Пушкин и Бунин

Сочинение
Изображение природы в лирике Пушкина и Бунина.

(контрольные работы по литературе и русскому языку 11 "в" класса. 1999 г.)

     Природа - одна из вечных тем в поэзии всех времен. Каждый поэт, как и художник, старается изобразить ее по-своему, старается открыть в ней то, чего другие не могли бы заметить. У некоторых поэтов это получалось, а некоторые страдали от сознания несамостоятельности своих произведений.
     Тема сравнения лирики Пушкина и Бунина, на мой взгляд, очень сложна, так как эту связь можно сравнить со связью между отцом и сыном. Сын, безусловно, личность и может быть индивидуальным в деле, которое он унаследовал, которое он не создает, а продолжает.
     Роняет лес багряный свой убор,
     Сребрит мороз увянувшее поле,
     Проглянет день как будто поневоле
     И скроется за край окружных гор.
     Какие глубокие, богатые, тонкие строки Пушкина в изображении наступающей зимы. Образ "увянувшего поля" придает пушкинскому описанию глубоко личный, грустный оттенок. Изображение родной русской природы никогда не является самоцелью для Пушкина, а является предметом для выражения своего настроения. Бунин же просто описывает окружающий мир, мало связывая его с собой. Его стихи - это констатация фактов:
     Ласково синеет утреннее небо,
     Легкой белой зыбью облака плывут,
     Важно грач гуляет за сохой на пашне,
     Пар блестит над пашней... А кругом поют
     Жаворонки в ясной вышине воздушной
     И на землю с неба звонко трели льют.
     "Осень" является замечательным по своему совершенству и глубине мысли стихотворением, в котором красота русской природы сливается с ощущением жизни:
     Унылая пора! очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса -
     Люблю я пышное природы увяданье,
     В багрец и в золото одетые леса...
     Проникновенно глубоки и красочны в этом стихотворении образы русской золотой осени. У Пушкина не просто увяданье, а увяданье пышное, праздничное, торжественное. Не просто красные и желтые, а "в багрец и в золото одетые леса". Как Бунин во многом повторяет Пушкина в изображении ночи, но даже это повторение не столь красиво и звучно:
     Бледнеет ночь... Туманов пелена
     В лощинах и лугах становится белее,
     Звучнее ли, безжизненней луна
     И серебро росы на стеклах холоднее.
Бунин не хочет или не может сказать больше, чем есть. Он не словоохотлив. Не горит и не жжет его поэзия, в ней нет пафоса. Зато какие у Пушкина громкими могут быть строки:
     Когда на мрачную Неву
     Звезда полуночи сверкает,
     И беззаботную главу
     Спокойный сон отягощает,
     Глядит задумчивый певец
     На грозно спящий средь тумана
     Пустынный памятник тирана,
     Забвенью брошенный дворец.
Вводится соответствующий теме, теме общественно-политических настроений, ночной пейзаж со звездой полуночи, туманом и мрачной Невой.
     У Бунина преобладающий мотив в поэзии - богатый мир родной природы. Бунин всячески пытается через рифму передать свое ощущение красоты природы и окружающего мира, стремится запечатлеть его краски и цвета. Очень редко его порывы к единению с природой, восторги перед ее красотой сопровождают раздумья о бренности жизни, о текучести и кратковременности всего и вся:
     Пройдет моя весна, и этот день пройдет.
     Но весело бродить и знать, что все проходит,
     Меж тем как счастье жить вовеки не умрет, - восклицает Бунин в стихотворении "Лесная дорога".
     Пушкин всегда сравнивает какие-то моменты в жизни природы с собой: чувство одиночества и душевной тоски находит свое выражение в образе одинокого листка:
     Так, поздним хладом пораженный,
     Как бури слышен зимний свист,
     Один на ветке обнаженной
     Трепещет запоздалый лист!..
Лирическое начало, которое и отличает лирическое произведение от описания того или иного явления природы, окруженной поэта действительности или его внутренней духовной жизни, трудно поддается определению. Лирическое отношение Пушкина к действительности - вот что привлекает нас в его произведениях прежде всего.
     Бунину же надо отдать должное в том, что для него мир все равно прекрасен даже в минуты отчаяния.
     Нет, не пейзаж влечет меня,
     Не краски я стремлюсь подметить,
     А то, что в этих красках светит, -
     Любовь и радость бытия.
Неплохо, но слишком просто. Поэт пытается нам сказать, что он черпает творческую силу и бодрость в природе. В этих строках все-таки прослеживается чужое определение. Там, где Бунин пытается заявить собственные принципы, он менее всего оказывается самостоятельным. Зато Пушкин всего одной строкой объясняет нам взаимосвязь с природой и вдохновением: "И с каждой осенью я расцветаю вновь".
     Поэзия у Бунина спокойная, без событий; жизнь в ней медленная и плавная. Поэзия же Пушки на дышит пламенем; она кипит жизнью:
     Моей души предел желанный!
     Как часто по брегам твоим
     Бродил я тихий и туманный,
     Заветным умыслом томим!
Стихи Пушкина отличаются предельной непринужденностью, естественностью, простотой. Строки Бунина пронизаны напряженностью. Сквозь них просвечивается старание сказать что-то новое и сказать это красиво. Но вместо этого строки и рифма ломаются, а мысль неясна:
     Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
     Вечно лишь солнце, земля и ее красота
     Вечно лишь то, что связует незримою связью
     Душу и сердце живых с темной душою могил.
Читая эти строки, приходит мысль, что Бунин более удачлив в прозе. Все критики, комментирующие поэзию Бунина, восхищаются глубоким философским смыслом, заложенным в строки этого стихотворения. Я пытаюсь, но не могу его уловить. У меня создается впечатление, что Бунин по ошибке или умышленно смешал прозу с поэзией.
     Я не сомневаюсь в том, что Бунин был прекрасным ценителем родной русской природы, возможно, гораздо больше, чем Пушкин. Но тема сочинения - это изображение природы в их лирике. На мой взгляд, в поэзии этих двух художников невозможно найти что-то общее. Гений несравним ни с кем. Мы не можем найти общее между небом и землей, кроме того, конечно, что и то, и другое необходимо нам. Так же и в поэзии: нет ничего связующего гениальное и дилетантское. Но так же, как хорошее, должно быть и плохое для того, чтобы явственно смогли ощутить широкую грань между ними. Я считаю, что никто не сумеет достичь того совершенства, которого достиг великий поэт.
     Мое сочинение - это не стремление выделиться, а собственная точка зрения. Но я допускаю мысль о ней, как о спорной, так как мое размышление могло руководствоваться обыкновенным непониманием и незнанием литературы, в частности, поэзии.


Рецензии