Иванушка дурачек и коммунизм

Философский словарь (1911): «Коммунизм — учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага. Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага. Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (см. его „Политию“)».

Бандит – революционер – ангел мести

Чёрные флаги восстаний
Свеют последнюю робость.
На башне вечерних ласканий
Чёрная плещется лопасть.
Гордые вызовы в воздух
С песней звонкой метнулись.
В душных револьверных гнёздах
Пули очнулись.
Чёрная вьюга клубящихся тканей
Смоет последнюю негу.
Птицы исканий
Близки к ночлегу.
В буднях родились герои –
Бойцы с немигающим взглядом.
Там, где встретились трое,
Трое становятся рядом.
В небе, ломаясь, трепещут
Молний священные шпаги.
Над будущим плещут
Чёрные флаги.

Глеб Анфилов 1914, Москва

Бандит – революционер – ангел мести. Три в одном.  Есть в русской мифологии такой персонаж – атаман Кудеяр.  Жестокий  волжский разбойник, о котором народ пел песни. В Жигулевских горах  даже есть  Кудеярова гора .
Само имя атамана происходит от персидского Худояр –  "худи" - бог и "яр" - возлюбленный.
За что же достоин божественной любви этот персонаж русской мифологии?
В книге "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" изданной в  1901. Кудияр называется выразителем русского удальства и силы, пролагавшей пути к шири отнятых у татарщины земель. По народным поверьям: "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во  пиру был ласков, во хмелю весел".
В других  легендах Кудеяр предстаёт жестоким разбойником: убивает взятых в плен мужчин, продаёт женщин и детей татарам.  Николай Некрасов назвал его в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» «зверем-человеком».
Атаман грабил  караваны купцов и боярские имения. Избегал стычек с крупными отрядами правительственных войск, использовал необычные приёмы ведения боя, наприммер пускал на  противника горящие телеги, а в ближнем бою кудеяровцы пускали в глаза врагам соляной раствор через тростниковые трубки.
По легенде изложенной Некрасовым  у Кудияра вдруг проснулась совесть. Он испытывает душевные муки, бросает разбой, становится  отшельником, живет в лесу под огромным дубом, и молит бога о снятии с сердца тяжелого  груза грехов и спасении. Но молитвы  не помогают.
Во сне к атаману является божий угодник и велит  тем самым ножом, которым атаман резал людей срезать вековой дуб – жилище Кудияра. Годами раскаявшийся  делает, эту работу и уже приходит в полное отчаянье, как вдруг на него случайно набредает некий помещик пан Глуховский. Кудеяр рассказывает  ему свою историю, а  помещик смеётся над душевными муками отшельника:
Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим  разбойничьим ножом убивает пана помещика. 

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Рухнуло древо, скатилося
С  инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!

В сознании русского человека – убить злого начальника дело богоугодное. Дуб тот час же падает. Кудеяр получает свободу от душевных мучений. Причем Кудеяр бореться не за свою личную свободу, а за освобождение от тирана незнакомых ему людей.  И это главный посыл легенды о Кудеяре. Именно по этому он и превращается из злодея в героя.
Бандит искупает свои грехи, тем что наказывает ещё большего бандита, без личной корысти.  Ведь Кудияр убивал купцов и служивых людей, которые могли себя защитить. А пан Глуховский  мучил и губил тех, кто его кормил.
 Разбойник убивающий большего разбойника угоден богу. Кудеяр  действует не размышляя, а по велению сердца, значит он и есть божья рука. Тот же посыл мы видим и в поэме Александра Блока «Двенадцать».

Запирайти  етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!

Вот эти 12 разбойников как апостолы идут патрулём по улице. Кто же тот больший разбойник, кого они должны наказать? 
Это Шелудивый пёс – образ старого  мира, панов и холопов. Это девушка лёгкого поведения Катька, которая изменяет своему парню  красногвардейцу со всеми подряд. За это она получает пулю в голову.
Катька, есть  наказанное вероломство.
Крестьяне верили в самодержавие, а что в результате: столыпинские реформы, разрушавшие общинный образ жизни, проигранная японцам война, миллионы убитых и раненых на войне империалистической, процветающие бездельники, лживый поп - слуга  наживы, царь отрекающийся от престола.

...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Не этим ли объясняется феномен Сталина? Великого злодея, которого любят за то, что он «зарезал» злодеев еще больших – Гитлера и разруху?
Разбойник превращается в революционера, революционер  в ангела мстителя. Мир вдруг видит себя в зеркало, из которого на него налетает кривым ножом ледяная вьюга  как меч Архангела Михаила и огромное «дерево» падает.

Шиваизм Бакунина
Займём огня у Бакуниа
А. Блок

Индуистский бог  Шива  изображаемый с веревкой, на которую нанизаны человеческие черепа является божеством из верховной триады индуизма, наряду с творцом Брахмой и охранителем Вишну. Шива разрушитель, но разрушитель справедливый уничтожающий старое ради нового.  Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров.
Во истину,  дворянин офицер и анархист Михаил Бакунин был  русским воплощением этого арийского бога. Он был участником восстаний в Праге, Париже, Лионе и Дрездене, провел двенадцать лет в тюрьмах и ссылках в Саксонии, Австрии и России, где потерял все зубы, совершил фантастический побег из Сибири через Японию и Америку в Лондон. Александр Блок сравнивал его со  «стихией огня».
Последователь Прудона, космополит, и автор идеи создания ныне осуществившегося Евросоюза Бакунин был сто процентным романтиком и идеалистом. Он видел будущее общество как : « … строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей." Что на практике означало уничтожение государства, отмену всякой наследственной собственности, передачу земли общинам земледельцев, а фабрик — рабочим артелям, уравнение прав женщин с мужчинами, упразднение брака и семьи и общественное воспитание детей.
Шиваизм Бакунина проявляется и в отрицании, патриотизма, бога и семьи. Ему принадлежат слова: "У нас нет отечества. Наше отечество -- всемирная революция".
Да именно Бакунину принадлежит идея создания Евросоюза: «Всеобщий мир будет невозможен, пока существуют нынешние централизованные государства. Мы должны, стало быть, желать их разложения, чтобы на развалинах этих единств, организованных сверху вниз деспотизмом и завоеванием, могли развиться единства свободные, организованные снизу вверх, свободной федерацией общин в провинцию, провинций в нацию, наций в Соединенные Штаты Европы».
И жажда Троцкого экспортировать  революцию и объединение Европы в единое государство, и современная ювенальная юстиция при которой у «недостойных» родителей государство отбирает детей, это все  развитие идей Михаила Алексеевича.
Он родился после  победы России над Наполеоном. Отец Михаила был высокопоставленным чиновником и дворянином, он большую  часть жизни прожил за рубежом и сочувствовал декабристам.  С 14 лет Михаил  учился в кадетском корпусе и до 20 лет служил в армии, отсюда его боевой дух. Во время декабрьских событий Михаил был двенадцатилетним подростком,
В 1840 году Бакунин уехал  в Германию, поступил в Берлинский университет и начал свой путь революционера сначала в философских кружках, а за тем на баррикадах. Судами Саксонии и Австрии Михаил Бакунин  был дважды приговорен к смертной казни за участие в революции 1848 – 1849 годов. В 1851 он был выдан Австрией правительству Николая Первого и после 6 лет заключения в 1857  сослан в Сибирь откуда бежал через четыре года и  вновь включился в западноевропейское революционное движение. В 1870 году вспыхивает восстание во французском Лионе, Бакунин снова на баррикадах он с Парижской коммуной. 
Бакунину принадлежат знаменитые слова: “Свобода без социализма это – привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство”.
Карл Маркс учит русский язык, что бы читать Бакунина в оригинале, сам Бакунин ведёт отчаянную пропагандистскую войну против Маркса, за, что русского Шиву выгоняют из промарксисткого Первого Интернационала.
Маркс видит переходным периодом от капитализма к коммунизму диктатуру пролетариата, что бы отнять у буржуазии политическую власть и собственность, то есть по Марксу государство должно медленно  отмирать.
Бакунин считал, это бредом, он ненавидел любую диктатуру и верил в то, что общество может сразу перейти от капитализма к  безвластию, под которым Бакунин понимал самоуправлению трудовых, местных общин. “Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами”. Любая власть по Бакунину создает привилегии для обладающих ею и стремится прежде всего увековечить себя. Утверждая во всём приоритет науки, учёных Бакунин тоже отстранял от власти: “Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками”. Он сметал всё оставляя только веру в свободу, солидарность и самоорганизацию общества. «Свобода и солидарность, свобода и солидарность» из текста в текст повторял Бакунин словно мантру. Практически как человек идеалистического типа он их  обожествлял.
Маркс называл Бакунина фантастом.
Из опыта войны с австрийцами, и споров с немцем Марксом, Бакунин вынес  свой   революционный панславизм и ненависть к немцам, как к насаждателям «казарменной культуры». В этом отношении он был пророком: “Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово- промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие”. “Они только враги настоящих властей, потому что желают занять их место...” – писал Бакунин о “доктринерской школе немецких коммунистов”.
Он  считал, что сами славяне никогда бы не создали государства ибо прекрасно жили общинами. Он считал, что государство создают народы завоеватели такие как англо-саксы и особенно немцы, который Бакунин особенно не любил, по этому его главная книга называется: "Кнуто-германская империя". И в своей не любви к немцам Бакунин был отчасти пророк – именно Германия породила Гитлера  забравшего у славян десятки миллионов жизней.
О Бакунине в книге «Русская идея» Николай Бердяев (1874 — 1948)  писал: «Он делает жуткое предсказание: если какой-нибудь народ попробует осуществить в своей стране марксизм, то это будет самая страшная тирания, какую только видел мир. В противоположность марксизму он утверждает свою веру в стихийность народа, и прежде всего русского народа. Народ не нужно готовить к революции путем пропаганды, его нужно только взбунтовать. Своими духовными предшественниками он признавал Стеньку Разина и Пугачева. Бакунину принадлежат знаменательные слова: страсть к разрушению есть творческая страсть. Нужно зажечь мировой пожар, нужно разрушить старый мир. На пепелище старого мира, на его развалинах возникает сам собой новый, лучший мир»
Не любил немцев Бакунин за их педантизм и страсть к порядку, а следовательно иерархии и государству.  Он полагал, что славяне могут стать очагом всеплеменной, социальной революции, потому, что в противоположность славяне не питают страсти к государственной дисциплине: “Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись”.
Альбер Камю писал:  «..у первых русских революционеров-декабристов понятия о добродетели еще существовали... «Наши отцы были сибаритами,— писал один из них, Петр Вяземский,— а мы — последователи Катона». К этому прибавлялось  одно убеждение, дожившее до Бакунина и эсеров девятьсот пятого года,— убеждение в очистительной силе страдания».
Страсть к разрушению и вера в очистительную силу страдания, вот бакуниниский архетип.
Проблема в том, что учение Бакунина  есть проекция его личности, мятежной, жаждущей приключения, свободы и справедливости, но неспособной к простой последовательной и нудной работе, без которой невозможно созидание.  «Утверждают, что должно прежде всего научить народ, а когда он научится и поймет свои права и обязанности, тогда только можно его бунтовать. Тут сейчас же является вопрос, чему вы станете учить народ? Не тому ли, чего сами не знаете, не можете знать и чему сами должны прежде всего выучиться у народа?»
Только в начале 20 – го века  анархисты в лице толстовцев стали пытаться «учиться у народа»  - строить некое параллельное общество, используя коммунистические идеи в сплаве с христианством.
Бакунин не хотел ни какой нужной рутины, он считал, что всё уже есть и  задача интеллигенции - не просвещать мужика , а  поднимать его  на бунт.  А дальше всё сложиться само собою.
Главное, что:
1) вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом
2) право на пользование землёю принадлежит не лицу, а всей общине, которая её распределяет  между своими членами
3) Государство долой. Даёшь общинное самоуправление
Бунт, разбой и революция, вот лекарства, которые предлагал Михаил Алексеевич, против «неметчены» - несвободы и эгоизма.  Вот его погребальный костёр.
Яростный Шиваизм Бакунина возможно был лишь внешней защитной оболочкой его мягкой женской души несшей в себе семейные и  армейские травмы.

