Седая степь купалась в лунном свете
Долг и право — братья; у них одна мать — свобода.
Они рождаются в один и тот же день, они растут,
развиваются и погибают вместе. (В. Кузен)
***
Береги землю родимую, как мать любимую. (Посл.)
***
Лучше смерть на поле, чем позор в неволе. (Посл.)
Сияла, словно дымчатый топаз,
Седая степь, купаясь в лунном свете,
И пел о торках* песни вольный ветер,
И слушал их израненный Донбасс.
Безмолвно степь покоилась в ночи, -
Таких мгновений нынче очень мало.
Вздыхал Донбасс: кто сможет облегчить
Его страданья? - Думал и мечтал он...
Он вспоминал набеги диких орд
И тучи стрел, пролившихся дождями:
В его степи могилы древних торк
Означены цветущими холмами.
Он много на веку своём видал
И знает то, что временем сокрыто:
Кто созидатель в нём, а кто - вандал,
И сколько тонн угля из недр добыто...
Его гостеприимство - сердца пыл:
Здесь находил приют и каторжанин,
И бывший воин, и простой крестьянин,
Монах, рабочий – всем благоволил...
И вот теперь понять никак не мог:
За что терзают плоть его и душу,
Какие мог законы он нарушить,
Свободу защищая от врагов?!
Сияла, словно дымчатый топаз,
Седая степь, купаясь в лунном свете,
И песни пел о вольной жизни ветер,
И пел непокорённый с ним Донбасс...
17.02.2018
*Торки - родственные печенегам племена тюркоязычных кочевников. Основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) - Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Торские озера и топонимов (названия местности) - Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск). Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне.
Свидетельство о публикации №118042601455
Наталия Баух -Барсукова 26.04.2018 19:23 Заявить о нарушении
Светлана Шемякина 27.04.2018 22:11 Заявить о нарушении