Воспоминания. Музыкальная школа
Когда не хватало сил терпеть выходки Вали Г., я просила классного руководителя посадить меня с кем-нибудь другим. Иногда моя просьба удовлетворялась. Так однажды я оказалась за одной партой со своей подругой Надей К. Это была девочка, увлеченная спортом, в отличие от меня. Но такая разница интересов не мешала нам соперничать: получив дневники с четвертными
отметками, мы скрупулезно подсчитывали пятерки и четверки. Троек у нас не было.
Я торжествовала: у меня пятерок было больше!
Однажды, придя в гости к Наде, я увидела странный инструмент, очень меня заинтересовавший. Инструмент оказался домрой, Надя пообещала маме хорошо учиться в музыкальной школе, если та разрешит ей заниматься в спортивной школе.
Я впервые услышала о существовании музыкальной школы. Сразу от Нади (разузнав адрес) я отправилась туда.
Был конец августа. Прием в школу был закончен. Но высокий стройный мужчина
(как потом оказалось - Пьянков Владимир Ильич, руководитель оркестра народных инструментов, в котором мы с однокурсниками потом все занимались) решил все же меня прослушать. К радости, после прослушивания, которое оказалась совсем не трудным, он попросил привести в школу родителей. Радостная, я прибежала к матери с криком: »Я поступила в музыкальную школу!» Ничего не зная об условиях обучения, я не понимала всей сложности ситуации, в которой оказалась мать: оклад завхоза был 60 руб, на руках матери нас было трое. Сколько зарабатывал отец мне неизвестно, но он любил выпить, и достатка в семье хронически не было.
За музыкальную школу нужно было платить.
Как договорились между собой взрослые, мне неизвестно. Но каждый месяц мать
давала мне из своего скудного бюджета 3 руб.50 коп - заплатить за музыкальную школу.
Еще одна проблема возникла сразу: я не успевала закончить музыкалку по классу фортепиано к моменту окончания общеобразовательной школы, как было принято. И моим любимым инструментом стал баян.
Особенно я обрадовалась ему, когда познакомилась со своим преподавателем.
Сан Саныч, самый огромный и, казалось, сильный мужчина в мире, брал баян в руки (он казался в его руках игрушкой), пробегал по клавишам, потом открывал ноты - и звучала музыка. Ничего прекраснее - казалось мне - не было в мире. Сразу же хотелось взять баян и создать самой такую же красоту! Но... Этому еще нужно было научиться.
А учиться было трудно. Своего баяна не было, купить его мне не могли.
Приходилось, чтобы выполнить домашнее задание, идти заниматься в школу, искать свободный класс и терзать слух всех находящихся в школе.
Иногда, занятая комсомольскими делами, не успевала сбегать позаниматься в школу. Тогда объясняла Сан Санычу, что проигрывала пьесу мысленно. Он, улыбаясь,
интересовался, не чувствую ли я себя Моцартом? Моцарт, отправляясь на концерт, прямо в карете дирижировал воображаемым оркестром. Мне сравнение льстило.
Глупая, самоуверенная девчонка!.
Самыми интересными были для меня уроки музыкальной литературы Учителя рассказывали о разных случаях из жизни композиторов, знакомили с оперой, балетом.
Это было увлекательно и очень легко для меня. А на последнем курсе директор школы Кузьмина Эмма Степановна решила свозить нас в Ленинград, показать оперу и
балет. Не знаю, где мать взяла денег, но я тоже поехала. Оказалось, туристическая фирма, которая должна была нас принять, никого не ждала и обеспечивать нас билетами на концерты, устраивать наш ночлег не собиралась. Но Эмма Степановна не сдавалась. Кое-как с кем-то договорившись, она привела нас в какую-то школу, и мы,
устроившись на брошенных на пол матрацах, спокойно спали, чтобы с утра начать свои встречи с прекрасным. Где мы питались - не помню. Но это было и неважно.
Важнее было достать билеты в Мариинку. Процесс растягивался в прямом смысле: мы
располагались в зоне видимости друг друга за квартал от театра и, не пропустив, ни одного, направлявшегося к театру, «добывали» лишние билетики. Особенно запомнился
один случай. Минут за пять до начала спектакля ( мы еще не все «добыли» билеты и
стояли у входа в надежде) прямо перед нами остановился автобус, и из открывшейся
двери вышла фея. Прекрасная дама была очаровательна . Вся, от прически до изящных туфелек блестела и казалась воздушной. Январский мороз, казалось, её совершенно не
беспокоил: темное, легкое платье поблескивало на морозе. Но главное! Она протянула
одному из нас билет! Денег она не взяла...
Оставшиеся без билета ждали милости от билетерши . У кого хватит совести
не пустить на спектакль детей, рвущихся к прекрасному через все препоны? Преодолевших километры железной дороги, жаждущих из своего холодного северного
края увидеть благородного Дон Кихота, танец маленьких лебедей и послушать Кармен?
Нас так полюбили, что закрывали глаза на отсутствие второй обуви. Этикет требовал иметь туфли для посещения театра, мы такой роскоши себе позволить не могли.
Свидетельство о публикации №118042306770