Бакунин на приёме у психотерапевта
.  Лучший публицист Европы своего времени  Александр  Герцен (1812 - 1870) так описывал своего товарища Михаила Бакунина:  «В пятьдесят лет он был решительно тот же кочующий студент с Маросейки, тот же бездомный богема, без заботы о завтрашнем дне, пренебрегая деньгами, бросая их, когда есть, занимая их без разбора направо и налево, когда их нет, с той простотой, с которой дети берут у родителей — без заботы об уплате, с той простотой, с которой он сам готов отдать всякому последние деньги, отделив от них, что следует на сигареты и чай. Его этот образ жизни не теснил; он родился быть великим бродягой, великим бездомником… В нем было что-то детское, беззлобное и простое, и это придавало ему необычайную прелесть и влекло к нему слабых и сильных, отталкивая одних чопорных мещан».
Если личность Бакунина рассмотрит психотерапевт, то он отметит инфантилизм Бакунина. Артур Манделл, в книге «Бакунин: корни Апокалипсиса» пишет: «Самая главная ошибка считать его апостолом свободы. Бакунинский анархизм — не проповедь свободы, а угроза для нее. Это бегство от власти как от ответственности, стихийный страх нарциссического субъекта перед обществом». 
Я бы добавил - бегство в мечту. Свобода по Бакунину, это  - «делаю, что хочу», как у ребёнка. В то время как  взрослая свобода это умение справляться с обстоятельствами, а не убегать от них или разрушать.
Михаил, по каким то причинам ненавидел свою мать и открыто говорил о свое ненависти в письмах к сёстрам у него было 5 сестёр и 6 братьев: «Мать же нашу я проклинаю, для нее в душе моей нет места другим чувствам, кроме ненависти и самого глубокого, решительного презрения. Не называйте меня жестокосердым; пора выйти нам из сферы фантастической, бессильной чувствительности, пора становиться людьми и быть столь же постоянными и сильными в ненависти, как и в самой любви; не прощение, но неумолимая война нашим врагам, потому что они враги всего человеческого в нас — враги нашего достоинства, нашей свободы».
Из этого отрывка видно, что слова «мать» и «враг» у Бакунина синонимы.
Белинский называл Бакунина «скопцом», многие считали его импотентом, так как жена революционера родила троих дочерей не от его, а от от одного итальянца -  сотрудника Бакунина.
Бакунин был весьма женственен, его женственность проявлялась в  мягкости и умении прощать, в его способности охотно подчиняться сильному, в непоследовательности, Бакунин легко менял мнения и мог вызвать на дуэль обидчика, и не прийти. Бакунин даже подписывал свои письма женскими именами «Большая Лиза», «Матрёна». 
Матрёна долго терпела Нечаева, который обманул  «её» выдав себя за представителя подпольной сети революционеров и заставив Матрёну добывать для себя деньги. И только когда Нечаев начал в наглую шантажировать Бакунина, Матрёна взбунтовалась и послала его у чёрту.  Возможно радикализм Бакунина , был доступным для него способом уравновесить свою феминность.
Отсюда его проповедь рационализма, хотя вначале пути он был верующим человеком. Этот рационализм, доведённый до бесчеловечной – сатанинской механики воплотил в себе ученик Матрёны умный, бодрый и подлый Сергей  Нечаев (1847  - 1882) , для которого человек, даже мать или соратник по борьбе были просто  пушечным «мясом» на пути к революции, а точнее к личной власти. О революционере Нечаев пишет: «Безнравственно и преступно все, что мешает ему. Нравственно  для  него  все,   что способствует торжеству революции» пишет.
В самом Бакунине иррациональности, интуиции, чувственности,  ненависти и любви  было с избытком, потому он искал опору в материализме  и рациональности, он через них пытался обрести «фаллос», А вот Нечаев воспринял всё буквально по немецки  и поставил на всём человеческом крест. Бакунин своим культом бунта и свободы ради свободы  породил то, против чего боролся -  бездушную машину.
Если верить Полю Бойсену, основателю психоорганического анализа, то отношения человека с миром складываются так как они складывались у него с матерью ибо мать это первый безусловный объект  любви от которого мы зависим и которому тянемся всем своим существом. 
Воспринимая мать как врага, Бакунин воспринимал  как врага всё общество, боролся и порождал этого врага вновь.
Для каждого человека отношение с родителями, прежде в сего с мамой, есть  модель отношений с остальными  – желанными объектами и событиями. Человек, который имеет серьёзные проблемы с матерью будет конфликтовать со всем вокруг себя, либо искать замену матери в других людях, либо и то и другое. Изменить свой поведение, а значит и судьбу он может, только осознав причинно - следственную связь берущую начало в отношениях с мамой. Таков взгляд психотерапии 20 – го века.
Стать взрослым человеком невозможно не отделившись от мамы, от её «груди», но так же не возможно стать счастливым человеком ненавидя мать, то есть по сути ненавидя себя.  Не примирившись с матерью невозможно найти мир в мире, отсюда вечный бунт и , это шизофреническое утверждение «страсть к разрушению есть творчество».  Это даже не шиваизм, ибо шиваизм уничтожение отжившего, а не всего, что вызывает страх, или дискомфорт как у Бакунина: иерархия, любовь к Родине, религия, семья, мать,  дисциплина и даже самодисциплина без которой не мыслимо ни какое творчество и мастерство. Ведь творить значить создавать из ничего нечто, а разрушать, это наоборот превращать нечто пусть даже несовершенное в ничто, то есть прерывать творческий процесс.  Да Бакунин  точно видел изъяны общества, его пророчества сбылись, но он не чувствовал жизни, он был лишён этой способности и обвинял за это  женщину которая родила и вскормила  его и ещё 10 детей. Возможно Михаил не мог простить ей неудовлетворённую потребность в тепле, любви и ласке. 
Где же тут справедливость?  «Импотенция» пытается представить себя  плодотворящим началом.

