Ксения
АННА АХМАТОВА - За всю жизнь я встретила только
двух женщин-поэтов. МАРИНУ ЦВЕТАЕВУ
и КСЕНИЮ НЕКРАСОВУ.
***
Будет холмик надо мною,
Как надо всеми,
Хорошо бы на краю села
Крестик маленький в ногах поставить
В честь того, что русскою была.
Ксения Некрасова
Нет над тобой холмика,
нет над тобой крестика -
огонь разнёс тебя по всему свету...
Но есть для тебя хорошее известие:
портреты, рисованные Фальком,
в Русском музее и в Пушкинском
на Волхонке.
Книги твои выходят большими тиражами,
есть малоформатные, красочно-изданные,
с лубочными картинками.
Живёшь ты там на земле,
как в <деревянной сказке>,
поэт - известный, и знаменитый...
И этим теперь несколько прикрыты
прежние грехи Союза писателей.
О художнике
Р.Ф.*
Сколько рождений
дано человеку,
а сколько прожито лет!
Каждый год
рождается вновь -
из весны,
из травы,
из небес - человек.
И нет насыщения жизнью
и хоть сто раз
на земле живи:
утоления нет рукам,
наглядения нет глазам.
Ксения Некрасова
Человек с небес возник,
на земле проходят годы -
будет ли в веках велик,
повторяя свои роды?
На земле живёт лишь раз,
а хочется сто или больше.
И нет нагляденья для глаз
и мало нам всяческой пользы.
И нет утоленья рукам -
болят от труда иль безделья.
Ах, жизнь! Вот бы бросить к ногам
твою бесконечность сомненья?!
_____ Р.Ф.* - художник Роберт Фальк
***
... и от безделья кисти рук
черты разумные теряют.
Ксения Некрасова
В <деревянной сказке> Ксения жила,
плохо шли обычные всякие дела...
Но она так верила в сказки доброту -
сердцем своим мерила жизни маяту.
И её разумные кисти рук черты -
оттеняли главное, путь её судьбы.
***
Кратчайший миг,
А весна на весь мир.
И люди прекрасней ветвей
Идут, идут,
излучая любовь,
что в сердце зажглась в моём.
Ксения Некрасова
Верила в любовь, в тоску, в разлуку,
чуяла, что будет впереди
и свою доверчивую руку
прятала у сердца на груди.
Целовала синие метели
и весну, как праздники. ждала.
Ничего, что не было постели,
не было надежного угла.
Будто не ходила, а летала -
птицы были у неё в родстве.
Только, много глупого оскала
от удачливых попало и тебе.
***
Поглядишь на лицо,
а в лице существо -
светом и солнцем,
как день полно.
Ксения Некрасова
Существо в лицо глядит
словно свет от солнца,
часто сердцу говорит:
выйди за оконце,
погляди на свет глазком
Ксении Некрасовой,
будешь с радостью знаком,
с полем, ею крашеным.
Для сегодня нам она
многое оставила -
лица видела до дна,
жизнь земную славила.
***
Лопата я
и тем горда,
и мой хозяин горд,
я полпланеты на зубок
в труде перебрала...
Ксения Некрасова
Трудяга ты. К земле с родства
корнями приросла.
Но поэтичность естества
тебя и ввысь звала.
Листочку, дубу и коре
сестрою ты была,
и в ночи - сумрачной поре -
ты звездочки зажгла.
***
Моё пальто!
Твои седые петли
И воротник в морщинах от тревог,
И плечи, сникшие
От тяжкого раздумья,
Все горести мои
С тобой, моё пальто.
Ксения Некрасова
Морщины тревог на пальто -
наверное, лучше не скажешь...
Как билось в нём сердце за то,
с чем спать ты, голодная, ляжешь.
Теперь мы прозрели слегка,
хоть многих не видим и ныне.
Не тех, чья так поступь прытка,
а тех, на дороге в пустыне.
Теперь воротник у пальто
как будто есть ценность монеты,
но только в нём ходит Никто,
лицо у пальто стёрто, нету.
А ты вот осталась с лицом,
с натурой на холстиках Фалька...
И бог с ним, со старым пальто -
оно теперь смотрится ярко.
***
Жизнь ты, моя жизнь.
всё состариться норовишь,
погодило бы сечь лицо,
погулять бы ещё в молодых...
Ксения Некрасова
Погулять бы ещё в молодых,
норовив рагладить лицо,
и не видеть волос седых
и морщины б заподлицо.
И зачем так сечёт лицо
и волосья все в лунный цвет.
и иссохло уж то крыльцо
с поцелуями юных лет.
Норовишь всё не так решить,
и не стариться совсем,
чтобы жить на земле и быть,
ну, а там же быть, но кем?!
