Пушкин и Бунин
Изображение природы в лирике Пушкина и Бунина.
(контрольные работы по литературе и русскому языку 11 "в" класса. 1999 г.)
Природа - одна из вечных тем в поэзии всех времен. Каждый поэт, как и художник, старается изобразить ее по-своему, старается открыть в ней то, чего другие не могли бы заметить. У некоторых поэтов это получалось, а некоторые страдали от сознания несамостоятельности своих произведений.
Тема сравнения лирики Пушкина и Бунина, на мой взгляд, очень сложна, так как эту связь можно сравнить со связью между отцом и сыном. Сын, безусловно, личность и может быть индивидуальным в деле, которое он унаследовал, которое он не создает, а продолжает.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Какие глубокие, богатые, тонкие строки Пушкина в изображении наступающей зимы. Образ "увянувшего поля" придает пушкинскому описанию глубоко личный, грустный оттенок. Изображение родной русской природы никогда не является самоцелью для Пушкина, а является предметом для выражения своего настроения. Бунин же просто описывает окружающий мир, мало связывая его с собой. Его стихи - это констатация фактов:
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней... А кругом поют
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
"Осень" является замечательным по своему совершенству и глубине мысли стихотворением, в котором красота русской природы сливается с ощущением жизни:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Проникновенно глубоки и красочны в этом стихотворении образы русской золотой осени. У Пушкина не просто увяданье, а увяданье пышное, праздничное, торжественное. Не просто красные и желтые, а "в багрец и в золото одетые леса". Как Бунин во многом повторяет Пушкина в изображении ночи, но даже это повторение не столь красиво и звучно:
Бледнеет ночь... Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее ли, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Бунин не хочет или не может сказать больше, чем есть. Он не словоохотлив. Не горит и не жжет его поэзия, в ней нет пафоса. Зато какие у Пушкина громкими могут быть строки:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает,
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.
Вводится соответствующий теме, теме общественно-политических настроений, ночной пейзаж со звездой полуночи, туманом и мрачной Невой.
У Бунина преобладающий мотив в поэзии - богатый мир родной природы. Бунин всячески пытается через рифму передать свое ощущение красоты природы и окружающего мира, стремится запечатлеть его краски и цвета. Очень редко его порывы к единению с природой, восторги перед ее красотой сопровождают раздумья о бренности жизни, о текучести и кратковременности всего и вся:
Пройдет моя весна, и этот день пройдет.
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет, - восклицает Бунин в стихотворении "Лесная дорога".
Пушкин всегда сравнивает какие-то моменты в жизни природы с собой: чувство одиночества и душевной тоски находит свое выражение в образе одинокого листка:
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
Лирическое начало, которое и отличает лирическое произведение от описания того или иного явления природы, окруженной поэта действительности или его внутренней духовной жизни, трудно поддается определению. Лирическое отношение Пушкина к действительности - вот что привлекает нас в его произведениях прежде всего.
Бунину же надо отдать должное в том, что для него мир все равно прекрасен даже в минуты отчаяния.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
Неплохо, но слишком просто. Поэт пытается нам сказать, что он черпает творческую силу и бодрость в природе. В этих строках все-таки прослеживается чужое определение. Там, где Бунин пытается заявить собственные принципы, он менее всего оказывается самостоятельным. Зато Пушкин всего одной строкой объясняет нам взаимосвязь с природой и вдохновением: "И с каждой осенью я расцветаю вновь".
Поэзия у Бунина спокойная, без событий; жизнь в ней медленная и плавная. Поэзия же Пушки на дышит пламенем; она кипит жизнью:
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Стихи Пушкина отличаются предельной непринужденностью, естественностью, простотой. Строки Бунина пронизаны напряженностью. Сквозь них просвечивается старание сказать что-то новое и сказать это красиво. Но вместо этого строки и рифма ломаются, а мысль неясна:
Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и ее красота
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил.
Читая эти строки, приходит мысль, что Бунин более удачлив в прозе. Все критики, комментирующие поэзию Бунина, восхищаются глубоким философским смыслом, заложенным в строки этого стихотворения. Я пытаюсь, но не могу его уловить. У меня создается впечатление, что Бунин по ошибке или умышленно смешал прозу с поэзией.
Я не сомневаюсь в том, что Бунин был прекрасным ценителем родной русской природы, возможно, гораздо больше, чем Пушкин. Но тема сочинения - это изображение природы в их лирике. На мой взгляд, в поэзии этих двух художников невозможно найти что-то общее. Гений несравним ни с кем. Мы не можем найти общее между небом и землей, кроме того, конечно, что и то, и другое необходимо нам. Так же и в поэзии: нет ничего связующего гениальное и дилетантское. Но так же, как хорошее, должно быть и плохое для того, чтобы явственно смогли ощутить широкую грань между ними. Я считаю, что никто не сумеет достичь того совершенства, которого достиг великий поэт.
Мое сочинение - это не стремление выделиться, а собственная точка зрения. Но я допускаю мысль о ней, как о спорной, так как мое размышление могло руководствоваться обыкновенным непониманием и незнанием литературы, в частности, поэзии.
Свидетельство о публикации №118042200125