Радикализм, техницизм и некрофилия
За людоедский катехизис и убийство в 1869 году студента Ивана Иванова  отказавшегося расклеивать листовки, Сергея Нечаева прокляли все, даже террористы народовольцы. Культ разрушения, беспринципности и смерти ради не ясного светлого будущего  угнетённого народа вызвал у России рвотный рефлекс.
После Бакунина и Нечаева даже не смотря на усилия абсолютно позитивного  Петра Кропоткина, слово «анархизм» стало восприниматься в значении: безрассудство, отсутствие морали и разбой, а слово «коммунизм» прибрали к рукам марксисты.
Но тема насилия ради перемен только набирала оборот.
Культ мученической смерти раскрученный христианством, смерти ради высшего идеала, благодаря развитию промышленности и умножению технически образованных людей в России 19 - го века стал приобретать всё более рациональный характер.
не веря в бога террорист видел себя святым принёсшим людям не мир, но бомбу, он чувствовал себя Христом распятым на собственной бомбе.
Некрофилия есть влечение ко всему мертвому, больному и гниющему. Основатель учения фрейдомарксизма Эрих Фромм (1900 — 1980) считал некрофилию злокачественным проявлением анального характера, и называл  некрофилией  желание «превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей». Некрофилиёй он считал и убеждение, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов — это насилие.
Само слово некрофилия придумал испанский философ Мигель де Унамуно (1864 – 1936) когда началась гражданская война в Испании. Некий фашисткий генерал инвалид любил заканчивать свои речи лозунгом» Viva la muerte! (Да здравствует смерть!). На одном из собраний старый философ сказал этому генералу, что тот сам калека и потому, хочет, что бы  все вокруг было покалечено.
Да патологических некрофилов желающих секса с трупами или поедающих гнилое мясо крайне мало, но легкая некрофилия проявляющаяся в желании  покалечить мир и других людей вызванном в результате собственной душевной травмы весьма распространена.
Любуясь трупом, рисуя на себе, черепа некрофил как бы заговаривает – приручает смерть, он  делает её своим союзником, как бы приобретает над ней власть.
Среди индийских шиваитов есть секта аскетов, которые во время кремации трупов загримированные под Шиву замирают, приняв какую ни будь эпическую позу и остаются неподвижными до тех пор пока труп не сгорит полностью. Они верят, что это помогает душе покойного успешнее перевоплотиться в новое тело  для новой жизни.
Одним из симптомов клинической некрофилии является  страсть смотреть на мёртвое, на убийства и трупы, есть люди которые как бы каменеют при виде покойника и не могут оторвать от него взгляда. Страх смерти достигает такого уровня, при котором человек начинает стремиться к ней, что бы снять с себя этот страх, ставший для него  хуже самой смерти. Страх смерти бывает тяжелее самой смерти.
Поклонение изображению Распятого Христа, причащение его символическим телом и кровью есть тоже проявление любви к мёртвому телу, но анархисты и футуристы отвергая христианство становятся ещё большими некрофилами. Они не чают воскрешения из мертвых, они упиваются самой смертью, небытиём, как освобождением от глобальной ответственности налагаемой жизнью.
Тьма небытия для таких людей и есть окончательное освобождение и справедливость равняющая всех.
Люди испытывающие недостаток жизненности одеваются в черное. Некрофилы предпочитают темные тона, поглощающие свет. Если им и нравиться блеск, то только блеск драгоценностей и никелированных поверхностей механизмов.
Техницизм есть тоже проявление некрофилии, посмотрите, на нарды увлеченные, машинами, и всякого рода электронными гаджетами, как они теряют при этом простые навыки общения и интерес к живому: природе и людям.
Пролетарский писатель Андрей Платонов искренне верил в то, что душа человека это есть техника и ничего больше.
Символ техницизма Фромм находит в египетских пирамидах – величайшем техническом творении нашпигованном мумиями. А  первый в Европе историк грек   Геродот (484 до н. э. — 425) в своих "Историях" писал, что знатные египтяне передавали бальзамировщикам тела своих умерших жен и дочерей лишь спустя три или четыре дня после их смерти, так как боялись, что бальзамировщики будут совокупляться со свежими трупами. Египетская цивилизация была никрофильской, эту любовь к мёртвым потом перехватили у египтян христиане и передали её современным европейцам.
Сегодня сам человек превращает себя в мумию внутри электронного гаджета или железной коробки на колёсах.
Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы отрицали культурные традиции, утверждали приоритет формы над содержанием. Слово они членили на части и складывали из этих частей новые слова. Иван Лукаш (1892-1940) выбравший псевдоним Оредеж один из русских поэтов футуристов лучше всех выразил дух времени:
«…свист пуль, дробящих черепа и вырывающих мясо,
я славлю.
…Нож, с размаха разящий быка в дымном смраде зал скотобойни
 я славлю».
Интересно , что отцом Орееджа был полтавский крестьянин  ветеран русско-турецкой войны 1877-78 годов  с которого Илья Репин писал казака с перевязанной головой на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Футуристами были поэты Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Игорь Северянин. Всем им «вздыбясь моторы  душу вынесли», некоторым навсегда.
Два непримиримых «изма» фашизм и анархизм срослись в футуризме ибо растут из одних и тех же симптомов.
И те и другие любят черный некрофильский цвет поглощающий свет,  склонны к саморазрушению  и используют насилие как основной инструмент достижения целей. Фашизм механистичен в организации общества которое он превращает в казарму, анархизм механистичен в своём отрицании всего не «научного», то есть не имеющего прямых очевидных доказательств, в своём крайнем материализме превращающем человека в механизм которому зачем то нужна свобода.
Основатель футуризма фашист  Филипп  Маринетти ( 1876 — 1944)  был первым в мире байкером. Не случайно байкеры любят черные кожаные куртки и немецкие каски. Вот как Маринетти описывает свой опыт езды на байке: «Мифология, мистика — все это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, … И как молодые львы, мы кинулись вдогонку за смертью. Впереди в бескрайнем лиловом небе мелькала ее черная шкура с едва заметными блеклыми крестами. Небо переливалось и трепетало, и до него можно было дотронуться рукой. …Мы неслись сломя голову. Из подворотен выскакивали цепные псы, и мы тут же давили их … Смерть была страшно довольна. На каждом повороте она то забегала вперед и ласково протягивала свои костяшки, то со скрежетом зубовным поджидала меня, лежа на дороге и умильно поглядывая из луж».
Отец футуризма воспел войну, мотоцикл и вообще техницизм, как орудие смерти освобождающей от серой реальности потому она и умильна для этого кентавра. Отупление чувств, требует повышенного возбуждения, всё, что не на грани, всё обычное - не возбуждает футуриста, фашиста, анархиста.
«Мы вдребезги разнесем все музеи, библиотеки. Долой мораль трусливых соглашателей и подлых обывателей! …Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие Идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин!»
Даже женщин отбрасывает Маринетти. Конечно они же дают жизнь, то есть создают проблемы…
Жизнь непредсказуема, она есть проблема, нет жизни -  нет проблем.
Как много общего с Бакуниным, который своего товарища  Виссариоона Белиинского (1811 - 1848)  назвал пошляком за, что  тот считал естественным для мужчины спать  со своей женой.
Заканчивается футуристический манифест  неожиданно: «А мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней и подготовим появление механического человека в комплексе с запчастями. Мы освободим человека от мысли о смерти, конечной цели разумной логики».
Цель фашизма и футуризма избавиться не только от секса, но и от самого тела.  Человек сливается со своим мотоциклом и компьютером и сам становиться гаджетом.  Вопрос чьим?
Анархист Бакунин желал забыться «молодецким сном» как он писал Николаю Огарёву (1813 — 1877),  русский космист Николай Фёдоров мечтал о воскрешении силами науки всех умерших к вечной жизни, а итальянский фашист Филиппо Маринети «совокуплявшийся» со смертью, желал стать мыслящим мотоциклом.
Машина предсказуема, по этому кажется безопасной, она  мертва и не свободна. В противоположность  смерти,  жизнь это чудо непредсказуемости.