Мы не знаем и потому
тянет в молодость нас тогда,
когда старость свою суму
припечатает навсегда.
Уходя в душе молодым
человек норовит понять:
кто же сделал его седым,
где ту молодость поискать?
***
Печатают валенки
следьями пол,
и овчинный на мне кожух
груб, неуклюж.
И мне стыдно следьев моих
на зеркальном полу,
и швейцара стыдно до слёз.
Ксения Некрасова
В России бедной всяк швейцар
сверкал, как генерал,
и пол стерёг как пёс,
и потому он, наш швейцар,
и глуп бывал до слёз.
Твоя же скромная душа
вся уходила в пятки,
когда, случалось, чуть дыша,
ты шла по коридорам гладким.
Дрожала рукопись в руке,
и сердце прыгало как заяц,
когда маячил вдалеке
швейцар -
а вдруг поднимет палец?
И всё же шла, несла своё -
клочки бумаги в клочьях сердца,
надеялась: людей жильё
хоть где-то, а имеет в сердце
дверцу.
***
...и вероятней всего,
что сами мы -
ещё не выросшие боги,
живущие под воздухом целебным
на нашей зелёной
и сочной земле.
Ксения Некрасова
На нашей зелёной и сочной земле
людей было много: мы - боги
считали себя, но, они имели рога,
и многие - рожки-убоги.
И жили не чуя, тех рожек своих,
а видели там, где и не было их -
у тех непонятных и явно других.
А богово людям чутьё изнутри
давалось всегда единицам,
их видела Ксеня вблизи и вдали
по родственным чувствам и лицам.
***
Мне подарили
бархатное платье,
А раньше
два только платья
было у меня:
льняного полотна
и шерстяное.
Ксения Некрасова *Платье*
Раньше платьев многим
хватало два,
третье - уже богатство...
Так невзначай ты шагнула
в едва
обозначившееся святотатство.
Но не страшись -
Бог простит
этакую подаренную тебе роскошь.
Он ведь знает,
это тебе не сулит
богатства
тучную пошлость.
***
Куда-то всё плывут
продольные дожди
перед окном моим.
А на столе - цветы,
как млечные созвездья,
да стул один,
да рукопись в углу -
мои стихи
иль я сама,
одно и тоже,-
только форма разная.
И всё,
и больше ничего,
да сор ещё
цветочный на полу.
Ксения Некрасова *Моя комната*
На полу цветочный сор -
не хитёр его узор.
Дождь продольный за окном,
недалёкий окоём.
Стол и рукопись в углу...
Одинока, ни гу-гу.
Ты в стихах, стихи в тебе.
Вот причина, ты в судьбе.
***
Есть третий глаз -
всевидещее око, -
им скульптор награждён,
художник и поэт:
он ловит то,
что прячется за свет
и в тайниках живёт
не названное словом.
Ксения Некрасова
Не названное словом
живёт в тайниках.
Ему, как обновам
предшествует страх.
Лишь только художник
и также поэт
всё новое ищет -
названия нет.
И третий им глаз,
ох, как нужен тогда,
когда на мольберте
иль в слове труда
запрятано чудо,
обычное впрочем,
и только покуда
открыто рабочим.
***
О, мой талант,
дай силу мне
мой тяжкий труд
окончить до предела.
Не отнимай
всёпокоряющую кисть,
дай искренность в словах,
дай правду жёсткую в чертах
людей и подвигов,
что выну из души.
Ксения Некрасова
Всёпокоряющую кисть ты обрела
до самого конца.
Столь тяжкий труд и жизнь
достойны гордого творца.
Когда конец трудам,
нам, людям, не судить.
Бог помогал творцам,
он знал - кому творить.
***
Люди,
а люди!
Знаете ли вы
русскую песню,
когда сердце её
облегла тоска
и бытья бесконечная степь
изрезана дорогами неудач?
И в грусти несказанной,
неизмеренной,
неисхоженной,
сидит русский
и поёт свою песню.
Ксения Некрасова *Песня*
В судьбе дороги неудач
пересекались часто...
Но женский твой,
столь русский плач,
не клял судьбу напрасно.
Ты пела русскою душой
в безбрежности степей -
звал голос с русскою тоской
и с радостью твоей.
***
- Ах, сердце человечье
так беспечно.
Вещь не доверит
таинства ему.
Предмета суть
есть совершенство мозга.
А сердце -
сердце, что ж - цветок,
само взойдёт,
само цветёт,
само завянет и уйдёт.
А вещь без старости жива
и без младенчества ясна.
И не расспрашивай стола
коль ты поэт...
Ксения Некрасова *Разговор со столом*
Беспечно сердце человека до поры,
пока не знает таинств и игры,
которая по жизни нас несёт,
как лёд рекою в самый ледоход.
