Где же Замчище? Часть 3
Раздел: Замковый собор Нарождения Пресвятой Богородицы.
Добрый день, уважаемые судари и сударыни!
Я продолжаю историческое путешествие по просторам наследия наших предков, затрагивая в своим проницательным взглядом недостроенную на территории Замчища церковь Нарождения Пресвятой Богородицы. Вот о чём узнал я от историка Виктора Корбута и фотографа Дмитрия Ласько, прочитав их замечательную книгу "Минск. Спадчына старого города" ( Мiнск "Беларусь" 2016 ).
Замкавы сабор Нараджэння Найсвяцейшай Багародзiцы. ( Не захавауся ):
У 1949 годзе на Замчышчы быу адкрыты падмурак мураванай царквы памерам 12*16 метрау, якую пачалi cтавiць у канцы 11 стагоддзя ( Э.Загульскi прапануе дату, не пазднейшую за 1071-1085 гады ), але яна так iне была дабудавана.
Падмуркi царквы захавалiся на глубiнi 0,5-2,1 метрау. У 1993 годзе на паверхнi зямлi выклалi контуры колiшняга недабудаванага храма i паставiлi стэлу.
Замкавы сабор Нараджэння Найсвяцейшай Багародзiцы, або Прачысценскi, упершыню узгадваецца на пачатку 17 стагоддзя. Побач знаходзiлася рэзiдэнцыя мiтрапалiта Кiеускага i уся Русi. У 1597 годзе сабор наведау унiяцкi мiтрапалiт Мiкола Рагаза ( тады, мабыць, храм стау унiяцкiм ). У гэты час тут захоувауся абраз Мацi Божай Менскай i Евангелле, якое называлася "старым". Гэта Евангелле згадваецца у 1681 годзе як "Ewfhelia axamitna czerwona" ( "Евангелле аксамiтнае чырвонае" ), у 1779 i 1792 гадах як "Ewangelia naprestolna w axamit karmazinowy opranwna" ( "Евангелле напрастольнае, апранутае у ярка-чырвоны аксамiт" ).
У канцы 16 стагоддзя сабор бау у аварыйнам стане. Вядома, што каштоунасцi храма захоувалiся у суседнiм брацкiм доме ( з прычыны "некрепкости церкви" ).
У 1612 годзе менскiя унiцкiя святары паведамлялi мiтрапалiту Кiеускаму i усяе Русi Iпацiю Пацею, што саборная царква "оскудела, не маючы достатков неяких", а "также и панамара не мает". Паздней мiтрапалiт Iосiф Вельямiн Руцкi адзначау, што храм прышоу "до великого знищеня".
Каля 1635 года бурмiстр Лукаш Богушэвiч Шышка "и иншые панове мещане" унiяцкага вызнання звярнулiся да мiтрапалiта I.В.Руцкога з просьбай дазволiць збудаваць новы саборны храм замест старога. Руцкi дау дазвол:"...мы церковь будоваты пану Лукашу Богушевичу позволили".
У 1792 годзе у замку, на левым баку ад моста, як iсцi у места, iснавала унiяцкая царква Узнясення Паны Марыi, якая называлася "кафедральнай". Гэта быу драуляны храм, накрыты гонтавым дахам, з вялiкiм купалам, увенчаным жалезным пафарбаваным крыхам. Галоуны алтар быу прысвечаны Панне Марыi, угары яго вiсеу абраз Святой Тройцы. Па баках алтара знаходзiлiся дзве закрыстыi ( рызнiцы ), дзе захавалася адзенне святароу i царкоунае начынне. У будынку было шэсць вялiкiх вокнау ды чатыры у купале. У зале стаялi чатыры лавы. Вакол храма знаходзiлiся могiлкi, абнесеныя парканам з брамай. Парахам царквы служыу Юзаф Бараноускi. У вiзiце ( апiсаннi ) царквы, зробленым у 1792 годзе, пералiчваюцца фундушы ( дары, ахвяраваннi ) на храм з 1633 года...
Замковый собор Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1949 году на Замчище был открыт фундамент каменной церкви размером 12 на 16 метров, которую начали сооружать в конце 11 века ( Э.Загарульский предлагает дату, не позднее за 1071 -1085 гада ), но так и не достроили. Фундамент и каменая кладка выложены из валунов, политых известковым строительным раствором. Плоские бока валунов повёрнуты внутрь. В те времена фундаменты не не штукатурили. Внутри стены начинали облицовывать выровненным известняком, которому придавали форму кирпича. Храм имел четыре столба, три апсиды. Внутри церкви и вокруг неё выкапан 21 гробов: в середине 12 века пространство недостроенной церкви использовали под кладбище, а в первой половине 13 века сверху проложили мостовую.
Фундамент церкви сохранился на глубине 0,5-2,1 метров. В 1993 году на поверхности земли выложили контуры прежнего недостроенного храма и поставили стелу.
