Герои М. Горького
Романтические герои и Фома Гордеев по произведениям М.Горького.
(11 класс, 1999г.)
Кто он такой, "романтический герой" Горького? Это борец за счастье, правду и справедливость. Его жизнь - это борьба. Это человек, безумно любящий свободу и всю свою жизнь посвятивший борьбе за нее.
Несмотря на то, что определение, данное героям Горького, одинаковое, они все разные: у них один смысл жизни, но что они делают для достижения своей цели.
Старый цыган Макар Чудра отрицает рабское существование, проповедуя свободную жизнь без смирения и унижения. Эта жизнь - счастье, за которое нужно бороться: "Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?.. Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с собой может сделать?.." В доказательство правоты своей идеи Макар Чудра рассказывает легенду о двух цыганах, которые, сильно любя друг друга, в то же время дорожили свободой и стремились сохранить ее. В подтверждении тому, что герои этой легенды - романтические герои, является характеристика и описание их автором: "Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей богу. Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем" и "в ... Радде, словами и не опишешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает". В каждой фразе автор, эмоционально возвышая своего героя, дает нам понять, что последний проникнут романтикой.
Другой герой Горького, Данко, в той же степени, в какой Лойко и Радда любили свободу, любил людей и был готов ради их жизни, свободной и счастливой, умереть. Лойко и Радда готовы были умереть ради себя самих и своей бесценной свободы, Данко же - ради свободы своего народа. Автор, устами старухи Изергиль описывая этого романтического героя, говорит о его безмерной смелости и красоте, ибо "красивые - всегда смелы" (в действительности, конечно, с этим можно поспорить, но в произведении эта фраза только подчеркивает его характер). Изергиль любит эти легенды и часто их рассказывает, потому что в них заложен смысл ее жизненных исканий, смысл жизни человека, ищущего свободу как счастья. "...Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни... всегда есть место подвигам". Только бы место отыскать.
Вышеперечисленные герои - это герои легенд, живущих в мире, придуманном автором. Мир, в котором живут герои, фантастичен, но качества многих из них реальны.
Другой романтический герой неромантического произведения Горького требует особого внимания и анализа его характера.
Фома Гордеев с самого детства создавал в своем воображении иллюзии, которые впоследствии рушились, сталкиваясь с действительностью. Еще будучи ребенком, хотел перед собой видеть мир красочным, красивым, а видел однообразную, можно сказать черно-белую реальную жизнь. Став взрослее и начав мыслить о предназначении человека в жизни, он понимал, что так жить, как живут его родственники - представители буржуазного мира, нельзя. Он видел, что для них не существует иных ценностей, помимо материальных.
Лойко Забар, Данко, Фома Гордеев - все это романтические герои, но какие они разные по проявлению своей индивидуальности: Лойко любит и борется за свободу; Данко любит людей и борется за них; Фома любит мир, в котором смог бы реализовать себя. Все они, неудовлетворенные действительностью, стремятся к лучшему. Что ожидает этих героев-борцов с иным складом ума, жизненными стремлениями и порывами?
Из рассказа старухи Изергиль понятно, что люди не оценили жертву Данко, не почувствовали его горячую любовь к ним. "Что я сделаю для людей" крикнул Данко, разорвав себе грудь. Они были недовольны, что он заставил их пройти долгий путь.
Души Радды и Лойко слились воедино и прокричали, что их выбор - смерть как спасение от неволи.
Между Фомой - человеком, не сумевшим реализовать себя в обществе, и "буржуазией" возникло непонимание, перерастающее в конфликт. Фома чувствует себя в своем сословии лишним, чужим. В глазах окружающих его людей он все более кажется им ненормальным, так как его слова и поступки противоречат их жизненным устоям. Это естественно, так было и будет всегда: когда один человек не понимает другого, он называет его сумасшедшим, потому что тот думает и говорит не так, как надо; да и как еще можно доказать свою правоту, не оскробив и не унизив его.
Поединок Фомы Гордеева с купечеством заканчивается поражением Фомы. Конец произведения очень реальный, в отличие от "Старухи Изергиль" и "Макар Чудра". Человека не приняли таким, какой он есть, и ему больше незачем быть им. Такова философия Фомы Гордеева, "опустившегося до бутылки".
Итак, перед нами три произведения, три романтических героя, три поражения в обществе и в жизни: один перестал быть личностью, другого настигла смерть от чрезмерного свободолюбия, близкого к эгоизму, а третьего - в такой же степени, но от альтруизма. Мы видим еще одно общее между ними - это поражение от непонимания и одиночества среди людей. Но тут же я хочу выделить отличие Фомы от двух других героев - это красивый, яркий уход из жизни Данко и, чуть иначе, но все же, Лойко.
Жизнь и смерть Данко вымышленны, а жизнь Фомы - романтической натуры - реальна. И как не хотелось бы сознавать, но люди, окружающие наших героев как в вымышленной, так и в реальной жизни, по сути своей одни и те же. Лучшие уходят, а остаются ничтожные и мелкие.
Если говорить о романе "Фома Гордеев" (не касаясь той проблемы, которую поднимал Горький) как о проблеме лишнего человека, то она очень актуальна. Я думаю, что существуют две позиции рассмотрения всего произведения и, в частности, главного героя: анализ с позиции времени автора и анализ с позиции современного читателя. Во время автора это произведение было нужно для того, чтобы люди смогли почувствовать близость нового небуржуазного мира. В настоящее время* этот роман так же нужен для того, чтобы осмыслить проблему отвергнувшего и отвергнутого человека.
Романтические герои Горького на протяжении всей своей небольшой жизни пытались сделать мир лучше, таким, каким, они думали, люди его достойны. Но мир по каким-то нематериальным законам всегда оказывается прочнее. А может просто люди в большинстве своем не достойны лучшего?
* 1999г.
Свидетельство о публикации №118042200576