Диктатура как вершина родоплеменного строя
Сегодня

1  Обоснование превосходства и исключительности одной нации и ущемление прав всех кто не является частью этой нации.

2  Отрицание выборности власти и прав человека, насаждение однопартийности и культа личности.

3  Утверждение насилия в целях подавления политического противника и опасного инакомыслия и оправдание войны как средства развития.

4  Человек должен быть таким как этого требует вождь, за инаковость убивают в переносном и в прямом смысле.

5. Концентрация власти и капитала в одних руках.

Это главные признаки фашизма.  Но так ли они уникальны? Давайте посмотрим  по сторонам.  Превосходство одной нации над другой - обычно такие идеи возникают как защитная реакция народа на слишком быстрые процессы глобализации и разрушение устоявшихся традиций. Что такое нация?  Родство по крови?  Нет самые жестоки войны ведут "родственники". Нация скорее, это родство по духу и по экономическим интересам.
С появлением  религии люди стали объединятся не только по родовому, но и по идейному принципу. Слово стало создавать нации.  Слово стало избирать  людей . Самый яркий пример – иудеи, которые  якобы избранны Богом  и заключили с ним договор , они соблюдают Его заповеди, а Он делает их властителями земли. Мусульмане это тоже нация,   боснийцы в Югославии прямо определяли свою национальность  как мусульмане.  Коран делит землю на территорию ислама и территорию войны – то есть землю на которой ислама еще нет.
Пролетариат Маркса , это новые евреи, которых новый  Моисей водит по «пустыне» - товарно - денежных отношений.
Нация это избранные. Избранные, это особые люди с особыми возможностями, миссией  и правами – полноценные люди. Не избранные - люди не  полноценные. Например в США ушибленных толерантностью избраность проявляется в признаниии , этой толерантности.
Об избранности немецкого народа заявляет и Гитлер в своей фашисткой «библии», его родство чисто кровное – языческое, а потому обречённое на яркую и короткую вспышку  – всего 12 лет от прихода к власти до полного краха.Моисей верующих в Яхве,
Гитлер выделял немцев, Маркс пролетариат.  Чем превосходство по расовому, половому или религиозному признаку отличается от превосходства  классового?  Да ничем, те же яйца только сбоку.
У христиан в священных писаниях нигде нет призыва к  дискриминации не христиан, но на практике  они вели себя как хотели.  Христианство  наиболее путанная  религия в нём  «не убий» соседствует с «не мир принёс я вам, но меч», а «возлюби ближнего» с «не возжелай раба ближнего».  Противоречащие установки дают большой простор для манёвра, но способствуют развитию если не шизофрении то чувства вины.
Даже не важно как называются группы избранных, суть одна – есть свои, а есть чужие.
Во всех описанных  группах одни законы  (писанные или неписанные) для своих, другие для чужих, чужие рассматриваются как добыча. Их идеология построена на конкуренции.  Их боги как и их отцы ревнивы, жестоки  и мстительны.

Но если мы разрушим все государства, религии и классы, исчезнут ли чужаки, станут ли люди счастливее? Наверное нет.  Границы должны отмирать  естественно в результате экономического и культурного развития иначе они будут воспроизводиться  и вновь приобретая еще более уродливые  – диктатуры всякого вида.

