давно, странник погостил в древнерусской деревушке, научился языку, посмотрел на обряды и понёс обратно, своему народу рассказ о добрых людях с Плещеева озера.
Свидетельство о публикации №118042701232