Замковый собор Рождества Пресвятой Богородицы, или Пречистенский, прервые упоминается в начале 16 века. Рядом с ним находилась резиденция митрополита Киевского и всей Руси. В 1597 году собор посетил униятский митрополит Михаил Рагоза ( тогда, вероятно, храм стал униатским ). В то время здесь хранилась икона Матери Божьей Менской и Евангелле, именовавшееся "старым". Это Евангелье упоминается в 1681 году как "Евангелье бархотное красное", в 1779 и 1792 годах как "Евангелье первопрестольное, одетое в ярко-красный бархот".
В конце 16 века собор был в аварийном состоянии. Известно, что ценности храма сохранялись в соседнем братском доме ( из-за причины "некрепкости церкви" ).
В 1612 году менские униатские священики известили митрополита Киевского Руси и вся Руси Ипатея Патея всея, что соборная церковь "оскудела, не имеючи ни каких достатков", а "также и панамаря не имеет". Позже митрополит Иосиф Вельямин Руцкий отметил, что храм пришёл "до великого знищеня".
Около 1635 года бургомистр Лукаш Богушевич Шишка "и иншае панове мещане" униатского вероисповедания обратился до митрополита И.В.Руцкого с просьбой разрешить построить новый соборный храм вместо старого. Руцкий дал разрешение:"...мы церковь будовати пану Лукашу Богушевичу позволили".
В 1792 году в замке, на левом берегу от моста, как идти в местечко*, существовала униатская церковь Успения Пречистой Богородицы, которая называлась кафедральной. Это был деревянный храм, накрытый дранкой, с большим куполом, увенчанным железным окрашенным крестом. Главный алтарь был посвящён Богородице, в верху которого висел образ Святой Троицы. По бокам алтаря находились две ризницы, где сохранялась отделение священников и церковная утварь. В здании было шесть больших окон и четыре в куполе. В зале стояли четыре скамейки. Вокруг храма находились могилы, обнесённые забором с воротами. Настоятелем церкви служил Юзеф Бороновский. В описании церкви, сделанном в 1792 году, пересчитываются фундуши ( дары, пожертвования) на храм с 1633 года...
Интересные вопросы появляются в нашем просветлённом уме после прочтении этого исторического текста, в котором говорится о незавершённом строительстве Замкового собора Рождества Пресвятой Богородицы. Как вы думаете, уважаемые читатели, с чем они связаны? Конечно же с междоусобными войнами русских князей на религиозной почве. Вот что я узнал из "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, сопоставив время основания церкви ( 1071-1085 года ) и время правления русских князей на киевском престоле:
1. Великий князь Изяслав ( в крещении Дмитрий ) годы правления 1054-1077:
Древняя Русь погребла с Ярославом (Ярослав Владимирович Мудрый 1061-1054 ) своё могущество и благоденствие. Она утратила силу, блеск и гражданское счастье, будучи снова раздроблено на малые области.
Дети Ярослава, исполняя его завещание, разделили по себе государство.
а) Область Изяслава, сверх Новгорода, простиралась от Киева на юг и запад до гор Карпатских, Польши и Литвы;
б) Князь Черниговский ( Святослав Ярославович ) взял в удел Тмутаракань, Рязань, Муром и страну вятичей;
в) Всеволод, кроме Переяславля, Ростов, Суздаль, Белозеро, Поволжье;
г) Вячеслав стал удельным князем в Смоленской земле ( Витебские, Псковские, Калужские, Московские земли );
д) Игорь стал удельным князем города Владимир-Волынский;
е) Внук славной Рогнеды, Брячеслав, умер ещё в 1044 году, сын его, Всеслав, наследовал удел отца- и Россия имела тогда шесть юных государей.
Продолжение следует завтра, когда я рассмотрю связь между междуусобицей русских князей и недостроенностью церкви в городе Менске, а также между чародейной повязкой Всеслава и ненавистью русских князей Ярославовичей. Вы же прекрасно понимаете, что речь идёт о войне на религиозной почве: войне между представителями Старой Веры в Светлых Богов и Предков ( Правнуком славной Рогнеды, Всеславом) и представителями Греческой Веры ( Ярославовичами: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Вячеславом и так далее ).
1. Примечание: Исторический источник: Вiктар Корбут, Дзмiтрый Ласько "Мiнск. Спадчына старага горада" Мiнск "Беларусь"2016 ( Старонка 31 ).
2. Примечание: Фотография фундамента недостроенного храмя Рождества Пресвятой Богородицы в городе Менске взята из тойже книги на странице 30. Она выполнена белорусским фотографом Дмитрием Ласько.
3. Примечание: Исторический источник: Н.М.Карамзин "История государства Российского".
Свидетельство о публикации №118042300357