Анархо – коммунизм Петра Кропоткина
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)  потомок князя Рюрика и запорожского гетмана Сулимы, блестящий  офицер и выдающийся геолог, основатель анархо-коммунизма, всю жизнь проповедовавший солидарность и братскую любовь  умер в нищете как христианский святой.
Он родился в Москве в доме, где до 1938 год был музей его имени, а ныне  располагается посольство Палестины (Кропоткинский пер., д.26.). Пётр провёл в этих местах первые пятнадцать лет жизни и закончил Первую московскую гимназию на Пречистенке.
У батюшки Петра  было одних только крепостных мужиков 1200 душ, мальчик имел всё, для спокойной и богатой жизни, но он унаследовал мятежный дух запорожского казачества.
По матери, он потомок запорожского атамана Ивана Сулимы, который в 1675 году  уничтожил стоявшую на пути беженцев в запорожскую вольницу, неприступную, польскую крепость Кодак.
Как и Бакунина у Кропоткина с матерью были проблемы, его матушка умерла, когда он еще сильно был к ней привязан, в три с половиной года.
Батька (так называл Кропоткин отца) быстро женился, приведя в дом мачеху, которая ревниво относилась  к Петру и его пятилетнему брату Саше. Так сложилось, что по настоящему братьев сирот жалели и ласкали только крепостные. Отсюда  любовь Кропоткина к простым людям.
За властный и мстительный характер Кропоткин, называя мачеху «дрянью».  В своих «Записках революционера» он вспоминает один характерный эпизод, сильно повлиявший на его судьбу.
Крепостной Кропоткиных Герасим Круглов закончил с золотой медалью земледельческое училище.
Директор училища просил дать Круглову вольную, что бы тот поступил в университет. Но отец воспротивился. Герасим вынужден был стоять у стола с тарелками в руках. Мачехи Кропоткина доставляло особое удовольствие унижать, выскочку холопа. Однажды на небрежное: «Гераська ступай, запри ворота!», Круглов ответил – «У вас для этого есть дворник». Этого было достаточно, что бы Герасима отдали в солдаты на 20 лет. Но в скорее, благодаря своим замечательным способностям он оказался одним из главных письмоводителей одного из департаментов военного министерства. И когда у отца Кропоткина возникли серьёзные проблемы с получением генеральского звания и пенсии, мачеха поехала в Петербург, чтобы уладить дело. «После долгих хлопот ей сказали наконец, что единственно, что остается, - это обратиться к одному из письмоводителей такого-то Департамента. Хотя он лишь простой главный писарь, сказали ей, но в действительности он руководит всем и может сделать, что захочет. Зовут его Герасим Иванович Круглов». Герасим не стал мстить и помог старшему Кропткину получить звание.
В  Пажеском корпусе, Пётр столкнулся с  дедовщиной старшекурсников. "Один камер-паж велел мне приходить качать его на качелях в саду. Я ходил раза два, а на третий не пошел и ушел наверх. Он явился ко мне, раскричался, ударил раз шесть фуражкой и, бросив ее на пол велел поднимать. Я не поднял. Он рассердился, сконфузился (это было при всех) и ушел. За это он прибил меня несколько раз линейкой, так что у меня два дня болела рука, по которой он бил"  - писал Пётр в письме к брату Александру.
Учась в Пажеском корпусе Кропоткин возмущался роскошью царского двора. В то время как у прусского короля было 2 повара, 2 кучера, 4 лакея и 4 горничные, в зимнем дворце 250 одних поваров, более тысячи лакеев, одежда каждого из которых стоила 180 рублей серебром. Сам Кропткин получал в то время стипендию  4 рубля 50 копеек в месяц бумажными деньгами, которые были в три раза дешевле серебряных.
Мировоззрению Кропоткина помогла сформироваться запрещенная литература: «…Я почти с молитвенным благоговением глядел на напечатанный, на обложке «Полярной звезды» медальон с изображением голов повешенных декабристов – Бестужева, Каховского, Пестеля, Рылеева и Муравьева-Апостола» - писал он в своих «Записках революционера».
Друзья Петра шутили, что проповедник безвластия рюрикович Кропоткин имеет  больше законных прав на российский престол, чем Романовы, но Кропоткин посвятил свою жизнь борьбе с «престолами» в любом их виде.
Закончив в 1862 году самое привилегированное учебное заведение России.  Пётр Алексеевич мог выбрать себе любую государственную должность или служить в Генштабе, но он выбрал для службы Амурское казачье войско и исследовал более 70 тысяч верст в Азии и Америке. За  блестящие  отчеты об этих путешествиях награждён медалью Императорского Русского географического общества.
В Сибири Кропоткин познакомился с духоборами, жизнь которых, не смотря на гонения со стороны церкви и правительства, и в нравственном и в материальном отношении сильно отличалась в лучшую сторону от общероссийской. Кропоткин отнёс это отличие на счёт коммунистических обычаев духоборов. Духоборы оказали сильнейшее влияние на мировоззрение молодого офицера.
В 1864 году во время службы в Сибири, один политический катаржанин дал Петру книгу Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты». Так князь увлёкся анархией. Живя в Сибири и исполняя роль чиновника «особых поручений, Кропоткин полностью разочаровался в государстве и пришел к выводу, что добро, это взаимопомощь, а зло это авторитаризм. Возможно в человеческой  солидарности Пётр видел любовь и поддержку которой ему так не хватало в детстве из за отсутствия родной матери. А в авторитаризме самодурство  собственной мачехи.  Эту идеалистическую веру в солидарность как тоску по нормальной человеческой семье Кропткин пронёс через всю жизнь.
Прочитав труды Чарльза Дарвина, Кропоткин  выдвигает собственную теорию происхождения видов. В отличии от Дарвина, у которого эволюция строиться на конкуренции всех со всеми, Кропоткин доказывает на многочисленных примерах, что основа эволюции есть взаимопомощь. Конкуренция происходит в основном между видами, внутри же видов преобладает именно взаимопомощь.
Природе присуща врожденная нравственность, а все ее искажения в обществе людей обусловлены вредным влиянием авторитаризма, прежде всего - государства.
Взаимная помощь  — двигатель прогресса, это главная идея Кропткина.
«Когда мы задаем себе вопрос, какими средствами поддерживается в человеческом или животном обществе известный нравственный уровень, мы находим всего три таких средства: преследование и наказание противообщественных поступков, нравственное воспитание и широкое применение взаимной поддержки в жизни» - писал он в труде «Анархия её философия и идеалы».
В 1872 г. в Швейцарии, в Цюрихе, он вступил в одну из местных секций Интернационала. Начав, с изучения идей Прудона и Бакунина. По возвращению в Россию, он вступил в кружок «чайковцев».
Параллельно с революционно просветительской деятельностью Кропоткин продолжал заниматься наукой. На основе косвенных данных он предсказывал существование в Северном Ледовитом океане неизвестной тогда, земли. На её поиски  Русское географическое общество организовывало  экспедицию, но правительство не дало  денег. В 1873 году, эта земля была  открыта австрийской экспедицией и была названа в честь австрийского императора Франца-Иосифа, но благодаря Кропоткину, предсказавшему существование открытого австрийцами архипелага, эта территория осталась под суверенитетом России. Предсказание Кропоткина  подняло его авторитет. Российское Географическое общество предложило ему пост генерального секретаря, но он отказался: "Какое право имел я на эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба?"
21 марта 1874 года Пётр Алексеевич сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи и ввел в науку понятие «вечная мерзлота». А на следующий день он был арестован за принадлежность к  революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость, откуда  больной цингою,  бежал летом 1876 года. Этот побег он потом описал в своих «Записках революционера» книгу которую нелегально привозили в Россию и продавали на черном рынке за 25 рублей – огромные деньги по тем временам.
Значимость исследований Кропоткина была столь велика, что по личному распоряжению Александра Второго, ученому были предоставлена возможность работать в тюрьме, где Кропоткин написал труд «Исследования о ледниковом периоде».
После побега Кропоткин едет в Швейцарию и вступает бакунинскую Юрскую федерацию Первого  Интернационала. Эта организация образовалась в 1870 году после раскола между сторонниками Маркса и Бакунина. Федерация в основном состояла из рабочих-часовщиков живших в Юрских горах. Интересно, что Бакунин с Кропоткиным так ни разу и не встретились.
Вернувшись в Петербург Кропоткин стал читать русским рабочим лекции по истории революционного движения.
В 1872 году марксисты исключают Бакунина  из рядов Интернационала. Через четыре года Бакунин умер. На международном социалистическом конгрессе в Генте в 1877 году  Кропоткин уже представлял всё русское революционное движение. После этого в европейской прессе о Кропоткине стали писать как о главе всех русских революционеров.
В Женеве в 1878 году он женился на 22 - х летней еврейке Софье  Рабинович дочери ссыльного революционера сумевшей выбраться из Томска в Европу. Женился необычно - сроком на три года. По истечению 3- х летнего контракта каждый из супругов мог его расторгнуть.
Софья была хорошей женой и товарищем. Брачный контракт продлевался до самой смерти Кропоткина.  В 1887 году у Кропоткиных родилась дочь.
Убийство 13 марта 1881 года Александра Второго Пётр Алексеевич  приветствует.
«Священная дружина» — тайное общество русских монархистов террористов, занимавшееся отстрелом революционеров — выносит Кропоткину смертный приговор. Но Салтыков - Щедрин прознав про этот приговор предупреждает Кропоткина, в прессе поднимается шум и монархиствы отказываются от убийства князя – анархиста.
За  участие в драке с полицией у бёрнского отеля «Солей», во время митинга анархистов швейцарцы выгоняют его из своей страны.
Кропоткин с семьёю переезжает во Францию, где с 1879 издаваёт газету «Le Revolte» (Бунтарь).
За революционную пропаганду  он  отсидел во французской тюрьме три года, после  освобождения переехал в Англию, где жил до Февральской революции в России.
За 40 лет эмиграции Кропоткин написал: "Речи бунтовщика" (1885), "В русских и французских тюрьмах" (1887), "Хлеб и воля" (1892)2, "Современная наука и анархия" (1901), "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера"(1902), "Великая французская революция. 1789 — 1793" (1909), "Современная наука и анархия" (1913).
Когда 74-летний   «Дедушка русской революции» вернулся в страну,  на Финляндском вокзале его встречали военный министр Александр Керенский и старый товарищ Николай Чайковский, ставший депутатом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и ещё 60 тысяч  ликующих горожан с цветами, оркестром и черными знамёнами.
Кропоткин выступил за войну против немцев и австро – венгров до победы. Обсуждая в одном из писем положение на фронте, он заявлял: «Если бы немножко больше здоровья, я давно бы был там». Отвечая  на приветствие солдат Семёновского полка, он  призвал их, «сохранить то, что нам дала наша революция. Не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу…. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни».
Керенский предлагал Кропоткину пост министра в своём правительстве, Кропоткин ответил: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным делом». Отказался он и от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, и от личного автомобиля.
После октябрьского переворота, от большевиков он тоже не принял ни квартиру в Кремле , ни спецпаёк. Жёстко критиковал Ленина за, то, что после убийства начальника ЧК Моисея Урицкого (1873- 1918) Ленин объявил  массовый, красный террор.
Кропоткин используя свой авторитет который был, конечно выше ленинского вытащил из ЧК не мало людей.
 «Советы теряют свое значение, поскольку выборы не сопровождаются свободной предвыборной кампанией и проходят под давлением партийной диктатуры». Он открыто протестовал против  ликвидации свободной печати и порабощения Советов парткомами и даже как христианский проповедник призывал всех своих сограждан к единству: богатых и бедных, правых и левых. 
Во время братоубийственной Гражданской войны старик не принял сторону ни  красных, ни белых.
Пётр Алексеевич умер за рукописью  8 февраля 1921 в подмосковном Димитрове.
10 февраля в бывшем дворянском собрании - Колонном зале Дома союзов, состоялось прощание с князем. Мимо него прошли под черным знаменем с песнями «Вы жертвою пали…» и «Споем же мы песню под звуки набата…», анархисты, выпущенные на один день из  Лубянской тюрьмы. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
«…Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусств» - писал  Ромен Роллан.
А Бернард Шоу называл князя Кропоткина «одним из святых столетия».