И совершенство мозга иногда
само не знает - в чём его вина...
Лишь сердце помнит много наперёд
даже тогда, когда любовь уйдёт.
***
На японской лаковой коробке -
для восторга малых
и раздумья старших -
из перламутра мастер
создал радость,
изобразил цветок
и капли дождевые.
Была коробка чёрная под лаком,
как ночь под воздухом прозрачным,
только вместо луны - маргаритка
да зелёные донышки капель.
Ксения Некрасова *Инкрустация*
Зелёные донышки капель
в ночи перламутром блестят,
и ночь зачарованным лаком
являет природы наряд.
И люди глядят, цепенея...
Художник вздохнул глубоко -
душою и кистью владея,
коробку он создал легко.
***
Я сижу
пред белою бумагой
и словно из нержавеющего сплава,
словно глину,
мну в черновиках
Свечка оплыла и поседела,
над окном звезда сгорела...
Чья-то дружба с жизнью порвалась.
Ксения Некрасова
Чья=то дружба с жизнью
порвалась,
а казалась нерушимой связь...
Сплав железный мнешь ты
словно глину -
ищешь в силе слов причину.
А она, ведь, в том -
что свечка поседела
и звезда пред утречком
сгорела.
***
И заметила луна:
каждый вечер у окна
молча девочка сидит,
на неё - луну - глядит.
Ксения Некрасова *Удивленье*
Ты сидела у окна
и к тебе плыла луна,
чтоб с тобою говорить,
как тебе твой день прожить,
как сынишку воспитать
и стихи в тетрадку написать,
чтобы поняли в Москве
жизнь простую, что в тоске -
сердце рвётся пополам:
Бог везде и Аз воздам.
***
Поэт ходил ночами по земле,
а головою прикасался к небу.
Была душа поэта словно полдень,
и всё лицо заполнили глаза.
Ксения Некрасова *Рублёв. XY век.*
Глаза его, твои глаза
сошлись во встречном взгляде...
И кисть его все образа
писала тебя ради.
Он знал тебя, а ты его
узнала через время -
и тут - глаза в глаза -
исчезло ваше бремя.
***
Волнует улица меня
неуловимою идеей,
которую назвать я не умею,
лишь стать частицей улицы могу.
Пойдем вдвоём,
читатель милый,
по вечереющей Москве
и с улицей смешаем цвет
одежд своих,
восторженность весны
с толпою разделив...
Ксения Некрасова *Улица*
Восторженность весны
с толпою разделив,
на улицах Москвы
с людьми смешалась в цвете
в неуловимый миг
гуляющих в привете -
улыбкою Джоконды возродив,
мечту для единения
в призыв.
***
Босоногая роща
всплескнула руками
и разогнала грачей из гнёзд.
И природа,
по последнему слову техники,
тонколиственные приборы
расставила у берёз.
А прохожий сказал о них,
низко склоняясь:
- Тише, пожалуйста, -
это подснежники...-
Ксения Некрасова *Весна*
Босоногая роща, крики грачей,
рвущих взмахами крыльев
небо на клочья...
Это взрыв, это весть от лучей,
позволяющим людям воотчью
вскинуть к небу глаза,
встрепенуться от скуки -
это русской весны голоса,
и подснежников нежные звуки
нам врачуют сердечные муки.
***
...И стояла на ступени
в красноклетчатой
шерстяной кофте
добрая хозяйка.
А в руках у ней рябина,
поросёнок у ботинок
кушал сладкую рябину,
и ни тына, ни оград:
вместо тына
всё рябина
понасажена подряд.
Ксения Некрасова *Отрывок*
Поросёнок и рябина
словно роза и навоз -
превосходная картина
для деревни и для слёз.
Роза вырастет в навозе
и рябина у окна -
всё обычно, будто в прозе
нет загадок, мысль ясна.
Нет ограды, нет и тына,
поросёнок, тот везде,
ест рябину у ботинок...
Ты в рябиновом кусте.
Всё поймёшь и всё увидишь,
затуманишь слезой взгляд -
никого ты ненавидишь
и не любишь всех подряд.
***
Что ты, Муза,
всё ходишь за мной
и поёшь мне в уши
стародавние ритмы?
Видишь -
Москва отвергла ямбы,
кирпичи сменила на металлы,
новые пронзительные песни,
словно нити,
вдернула в сердце.
Ксения Некрасова *Обращение к Музе*
Стародавние ритмы будто кирпичи
древние, крепче и металла,
в них заложено, что в уши
нам кричит,
чтобы ты душой не уставала.
Песня же бывает и легка -
улетит, когда придут другие.
Нити в сердце рвёт тогда рука,
вспоминая древние, нагие...
.
Свидетельство о публикации №118042304951