Конармия и Белая гвардия

11 класс, 1999г.

Сочинение
Конармия Буденного и Белая гвардия.
Что общего, что различного?


                Зверье, они пришли, чтобы грабить,
                это так ясно, разрушаются старые боги.
                И. Бабель

     Тысяча девятьсот восемнадцатый год - начало гражданской войны, начало всеобщей паники, ужаса, страха. В уставших от войн людях -  паническая неопределенность, в глазах - страшный вопрос: "Что делать, за что снова идти умирать?" Началась война между красными и белыми, новой власти со старой. В белых люди видят врагов-помещиков и свою от них зависимость, в красных - врагов-грабителей, голод и нищету.
     Война -  самое страшное массовое несчастье, но может быть оправдано, если христианский грех совершается в целях обороны, защиты как отдельного человека, так и государства в целом. Но что может быть ужасней гражданской войны, убийства брата братом? Что может быть ужасней, когда жизнь каждого человека, живущего в едином и неделимом государстве, зависит от его происхождения и социального положения?
     Первая конная армия Буденного - Красная Армия - выражала идеи новой власти, то есть большевиков. Охваченная революционной идеей борьбы против эксплуататоров, борьбы за свободу, равенство и счастливую жизнь, армия профессионально осуществляла ее, уничтожая тех, кто не хотел счастливой жизни или не разделял представления о ней. Руководитель новой власти призывал брать города, не считаясь с массовой гибелью мирного населения.
     В сущности, Российское государство - это типичное неправовое государство. оно было таковым с самого начала своего образования. Наши предки и мы живем по принципу: не государство для человека, а человек для государства. Одна эпоха сменяла другую, и власть сменяла другую; методы и цели были одни, но средства осуществления власти были различными. Но различие, я думаю, заключалось в степени жестокости этих средств.
   Белое движение, а если конкретно, в противопоставлении конармии Буденного, то белая гвардия, представляло царскую Россию, власть в которой дана от Бога, царь - Его помазанник. Офицеры, из которых складывалось Белое движение, шли умирать за царя - символа единства, веры, религии. Они знали свой долг и верили в то, что этот символ - единственная справедливая истина, но не сумели эту веру донести до уставших и растерявшихся людей.
   Начиная с названия, можно провести параллель между двумя боровшимися между собой властями: Красная Армия - кровавая армия, символ вечной борьбы за всеобщее равное бесправие; Белое движение -  в описании Булгакова, символ чести, справедливости, благородства.
   Любая перемена жестока для тех, кому приходится ее переносить и кого она непосредственно касается. А смена власти коснулась и покалечила жизни многих людей. С одной стороны, интеллигенция, офицеры  - образованные люди;  другой - пролетарии - отчаявшиеся малограмотные рабочие. Офицеры видят в своей победе государственную целостность, пролетарии - воплощение идеи революции, то есть начало нового времени и конец буржуазии. Ради идеи боролись жестоко, беспощадно, безжалостно. Какая жалость, если впереди всех ждет светлое будущее? Жестокость застряла во всех сердцах, она сидела и в голове, но не у всех выходила наружу и выражалась в действии. Главный герой бабелевской "Конармии" Лютов дал яркое описание конармейцам и всем событиям, происходящим в первой конной во время войны. Каждый рассказ говорит о жестокости психологически и физически измученных людей - конармейцев. Откуда взяться жалости, когда хочется есть, спать, даже, как ни странно, жить. Да, жить очень хотелось. Голодные и безумные, они грабили и в приступе крайней жестокости уничтожали сытых и бессильных. Жестокость была сознательным оружием новой власти, но бессознательным оружием тех, кто вначале боролся за нее, а впоследствии только за свою жизнь.
     Действия белогвардейцев, описанные Булгаковым, их мысли, их отношение ко всему происходящему, более человечны. Это люди другой породы, другого воспитания и социального положения. С рождения почти каждого из них окружали любовь, забота, внимание. Судьба ласкала их, им не приходилось грустить и всхлипывать, потому что не приходилось чувствовать удары судьбы. После всего доброго и теплого, того, чем жил человек прежде, неминуемо приходит "расплата" и застает человека врасплох, совершенно неподготовленного, отчего вдвойне больнее. Таким образом, большевики пришли "наводить" справедливость, такую, что никто из булгаковских героев не мог себе представить. Но помимо нежности и любви, в них воспитывались воля, сильный характер и ум. Поэтому, реально оценив ситуацию, они не сломались, выстояли. Глаза видели жестокость, но ни ум, ни сердце не приняли ее. Их души, казалось, должны были зачерстветь от бесконечной боли, но надежда и вера смягчали ее. Булгаков описал, как внезапная война испортила судьбы, но не души его героев, и дала понять, что жизнь круто изменилась вокруг них, и происходящие события не вернут им прежней спокойной жизни.
     Бабель написал о том, что люди приобрели вместе с новой властью, Булгаков - что осталось для них навсегда утерянным.
     Согласно не художественной, а исторической литературе, Белое движение на самом деле было гуманнее в своих действиях. Они боролись против врага, но не против мирных людей. Их поступки не были агитационными и кровавыми в отношении к непослушным и уже независимым крестьянам. Крестьяне, воспринявшие это как неумение навести порядок, приняли новую, более жестокую по средствам достижения цели, власть. Но многие офицеры даже после осознания своего исторического поражения продолжали бороться, тем самым сохраняя честь и статус звания.
     Возможно ли лучше охарактеризовать конармию, чем это сделал Бабель в своем дневнике: "Ничего не взял, хотя и мог, плохой из меня буденовец"?
     Как тяжело и медленно Россия вылезала из грязи, сколько времени ей понадобилось, чтобы сделаться Великой Империей, и как мало - всего десять лет - для того, чтобы снова упасть. Но, поднявшись, Россия не отряхнулась. Так и осталась стоять гордой, сильной и грязной.


Рецензии