После разгрома Парижской Коммуны в 1871 году на улицах Парижа было расстреляно, до 30 000 рабочих. Такова была месть буржуазии за два месяца страха, потери принадлежащей  ей собственности. Кропоткин помнил это и считал революционное насилие оправданным, для него теракт — это способ разбудить спящих.
Убить тирана святое дело. Еще Александр Сергеевич  Пушкин славил «цареубийственный» кинжал.  Кропоткин будучи уже стариком говорил: «Я никогда не был против применения насилия». 
Когда в 1881 году народовольцы  взорвали императора Александра Второго. По этому поводу Кропоткин написал в своей газете «Le Revolte»: «Теперь цари будут знать, что нельзя безнаказанно попирать народное право …. это огромный шаг к грядущей революции в России». Но он и его товарищи народовольцы решительно осудили аморальный поступок  американского анархиста Гито  стрелявшего в президента Джеймса Гарфилда. «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей» - заявили русские народовольцы. Но джин был выпущен из бутылки. Американские последователи русских народовольцев перенесли их метод на свою почву.
Лично Кропоткин отвергал холодный расчёт и принимал только то убийство, которое сделано в состоянии эмоционального потрясения. Сам он никогда никого не убил. Тургенев говорил, что если бы Кропоткину «пришлось совершить террористический акт и он, идя на это, услышал пение соловья, то непременно остановился бы и…» Что произошло бы потом, Тургенев не знал. Но последователи Кропоткина старались. В июне 1910 года его поклонник серб Богдан  Зераджич   неудачно выстрелил в  военного губернатора Боснии, увидев,  что  промахнулся,  застрелился сам. Полиция  тайно  захоронила Зераджича, предварительно отделив его голову  и  заспиртовав  ее в качестве образца внешности типичного анархиста.

Индукция против диалектики
Кропоткин отвергал диалектический метод, главное достояние классической немецкой философии. То есть не принимал диалектическую триаду :  «тезис — антитезис — синтез». Он считал его проявлением средневековой схоластики, якобы возрожденной Гегелем.
Однако в  противоположность Аристотелю верившему в неизменность нравственности он утверждал, что не существует нравственности, которую можно было бы признать неизменной. То, что сегодня есть добро, завтра может оказаться злом, что на самом деле вполне диалектично ибо для  диалектики нет ничего раз и навсегда данного.
Кропоткин был последователем английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626), основателя эмпиризма. Эмпиризм строит всё знание на опыте.
В книге «Новый Органон» (вместо «Органона» Аристотеля ) англичанин противопоставил господствовавшему тогда в схоластике дедуктивному методу познания, то есть выведению частных выводов на основе знания общих положений, метод индукции, когда мышление движется от частного к общему. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез.
Целью науки Бэкон определил увеличение власти человека над природой, которую считал бездушным материалом. Бэкон проповедовал чистый материализм, то есть это он основатель нигилизма. Когда Базаров у Тургенева говорит: «Природа не храм , а мастерская», он повторяет за Бэконом.
Дидукция, это когда делается вывод о том, что этот конкретный россиянин наверняка большевик и алкаголик, потому, что– Россия большевистская страна и там пьют водку. А индукция когда я вижу не трезвого большевика, он россиянин, но для того что бы сделать выводы о стране в целом, мне нужно встретить много разных россиян.
Методом индукции пользовались еще греко – египетские алхимики в  стремлении произвести искусственное золото. Их центром  был храм бога Сераписа в Александрии. Серапис – священный жертвенный бык,  символически «появился» в любимом методе научного познания у Петра Кропоткина.
Бэкон выразил одну очень «буддийскую» мысль : «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял». Что созвучно с идеей одного из основателей диалектики Протогора жившего в пятом веке до нашей эры: «О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Человек есть мера всех вещей». По этому: «Всё есть таким, каким оно нам кажется».
Кропоткину очень нравилась идея солидарности, он идеализировал её до крайности и всё привлекал для её поддержки. Ему казалось, что сама эта идея устроит мир наилучшим образом если убрать из него всяческих «камер-пажей». Таков идеализм Кропткина, он сродни идеализму Радищева, верившего в то, что скажи он только слово правды и люди тут же изменятся. Как будто священный бык в лучах славы, величественно шел на заклание ради земного плодородия. Но удивительным образом мать Революция после победы превращается в злую мачеху.
«Читал Кропоткина о коммунизме. Хорошо написано и хорошие побуждения, но поразительно слабо о том, что заставит эгоистов работать, а не пользоваться трудами других», — замечал Лев Толстой.

Идеология Петра Кропоткина
Церковь ярмо на шее человека
В юности Кропоткин уговаривал брата Сашу желавшего перейти в лютеранство, остаться в православии по чисто практическим соображениям – «лишат дворянства», «ушлют в дальнюю губернию». Позже он считал наиболее верной религией ту, что образовалась сразу после Христа, сам о себе признавался - "...я наконец дошел до того, что почти ничему не верю, это состояние, когда я думаю о нем, неприятно поражает меня и я не знаю, как выйти из него, я чувствую, что этого не должно быть..." в юности Петя верил в перерождение души после смерти, в 17 лет он стал твёрдым атеистом. «Я немного переменил свои убеждения и начинаю ни во что не верить».
Высшая ценность есть нравственность. Мало не делать другому того, чего не хочешь себе, надо поступать с другими так, как ты желал бы, чтобы поступали с тобой.
Анархия это механика
 «Анархия – есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ». Кропоткин считал, что нет ничего, что нельзя было бы объяснить при помощи простейших физических фактов.
Взаимопомощь и круговая порука основа эволюции
Взаимопомощь начинается с общения. Общительность  – Кропоткин рассматривал как элемент взаимопомощи. И коммунизм существует только тогда, когда есть как можно больше точек соприкосновения между людьми.
Кропоткин считал, что способность к общению и взаимодействию и есть признак сознательности. По мере продвижения вверх по ступеням эволюции живые существа и их сообщества становятся менее  инстинктивными – более сознательными. Высшие животные, это те, у которых  развита способность к общению и взаимодействию, это коммунистические животные  - пчелы, муравьи, попугаи, волки, обезьяны.
Революция лучше эволюции
Прямое воздействие окружающей среды на организм – важнейший фактор эволюции. Среда воздействует  - организм развивается. Реформа, это тоже эволюция представляющая собою
 уступки прошлому. Она довольствуется количественными изменениями и постоянно оглядывается назад. Революция же всецело устремлена в будущее. Кропоткин хотел, чтобы через революцию человечество обрело  желаемое целиком и сразу.  Это установка вылилась в лозунг  левых экстремистов - «Всего и немедленно».
Вера в благородство и сознательность человека
Вместо веры в бога Кропткин утверждал веру в человека. «Мы не боимся «злоупотребления свободой», только те, кто ничего не делают, не делают промахов». Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию, а коммунизм , лучшая основа для развития личности.
Надо сказать , что в 17 –ти летнем возрасте Кропоткин был большим прагматиком: "русский человек, я сужу по себе, если дать ему волю, заленится ужасно и ничего не станет делать" – писал он брату Александру в 1857 году.
Долой всякую власть и законы
«Не надо нам законов, не надо судей! Свобода, Равенство и Круговая порука, проведенные в жизнь, – единственная верная помеха развитию противообщественных наклонностей».
Ни какой революционной диктатуры. Революционная диктатура,  непременно выльется в  произвол. Государство всегда зло.
Частная собственность есть кража
Главный недостаток экономики – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность и неравенство. Пусть все принадлежит всем. Народ сам распределит имущество по потребностям каждой отдельной семьи и по справедливости.
Вместо права на труд - право на довольствие
Кропоткин отменил новозаветную  установку апостола Павла – «Кто не работает, тот не ест».
«Право на довольство – это социальная революция; право на труд – это, самое большее, промышленная каторга».  Каждый имеет право на «паёк» просто потому, что он человек, не зависимо от того работает он или нет. Князь считал, что у каждого холостого коммунара или семьи должно быть отдельное жильё и считал казарменный тип общежития разрушительным для общины.
Расселение больших городов и возращение в деревню
Горожане должны вернуться в деревню, на землю. «И под руками этой веселой толпы случайных хлебопашцев поля покроются богатыми жатвами; руководить работой будут, конечно, люди, знающие земледелие, главным же образом – великий практический ум народа, пробудившегося от долгого сна и идущего вперед по пути, освещенному ярким светом всеобщего счастья. И вот уже через два три месяца первая жатва удовлетворит насущным потребностям и обеспечит пищу народу…». Кропоткин не верил, в то, что маленькая община может выжить в одиночестве в силу даже не экономических, а больше психологических условностей. Он предлагал малым община объединяться в большие ассоциации, А большим общинам дробиться на мелкие. Для того, что бы люди могли переходить из одной общины в другую оставаясь в коммуне. Чем больше общин составляют коммуну, тем она устойчивее.
Свободная Община
«Свободная Община – такова политическая форма, которую должна будет принять социальная революция. Пускай вся страна, пускай все соседние страны будут против такого образа действий, но раз жители данной общины и данной местности решат ввести обобществление потребления предметов, необходимых для удовлетворения их потребностей, а также обобществление обмена этих продуктов и их производства – они должны осуществить это сами, у себя, на деле…» .
Кропткин был уверен, что при этом не будет нужды не только в каком-либо центральном правительстве, но даже и в городском управлении. Добровольный союз городских кварталов и различных общественных организаций решат все проблемы.

