Картина на заказ

 
  Когда я жил у своего друга в Новом Афоне, один из отдыхающих, довольно интеллигентного вида мужчина , увидев как я возвращался вечером с этюдником на плече, поинтересовался: « А , ты что художник?».
А я ему так гордо и отвечаю: « Да! А в чём дело?».
Он говорит: « Меня зовут Николай, у  меня в Москве, тоже есть знакомые художники, -  и добавляет, - а твои работы можно посмотреть?».
Я приглашаю его к себе в комнату и попутно рассказываю : « У меня здесь всего пару этюдов и картина в холле на втором этаже, а другие в Гаграх у разных знакомых и местах висят - в столовых, кафе и даже одна на выставке, где я изобразил свою знакомую девушку с развивающимися чёрными локонами, в доспехах с копьём и флагом Абхазии на фоне моря и гор. И назвал я это полотно -
 « Молодая Абхазия».
А Астанда -  так  звали эту девушку, на меня даже немного обиделась, говорит:
 « Я тебя просила написать небольшой мой портрет, а ты целую картину навоял».
Я не понял её претензии, и говорю: « Смотри, это же лучше! На полотне большая картина и ты тут, как Жана д’Арк».
   А она за своё: « Я хочу небольшой портрет и всё тут». Деваться не куда, пришлось написать ещё один портрет, а картину на выставку отдал»…
   Поднимаемся на второй этаж в холл , там весит картина, среднего размера в раме написанная на ДВП , где я изобразил озеро Рица.
    « Вот, - говорю, - посмотри в какой манере я работаю…».
 А рядом за столиком сидит какой-то мужик с красной мордой, то ли от солнца, то ли от спиртного, с явно не интеллигентной физиономией и говорит: « Это картина не настоящая!».
    Меня аж передёрнуло, в другой раз я бы ему в морду дал, без разговора, но удержался, всё-таки с приличным человеком пришёл, и так настойчиво, мягко говоря, спрашиваю: «А с чего это вы взяли, что картина не настоящая?».
   Этот с бурой харей, пытаясь сделать умное лицо продолжает: « Настоящие картины рисуют на материале, а это не понятно на чём намалёвана».
   У меня ещё больше кулаки зачесались, но из последних сил сдерживая себя, интересуюсь: « А на фига писать картины обязательно на полотне?».
  Этот гад продолжает: « Чтобы можно было в трубочку свернуть, -
 и многозначительно добавляет, - я такое в кино видал».
  « Это когда их воруют? – интересуюсь.
Он говорит : « Да, там ещё какого-то святого, вырезали и украли».
« А я специально пишу на ДВП, чтоб такие, как ты не смогли украсть!», - пригвоздил я его.
Николай смотрит на нашу перепалку и улыбается: «С такими людьми бесполезно говорить, а ты сможешь мне написать церковь Симона Кананита, можно даже на ДВП, размером чтоб в чемодан влезла, - и поворачиваясь к мужику, продолжает, - картина ценна не тем,  на каком материале она написана – а как. Ведь раньше писали и на дереве, и на металле и даже на камне».
 Этот с красной мордой , как услышал аж присвистнул:
« Да ну?». « Вот тебе и «да ну», - передразнил его Николай…
Вообщем на следующее утро, по-раньше, взял загрунтованный лист ДВП,  пошёл к электростанции, где рядом стоит храм апостола Симона Кананита…
   Народу не много, поставил этюдник на ножки, выдавил краску на палитру – работаю…
    Отдыхающие подходят, смотрят, дальше идут, а я внимания не обращаю, за свою долгую практику привык, пишу и думаю:
    « Хорошо бы к вечеру успеть, всё-таки тысяча рублей на дороге не валяются…».
Я так увлёкся, что только раз за водой, да в туалет отлучался, да пару беляшей съел. И уже ближе  к вечеру, когда почти заканчивал картину, а народа сзади собралось прилично, слышу за спиной, кто-то и говорит:
 « Молодой человек, а вы картину не продаёте?».
 Поворачиваюсь, стоит женщина лет пятидесяти, явно из какого-то санатория.
Я отвечаю: « В обще-то , эту картину я пишу на заказ».
Она продолжает: « А, сколько стоит, если не секрет?».
« Не секрет,- говорю, - тысячу рублей».
Тогда женщина, с явно московским акцентом предлагает: «  Я вам дам тысячу двести, а то нам послезавтра уезжать, - и добавляет, - мне понравилась манера вашего письма, чем-то на Саврасова похожа».
После таких «разоружающих» слов я понял, что имею дело с человеком разбирающимся в живописи , и легко согласился: « Хорошо,- говорю,- сейчас только передний план немного доработаю, а через пару дней она подсохнет, так что вы легко и в чемодане увезёте…».
    Прихожу вечером, а Николай спрашивает:« Ну как, работа идёт, картина пишется? А то мне через неделю уезжать».
Я отвечаю: « Всё нормально, я её у знакомого в ларьке оставил, скоро закончу, не переживай».
На следующий день встаю ещё раньше, набираю еды всякой, кофе в термос, думаю:
« Жаль, что пампирсы нельзя взять».
Пришёл, расставил этюдник, работаю…
    И вы не поверите, но история повторилась. Только в этот раз к вечеру ко мне уже мужик пристал с продажей картины и денег ещё на сто рублей больше заплатил.
  Прихожу вечером, а Николай опять меня пытает на счёт картины.
Я его успокаиваю: «Не переживай, завтра закончу». И спать по-раньше лёг.
С утра вообще встал «ни свет-ни заря» и бегом на своё место к храму.
Целый день работал, отбился от трёх «искусителей», договорился написать картину им через пару дней, а сам продолжал работать аж до темноты.
   Прихожу поздно вечером, во дворе свет горит, отдыхающие во дворе, кто-где сидят. Показываю картину Николаю, он посмотрел, говорит: «Написана хорошо, надо ещё при дневном свете посмотреть».
Я отвечаю: « Не переживай, если что с утра «до малюем», а на солнце выставим и она быстро подсохнет, тем более я краску уайт-спиритом разбавляю». Так и получилось – Николай глянул, сделал кое-какие пожелания и я их за пару часов реализовал…
  Когда он уезжал, работа « притряхла», правда, немного пожухла, тогда я ему по советовал: « Через месяц, когда поверхность хорошо подсохнет, отнеси картину своим художникам, пусть они её лаком покроют».
И на этой дружественной ноте мы расстались…
 А на следующий день подходит ко мне «старый знакомый» с красным лицом и говорит: « Может,  и мне нарисуешь картину, я заплачу, не переживай!».
  А я парирую: « Так, она ж не настоящая, на ДВП написанная…»
  Он хитро улыбнулся и продолжил: « Я поначалу тоже так думал, но когда увидел, несколько дней назад, что у тебя люди каждый день картины возле храма «гребут», понял, что ты был прав, - и добавляет, - я ведь Николаю ничего не сказал».
 « Ладно,- говорю, - «намалюю», но за тыщю – не меньше!»


Рецензии