Проклятие революции
После разгрома гуситов в начале 15 – го века они разбежались по всей Европе от Испании до Литвы и Запорожья.  В начале 16 века Мартин Лютер вдохновленный их борьбой начал свою Реформацию в Германии. У Мартина был хитрый конкурент по реформации, кончивший однако плохо. Это Томас Мюнцер, бывший священник внушавший последователям, что  Христос может буквально войти в душу верующего и тогда человек сам становиться Богом и всё, что он будет делать, всё свято.
В 1525 году Мюнцер поднял  восстание в Тюрингии. Вот, что пишет о движении Мюнцера Александр Эткинд  в замечательной книге о сектах: «Хлыст: секты, литература и революция»:
«Фридрих Энгельс, а за ним и советские историки сделали из Мюнцера героическую фигуру, одного из главных предтеч «научного» коммунизма. Кроме этих дальних последствий, восстание Мюнцера имело и непосредственных преемников. Вскоре после гибели Мюнцера его ученик объявил, что Христос вот-вот вернется на землю, чтобы основать царство равенства и любви. Теперь эта вера называлась анабаптизмом. В 1534 анабаптисты захватили власть в Мюнстере,
который был переименован в Новый Иерусалим. Ими были переименованы также улицы и дни недели. В городе начался террор, казни следовали ежедневно. Быть неперекрешенным стало преступлением, каравшимся смертной казнью. Выжившие называли друг друга братьями, и «сестрами». Лидер восстания, бывший артист, объявил себя Мессией и королем Нового Израиля по имени Иоанн Лейденский.
Вооруженная диктатура нового короля осуществляла полный коммунизм  - все принадлежало всем, и различие между моим и твоим должно было исчезнуть. Сначала было обобществлено имущество эмигрантов потом тех, кто перекрещивался позже других и, наконец всех остальных. Хождение денег было отменено, сокрытие излишков было объявлено преступлением, двери домов должны были быть открыты днем и ночью. В общественных столовых горожане бесплатно питались под громкое чтение Ветхого Завета. Остальные книги были сожжены перед кафедральным собором. После краткого периода аскетизма в городе была установлена полигамия по образцу библейских патриархов. Женщины не имели права уклониться от нового брака' несколько самых упрямых были казнены. Иоанн Лейденский имел королеву и еще 15 жен. Анабаптисты надеялись на нечто вроде мировой революции и рассылали агентов- апостолов' по соседним городам. Несколько восстаний анабаптистов вспыхнули, но были подавлены.
Поразительно быстро, всего за полтора года, был пройден в Мюнстере весь исторический цикл - от аскетизма до промискуитета, от всеобщего равенства до царской роскоши одних и голода других. В 1535 город был взят».

Правила диктатора
Любые радикальные формы религии или политики сводятся в итоге к одному – диктатуре. Радикализм – синоним диктатуры.
Будущим диктаторам предлагаю 7 правил, которые позволят им оттянуть свой конец как можно дальше.

1. Контролируй основные источники доходов страны
2. Будь щедрым со своими, и жестко пресекай любую активность конкурентов
3. Держи их всех за яйца. Самые важные решения должны приниматься узким кругом твоих приближённых, которые должны знать, что в любой момент могут быть заменены.
4. Создавай искусственные угрозы и устраняй их – пусть все видят, какой ты умелый, а за реальные провалы публично наказывай - ответственных.
5. Не будь слишком жестоким, жестокость признак слабости.
6. Купи врага, если не продаётся – облей грязью и разори.
7. Избегай роскоши, наслаждайся ею вдали от людских глаз
Что такое комунизм
Коммунизм, это свободный договор между свободными людьми. Вот и всё. Мы  заключаем договор и каждый из нас держит своё слово.
Это уже потом появилась идея о диктатуре пролетариата и соответственно диктатуре партии ведущей этот пролетариат за собою.
Но до того как стали популярны труды Карла Маркса (1818 — 1883) коммунистами называли тех, кого потом стали звать анархистами - последователей Прудона и Бакунина. 
Отцом анархо - коммунизма можно считать французского крестьянина Пьера  Прудона (1809—1865 ) Этот человек как говориться сделал себя сам, но он всю жизнь самообразовывался, работал физически и не был богат как большинство революционных вождей 19 –го века. Пьер считал, что государство должно представлять  из себя - федерацию свободных самоуправляющихся общин. Он был личностью харизматической в нужное время в правильном месте Прудон  описал и объяснил цели народного движения, потому и стал отцом основателем.  Не смотря на то, что именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Собственность есть кража». Прудон  отвергает только крупную частную собственность как источник всех бед капитализма, но утверждает  мелкую, что очень подходило для крестьян и ремесленников. Он отстаивал идею частного владения, основанного на личном труде, за, что марксисты считали его «мелкобуржуазным». Марксизм же для Прудона –  рабство.
Прудон желал мирного экономического переворота –  прямой, обмен результатами труда, бесплатный кредит. Он считал, что власть существует лишь в умах людей в результате обмана и невежества. Просвещение разрушит авторитет власти. Общество превратится в федерацию свободных ассоциаций, сочетающих личную и коллективную свободу.
Во время революции 1848 года, которая прокатилась по большинству стран центральной Европы борясь за  свободу собраний, парламент и национальную независимость Пудон пытался создать народный, без кредитный банк.   
В начале 20 – го века прудонизм развился  в анархо-синдикализм, а бренд «коммунизм», приватизировали марксисты,  они  смогли лучше сконцентрировать силы  предложив  концепцию власти, которая по сути  была антикоммунистической. По этому тех, кого в СССР называли коммунистами правильно называть их родовым именем - большевиками.
Какая радость крестьянину с того, что диктатура дворян,  заменена диктатурой пролетариата? Троцкий называл крестьян (85% населения России) навозом для произрастания этого самого нового гегемона, а точнее тарана, с помощью которого к власти пробилась секта большевиков. Навозом крестьяне были для помещиков, навозом они  остались и для  большевиков.
Самый великий марксист начала 21 века  Славой Жижек обращаясь к своим товарищам на ежегодной конференции Социалистической Рабочей Партии Великобритании в июле 2010 года, признаёт: «Это иллюзия — идея о том, что рабочий класс проснется и создаст какую-ту прямую демократию и т.д.».
В отличии от  романтиков анархо - коммунистов, большевики всегда  были реалистами и циниками. Вот, что пишет в 1920 году сам  Ленин в статье "Детская болезнь левизны в коммунизме":
"Диктатуру пролетариата осуществляет коммунистическая партия большевиков. Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выборный на съезде Центральный Комитет из 19 человек…. Выходит, следовательно, самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии".
Современные российские олигархи вполне могут ссылаться на эту цитату, Ленин ничего не имел против олигархического правления.
А где же собственно советская власть? Ведь большевики  вознеслись на лозунге «Вся власть советам!» А нету. 
Вскоре после переворота Ленин вводит продразвёрстку, при которой у крестьян насильно отбираются продукты и передаются в города рабочим, солдатам и чиновникам новой власти. Крестьяне восстают ведь в замен они не получают ничего.  Они выдвигают свой лозунг: «За советы без коммунистов», ибо суть большевистского коммунизма - отобрать и поделить между своими. «свои», ключевое слово.  Так, что путинская команда вполне себе ленинская.
Правда Ленин умел признавать свои ошибки всё таки человек он был образованный. 17 го октября 1921 года в  докладе «Новая экономическая политика и задачи политпросветов», оправдывая введение НЭПа он говорит о продразвёрстке, что она оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса. «Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере...»
Принято считать СССР страной коммунистической, а большевиков коммунистами. На самом деле русские цари 19 – го века были большими коммунистами, чем пламенные ленинцы, не говоря уже о сталинцах, эти люди были коммунистами только по названию.
Дело в том, что утопия, каковой являются обе идеи царства божьего на земле и на небе, да вообще любая утопия в силу своей, красоты и соблазнительности, в конце концов  воплощается в жизнь, но всегда не так как хотелось бы. Потому, что люди  выращивают новое из корней того, что им уже хорошо знакомо. Обществом правит его прошлое.
Ошибка анархо – коммунистов  в том, что  договориться не просто, для этого нужна, культура договора, которая  выращивается, а не вводиться взрывом или манифестом. Коммунизм процесс излечения человека от невежества, взросление не только отдельной личности, но всего общества в целом. Наивные анархисты Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин верили в то, не надо ни каких целей, ни каких программ, что стоит только развалить государство и всё тут же красиво само организуется -  люди заживут дружно и счастливо потому, что они изначально хорошие, быть же хорошими им мешает власть. Но как только революционные массы скидывают  власть, тут же восстанавливается та же порочная схема только с другими символами и названиями и всё по новой. Прошлое вновь вылезает наружу как чирий.
По мнению итальянского коммуниста Антонио Негри Классовая борьба - это отношения  между начальником и работником. А  коммунистическое бытие осуществляется с  "низа", то есть выращивается на договорной основе, Негри называет это : «общее управление общим». 
Народовольцы веря Бакунину охотились за русскими царями, убили двух, последний оказался  слабым и практически слил страну в итоге погубив и страну и свою семью (лучше бы в Японии его всё таки зарубил тот самый японский городовой).  Утопия воплотилась, ценой новых миллионов жизней, но моя бабушка Анна Степановна говорила, что до октябрьской революции жизнь была добрее, богаче и безопаснее.
До любой революции, жизнь как правило всегда  добрее, богаче и безопаснее.
Как сладко пели российские либералы о рынке, о том, что стоит только разрушить плановую экономику открыть свободный рынок и всё, мы в потребительском раю. Чёрта с два, экономику разрушили, рынка как не было, так и нет. Плодами новой революции как всегда воспользовалась циничная кучка проходимцев, которые хихикают над «истинно верующими» называя их полезными идиотами.  Внуки пролетариев уничтоживших буржуев обернулись  супербуржуями, выбрали себе нового царя и ведут страну к новой революции.
Есенин  в статье «Ключи Марии» напечатанной через 11 месяцев после октябрьского переворота  предсказал: «То, что сейчас является нашим глазам в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы, путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но даже не увидев его, мы знаем, что он не вернется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем — образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового осознания, а от осознания обстающего его храма вечности».  Храм вечности – целостность бытия – ценности  извините за банальность общечеловеческие, а если говорить точно, то психотерапевтические.

Об анархизме
Бердяев даёт важную идею. Он противопоставляет анархизм и анархию. «Очень ошибочно отожествлять анархизм с анархией. Анархизм противоположен не порядку, ладу, гармонии, а власти, насилию, царству кесаря. …
Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада, т. е. победа Царства Божьего над царством кесаря. За насильническим, деспотическим государством обычно скрыта внутренняя анархия и дисгармония. Принципиально, духовно обоснованный анархизм соединим с признанием функционального значения государства, с необходимостью государственных функций, но не соединим с верховенством государства, с его абсолютизацией, с его посягательством на духовную свободу человека, с его волей к могуществу».
Коммунизм дословно «общежитие», анархия — «отсутствие власти». В основе анархо-коммунизма  кроме договора его положена ещё и  идея прямого действия. Это принятие решений и  защита людьми своих интересов собственными же силами, без представителей политических партий, судов, начальников и  профсоюзов и не взирая на законы, установленные государством и бизнесом.  Договор без посредников.
Собственность может быть полностью общая или как у русской крестьянской общины и у Прудона частично общая (это от  внутреннего договора зависит). Анархисты были не только  романтиками многие из них пытались на практике выстроить общество своей мечты организуя коммуны. Анархисты занимались этими позитивными экспериментами всю свою историю в отличии кстати от марксистов. Марксисты по мнению болгарского анархиста Георгия Хаджиева (1906 -1992) всегда были сосредоточены на захвате власти, но  никогда не думали, как потом обустраивать общество.
 Анархо-коммунист Аполлон Карелин (1863— 1926) адвокат по профессии ставший анархистом в 48 лет, он выдвинул "Десять Заповедей Организованных Рабочих" где предлагает следующие правила самоорганизации трудящихся как на уже существующих  капиталистических производствах , так и на вновь создаваемых:
1. В Рабочие организации и советы принимаются только рабочие
2. Депутат, или член какой либо партии не может быть членом рабочего совета, в рабочей организации он может оставаться только если продолжает заниматься своей рабочей профессией
3. Рабочим не нужны вожди, а только исполнители их воли. Освобождение рабочих дело самих рабочих, а не депутатов и уполномоченных. Рабочие должны рассчитывать только на себя и  добиваться своих прав через забастовки, отчуждения  и пикеты.
4. Выборные  органы  не могут приказывать, а могут только советовать
5. Рабочие  не должны брать денег от правительства, пользоваться третейскими судами  и ждать от властей принятия хороших законов. Только прямое действие.
6. Взносы в кассы взаимопомощи должны быть посильными для всех рабочих
7. Срок на который выбирают уполномоченного должен быть не более двух лет, повторно одно и того же человека  избирать нельзя.
8. Все выборные должны получать одинаковую зарплату , но не выше чем у обычного хорошего рабочего и то если их деятельность занимает столько времени, что они не могут заниматься своей обычной профессией.
9. Лучше организовываться по большим отделам производств,   при полном сохранении самостоятельности союзов по отдельным профессиям.
10. Каждый совет, союз или сход  должен быть совершенно самостоятельным даже если он и входит в более крупную сеть.
По сути если убрать отсюда тему забастовок и пикетов и отчуждений, Карелин не придумал ничего сверх того, что уже было в русской  рабочей артели. То есть Карелин поступал по бакунински – учился у народа. Но в итоге поддержал большевиков  посчитав , что народ еще не готов к «прямому действию».

Почему у бунтарей не получилось
Не только у анархистов, но и революционеров вообще. Что касается первых, то в России первые анархистские группы появились в 1903 году. Самыми крупными центрами анархистского движения стали  Екатеринослав (Днепропетровск), Одесса и польский Белосток. Два года  революции 1905-1907 годов удвоили их количество в 180 городах и населенных пунктах действовало 255 организаций. 1907 год является вершиной в развитии анархического движения в России. Однако поражение первой русской революции и последовавшая реакция нанесли по движению сильный удар.
После гражданской войны деятельность анархистов в СССР постепенно сходит на нет: часть  уезжает за рубеж, часть вливается   в ВКП(б), других расстреливают. До конца 20-х годов продержалось анархо-синдикалистское издательство «Голос Труда». Последним очагом легального анархизма в СССР был музей  Кропоткина в Москве, в доме, где он родился (Кропоткинский пер., д.26) и  комитет при музее.  Очаг  большевики загасили  в середине 30-х годов.
Бунтари  боролись не с тем врагом, они искали его во вне, а «дракон» всегда прячется внутри – под латами самого богатыря. В тот момент когда герой убивает чужого дракона, его собственный из нутрии съедает победителя. Если тоталитаристы служат идолу открыто, то  борцов за свободу  – свергателей и бомбометателей  идол использует в тёмную для собственного обновления. «Мы видим эти якобы освобождённые массы трусливо плетущимися за недостойными вожаками» -написано в предисловии к книжке Карелина «Вольная жизнь»
Сами идеологи анархо-коммунизма уже после гражданской войны в России называли,  власть прошлого над человеком «властью зверя».
Но настаёт момент, когда надо перестать говорить, а просто взять в руки лопату.  Внутренние и внешние «звери» могут быть убиты только лопатой, но не мечом.
Проблема бунтарей в том, что они хотели изменить всё и сразу –«наточил и рубанул».  Так не бывает. Правильная стратегия, наряду с борьбой за права простых людей в обычной их среде обитания на мой взгляд, должна состоять   в выращивании альтернативной матрицы, которая потом, может делиться превращаясь во всё более густую сеть. Как у западного движения автономов, только без их нарциссического самолюбования собственным радикализмом, без всех, этих измов, политкорректорских догм и экзальтации. Сегодня быть героем это значит быть простым, нормальным, но не равнодушным  человеком.
Достаточно одной крепкой и успешной коммуны, что бы её опыт начал распространяться дальше. При этом не надо ничего ломать, придёт время всё, что должно сломаться, сломается само. Нужна борьба не «против», а борьба за», то есть строительство альтернативы тому, что нам не нравиться. Это подтверждает путь общины гуттеритов, которая существует уже без малого 500 лет, в которой люди вообще не берут оружие в руки  и Самары, которая 40 лет живёт по принципу полного  утопического коммунизма. Уйди из порочной среды и создай новую – правильную среду. Осознай опыт и передай другим, вот настоящая  трудная, долгая, но плодоносящая революция, точнее уже эволюция.


Рецензии